рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОПРОС 65

ВОПРОС 65 - раздел Культура, Культурология в системе гуманитарного знания Герберт Маркузе: Тип «Одномерный Человек» Герберт М...

ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ: ТИП «ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Герберт Маркузе (1898 – 1979) - немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей М. Хайдеггера и особенно Г. Гегеля и З. Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, М. широко использует его категории и некоторые идеи, интерпретируя их часто в духе современной буржуазной философии и социологии. Согласно М., развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового "одномерного человека" с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым "сдерживать и предотвращать социальные изменения". Включаясь под воздействием навязываемых ему "ложных" потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма "интегрируется" в социальное целое и утрачивает свою революционную роль. В этих условиях революционная инициатива, по М., переходит в рамках "развитого" общества к "аутсайдерам" (люмпены, преследуемые национальные меньшинства, безработные и т. п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революционные инициативы выступают обездоленные массы "бедных" стран, противостоящие "богатым", к которым М. причисляет и империалистические и развитые социалистические страны. Рассматривая институты буржуазной демократии как инструмент ненасильственного подавления оппозиции, М. настаивает на "радикальном отказе" от легальных форм борьбы как "парламентской игры". М. отрицает революционную роль марксистских партий развитых капиталистических стран и революционную сущность их политических программ.

Основные произведения: «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932), «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Советский марксизм: критический анализ» (1958), «Одномерный человек» (1964).

Книга «Одномерный человек»фактически стала путеводной звездой, кодовым знаком, своеобразной Библией, набиравшего тогда силу движения «новых левых», пик которого пришелся на конец 60-х — начало 70-х.В «Одномерном человеке» Г. Маркузе пытается дать социально-политический портрет развитого индустриального общества с точки зрения осовремененного неомарксизма и «критической теории», намеченной в работах сотрудников Франкфуртского института социальных исследований. Как признался потом, в одном из интервью сам Маркузе, в качестве прототипа он взял США.

КРАТКО: ВЗГЛЯДЫ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В КНИГЕ:

1. В современном обществе все люди по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям.

2. Общество называется свободным (имеется в виду либеральное общество), в то время как на самом деле в обществе царит завуалированныйнеототалитаризм — общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида.

3. Потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом собственных потребностей.

4. Для позитивного изменения общества человек должен совершить «Великий Отказ» — изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности.

Основная идея, которая лейтмотивом проходит через всю книгу — эта концепция «одномерности». Анализируя по всей своей книге современный (вернее сказать, корпоративный капитализм 60-х годов, который, в принципе, сейчас стал ещё более корпоративным и одномерным), Маркузе приходит к выводу, что всё более возрастающий уровень жизни и потребления в развитых странах Запада, успешное создание буржуазными правительствами «общества потребления» и «общества благоденствия»явно отрицательно сказываются на перспективе социалистических революций в этих странах.При этом Маркузе указывает на всеобщую интеграцию основных оппозиционных сил общества. Любой индивид, который не хочет быть выброшен «одномерным обществом» на его задворки, всячески пытается избежать какой бы то ни было оппозиционной деятельности и нонконформизма, в рамках «репрессивной толерантности» западного капитализма.

Особенностью эволюции позднего капитализма является её автономный и одновременно тотальный характер, где все возможные внутренние источники протеста, в том числе и со стороны традиционного пролетариата, «погашены», привязаны к уже достигнутому наличному уровню благ и потребностей, и безальтернативному сценарию дальнейшего прогресса. Исходя из этого, Маркузе делает вывод, что традиционная с точки зрения классического марксизма революционная среда промышленного капитализма западных стран — крупнопромышленные рабочие — медленно, но уверенно интегрируются в «общество всеобщего благоденствия».

 

Маркузе оговаривается, что внешнее сглаживание классовых противоречий в развитых странах Запада, которое может произвести субъективное ощущение полного исчезновения классовых и социальных противоречий в рамках «государства благоденствия» (как об этом в то время кричала социал-демократическая и либеральная пропаганда в духе Р. Арона или У. Ростоу), на самом деле не уничтожает классовых противоречий в рамках «welfarestate» а просто заставляет их принять другую форму. «Если рабочий и его работодатель наслаждаются одной и той же передачей по телевизору, пользуются одной и той же зубной пастой и посещают одни и те же увеселительные заведения, если негр владеет машиной «кадиллак», если машинистка одевается столь же привлекательно как и дочь её хозяина, — то тогда это «уравнивание» означает вовсе не исчезновение классов, а лишь степень участия порабощенного населения в обществе потребления и воспроизводстве ложных потребностей!».

Кроме того, Маркузе делает оговорку, что степень интеграции промышленных рабочих в высокоразвитый потребительский капитализм неодинакова в разных странах Запада. Так, например, «в США интегрированность рабочего класса уже зашла настолько далеко, что ни о каком революционном сознании не может быть и речи, — в то же время, во Франции или Италии ещё сохраняются значительный революционный потенциал в среде традиционного рабочего класса, что связано с меньшим уровнем развития «общества потребления» в этих странах». Таким образом, степень интегрированности зависит от степени развития «общества потребления» и «общества благоденствия».

Помимо этого Маркузе обращает свое внимание на Третий мир, представляющий, по его мнению, колоссальный глобальный аутсайдер мирового масштаба, страдающий от империализма, войн, голода, отравленной природы, слаборазвитости, чудовищной экономической эксплуатации со стороны стран западного «золотого миллиарда». Третий мир Маркузе противопоставил западному Первому миру, населенному сытым мещанским самодовольным, самовлюбленным стадом — «средним классом». Таким образом, Маркузе одним из первых с марксистских позиций чётко определил проблему «богатый Север — бедный Юг» (Первый мир — Третий мир, «нации-буржуа» — «нации-пролетарии», «мировой город» — «мировая деревня»), чётко указав, что Первый мир (включая и «средний класс») выступает в роли коллективного эксплуататора по отношению к Третьему миру.

По ходу книги Маркузе красочно анализирует социокультурную жизнь «одномерного общества». «Посмотрите, что произошло с представителями творческой интеллигенции в одномерном обществе. Если в 19 веке писатель — это был свободомыслящий интеллектуал, который подходил к реальности с позиций критического реализма, то теперь это просто такой же представитель рынка рабочей силы, монотонно, по заказу буржуазии, её корпораций и рыночного спроса, — выполняющий свою работу и получающий за это свою долю участию в «обществе благоденствия»». По мнению Маркузе, «одномерность» начинает влиять и на подсознание «одномерных роботов» одномерного общества, живущих по законам репрессивной терпимости. «А теперь», — восклицает Маркузе, — «посмотрите на язык, на котором говорят люди в одномерном обществе, — ведь в этом обществе люди не имеют собственного языка — они говорят и думают языком газеты, рекламы, телевидения и т.д.!». В конечном итоге, одномерность не может вызвать ничего, кроме отвращения!

Выводы, сделанные Маркузе в конце книги, не дают однозначного ответа на вопрос, всё ли потеряно с точки зрения революционной перспективы в империалистических странах Запада.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология в системе гуманитарного знания

Гуманитарное знание сформировалось в веке деление на типа знания о душе и культуре После изучения знаний о душе и культуре в веке... гг в Европе происходил гуманитарный симпозиум на котором... Культурология как дисциплина изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОПРОС 65

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие культуры в культурологи, исторические этапы её развития.
Слово культура произошло от латинского cultura: «возделывание и обрабатывание земли» Во всех случаях раннего употребления слово «культура» означало культивирование или выращивание животных

Наука культурология и её междисциплинарные связи
Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика

Элитарная культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая

Народная культура
Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творен

Массовая культура
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, т

Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая ку

Методы культурологических исследований
К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой полови

Функции,формы и категории культуры
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания"

Quot;материальная цивилизация,экономика и капитализм"Ф.Броделя:феномен культурного бытия человека и повседневная культура
Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV- XVIII вв.», отстоящая от «Средиземноморья» на 30 лет, повторила и актуализировала успех, который выпал на долю этой более ранней работы, но так

Вопр. № 19
Норберт Элиас - немецкий социолог, один из ведущих представителей исторической социологии и интеграционного подхода в социологии. Понятие «цивилизация» применяют по отноше

Культурные нормы
Люди сами создают различные культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение

Социодинамика культуры в историческом процессе ,шкала времени социодинамических процессов.
В 19 веке в рамках эволюционизма возникло первое представление о развитии культуры. Данное представление абсолютизировалось. Поскольку учитывался только прогрессивный процесс в развитии культуры. Д

Теория волнообразной социокультурной динамики сорокина
Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие з

Гумилев и его теория пассионарности
Становление теории пассионарности Лев Николаевич Гумилев был великим историком, этнографом и этнологом. Занимаясь исследованиями развития отдельно взятых этносов, он предложил свою теорию

Наука синергетика и ее значение в формировании современной культуры.
Синерге́тика— междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подс

И.Р.Пригожин и его синергетическая модель в работе «Порядок из хаоса».
Илья́ Рома́новичПриго́жин(25 января 1917, Москва — 28 мая 2003) — бельгийский и американский физик и химик российского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, в

Эволюционизм Г.Спенсера и его однолинейная и многолинейная модель культуры.
Ге́рбертСпе́нсер (англ. HerbertSpencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи кото

Quot;Человек играющий": игровая концепция культуры Й. Хейзинга
Игра - прежде всего свободная деятельность. Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом(1872-1945гг.) в работе, “Hom

Аспекты коммуникации в культурологии: интеграция, ассимиляция, аккультурация.
Интеграцияобозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами. Под интеграцией часто

Формы интеграции и ассимиляции
Интеграция – Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными клас

Паравербальная коммуникация и ее основные средства для достижения определенных целей и намерений.
Под паравербальной коммуникацией понимают совокупность звуковыхсигналов, сопровождающих устную речь с их физическими и количественными характеристиками. Назначение паравербальной коммуникации заклю

Виды социокультурной коммуникации.
Социокультурная коммуникация- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и

Диалог культур в работе М.М. Бахтина « Эстетика словесного творчества».
Означенной проблемой в культуре интересовался М.М. Бахтин, придерживающийся той точки зрения, что познать суть явлений культуры как системы (а также отдельных культурных систем) возможно при помощи

О всеобщности диалога как основы всех речевых жанров. О невместимости понятия «диалог» в понятие «спор».
Бахтин возражает против «узкого понимания диалогизма как спора, полемики, пародии». Он утверждает: «Это— внешние, наиболее очевидные, но грубые формы диалогизма. Доверие к чужому слову, благоговейн

Инновации культуры
Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответств

Маритин Хайдеггер и его теория культуры в сочинении бытие и время
Проблема культуры рассматривается X. в контексте его учения о бытии и обоснования сущности совр. техники. Полное “забвение истины бытия”, которое угрожает человечеству в совр. “техн. цивилизации”,

Теория культуры в работах французских мыслителей : Ж Ж Руссо, Ж П Сартр
Мощным диссонансом оптимизму просветителейXVIII в. прозвучала критика культурных основ человеческого общества. Вдохновителем этой критики стал Жан-Жак Руссо (1712—1778). В основе концепции

Диалектика системы: культура-общество-человек.
культура является сложным социальным явлением. Одно из основных противоречий культуры состоит в том, что она, несмотря на непрерывность ее существование, имеет непреодолимый и неизбежный предел в к

ТЕАТР АБСУРДА САМЮЭЛЯ БЕККЕТА
Самюэль Беккет (1906-1989) – ирландский писатель, драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Лауреат многих литературных премий, в том числе Нобелевской в 1969.Писал на английско

ЮРГЕН ХАБЕРМАС: ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Ю́ргенХа́бермас (род. 1929) - немецкий философ и социолог.В центре философских размышлений Хабермаса — понятие коммуникативного разума.«Сознание», выступавшее в традиционной европейской о

Вопр.№ 67.
Типология культур М.Мид выделение трех типов культур. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность воспроизводится неизменным образом. Само воспитан

Вопр. № 68.
Слово «примат» латинского происхождения и обозначает «преимущественное значение». Его используют редко и в разных словосочетаниях, например, примат духовности или

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги