Эволюционизм Г.Спенсера и его однолинейная и многолинейная модель культуры.
Эволюционизм Г.Спенсера и его однолинейная и многолинейная модель культуры. - раздел Культура, Культурология в системе гуманитарного знания Ге́рбертспе́нсер (Англ. Herbertspencer; 27 Апреля ...
Ге́рбертСпе́нсер (англ. HerbertSpencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.
Эволюцион́изм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов.
Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.
Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.
Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
Проанализировав первые теории культуры, хотелось бы подчеркнуть одно обстоятельство. Та или иная теория культуры, будучи какое-то время популярной, не пропадает бесследно, подобно исчезнувшим культурам. Она просто уходит на второй план, занимает свою "экологическую нишу" в культурологии. Таким образом сам процесс развития теорий культур не является линейным и не есть переход от одних типов объяснения к другим. Это многонаправленный процесс, нередко параллельного развития концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась культурология.
В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Он выполнил свое назначение - утвердил новый взгляд на развитие культур, и особенно на эволюцию такого их важного элемента, как религия.
Принято выделять три типа эволюц. концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последоват. развития социокультурных систем (напр., классич. “дикость — варварство — цивилизация”). В наст.время она не используется. Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в наст.время весьма широко.
Гуманитарное знание сформировалось в веке деление на типа знания о душе и культуре После изучения знаний о душе и культуре в веке... гг в Европе происходил гуманитарный симпозиум на котором... Культурология как дисциплина изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса...
Наука культурология и её междисциплинарные связи
Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика
Элитарная культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая
Народная культура
Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творен
Массовая культура
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, т
Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая ку
Методы культурологических исследований
К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой полови
Функции,формы и категории культуры
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания"
Вопр. № 19
Норберт Элиас - немецкий социолог, один из ведущих представителей исторической социологии и интеграционного подхода в социологии.
Понятие «цивилизация» применяют по отноше
Культурные нормы
Люди сами создают различные культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение
Теория волнообразной социокультурной динамики сорокина
Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие з
Гумилев и его теория пассионарности
Становление теории пассионарности
Лев Николаевич Гумилев был великим историком, этнографом и этнологом. Занимаясь исследованиями развития отдельно взятых этносов, он предложил свою теорию
Quot;Человек играющий": игровая концепция культуры Й. Хейзинга
Игра - прежде всего свободная деятельность.
Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом(1872-1945гг.) в работе, “Hom
Формы интеграции и ассимиляции
Интеграция – Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными клас
Виды социокультурной коммуникации.
Социокультурная коммуникация- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и
Инновации культуры
Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования.
Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответств
Маритин Хайдеггер и его теория культуры в сочинении бытие и время
Проблема культуры рассматривается X. в контексте его учения о бытии и обоснования сущности совр. техники. Полное “забвение истины бытия”, которое угрожает человечеству в совр. “техн. цивилизации”,
Диалектика системы: культура-общество-человек.
культура является сложным социальным явлением. Одно из основных противоречий культуры состоит в том, что она, несмотря на непрерывность ее существование, имеет непреодолимый и неизбежный предел в к
ТЕАТР АБСУРДА САМЮЭЛЯ БЕККЕТА
Самюэль Беккет (1906-1989) – ирландский писатель, драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Лауреат многих литературных премий, в том числе Нобелевской в 1969.Писал на английско
ВОПРОС 65
ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ: ТИП «ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Герберт Маркузе (1898 – 1979) - немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.Формирование взгляд
Вопр.№ 67.
Типология культур М.Мид выделение трех типов культур. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность воспроизводится неизменным образом. Само воспитан
Вопр. № 68.
Слово «примат» латинского происхождения и обозначает «преимущественное значение». Его используют редко и в разных словосочетаниях, например, примат духовности или
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов