рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О чтении и разумении Св. Писания делами. Священномученик Сергий Мечев

О чтении и разумении Св. Писания делами. Священномученик Сергий Мечев - раздел Образование, ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ Во Имя Отца И Сына И Святаго Духа! Один Из Отцов Древнего Патерика, ...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Один из отцов Древнего Патерика, говоря о Священном Писании, выразился так: «Святые Отцы, жившие прежде, писали Св. Писание и исполняли его; другие, жившие после них, тоже писали Св. Писание, но исполняли его лишь наполовину. А вот пришел род сей — переписал Писание и положил его на окно».

Вот это и есть слово обличения для нас, которые к Св. Писанию именно так и относятся. Мы, или, вернее, род наш, не только смогли переписать Писание, но его даже перепечатали в великом множестве книг и, однако, мы его положили на окно, или на стол, или на полку, — и этим ограничились.

И постоянно приходится наблюдать не только среди простых верующих, но и среди нас, священников, подобное отношение к Св. Писанию.

Впрочем, и среди нас есть и такие, которые читают и стараются изучать Св. Писание, однако и эти впадают, как говорят Св. Отцы, «в великое искушение». Они, читая Св. Писание, воспринимают его не в истинном разумении, а своим собственным разумом.

Марк Подвижник так говорит об этом: «Закон свободен научать всякой истине, и многие читаю: его по-своему; но немногие разумеют, а по мере того, как исполняют заповеди...»

Как же это так? Как же это — читать по своему разумению, что написано в этом Законе, в Писании...

Вот тот же Марк Подвижник и говорит нам, что Закон читается «с помощью истинного разумения» — не с помощью своего разумения, которое каждого может быть различное, а с помощью «истинного разумения», а разумевается через исполнение заповедей, т.е. истинное разумение дается по мере исполнения Закона, по мере исполнения заповедей.

«Не нагим словом, а потом и трудами поучаются познанию Божественных истин», — говорит Иоанн Лествичник. «Не нагим словом» — стало быть, не словесным изучением, а «потом и трудами». «Старайтесь, — говорит тот же подвижник, — научаться разуметь делами Писание, более от трудов, а не от одних книг».

И Христос, когда учил, не давал Своим ученикам, и тем, которые за Ним следовали, читать те или иные книги — Он говорил: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим...».

Это же самое, о чем говорит и Марк Подвижник: «Слово Божественного Писания ты читай делами, а не многословием, или тщеславясь своим простым пониманием».

Мы, которые так далеки от дел, далеки от того, чтобы читать Божественное Писание делами, идем как раз по другому пути — мы, если и изучаем Св. Писание, то подходим к нему со стороны простого понимания, со стороны, как говорит в другом месте Марк Подвижник — «своего собственного разумения».

А, между тем, Закон Божий открывается нам по мере того, как мы входим в него своими делами. Вот почему св. подвижники и говорят нам, что нужно изучать не «нагим словом», а научиться познанию Божественных истин «потом и трудами». А так как мы, вернее, те из нас, которые изучают слово Божие, которые любят читать, подходят именно с этой стороны — со стороны своего собственного разумения, со стороны простого словесного книжного понимания, поэтому мы впадаем в ту ошибку, о которой предупреждали нас Св. Отцы.

Иоанн Лествичник говорит, что вновь начинающие духовную жизнь особенно подвергаются великой опасности, толкаемые злым духом, толковать Св. Писание.

Этот соблазн прежде всего действует на две категории людей: с одной стороны, на тщеславных, которые именно по своему тщеславию и хотят знать Св. Писание и потому толкуют его по своему собственному, а не по истинному разумению, толкуют его не делами, а словесно, по своему простом пониманию. «Они (злые духи), — говорит Иоанн Лествичник, — и делают это в сердцах тщеславных.

И есть еще одна категория людей, или род людей, впадающих в этот соблазн — это те, которые обучены внешним наукам. Эта обученность внешним наукам часто толкает их на изучение Св. Писания и толкования его путем простого внешнего понимания.

Именно по этим причинам Седьмой Вселенский Собор указывал на то, что в Церкви Св. Евангелие преемственно переходит от одного Св. Отца к другому, т. е. преемственно передается в своем толковании именно от одного «делателя» к другому.

«Кто сотворит и научит, тот великий наречется в Царствии Небесном».

Теперь понятно, стало быть, почему в Церкви не представляется возможность каждому иметь свое разумение Св. Писания — это разумение может быть у каждого свое, оно может быть не истинным, может быть основано только на чисто внешнем восприятии Закона, на его простом понимании, на том или ином тщеславном подходе к нему, или на применении тех или иных внешних наук.

А Св. Отцы говорят: «Слово Божественного Писания читается делами, а не многословием, тщеславием или простым пониманием». Все это — многословие, тщеславие и простое понимание учитывается Церковью, ибо это не есть истинное понимание в целом.

А потому и в отношении учителей Церкви, Церковь признает таковыми — отцами и учителями — не всякого, а руководствуется именно этим применением дела, о котором я только что говорил.

Максим Исповедник так говорит об этом: «Много нас, говорящих, но мало делающих», и далее о том, каким образом говорящий может исказить Св. Писание, не зная его, не изучая его своими делами, в угоду своей беспечности. Он говорит, что многие являются повинными в перетолковании Слова Божия в силу того, что делаются должниками своего собственного разумения. «Никто не должен, — говорит он, — искажать Слово Божие в угоду своей беспечности, а лучше исповедать свою немощь, не скрывая истины Божией, дабы в связи с преступлением заповедей не сделаться повинным в перетолковании Слова Божия».

Так говорит Максим Исповедник. И мы знаем, что многие великие подвижники, которые в начале имели именно большое, а может быть, слишком большое обучение внешним наукам, сами закрыли для себя толкование Св. Писания. Так, например, Арсений Великий был поистине одним из образованнейших людей своего времени и, однако, мы знаем, что он никогда не толковал Св. Писания, хотя имел к тому полную возможность. Вот поэтому он может служить примером того, о чем говорил Иоанн Лествичник: обученные внешним наукам больше всего подвергнуты соблазнам в отношении изучения и толкования Слова Божия.

Стало быть, подходя к Слову Божию, мы должны прежде всего помнить, что если мы желаем изучать Слово Божие, если мы желаем его читать — то мы должны его читать своими делами, а не тщеславиться простым пониманием. Если мы будем думать, что все эти заповеди мы не должны проводить в жизнь, а только указывать на них другим; что в Слове Божием написано то-то и то-то, что вы должны быть такими-то и такими-то — нам могут задать вопрос: — «А сами-то вы делаете так, или нет?»

И вот — «Кто же читает поистине Св. Писание?» — задает вопрос Марк Подвижник, — «Те, которые не считают себя должниками всех Христовых заповедей, читают Закон Божий только телесно, не разумея его».

Вот мы все не считаем себя должниками всех заповедей Божиих, а если мы изучаем Св. Писание, то мы просто накапливаем те или другие знания нашего Божественного Закона, а, между тем, это знание только тогда принесет нам пользу и тогда станет знанием истинным, а не ложным, будет основано не на простом своем собственном понимании и разумении, а на истинном — когда оно будет сопровождаться делами.

«Кто мало делает, — говорит Марк Подвижник, — ухищряется и говорит одни слова — тот богатеет неправедно, и труды его, по Писанию, «в дом чуждаго войдут». Стало быть, напрасно он ухищряется и говорит о Писании — это только одни слова и напрасно думает он, что богатеет. Он «не в Бога богатеет», и никакой пользы от своего знания он не получит, ибо это есть не истинное знание, потому что оно не сопровождается делами, а «Слово Божественного Писания познается делами».

Как же нам разуметь Божественный Закон и как же понимать то, что мы читаем? Понимаем мы тогда, когда «делами читаем Божественный Закон».

Если мы, мало-помалу, начнем делание во Христе, тогда постепенно будут открываться Тайны Божии, заключенные в Св. Писании. Но так как мы немощны, и нам трудно идти по этому пути одним, то нам нужно воспользоваться тем, что мы можем взять у тех, которые не только учили, но которые прежде всего творили — и вот у них мы и получим то, что нам нужно.

Вот почему, повторяю, и Церковь в лице Седьмого Вселенского Собора, говорит о том, что Евангелие преемственно передается в Церкви от одного Отца к другому.

И в отношении понимания Св. Писания — мы только тогда начнем понимать его, когда в возможной для нас мере начнем делами творить этот Закон, когда мы хотя бы в немногих заповедях, которые мы не только восприняли словесно, или, как говорит Иоанн Лествичник «нагим словом»», но над которыми поработали, если мы начнем изучать с этих заповедей, — тогда, мало-помалу, нам будет открываться и остальной Божественный Закон. Ибо мы подошли правильным путем со стороны не простого понимания, а со стороны духовного делания.

Поэтому каждый из нас должен начинать хоть с немногого, потому что: «Если ты делаешь добро, которое можешь, то и прочее откроется для тебя по порядку, будущее постигнется посредством того, что ты знаешь».

Нам неполезно, стало быть, прежде исполнения одной части Божественного Закона, которую мы понимаем, которая нами может быть выполнена, которую мы считаем, как сказанную не для кого-нибудь чужого, а для нас самих, против которой мы будем считать себя должниками — браться за дальнейшее. Лишь когда мы сочтем себя должниками этой заповеди и будем исполнять ее, лишь тогда, как говорит Марк Подвижник, мало-помалу, будет открываться и прочее. «Если ты делаешь добро, которое можешь и знаешь, — будущее постигнется посредством другого».

И потому необходимо проверить себя, как мы относимся к Священному Писанию.

Пусть те, у которых Евангелие лежит на полке, в шкафу или на окне — пусть поймут наконец, что ведь не для того мы держим Слово Божие у себя на дому, чтобы лежало оно в небрежении, как говорят об этом Св. Отцы Древнего Патерика. Пусть откроют они это Слово Божие, пусть начнут читать каждый день по одной хотя бы главе Св. Писания и пусть почувствуют себя должниками против всех заповедей Божиих. И когда начнут понимать они хотя бы в малой мере, и начнут исполнять Закон Божий хотя бы в одной малой заповеди — тогда постепенно откроется им и весь Божественный Закон.

И пусть те из нас, которые много читают Слово Божие, которые считают своей прямой обязанностью читать Слово Божие каждый день, пусть не тщеславятся простым пониманием, пусть обратятся к тем, которые правильно шли по пути изучения; к тем, которые сотворили и потом уже научили, и пусть так же помнят они (эти вторые), что только по мере того, как мы будем исполнять заповеди Божии, в наших душах мало-помалу будут открываться через деяние, через дела наши и остальные заповеди.

Тогда мы будем идти не путем простого понимания, не путем своего собственного разумения, а путем истинного разумения заповедей Божиих. Аминь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Русской Православной Церкви...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О чтении и разумении Св. Писания делами. Священномученик Сергий Мечев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как форма работы со студенческой молодежью
    Учебно-методическое пособие Издание третье, обновленное и дополненное     Москва, 2009

Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе
В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может най

Групповое чтение – образ современной молодежной работы.
Конечно, в работе с молодежью могут быть выбраны и другие пути – например, активная работа пастыря с клиросом[1], творческие студии, больничное служение или издательская деятельность, работа молоде

Основные формы работы
Евангельские чтения или беседы – формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является

Духовное окормление членов группы
Желательно, чтобы члены группы могли вовремя получить молитвенную помощь и духовный совет от священника, благословившего деятельность группы. Это возможно, если священник будет время от времени при

Руководство Евангельскими беседами и перспективы роста
Непосредственно вести группу Евангельских чтений может мирянин. Главное, на что ему нужно обратить внимание – это на образ руководства, который нам заповедан Господом. Руководитель не може

Модели деятельности группы
Оптимальной для совместного чтения Св. Писания является группа в 5-9 человек. При значительном превышении этого числа вдумчивое чтение Св. Писания становится сложным. Невозможно дать едины

Подготовка встреч
Для того, чтобы чтения прошли успешно, к ним нужно готовиться, как руководителю, так и членам группы. Обычно для одной встречи достаточно отрывка не более 10-15 стихов. В современных условиях удобн

Об отношении к Преданию Церкви
Начинающему ведущему может казаться, что хорошо подготовиться к встрече – значит подготовить конспект с обширными выписками из историко-филологических исследований, Св. Отцов, литургического предан

Проведение встречи
Важным является организация каждой встречи. Руководитель должен позаботиться о комфортной обстановке встреч, рассмотреть особенности размещения участников (лучше, если члены группы будут сидеть в к

Служение ближним
Служение ближним – весьма важная составляющая жизни любого христианина (1 Петр. 4:10), ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для иск

Совместные мероприятия
Вместе с тем, ничто так не сплачивает коллектив, как совместные мероприятия. Безусловно, хорошо, если само служение будет не личным делом каждого, но общим почином всей группы. Но общим делом может

Результаты участия в группе
Наша вера проявляется во взаимоотношениях. Евангельские беседы организуются не ради самого чтения Писания, а ради того, чтобы это чтение как-то изменило нашу жизнь – укрепило веру и помогло нам нау

Историчность Библии
Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 в. н.э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что о

Св. Писание в ряду прочих церковных книг
Именно в Св. Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Св. Писанию и из прочих книг именно Слово Божие

Богодухновенность Св. Писания
Исключительное положение, которое занимает Св. Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой. По-разному понималось, в каком смысле Св. Писание боговдохновенно. Некотор

Истина в Св. Писании
Истиной в Св. Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение настолько, насколько они значимы для и

Библия и жизнь в Церкви
Важно понимать, что Св. Писание – одна из составляющих Св. Предания Церкви: «Я не веровал бы Писанию, - говорит бл. Августин, - если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». Для п

Молитва и чтение
Вообще, Св. Писание - это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие – все единогласно свидетельствуют, что, читая Св. Писание, мы можем встретить Господа и познать Его

Цель чтения
Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к

Условия чтения
Первое условие – любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего. Отсюда чистота душ

Помощь комментариев
Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Цер

Некоторые технические моменты чтения Слова Божия
Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом Святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами (особенно важно так пред

Путь изучения Слова Божия
Святоотеческая традиция чтения Св. Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверх

Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Св. Писания.
Разные формы чтения Св. Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве. Изучение Св. Писания в группе

История церковного толкования Св. Писания
Остановимся несколько подробнее на методах толкования Св. Писания. Разница в толковании Св. Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы – семьдесят

Уровни восприятия библейского текста
Итак, мы увидели, что текст Св. Писания можно по-разному прочесть и истолковать. Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отр

Ограничения толкования
  Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийт

Плоды слушания и исполнения Слова Божия
Спаситель наш говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душа

Молитва перед чтением Слова Божия
Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от з

Молитва по соглашению
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: "Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли о всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Мо

Гибель народу без Слова Божия» Поучение старца Зосимы
(Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»)   Други и учители, слышал я не раз, а теперь в последнее время еще слышнее стало о том, как у нас иереи Божии, а пуще всего сел

Знание Писания приобретается не чтением комментариев, а очищением сердца. Авва Феодор, ученик преп. Пахомия Великого
(Писания преп. Иоанна Кассиана Римлянина, кн. 5, гл. 35) Желающий понимать Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Е

Правило касательно чтения Слова Божия. Святитель Тихон Задонский
Читающему книгу должно исполнить следующее: 1) Должен читать не много листов и страниц, ибо много про­читавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Ма­ло прочитывать

О чтении Св. Писания по утрам и ведении дневника. Святитель Феофан Затворник
(из книги «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», письмо 31) Что Вы утречком несколько времени посвящаете на чтение духовных книг, это очень добре. Но кто же это там у В

Как читать Евангелие. Митрополит Антоний Сурожский
(из книги «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия») Хочу сказать и о том, как читать Евангелие. Очень важно, приступая к делу, знать как можно лучше, как это дело выполнить. Я с

О совместном чтении Евангелия. Митрополит Антоний Сурожский
(из книги «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия») Теперь я хочу перейти к тому, как читать Евангелие сообща. И первый вопрос: надо ли читать сообща? Зачем нам вместе читать то

О приходской работе вне богослужений. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
(Из выступления перед молодежью в Нижнем Новгороде) Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Цер

Одно свидетельство. Мария С.
Знаешь, просто я вспомнила одну историю в связи с сегодняшней группойJ Рассказать захотелось, раз уж так вышло – про Евангелие, отношение к нему и т.д. У меня в голове всплыла эта очень старая исто

Первоисточники
· Св. Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. (предпочтительно с комментариями и приложениями брюссельского издательства «Жизнь с Богом» - т.наз. «Библия с комментариями») ·

О методике чтения и деятельности группы
· Басин И. Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. М., 1996 (сборник свидетельств из житийной литературы) · Бьянки Э. Молитвен

Как форма работы со студенческой молодежью
    Учебно-методическое пособие Издание третье, обновленное и дополненное   С автором можно связаться, обрати

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги