Реферат Курсовая Конспект
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ - раздел Образование, Отдел По Делам Молодежи Русской Православной Церкви ...
|
Отдел по делам молодежи
Русской Православной Церкви
Владимир Стрелов
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Духовно-просветительская работа со студенчеством.
Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией
Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать:
o вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви,
o укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины,
o вовлечению молодежи в служение,
o подготовке к миссионерской деятельности.
Практические аспекты организации групповых чтений.
Состав группы и привлечение новых членов
Первоначальный костяк группы составят прихожане, однако следует ориентироваться именно на людей, далеких от Церкви: хотя духовное назидание членов Церкви необходимо, основной упор должен быть сделан на миссионерские задачи по отношению к неофитам.
Самым эффективным средством распространения информации о группе служит связь через друзей и знакомых, личное приглашение людей через интернет, объявления недалеко от места встречи.
Финансовое обеспечение
Для того, чтобы обеспечить функционирование группы, ее члены создают общую кассу добровольных пожертвований. На полученные средства приобретаются Библии и литература, необходимая для подготовки к встречам, создается фонд для праздничных акций и поздравлений. По желанию членов группы и при наличии возможностей создается фонд для организации паломничеств и помощи нуждающимся. Распоряжаться этими средствами должен не один человек, а совет ответственных и разумных людей.
Заключение
Организация Евангельских чтений – нужное и необходимое дополнение к существующим формам приходской жизни. Для кого-то в этом может заключаться его служение Богу, и можно с дерзновением сказать, что руководство Евангельскими беседами может рассматриваться как нынешняя форма служения учительства в древней Церкви.
Однако пока такая форма работы с молодежью не получила достаточного распространения и поддержки на местах в нашей поместной Церкви. Зачастую ведущему и тем, кто возьмет на себя какую-то ответственность, придется сталкиваться с непониманием, неблагодарностью, критикой, как извне, так и изнутри собственной группы или прихода. Часто претензии будут обоснованными, ведь большинство молодых ведущих имеют мало опыта как ведения подобных групп, так и в целом опыта жизни в Церкви.
Справиться с подступающим разочарованием и унынием помогут друзья из самой группы, другие ведущие, священник, который видит плоды деятельности, молитва к Богу, размышление о том, что с такими и даже большими трудностями сталкивались и сталкиваются в своем служении и другие делатели нивы Христовой. Иногда следует просто взять отпуск для отдыха и уединения. Не стоит забывать, что, что основную работу в сердцах верующих совершает Бог, и в смирении нести высокое служение христианского просвещения и миссионерства, которое может привести в Церковь молодежь, дать молодому человеку почувствовать, что он востребован в общинной приходской жизни, открыть ему путь спасения.
Методические основы изучения Священного Писания
Самосвидетельство Св. Писания
Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Св. Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно использовать библейские богословские словари или хотя бы обратить внимание на 118 Псалом, 2 Тим. 3:16, Мф. 5:17-18.
Примерный регламент проведения групп по чтению Священного Писания
(выработан на совете ведущих Всероссийского молодежного лагеря «Феодоровский городок», подходит для чтения с большим количеством участников)
1. В качестве ведущих групп приглашаем тех, кто имеет некоторый опыт чтения Св. Писания в группе. Проводим совет ведущих, где читаем отрывок в первый раз, изучаем комментарии.
2. Проводим общее собрание, чтобы распределиться по группам. Просим всех желающих прийти без опоздания, чтобы группы были составлены равномерно и вовремя (желательно распределяться так, чтобы в одной группе оказались незнакомые друг другу люди).
3. Начинаем чтения. Поскольку время ограничено, ведущие должны следить за временем и по возможности не сильно отклоняться от регламента. Что же касается содержательной части, оставим тревогу и положимся на Бога, ведь если что-то не совсем получается, мы только учимся.
4. В конце возможно собрать молитвенные просьбы и помолиться молитвой по соглашению.
длительность | |
Предначинательные молитвы | 4 мин. |
Представления по кругу (очень кратко – имя, епархия, место учебы, работы, интересы) | 10 мин. |
Кратко напомнить: · Библия – это Слово Божие, важность молитвенного настроя · Регламент (говорить кратко, соблюдать порядок, молиться за говорящих) | 5 мин. |
Молитва перед чтением | 1 мин. |
Прочли текст, помолчали, обсуждаем Следим, чтобы не сильно уклоняться от текста, не спорить, напоминаем о важности молитвы | 40 мин. |
Перечитываем снова. Что значимо в этом тексте лично для меня? (по кругу, по желанию, не комментируем) | 10 мин. |
Молимся, по общему желанию назначаем докладчика от группы (лучше не ведущего) | 5 мин. |
Доклад от каждой группы, что обсуждали, к чему пришли – по 3 мин. на докладчика | 30 мин. |
Проповедь священника | 10 мин. |
Сбор ведущих и желающих вести подобную работу для обсуждения чтений | 20 мин. |
Примерное содержание вступительной речи перед чтением
Дорогие мои!
Библию можно читать по-разному.
Можно приносить рюкзаки комментариев, разбирать за один раз по одному, а то и по половине стиха, и постоянно спорить.
Можно постепенно углубляться в текст, снимая слои смысла,– один за другим.
И все это благородные подходы. Однако бывает так, что это не дает нам радости. Один молодой человек рассказывал про себя, что, следуя таким путем в духовной жизни в целом, он пришел только к депрессии, потому что стал «головастиком» – человеком с очень большой головой и сердцем размером с грецкий орех. И исцелился он тогда, когда отказался от этого интеллектуализма и пошел служить слабым, бедным.
Тем, кому хотелось бы, чтобы на нем исполнилось то, что о чем говорит псалмопевец: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103), лучше подойти к чтению иначе, не интеллектуально.
Библия – Слово Божие, и понять Его можно тоже только с помощью Бога, с помощью Духа Святого. Однако безумием будет сказать: «Я сейчас в Духе». Мы можем только молиться о том, чтобы Он пришел и просветил нас, чтобы мы услышали Его через наших братьев и сестер. И это поразительно, как Бог иногда открывается нам. Мы немощны, у нас есть свои предрассудки, и бывает, что мы плохо относимся к кому-то из собравшихся. И чудо заключается в том, что иногда Бог говорит что-то для меня именно через таких людей.
Но как услышать Бога? Надо полностью замолкнуть и дать место молитве. Есть разные формы и методы молитвы, в том числе – молитва слушания. Первое, что в ней важно – это затихнуть. Всякий внутренний разговор должен прекратиться. Как в тексте Литургии говорится «Всякое ныне житейское отложим попечение», так и мы постараемся отложить тревоги, заботы, волнения, - все, что мы «принесли с собой».
Второе, что важно – это отложить всякое суждение. Не оценивать других и не оценивать себя. Говорить все, что приходит на сердце, не бояться – кому-то это может быть важно.
Единственное, чего не нужно делать – это поучать кого-то, «читать проповеди».
Говорить о Писании невероятно сложно, потому что оно – больше человека, и иногда бывает, что мы запинаемся, теряем мысль. Поэтому очень важно поддерживать друг друга, молиться за того, кто сейчас говорит.
Если у кого-то возник вопрос – не стремитесь дать на него ответ сразу же, реактивно, - вдумайтесь в него, помолитесь. Может быть, что некоторые вопросы и вообще останутся без ответа сегодня.
Часто в процессе чтения могут возникать паузы – не надо их бояться, ведь мы это время не теряем, а заполняем молитвой.
Чисто технически – нас много, поэтому говорим по возможности кратко, а за порядком (очередностью) следит ведущий (на больших группах он назначает очередность по поднятой руке). Ведущий на группе – это просто человек, который следит за порядком, не больше; если бы он мог, то передал бы это право другим.
Читаем мы до тех пор, пока не почувствуем, что уже достаточно (или: пока позволяет время).
Затем мы читаем отрывок про себя в последний раз и думаем, что лично для меня было важно в сегодняшнем тексте. Высказываемся кратко, по кругу, по желанию, и уже никто не комментирует сказанное.
После «последнего круга» переходим к сбору молитвенных просьб (или: будем благодарить).
Молитвы, которые могут быть полезны при чтении Св. Писания в группе
О умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. Тропарь, глас 4
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Свидетельства Церкви о чтении Слова Божия
Список рекомендуемой литературы
Вспомогательная литература по Новому Завету
· архиеп. Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Любое изд. (краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников; ценность – в опоре на святоотеческие толкования)
· митр. Антоний Сурожский. Воскресные проповеди. Минск, 1996 (подходит для ознакомления с Воскресными Евангелиями, пример современной проповеди)
· Баркли У. Серия комментариев на Новый Завет. 1985 (протестантская серия, помогающая лучше понять культурный контекст Евангельских событий и связать текст с сегодняшним днем)
· Барсов М. Четвероевангелие. Деяния. Толкование и руководство к изучению. Любое изд. (подборка обширных цитат из святых отцов и дореволюционных исследователей, разъясняющих и углубляющих понимание текста)
· Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 тт. М., 2007 (современный учебник, последовательно по тексту, кратко и точно передающий основные выводы западных исследований Нового Завета)
· Даули Т. Библейский атлас. М., 2003 (атлас, содержащий карты, начальные сведения по географии, климату, путешествиям)
· еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. М., 2001 (оригинальный авторский учебник, отражает состояние библейской науки середины 20 века и собственные исследования автора)
· Мень А., прот. Сын Человеческий. 4 издание, Его же. Первые апостолы. (литературное изложение Евангелия и Деяний, в приложениях – очень хорошая библиография)
· Комментарии к греческому тексту (Евангелие от Марка, Луки, Послание к Римлянам). Издание библейско-патрологического центра Крутицкого Патриаршего Подворья. М., 2004 и дал. (реферат качественных зарубежных научных исследований, позволяющий лучше понять буквальный смысл текста и культурные реалии библейского времени)
· Новый библейский словарь Ч.2. Библейские реалии. С.-Пб., 2001 (лучший справочник по географии, культуре и быту библейских времен)
· Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М., 2006 (современный и интересный учебник, книги разбираются тематически, а не последовательно по тексту)
· Симфония на книги Ветхого и Нового Завета (позволяет быстро находить интересующее место Писания по определенному слову)
· Словарь библейского богословия под ред. К. Леон-Дюфура и др. К.-М., 1998 (емкие тематические статьи, опирающиеся непосредственно на текст)
Вспомогательная литература по Ветхому Завету
· Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988 (рассматриваются ключевые темы Ветхого Завета в связи с Новым)
· Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета. М., 2007 (очень простое по языку и снабженное удачно подобранными святоотеческими примерами введение, автор принципиально игнорирует проблемы библейской критики)
· Ла Сор У.С. и др. Обзор Ветхого Завета. Одесса, 1998 (консервативный протестантский учебник, удачно сочетает современные данные по истории, археологии и библейской критике)
· Мень А., прот. Исагогика. М., 2000 (написанный хорошим литературным языком, это наиболее удачный учебник на русском языке, учитывающий святоотеческую экзегезу и современное состояние библейских исследований)
· Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. М., 2004 (культура и быт Израиля в царский период, художественное повествование)
· Видеокурс «Мир Библии»
Библейские компьютерные программы
· Цитата из Библии (BibleQuote). Позволяет сравнивать различные переводы, осуществлять поиск, имеет модули комментариев (например, полное издание трудов свт. Иоанна Златоуста, комментарии под ред. Лопухина и Баркли)
· Библейский компьютерный справочник. Компактная, быстрая программа с интеллектуальным поиском по Синодальному переводу.
Интернет-поддержка
1. www.predanie.ru – православный mp3-архив с форумом, где можно найти дополнительные материалы и методики
2. http://www.biblecenter.ru – поиск по Библии
3. www.pagez.ru – поиск православных текстов в Интернете
4. www.biblegroup.ru – сайт группы Евангельских бесед на Крутицком Патриаршем Подворье
Владимир Стрелов
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Пример извлечения всех четырех смыслов из одного отрывка см. в: Авва Нестерой. О духовном знании / Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993
[21] Из руководства для чтения в «Обществе друзей Священного Писания»
[22] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Об авве Антонии, 15; архим. Кассиан (Безобразов). Церковное Предание и Новозаветная наука / Живое Предание. М., 1997 – с.192-193.
– Конец работы –
Используемые теги: евангельские, чтения0.04
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов