Реферат Курсовая Конспект
Два взгляда на роль бизнеса в обществе - раздел Культура, Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ Управленческая Этика - Это Система Теоретико...
|
Управленческая этика - это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем бизнеса и управления. Основополагающими ее принципами являются гуманизм и демократизм, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе.
Нравственное здоровье руководителя имеет особую важность по двум причинам:
1. Руководитель служит примером для подчинённых. Поэтому они будут вести себя соответствующим образом.
2. Единственное нарушение этических норм руководителем подчинённые запомнят навсегда.
Этика бизнеса подразделяется на три основных направления:
- социальная ответственность менеджера по отношению к человеческому сообществу в целом;
- социальная ответственность перед людьми, живущими в своей стране;
- социальная ответственность перед работниками данного предприятия.
Социальная ответственность личности предполагает определенный уровень добровольного отклика на проблемы конкретных людей и человеческого общества в целом как их совокупности.
Это определение справедливо для бизнесмена или менеджера как личности, так и для организации в целом как совокупности личностей.
Существуют две различные точки зрения на достаточный уровень социальной ответственности предприятия.
Первая гласит, что организацию можно считать социально-ответственной, если она стремится максимально увеличить свои прибыли, не нарушая официальных законов и норм государственного регулирования.
Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты своего воздействия на работников, потребителей и местные общины, в которых осуществляется ее деятельность, а также вносить вклад в решение социальных проблем в целом.
Сторонники этой точки зрения считают, что предприятие должно демонстрировать не только высокие экономические результаты, но и достижения в решении социальных целей общества.
Преобладание того или иного подхода менялось в зависимости от состояния внешней среды.
Так, в годы депрессий главной задачей предприятия становится элементарное выживание. Здесь важнейшими для общества были экономические факторы – прибыль и рабочие места.
Подход к социальной роли бизнеса стал изменяться в 50-х годах. Это было обусловлено сотрудничеством крупных собственников и правительств во время и после войны 1941-1945 гг. Основным принципом стал принцип, предложенный в 30-е годы Д.М. Кейнсом: «Поддержание стабильного уровня жизни основной массы населения за счет ограничения темпов роста доходов богатых».
До этого господствовал принцип: «Неограниченные темпы роста доходов богатых при снижении уровня жизни основной массы населения». В этот период в ряде государств Запада были созданы комитеты по экономическому развитию. С их помощью расширилось участие делового мира в решении проблем социальной и государственной политики.
В это время появилась книга Р. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена». Он показал, как принцип социальной ответственности можно распространить на бизнес, а учет социальных целей при принятии деловых решений может принести и социальные, и экономические выгоды обществу одновременно.
В 70-х годах, когда предложение товаров стало превышать платежеспособный спрос населения на них, в общественном мнении появилась оппозиция миру бизнеса, связанная с загрязнением окружающей среды промышленными отходами; финансированием ТНК военных группировок в странах третьего мира с целью последующего льготного использования рынков сырья и дешевой рабочей силы для получения сверхприбылей; нищетой и голодом в странах «третьего мира»; коммерциализацией культуры; расходованием на конкурентную борьбу миллиардов долларов, на которые можно было бы накормить всех бедных и т.д.
В развитых государствах существует масса обществ и комитетов (потребителей, групп общественного давления, «зеленых», средств массовой информации, местных религиозных общин), которые могут активно влиять на организации, забывающие о социальной ответственности. Поэтому многим фирмам приходится иметь комитеты по связям с общественностью и постоянно получать информацию обратной связи на те или иные свои действия.
Более того, в обществе сложилось определенное представление о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной (иначе может последовать бойкот).
Следовательно, организация должна ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность труда; гражданские права, защита интересов потребителя и т.п.Необходимо различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической понимается выполнение конкретных законов и норм государственного регулирования, определяющих, что организация может делать, а что не имеет права. По каждому вопросу существуют сотни нормативов, определяющих, например, сколько токсичных веществ данного вида может содержаться в промышленных стоках; каковы нормы при приеме и увольнении с работы и т.д.. Организация, выполняющая данные требования, ведет себя юридически ответственным образом, но она не будет при этом автоматически считаться социально ответственной, так как это подразумевает добровольный отклик.
Таким образом, уровень социальной ответственности предприятия зависит от морального и этического уровней личности его руководства.
Экономическое благополучие предприятий на Западе все крепче связано с социальной ответственностью пред обществом. Эта точка зрения отражена в высказывании главы фирмы «Проктер энд Гембл»: «Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу».
В истории человечества известны две основные схемы развития социальных (т.е. общественных) программ:
- централизация большей части средств в виде налогов на государственном уровне и дальнейшее перераспределение на социальные нужды;
- децентрализованная благотворительность отдельных состоятельных собственников.
Основа – личностные ценностные ориентации, определяемые как общие убеждения относительно добра и зла. Здесь главное – этичность руководителя, т.е. уровень принципов, определяющих правильное и неправильное поведение.
Каждая организация устанавливает свою собственную систему ценностей. Обретая плоть, эта система составляет корпоративную культуру или нравственный облик организации. Как и более крупное общество, организация стремиться иметь свою мораль, обычаи и запреты. Здесь всегда верен принцип «Рыба тухнет с головы».
4.2. Гражданское и профессиональное мировоззрение управляющего – основа его личностного и делового поведения
В свое время французский писатель-фантаст Жюль Верн написал, что развитие нравственности должно опережать развитие науки. Всемирный опыт предпринимательства свидетельствует, насколько эффективны управленческие действия, когда они основываются на принципе справедливой оценки труда.
Как правило, чем мудрее и опытнее становятся люди, тем больше их внимание привлекают этические проблемы.
На Западе и у нас активно разрабатывались и этические принципы, и нормы служебной и административной этики. Здесь, в частности, акцентируется внимание на недопустимость наличия у менеджера качеств, имеющих повышенную социальную опасность: нескромность, хамство, жадность, высокомерие, злоупотребление властью, необъективный подбор кадров.
З.Фрейд выдвинул идею о том, что главная внутренняя программа человека – получение удовольствия и это обусловлено биологическими механизмами функционирования человеческого организма. После достижения удовольствия завершается цикл по достижению цели.
Вот тут на первое место и выходит мировоззрение и характер конкретной личности, т.е. духовность личности предопределяет склад ее удовольствий. Ей ничто человеческое не чуждо, но духовно-возвышенная личность склонна испытывать потребность в удовольствиях, освобожденных от примитивности и вульгарности.
Исследования показывают, чем выше духовный потенциал человека, тем большее удовлетворение он получает от созидания, альтруизма знания и созерцания окружающей природы.
Иностранные специалисты по научному менеджменту при обозначении основных условий, требующихся для создания здоровой организации, выделяют наличие у претендента «зрелой управленческой философии». Ее основа – система убеждений, определяющих понимание управляющим своего места и роли в цивилизованном обществе.
Известный русский философ Н. Соловьев писал еще в начале ΧΧ века, что для деловых людей «недостаточно естественной связи с экономическими отношениями, а нужно сознательно направлять их к общему благу».
Служебная репутация бизнесмена и менеджера складывается из многих составляющих. При этом основной индикатор – его ежедневное поведение и поведение в экстремальных ситуациях. Это поведение – реальный нравственный ориентир для подчиненных. Люди оценивают друг друга не по тому, как они рассуждают, а по тому, как поступают.
Нравственный облик руководителяможно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.
Общиенравственные качества:
- патриотизм – верность Отечеству, бережное отношение к окружающей среде;
- гуманизм – признание суверенности личности и ее достоинства, вера в доброжелательность;
- справедливость – объективная оценка качеств и поступков, самокритичность.
Указанные качества – это три столпа, на которых воздвигается нравственный облик руководителя.
Конкретныенравственные качества:
- гражданская совесть – обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;
- нравственная воля – умение добиваться цели, развитый самоконтроль;
- профессиональная честность – деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза;
- коллективизм – организованность, общительность;
- мужество – смелость, умение переносить неудачи;
- принципиальность.
Эта группа нравственных качеств помогает руководителю, дорожащему своим моральным обликом, понять, какие нравственные качества он должен у себя выработать.
Специфическиенравственные качества:
- трудолюбие – личный пример отношения к служебным обязанностям;
- скромность – критическое отношение к своим заслугам;
- ответственность – единство слова и дела;
- щедрость – бескорыстность;
- оптимизм – вера в себя и людей;
- великодушие – терпимость к недостаткам других, умение не быть злопамятным.
Специфические нравственные качества ориентированы на технологию общения руководителя, на эффект его обаяния. Они производные от общих и конкретных нравственных качеств.
Структурообразующие компоненты гражданского мировоззрения личности перечислены ниже:
1. Признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к независимой.
2. Бережливое отношение к природе и ее животному миру, активная экологическая деятельность.
3. Неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод.
4. Законопослушание и поддержание правопорядка.
5. Постоянное стремление к овладению научными знаниями и их разумное практическое использование.
6. Стремление к личностному самоутверждению, вера в себя и в людей, оптимизм.
Профессиональное мировоззрение выступает как привязка вышеизложенных принципов к функциональному содержанию управления.
Ли Якокка в книге «Карьера менеджера» утверждает, что управление – это ни что иное, как «настраивание других людей на труд». Он считает, что умение обходиться с людьми – это суть процесса управления, а единственное назначение руководителя – «побуждать к деятельности других людей».
Это, конечно, не значит, что он не выполняет больше никаких функций, имеющих отношение к технике, финансам, сырью и т.д. Но успех этой деятельности предполагает наличие работоспособного трудового коллектива, доброжелательных контактов с потребителями. В.М. Шепель сформулировал 6 гуманистических заповедей современного руководителя. Вот они:
1. «Личное достоинство каждого неприкосновенно».
Достоинство – это представление о своей ценности для общества, праве на уважение к себе со стороны других. Чем личность меньше испытывает ограничений своих возможностей, тем больше ее шанс раскрыть свой природный потенциал, свою духовность.
2. «Постоянное изучение людей, их потребностей и нужд».
Видение в человеке только исполнителя неизбежно ведет к стиранию в сознании руководителя его уникальности. Это усложняет, а иногда делает невозможным подобрать эффективный ключ для максимального раскрытия потенциала сотрудника.
3. «Главное в общении – завоевать доверие людей».
Доверие – психологическая основа авторитета личности руководителя.
4. «Справедливость и совесть в союзе с волей – гаранты человеческой и деловой порядочности»
5. «Умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого мастерства»
6. «Личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования – свидетельство ресурсной перспективности руководителя.
Личный положительный пример руководителя увеличивает доверие к нему людей. Слово и дело человека не должно расходиться.
В истинно цивилизованном обществе ничья личность не приносится в жертву интересам целого. Интересы всех гармонично примирены и все люди свободны.
Практика показала, что поклонение рыночной стихии разрушает такие нравственные ценности, как доверие к людям и порядочность.
Рынок выполняет регулирующие функции только отчасти. Главенство частного интереса (генеральные цели) – индивида, группы, корпорации, сословия, государства – неизбежно ведет к утверждению индивидуального и национального эгоизма.
Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из них являются профессиональные моральные кодексы.
После тщательного анализа влияния христианских норм на эффективность бизнеса во многих компаниях были составлены свои кодексы. Наиболее известные кодексы принадлежат компаниям «Ай Би Эм», «Секьюрити Пасифик Корпорэйшен», «ЮНИЛЭВЕР».
Обобщенный опыт этих кодексов лег в основу «Десяти заповедей для бизнеса». В целях распространения идей и принципов нравственного бизнеса был создан Исполнительный Руководящий Фонд (Executive Leadership Foundation), первым президентом которого является Нимрод Макнайер, впервые опубликовавший свой кодекс в 1973 году. Он адресован в первую очередь людям, занимающим в бизнесе руководящие посты.
4.3. Американские протестанты и русские старообрядцы – религиозные основы этики ведения бизнеса
В начале XIX в. многие из ранее соединенных функций стали специализированными. Появились оптовые торговцы, банкиры, все более важную роль стали играть посредники, брокеры. Однако наибольшим влиянием пользовались оптовики, которые управляли потоками товаров и аккумулировали в своих руках значительные капиталы. Эти средства шли на финансирование промышленности: первых металлургических заводов, текстильных фабрик, железных дорог. По мере того как росла промышленность, а с ней и значение промышленного капитала, роль коммерсантов уменьшалась. Но свою историческую миссию в формировании предпринимательства они выполнили. Надо сказать, что это был нелегкий и далеко не идиллический процесс. Свое дело начать было легко, но столь же легко было и разориться. В связи с постоянным притоком иммигрантов, большинство из которых не имело высокой квалификации, конкуренция среди начинающих коммерсантов была огромная и выживали из них как предприниматели далеко не все. Тем выше ценился успех. Поэтому большим уважением и соответственно доверием и кредитом пользовались self made men (творцы своей судьбы). Опираясь на работы М. Вебера, остановимся подробнее на основах протестантской этики, сопоставив ее с трудовой этикой российских предпринимателей — купцов, описанной выходцем из этой среды — П. Бурышкиным в его книге «Москва купеческая». Проведем это сопоставление по некоторым наиболее важным компонентам: отношению к делу и материальным благам. У обеих групп — западных (в том числе американских) протестантов и русских купцов — они объединены глубоко религиозным отношением к миру.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Два взгляда на роль бизнеса в обществе
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов