Реферат Курсовая Конспект
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - раздел Образование, Министерство Сельского Хозяйства Республики Казахстан...
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА
АБДИНА А.К.
НИ Д.В.
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Введение……………………………………………………………………………..5
Тема 1. Религия как духовная культура и социальный институт…………..7
Материалы к лекции…………………………………………………………………7
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………...16
Материалы для СРС..……………………………………………………………….17
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………...17
Темы рефератов……………………………………………………………………..17
Литература…………………………………………………………………………...17
Тема 2. Происхождение религии и ее ранние формы…………………………18
Материалы к лекции………………………………………………………………...18
Материалы к семинарскому занятию………………………………………………28
Материалы для СРС…………………………………………………………………28
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………28
Темы рефератов……………………………………………………………………...28
Литература…………………………………………………………………………...29
Тема 3. Мифология как сложное культурное явление………………………..30
Материалы к лекции…………………………………………………………………30
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………….37
Материалы для СРС………………………………………………………………….37
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………….38
Темы рефератов………………………………………………………………………38
Литература……………………………………………………………………………39
Тема 4. Национальные религии…………………………………………………..40
Материалы к лекции…………………………………………………………………40
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………….55
Материалы для СРС………………………………………………………………….55
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………….55
Темы рефератов………………………………………………………………………56
Литература……………………………………………………………………………56
Тема 5. Буддизм……………………………………………………………………..57
Материалы к лекции…………………………………………………………………57
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………….66
Материалы для СРС………………………………………………………………….67
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………….68
Темы рефератов………………………………………………………………………68
Литература……………………………………………………………………………68
Тема 6. Христианство………………………………………………………………69
Материалы к лекции………………………………………………………………...104
Материалы к семинарскому занятию………………………………………………105
Материалы для СРС…………………………………………………………………105
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………105
Темы рефератов……………………………………………………………………...106
Литература…………………………………………………………………………...106
Тема 7. Ислам.……………………………………………………………………..107
Материалы к лекции………………………………………………………………..107
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………...121
Материалы для СРС………………………………………………………………...121
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………...122
Темы рефератов……………………………………………………………………..122
Литература…………………………………………………………………………...122
Тема 8. Эзотерические учения и тайные общества…………………………...123
Материалы к лекции………………………………………………………………..123
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………...149
Материалы для СРС………………………………………………………………...150
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………...150
Темы рефератов……………………………………………………………………..150
Литература…………………………………………………………………………...150
Тема 9. Современные нетрадиционные культы……………………………....152
Материалы к лекции………………………………………………………………...152
Материалы к семинарскому занятию……………………………………………....161
Материалы для СРС………………………………………………………………....161
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………....161
Темы рефератов……………………………………………………………………...162
Литература…………………………………………………………………………....162
Тема 10. Эволюция религии в современном мире..............................................163
Материалы к лекции………………………………………………………………...163
Материалы к семинарскому занятию………………………………………………171
Материалы для СРС…………………………………………………………………171
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………172
Темы рефератов……………………………………………………………………...172
Литература…………………………………………………………………………...172
Вопросы для рубежного и итогового контроля...................................................173
Рекомендуемая литература.....................................................................................175
Введение
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится и религиоведение.
Преподавание религиоведения на современном этапе должно учитывать то, что сама религия – это самостоятельная и специфическая область человеческой культуры, “живая система”, включенная в современный социокультурный контекст. В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии как богатому культурному наследию человечества.
Структура и содержание УМК предполагает новое видение преемственности религиозных эпох, общетеоретических философских вопросов религии и различных религиозных систем. Религия занимает важное место в жизни человека начиная с первобытных времен. Изучение религиоведения – это приобщение к богатому культурному наследию человечества. Представления личности о научных, философских и религиозных картинах мироздания, назначении и смысле жизни человека, многообразия форм знания и особенностях их функционирования в XXI веке являются определяющими тенденциями в развитии интеллекта людей. Это в свою очередь является важным фактором устойчивого развития общества.
Задачами курса является систематическое изложение истории религий как процесса, имеющего духовно-интеллектуальное значение, развитие навыков самостоятельного творческого мышления на основе традиционных и интерактивных методов обучения. Посредством целостного, систематического изложения основных теоретических и философских проблем различных религиозных систем является необходимым формирование у студентов толерантного и гуманного отношения к представителям других конфессий, их мировоззрению, пониманию смысла человеческого бытия в целом.
В результате изучения религиоведения студент должен знать основные этапы исторического развития религии и ее основных направлений, овладеть навыками работы с учебной и научной литературой, самостоятельного составления научного выступления, реферата, доклада; находить интересующие их проблемы и уметь их раскрывать как с позиции какого-либо религиозного учения, так и с позиции собственных размышлений. Должен иметь представление об основных принципах и закономерностях развития религиозной сферы жизни общества, о проблемах религиозного терроризма и экстремизма в XXI веке, и таких фундаментальных ценностях, как человеческая жизнь, свобода совести и веротерпимость.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, магистрантов и аспирантов всех специальностей, а так же для всех интересующихся историей религии и современными тенденциями и проблемами в сфере религиоведения.
Тема 4. Национальные религии.
Материалы к лекции
Ислам
По вертикали:
1. Мусульманское феодальное государство с халифом во главе.
2. Девятый месяц мусульманского лунного года хиджры.
3. Составная часть каждой главы Корана.
4. Мусульманское священное предание, состоящее из хадисов.
5. Мусульманский храм в Мекке.
6. Приверженцы одного из двух направлений в исламе.
По горизонтали:
7. Один из исламских символов.
8. Название главы Корана.
9. Территория, на которой зародился ислам.
10. Священный город мусульман и место их паломничества.
Вопросы для самоконтроля
1. Как и когда возник ислам?
2. Как отразилось в мусульманской мифологии и в Ветхом Завете родство древних евреев и арабов?
3. Что такое Коран и какова его структура?
4. Почему ислам считается мировой религией?
5. Каковы основные направления ислама?
6. В чем состоят основные положения вероучения мусульман?
7. Какие существуют основные мусульманские праздники?
8. Какое место занимает «исламский фактор» в развитии современного мира?
Темы рефератов
1. Общественно-исторические условия возникновения ислама.
2. Коран - священная книга мусульман.
3. «Столпы» ислама.
4. Основные мусульманские праздники и обряды.
5. Традиционализм и модернизм в современном исламе.
6. Социально - политические ориентации мусульманских организаций.
7. Ислам в Казахстане.
Литература
1. Гершун В.И. История религии. Кустанай, 2004.
2. Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь. Р.-На-Д., 2005.
3. Музафарова Н.И. История религий. Р.-на-Д., 2004.
5. Мунчаев Ш.М. Религия: История и современность. М., 1998.
6. Радугин Л.А., Введение в религиоведение. М., 1996.
7. Яблоков И.Н. История религий. М., 2004.
8. Артемьев А.И. Религиоведение: основы общего религиоведения, истории религий, религии в Казахстане. А., 2002.
9. Шах И. Суфизм. М., 1997.
10. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. М., 2004.
11. Коран пре с араб. И.Ю. Крачковский. М., 1990.
12. Фатхи Я. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992..
13. Никифоров А.В. Библия и Коран: истоки и параллели. М., 1995.
Масоны
Происхождение предания: первые масоны. Все народы, государства, корпорации, чтобы усилить свою власть и обусловить свое существование высшими причинами, приписывают себе древнее происхождение. Это желание должно быть тем сильнее в обществе совершенно идеальном и нравственном, живущем жизнью правил, которому необходимо казаться не только одновременным, но еще гораздо древнее и выше всех других. Потому-то франк-масонство и приписывало себе происхождение не только современное сотворению человека, но даже сотворению мира, так как свет существовал ранее человека и приготовил ему приличное жилище, а свет – цель и символ франкмасонства. С первого появления человека на земле было в высшей степени одаренное и цивилизованное племя, которое вполне имело понятие о законах и свойствах природы, и знание это облекло в мистические образы и символы, наиболее способные, как оно полагало, к сохранению и распространению этого знания. Эти образы и символы уцелели в масонстве, хотя их значение уже непонятно для братства. Цель всех тайных обществ, о которых было или будет говорено в этом сочинении, за исключением чисто политических, состояла в том, чтобы сохранить уцелевшие еще познания или вернуть утраченные. Франкмасонство, так сказать, суть доктрин всех этих обществ; в нем встречаются догматы, которые входили в учения древних мистерий и других ассоциаций; оттого также нельзя приписать его происхождение тому или другому какому-либо обществу, ему предшествовавшему. Франкмасонство есть, или, лучше сказать, должно быть извлечением из всякого первобытного и накопившегося человеческого знания.
Периоды франкмасонства. Масонские писатели вообще делят историю ордена на два периода. Первый обнимает пространство времени от его предполагаемого основания до начала последнего века; в этот период орден допускал одних деятельных (оперативных) масонов, т.е. каменотесов и ремесленников, имевших отношение к архитектуре. Второй, или настоящий период называют периодом умозрительного (спекулятивного) масонства, когда орден уже не избирал своих членов между людьми, занимающимися возведением вещественных строений, но принимал в свою среду всех, кто изъявлял готовность содействовать возведению духовного храма – храма всемирной гармонии и науки. Однако, и прежде бывали допущены не ремесленники, так как в книгу протоколов ложи, существовавшей в Варригтоне еще в 1648 году, занесен прием полковника Менваринга и знаменитого антиквария Ашмоля. Карл I, Карл II и Иаков П были также посвящены. Но из сказанного выше следует, что истинное масонство всегда было умозрительно и что приписывать его происхождение древним Дионисийским или каким-либо другим подобным коллегиям просто нелепость. Название масонов (каменщиков) было принято членами общества, при его преобразовании в прошедшем столетии, потому, что братства строителей великолепных соборов и других зданий, воздвигнутых в средние века, имели ложи, степени, поземельные рубежи, тайные знаки и входные слова, подобно тому, как, говорят, имели строители Соломонова храма. Франкмасонам также нередко приписывали происхождение от Рыцарей Храма и вследствии того цель мстить за уничтожение ордена; стало быть, цель опасную для церкви и государства. Но подобное утверждение было опровергнуто уже в 1535 году, когда масоны назвались в Кельнском Документе Братьями св. Иоанна, так как Иоанн Креститель – предвестник света. В силу того же документа название вольных каменщиков впервые было дано Братьям преимущественно во Фландрии, потому что некоторые из них работали в провинции Геннегуа на постройках госпиталей для страждущих пляскою св. Витта. И хотя нашлись этимологи, утверждающие, что название "масон" произошло от massa – палица, которою был вооружен придверник для удаления непосвященных самовольных посетителей, но такая этимология может быть допущена лишь на основании выраженного Вольтером мнения, что в производстве слов гласные значат очень мало, а согласные ровно ничего.
Франкмасонство вытекает из многих источников. Но принимая в соображение, что франк-масонство есть дерево, корни которого проходят сквозь много разных почв, понятно, что следы этого сказываются на плодах, что язык его и обряды носят отпечаток разных сект и учреждений, через которые оно прошло до настоящего состояния, и что в нем мы встречаем индийские, египетские, иудейские и христианские идеи, термины и символы.
Уставы и обычаи
Перечень уставов. Прежде, т.е. до образования новейшего масонства, в начале прошлого столетия, был только один устав "Старых, вольных и принятых Каменщиков", так называемого Голубого, или Символического масонства; но тщеславие, прихоть или интерес вскоре привели к введению новых уставов или изменению трех прежних степеней. Уставы, еще существующие в Европе и Америке, носят следующие названия:
I Йоркский устав, или Ремесленное Масонство;
II Французский, или Новейший устав;
III Старый и Принятый Шотландский устав;
IV Старое и первоначальное Масонство или Мемфийский Орден;
По Старому и первоначальному уставу, масоны работают в тридцати трех степенях, разделенных на три класса: новейшего, рыцарского и египетского масонства; последнее– в таком составе, в каком работало на Европейском материке в прошлом столетии. Первый класс учит нравственности, символам и философским изысканиям; в него входит степень Розового Креста (1148). Второй класс учит наукам, философии, политическому мифу и развивает любвиобильные чувства; он включает степени Сената замкнутых философов до Великого Инспектора (18-33). Третий класс состоит из Египетских степеней и предмет его возвышенная философия и религиозный миф. Заслуги вознаграждаются шестью знаками отличия: 1-ый – Большая Звезда Сириуса, 2-ой – орден Алиди, 3-ий – орден Великого Командора третьего разряда, 4-ый – Ливийская Цепь, 5-ый – Элевзинский орден, 6-ой – Бронзовая Звезда Pour Le Merite, которая дается масонам и не масонам за присутствие духа, храбрость и литературные заслуги. Эти рыцарские ордена и все другие высокие степени масонства утверждены постановлениями Великой Ложи Англии в "Пунктах Соединения", подписанных в 1813 г. Орден признает степени всех других уставов, когда они получены законным образом, так что брат степени Розового Креста, Рыцаря Кадоша, Великого Инспектора, или равных им по другому уставу и под другим началом, может навещать и участвовать в работах братьев той же степени Старого Первоначального Масонства. Допускаются братья всех возможных политических и религиозных убеждений, так как, в силу пересмотренного американского статуса 1865 года индусы, персы, жиды, христиане, тринитарии и унитарии, магометане и пр. могут присутствовать при великих обрядах и чтених без всякой жертвы правил или личных убеждений, потому что устав проникнут одним чистым духом Масонства – духом любви и обоюдной терпимости, – исповедуя поклонение Великому Строителю Вселенной, поучая доброго брата бессмертию души и бесконечному блаженству.
Он заключает гораздо обширнее ритуал рабочих степеней, чем какой-либо другой устав; каждая из его тридцати трех степеней имеет присвоенный ей выработанный церемониал, который легко исполнить при даровании степени, и названия каждой очищены от смешных притязаний.
Правление строго представительное, подобно английской политической конституции. Степени 32 и 31 суть первые четыре степени членов Капитула, Сената и Совета, образуют Мистический Храм и Судебный Трибунал, где председательствующий, или Великий Мастер Света, имеет 33-ю степень, чтобы быть представителем провинции в Верховном Совете Масонских князей 33-95 или правительствующем собрании.
Орден опирается главным образом на масонские добродетели, искусство и знание, а не на общественное положение и деньги, и старается развить масонские познания, справедливость и нравственность. Он взимает с каждого принятого члена очень небольшую поголовную плату, которая обращается на богоугодные и добрые дела.
Он принимает Мастеров Масонов только утвержденных какою-нибудь законною Великою Ложею и воспрещает всякое вмешательство в Рабочее Масонство, о котором его собственные тридцать обрядов образуют, и с тем составлены, чтобы образовать, самую лучшую и ученую систему чтений на свете, развивая в ордене милосердие, терпимость и братскую любовь и не входя ни в какие стеснительные соглашения, очень часто доводящие эти учреждения до гибели.
Его девиз – "Защита, не Вызов" – поддерживает личное право каждого брата участвовать в какой-либо внешней организации Масонства, соответствующей его религиозным или политическим взглядам, и противодействует всякому вмешательству схизматических учреждений.
Масонские обычаи. Некоторые масонские особенности могут здесь быть упомянуты. Франкмасоны часто присутствуют со всею торжественностью при закладке каменных публичных зданий; они провожают тело Мастера до кладбища, облаченные во все доспехи, соответствующие их степеням; летоисчисление они ведут от года света. Рыцари Солнца, 28 степень Шотландского устава, не признают никакой эры и выставляют семь нолей– 0000000– вместо года. Никто не может быть принят в масонский орден моложе 21 года; исключение делается в Англии и также во Франции в пользу сыновей масонов, которых дозволяется посвящать восемнадцати лет. Такого посвященного называют в Англии Lewis, во Франции Louveteau. Последнее означает "волчонок", и читатель вспомнит, что в мистериях Изиды кандидат должен был надевать маску, изображающую волчью голову. Отсюда вытекает, что в этих мистериях волк и кандидат были синонимами. Макробиус в своих "Сатурналиях" говорит, что древние усматривали связь между солнцем, великим символов этих мистерий, и волком: как стада баранов и другого скота разбегаются при виде волка, так стаи звезд меркнут от приближения солнечного света. Есть ремесленное братство, которое до сих пор носит название, происходящее от этой мысли. Прием в ложу волчонка (louveteau) совершается с церемонией, похожей на крещение. Храмина усыпана цветами, курят фимиам и восприемнику предписывается иметь заботу не только о физических нуждах вновь рожденного брата, но также о воспитании его в истине и справедливости. Дитя получает новое имя, обыкновенно название добродетели, как например: Правдивость, Преданность, Благотворительность; восприемник произносит за него клятву ученика, и в этой степени он принимается в орден, который, в случае смерти его родителей, содержит его и устраивает его судьбу.
Внутреннее устройство ложи. Устройство ложи различно, смотря по эпохе и степени, но есть общие правила, которые всегда соблюдаются при ее постройке. В старом французском требнике ложа описывается следующим образом: "Ложа должна иметь сводообразный потолок, выкрашенный голубой краской и усеянный золотыми звездами, чтобы изображать небо. Пол называется мозаичным; слово "мозаичный" производится от слова Моисей, т.е. "спасенный из воды", потому что пестрые цвета изображают землю, вновь покрывающуюся цветами, когда сбежит вода после разлива Нила. Должно быть три окна – одно на восток, другое на запад, третье на юг. Также требуются две прихожие, дабы непосвященный не мог случайно увидать того, что происходит в храмине; если же посторонний тем не менее войдет, председательствующий мастер восклицает: "Дождь идет!"* и ложа немедленно закрывается. Храмина всегда драпирована черным; братья садятся по степеням: великий мастер с южной стороны и новички - с северной. Когда принимается ученик, ложа ярко освящена. Великий мастер сидит на своем месте; у него на шее на широкой ленте маленький наугольник и циркуль, пред ним стол, на котором лежат Евангелие от Иоанна и небольшой молоток. По обе стороны сидят два распределителя, на первом – ватерпас, а на другом – отвес из золота или серебра. Мастера или подмастерья стоят вокруг вместе с учениками, все в белых передниках из ягнячьей шкуры, и держат в руке обнаженный меч. На полу начерчены фигуры, изображающие ступени, которые вели к Соломонову храму, и два столпа, у дверей Иахун и Боаз***, которые в сущности символически представляют летнее и зимнее солнцестояние, Геркулесовы Столпы и два столпа Сифа. Наверху видны солнце, месяц и большая звезда.
Новейшая ложа состоит из большой, квадратной залы, всегда, если возможно, расположенной на восток и запад. На эстраде, к которой ведут три ступени, со стороны противоположной входу, сидит высокодостойный мастер; алтарь находится в центре, на возвышении в четыре ступени. Над троном балдахин – небесно-голубого цвета, усеянный звездами и завершенный блестящим треугольником со священным именем, написанным внутри его. Слева от балдахина видно солнце, справа – месяц. Еще одно украшение состоит из пламенеющей звезды и точки среди круга – символ солнца или вселенной. Ящик или ковчег также входит в состав масонского убранства. Он изображает ковчег, который носили в процессиях древнего Египта и где заключались семена разных растений, веялка, и Osiridis pudendum. К востоку, по бокам входной двери, находятся два бронзовых столпа с капителями, изображающими гранатные яблоки, и заглавные буквы Яи fi (Иахун и Боаз) на лицевой стороне. Старший и младший надзиратели сидят возле двух столпов, имея перед собою треугольный стол с масонскими символами. Вокруг ложи еще десять столпов, посредством архитрава соединенных с вышеупомянутыми двумя столпами. На алтаре лежат Библия, наугольник, два циркуля и мечи; три канделябра с длинными восковыми свечами поставлены: один – с востока, у подножия ступеней, второй – с запада, возле первого надзирателя, а третий – с юга. Вокруг залы стоят скамьи для братьев. В так называемых шотландских, английских и американских ложах балдахин – над троном мастера из пунцовой шелковой материи. В Соединенных Штатах на высокодостойном мастере шапка с черными перьями и большою кокардой того же цвета. Старший и младший надзиратели сидят в нишах, драпированных занавескою с бахромою, и, подобно герольдам, имеют посохи из эбенового дерева, выточенные в виде столпа.
Коллегия чинов. Кроме председательствующего мастера или старшин, эмблематически называемых тремя светочами, в числе чинов ложи состоят; оратор, секретарь, казначей, церемонийместер, хранитель печатей, архитектор, распорядитель, капитан рати, главный пристав, страж внутренний и страж наружный или каменщик и другие. Каждому из чинов отведено место и присвоены особенные клейноды и знаки, подобно египетским, еврейским и греческим жрецам. Таким образом, кроме вышепоименованных клейнодов, казначей носит скрещенные ключи, секретарь–скрещенные перья, старший надзиратель – наугольник и циркуль с солнцем посредине, млад -ший надзиратель – наугольник и циркуль с месяцем посредине, распорядитель – рога изобилия, каменщик (страж) – скрещенные мечи и пр. Названия большей части этих должностных лиц указывают на их обязанности, а те, которые ими не уясняются, будут объяснены в свое время.
Различие между настоящим и поддельным Масонством. Новейшее Масонство делится на настоящее и поддельное. Первое включает степени: Принятого ученика, Подмастерья и Мастера каменщика, известные под вразумительным названием Символических, или также Голубого Масонства, по цвету убранства ложи. Это Голубое Масонство единственное, которое признает Великая Английская Ложа. Поддельным Масонством называют все остальные степени. Без степени Королевской Арки Голубое Масонство не полно, так как мы видели в Легенде о Храме, что слово мастера утратилось через убийство Хирама; этого слова не находят в степени мастера и открывает только то, которым его заменили; следовательно, утраченное слово отыскивается в степени Королевской Арки. Голубое Масонство соответствует малым мистериям древних, где открывали одно внешнее учение, а поддельное Масонство или все высшие степени то же, что большие древние мистерии, так как никто не может быть посвящен в них помимо первых трех степеней.
Многочисленные обряды масонов не заслуживают особенного упоминания. Напрасно и бесполезно было бы входить в подробности всех церемониалов, употребительных в ложах Голубого Масонства. Что же касается поддельного Масонства, то его почти неисчислимые степени образуют хаотическую смесь противоположных правил, основанных преимущественно на христианских преданиях и учреждениях, рыцарских орденах, оспариваемых богословских взглядах, исторических фактах; словом, каждое важное событие или учреждение послужило образцом для масонского подражания.
Тема 9. Современные нетрадиционные культы.
Материалы к лекции
Рекомендуемая литература.
Основная литература
1. Гершун В.И. История религии. Кустанай, 2004.
2. Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь. Р.-На-Д., 2005.
3. Музафарова Н.И. История религий. Р.-на-Д., 2004.
4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
5. Мунчаев Ш.М. Религия: История и современность. М., 1998.
6. Радугин Л.А., Введение в религиоведение. М., 1996.
7. Яблоков И.Н. История религий. М., 2004.
8. Чекалов Д.А. История религии. Р.-на-Д., 2004.
9. Артемьев А.И. Религиоведение: основы общего религиоведения, истории религий, религии в Казахстане. А., 2002.
10. Туфан З. Религия в системе духовной культуры. А., 1992.
11. Мифологический словарь под. Ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990.
12. Борунков Ф.Ф. Основы религиоведения. М., 1994.
13. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.
14. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира, М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Казанбаев С.К. Мировоззренческий синкретизм казахов. А. 1999.
2. Шах И. Суфизм. М 1997.
3. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.
4. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. М., 2004.
5. Апокрифы древних христиан: исследования тексты комментарии. М., 1989.
6. Коран пре с араб. И.Ю. Крачковский. М., 1990.
7. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., 1990.
8. Беленький М.С. Иудаизм. М., 1956.
9. Буддизм: словарь А.А. Абаев, В.П. Андросов, Э.П. Бакаев, С.А. Благов. М., 1992.
10. Всемирное писание. Сравнительная антология библейских текстов под. Ред. П.С. Гуревича. М., 1995.
11. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М., 1989.
12. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.
13. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
14. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983.
15. Тонди А. Иезуиты. М., 1955.
16. Фатхи Я. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992..
17. Штейнер Р. Наставления для эзотерического ученичества. СПб. 1994.
18. Шаманизм: научно-популярная литература. Минск. 2003.
19. Протестантство: научно-популярная литература. А.А. Грицанов, В.Н. Семенова. Минск. 2006.
20. Иудаизм: научно-популярная литература. В.А. Барановский, Ю.Н. Иванов. Минск. 2006.
21. Масонство ред. С. П. Мельгунов, Н.П. Сидорова. М., 1991.
22. Никифоров А.В. Библия и Коран: истоки и параллели. М., 1995.
23. Конфуций. Суждения и беседы. СПб., 2005.
24. Петров В.В. Духовные учения Востока. Дзэн-буддизм, даосизм, конфуцианство. Минск, 2005.
25. Асов А. Мир ведизма. М., 1985.
26. Холл М. Оккультное масонство. М., 2004.
27. Даскалос. Эзотерические практики. СПб., 2003.
28. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы, М., 1991.
29. Иваненко С.И. Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды, М., 1992.
30. Митрохин Л.Н. Религии «нового века», М., 1985.
– Конец работы –
Используемые теги: религиоведение0.022
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов