Реферат Курсовая Конспект
Шарлотта Йоко Бек - раздел Образование, Шарлотта Йоко Бек ...
|
Шарлотта Йоко Бек
ПРЕДИСЛОВИЕ
Счастливая жизнь — это успехи в любви и в работе, утверждал Зигмунд Фрейд. В то же время, важнейшие правила дзэн возникли из монашеской традиции, которая одинаково чужда и романтической или сексуальной любви, и уютной семейной жизни, и служебной карьере. Небольшое количество западных студентов, изучающих дзэн, живет в отдельных монастырских общинах с традиционным внутренним порядком. Они обычно заняты тем же, что и все люди: завязывают или прекращают отношения, меняют белье, договариваются о ссуде под залог, стараются найти более выгодную работу. И все же центры дзэн, принимающие таких студентов, сохраняют, как правило, некую ауру эзотерической отстраненности и самобытности. Черные одежды, бритые головы и традиционные монашеские ритуалы усиливают восприятие дзэн как экзотической альтернативы — именно альтернативы, а не улучшения или обогащения обычной жизни. Из-за того, что опыт и представления классического дзэн складываются в монастырской атмосфере, складывается и классический тип учителя, который не всегда находит общий язык с современными западными студентами в том, что касается их обычной жизни. Такой учитель может, сам того не желая, спровоцировать уклонение своих учеников от насущных вопросов, бегство от реальной жизни под предлогом поиска особых, полноценных переживаний. Если учению дзэн предстоит войти в западную культуру, то западная идиома «Коли дрова, носи воду» грозит постепенно превратиться в другую: «Делай любовь и рули вперед».
Но до тех пор, пока люди будут пытаться разбудить себя к настоящей жизни, к непосредственному переживанию текущего момента, — будет возникать и дух дзэн. В тихой улочке на окраине Сан-Диего, в маленьком невзрачном домике расцветает невидимый миру цветок. Исследование обычных человеческих отношений, распутывание дилемм карьеры и амбиций — применение дзэн в любви и в работе — вот сущность того «поразительно чистого и живого дзэн», которому обучает Шарлотта Йоко Бек.
Йоко Бек является создателем американского дзэн. Она родилась в Нью-Джерси, получила образование в бесплатной средней школе и Оберлинской консерватории, вышла замуж и посвятила себя семье. После развода с мужем сама содержала себя и четверых детей, работая учителем, секретаршей, администратором в большом университетском подразделении. Ей было далеко за сорок, когда она занялась практикой дзэн у Маэцуми-роши (позже сенсей) в Лос-Анжелесе, а затем у Ясутани-роши и Соэн-роши. Несколько лет она регулярно ездила из Сан-Диего в центр дзэн в Лос-Анжелесе. Природная сообразительность и неизменное старание обеспечили ей надежный успех; другие студенты высоко ценили зрелость и ясность ее ума, ее умение сочувствовать, и она постепенно сама включилась в учительскую работу. В конечном итоге она получила титул третьей Наследницы Дхармы Маэцуми-роши и в 1983 году перебралась в Центр дзэн в Сан-Диего, где и сейчас живет и работает.
Хорошо организованная жизнь американской женщины уберегла Йоко от патриархальных ограничений традиционного дзэн. Свободная от чувства собственной важности, без претензий, она преподает дзэн в той форме, которая демонстрирует древнее чаньское правило у ши — «ничего особенного». Открыв свою практику в Сан-Диего, она перестала брить голову и очень редко пользуется ритуальной одеждой и титулами. Вместе с учениками она продолжает развивать новую, американскую форму дзэн — традиционно строгую, но адаптированную к темпераменту и укладу жизни западного человека.
Беседы Йоко о дхарме являются образцом шокирующей простоты и беспощадного здравого смысла. Бе личная жизнь — это борьба и развитие, это многие годы постоянной работы с учениками, деятельное и сердечное участие в их поисках, ошибках и травмах и, как следствие, необыкновенная психологическая интуиция и профессиональное умение сразу найти нужные слова и яркие образы. Ее учение глубоко прагматично и сосредоточено не столько на медитативном постижении особых душевных состояний, сколько на развитии проницательности человека применительно к многомерной реальной жизни. Йоко уверена, что яркие духовные открытия, если они навязаны, искусственно организованы, не приносят в жизнь ни порядка, ни сострадания, а могут и навредить; она скептически относится к «силовым» методам спасения, к грубой ломке внутреннего сопротивления человека. Она предпочитает неспешное, но более надежное и здоровое развитие всей личности, в ходе которого психологические барьеры не обходятся стороной, а спокойно изучаются. Один из ее учеников, Элиху Дженмайо Смит, так передает ее мысли:
«Существует иная практика, которую я называю работа со всем., то есть с эмоциями, мыслями, восприятиями и ощущениями. Вместо вытеснения их из сознания и создания железной ограды, вместо их сквозного бурения мощным орудием нашей концентрации — мы открываемся им. Мы расширяем наше сознание всего, что происходит, шаг за шагом, от мысли к мысли, от появления к исчезновению, мы следим за сопутствующими эмоциями, и так все время. Вместо узкой фокусировки — предельно широкое осознание.
Задача состоит в том, чтобы стать более внимательным к происходящему внутри и снаружи. Мы следим и ощущаем то, что есть, и позволяем ему быть дальше, не пытаясь ни удержать его, ни осмыслить, ни оттолкнуть. Чем яснее мы видим характер наших ощущений, эмоций и мыслей, тем сильнее становится наша способность смотреть сквозь них без искажений».
Исходя из аксиомы равенства, Йоко видит себя не учителем, а проводником и отказывается от какого бы то ни было пьедестала. Наоборот, она рассказывает о собственных жизненных затруднениях, создавая тем самым человеческий микроклимат и вдохновляя учеников на поиски собственного выхода.
В этой книге собраны отредактированные магнитофонные записи неформальных бесед во время интенсивных уединенных медитаций, а также в ходе регулярных субботних программ. В этих беседах Йоко часто употребляет специальные термины: дзадзэн означает традиционную дзэн-медитацию и переводится как «сидеть», «сидение»; сангха — буддистское название общины или собрания людей, которые практикуют совместно; дхарма может быть переведена приблизительно как «истина», «познание», «правильный способ жизни». Уединения, именуемые сесин (от японского «подключиться к сознанию»), длятся от двух до семи дней и проводятся в молчании, исключая существенно необходимые контакты между учителем и учеником. Эти уединения начинаются рано утром каждый день и включают восемь часов сидения и практические занятия по медитации, то есть представляют собой весьма трудные личные испытания для учеников и, в то же время, мощное потенциальное средство пробужденя.
Йоко без особого уважения относится к романтической духовности, к идеализированным «просветлению и благодати» с их бегством от реальной жизни и страданий. Она очень любит повторять строку из Шойо року. «На иссохшем дереве распускается цветок». Через переживание каждого мгновения таким, как оно есть, человеческое эго постепенно угасает, уступая место открытию чуда повседневной жизни. Йоко преодолевает' этот путь вместе с нами, и ее слова, необычные своей обычностью, помогают найти дорогу. Это изысканная мудрость в простых одеждах.
Глава I
НАЧАЛО
Глава II
ПРАКТИКА
Глава III
ЧУВСТВА
ЛЮБОВЬ
Любовь — это слово, которое не слишком часто упоминается в буддийских текстах. И любовь (сострадание), о которой они говорят, — это не эмоция, по крайней мере, не то, что мы обычно подразумеваем под эмоцией. Это, конечно же, не то, что мы называем «романтической» любовью, которая имеет очень мало отношения к любви. Полезно исследовать, что же такое любовь и как она связана с практикой, поскольку два плода практики — мудрость и сострадание.
Мендзан Дзэньи (1683 — 1769 г.) был одним из величайших знатоков Сото дзэн. Больше чем просто одним из старейших мастеров — он придал ясность практике. Иногда мы читаем старинные тексты и выстраиваем картину практики, которая не имеет никакой связи с покупкой хлеба в бакалейной лавке. Слова Мендзан Дзэньи просты и понятны. Он говорит: «Когда благодаря практике вы до конца поймете реальность дзадзэн, застывший блок эмоции-мысли расплавится сам по себе». Однако он продолжает: «Если вы думаете, что вы сможете отсечь иллюзорную мысль вместо того, чтобы понять, как плавится эмоция-мысль, эмоция-мысль вернется, как если бы вы отрезали стебель былинки или ствол дерева и оставили живым корень». Многие люди неправильно понимают практику, как отсечение иллюзорных мыслей. Конечно, мысли иллюзорны. Но, как он говорит, если вы отсечете их, вместо того чтобы «понять как плавится эмоция-мысль», вы мало чему научитесь. Многие люди обладают небольшим опытом просветления, но так как они не поняли, как плавится эмоция-мысль, их повседневной пищей будут кислые плоды эмоции-мысли. Он пишет: «Эмоция-мысль является корнем заблуждений, упорной привязанности к одностороннему мнению, созданному нашим обусловленным восприятием».
Большая часть практики в Центре посвящена пониманию того, как плавится эмоция-мысль. Прежде всего, мы должны увидеть, что это такое. Это эмоциональные, сконцентрированные на себе мысли, которые мы все время плавим. Их отсутствие, утверждает он, и есть состояние просветления. Все без исключения, мы захвачены эмоциями-мыслями, но степень этой захваченное™ может быть очень разной. Существует большая разница между тем, кто захвачен ими девяносто пять процентов времени, и тем, кто захвачен пять процентов времени.
Строго говоря, взаимоотношения существуют со всем — с чашкой, с пледом, с горами, с людьми. Но сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях с людьми, потому что, похоже, они вызывают больше всего трудностей. И, если только мы не скрывались в течение двадцати лет в пещере, у всех нас есть взаимоотношения с кем-нибудь. В этих взаимоотношениях всегда есть немного искренней любви и немного ложной. Насколько искренна наша любовь, зависит от того, как проходила наша практика с ложной любовью, которая вскармливает эмоцию-мысль ожиданий, надежд и стремлений к улучшению. Когда мы не видим пустоты эмоции-мысли, мы ждем от взаимоотношений, что они помогут нам чувствовать себя лучше. До тех пор пока наши взаимоотношения питают наше представление о том, каким должно быть положение вещей, мы думаем, что это прекрасные взаимоотношения.
Когда мы живем рядом с кем-нибудь, таким мечтам остается не слишком много шансов. Проходят месяцы, и под давлением реальности мечта рушится. Оказывается, что мы не можем больше сохранять свое милое представление о себе или о своем партнере. Конечно, нам нравится сохранять идеальное представление о себе. Мне нравится верить, что я хорошая мать: терпеливая, понимающая, мудрая. (Если мои дети будут соглашаться со мной, я буду очень милой!) И, тем не менее, бессмыслица эмоции-мысли доминирует в жизни.
В частности, если говорить о романтической любви, эмоции-мысли просто отбиваются от рук. Я ожидаю от своего партнера, что он будет поддерживать мое идеализированное представление о себе. И когда он перестает это делать (что рано или поздно обязательно произойдет), я говорю: «Медовый месяц кончился. Что с ним случилось? Я не могу выносить того, что он делает». И я начинаю удивляться, почему я так несчастна. Мой партнер больше меня не удовлетворяет, он не отражает моего надуманного представления о себе, он не способствует моему комфорту и удовольствию. Ни одно из этих эмоциональных требований не имеет ничего общего с любовью. Когда картина разрушается — а это всегда происходит при более близких взаимоотношениях, — такая «любовь» обращается во враждебность и ссоры.
Итак, если мы вступаем в близкие взаимоотношения, время от времени мы должны быть готовы испытывать боль, потому что никакие взаимоотношения не удовлетворяют нас полностью. Нет никого, кто бы доставлял нам все те удовольствия, которые нам хочется получить. Что же делать в случае такого разочарования? Направлять практику на то, чтобы подходить ближе и ближе к переживанию своей боли, разочарования, разбитых надежд и разрушенных представлений. И это переживание абсолютно невыразимо словами. Мы должны наблюдать за содержанием мысли до тех пор, пока оно не станет настолько нейтральным, что мы сможем войти в прямое и невербальное переживание разочарования и страдания. Когда мы переживаем страдание непосредственно, начинается плавление ложной эмоции и возникает настоящее сострадание.
Выполнять обещания — это единственное, что мы можем делать для других. Чем дольше длится практика, тем более открытой и любящей становится душа. Когда развитие завершено (что означает, что в этом мире нет ничего, что вы взялись бы осуждать), это и есть состояние просветления и сострадания. Цена, которую мы должны за это заплатить, — это практика в течение всей жизни со своей привязанностью к эмоции-мысли — препятствию для любви и сострадания.
Глава IV
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
СУЩЕСТВУЮТ
Глава V
СТРАДАНИЕ
Глава VI
ИДЕАЛЫ
Глава VII
ГРАНИЦЫ
Глава VIII
ВЫБОРЫ
Глава IX
РАБОТА
– Конец работы –
Используемые теги: Шарлотта, Йоко, Бек0.056
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шарлотта Йоко Бек
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов