рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Приготовление к исповеди

Приготовление к исповеди - раздел Образование, Таинства Приготовление К Исповеди Заключается Не Столько В Том, Чтобы Возможно По...


Приготовление к исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи станут для исповедника очевидны. Кающийся, образно говоря, должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце. Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным.

Книга «Мысли епископа Феофана Затворника о покаянии» содержит следующие рекомендации святителя по подготовке к покаянию: «войди в себя и займись рассмотрением жизни своей и всего, что в ней неисправно. Конечно, всякий готов говорить и говорит, что он грешен, и нередко чувствует себя таковым. Но эта греховность представляется нам в нас в виде смутном и неопределенном. А этого мало. Приступая к исповеди, надо определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере. Надо знать грехи свои ясно и раздельно, как бы численно. Для этого вот что сделай; поставь с одной стороны Закон Божий, а с другой – собственную жизнь и посмотри, в чем они сходны, а в чем не сходны. Бери или дела свои и подведи их под Закон, чтобы видеть законны ли они, или бери Закон и смотри, исполнялся ли он, как следует, в жизни твоей или нет...».

Начинать готовиться к исповеди (говеть) надо за неделю или по меньшей мере за три дня до самого таинства. Эта подготовка должна состоять из определенного воздержания в словах, мыслях и поступках, в пище и развлечениях и вообще в отказе от всего, что мешает внутренней сосредоточенности. Важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию своих грехов и отвращению к ним.

В чине покаяния для напоминания пришедшим к исповеди их грехов священник читает перечень самых значимых прегрешений и страстных движений, присущих человеку. Исповедник должен внимательно его слушать и еще раз отмечать «про себя» то, в чем обличавшего совесть. Подойдя же к священнику после этой «общей исповеди», кающийся должен исповедать те грехи, которые он совершил.

Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на исповеди не следует, поскольку после покаяния они становятся «якоже не бывшие». Но если с момента предыдущей исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, если они сейчас вдруг вспомнились.

Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению. Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего. Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник «вынужден» был совершить грех. Надо учиться исповедоваться так, чтобы покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связано преуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, «все же так живут». Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.

Некоторые исповедники для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, приходят на исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, если исповедник искренне раскаивается в своих грехах, а не формально перечисляет записанные, но не оплаканные беззакония. Записку с грехами сразу же после исповеди нужно уничтожить.

Ни в коем случае нельзя пытаться сделать исповедь комфортной и пройти через нее без напряжения своих духовных сил, говоря общие фразы, типа «во всем грешен» или затемняя неприглядность греха общими выражениями, например, «грешен против 7-й заповеди». Нельзя, отвлекаясь на мелочи, умалчивать о том, что действительно тяготит совесть. Провоцирующий такое поведение на исповеди ложный стыд перед духовником губителен для духовной жизни. Привыкнув кривить душой перед Самим Богом можно потерять надежду на спасение. Малодушный страх всерьез начать разбираться в «трясине» своей жизни способен прервать всякую связь со Христом. Такое устроение исповедника становится также причиной преувеличения им своих грехов, которое отнюдь не безобидно, поскольку приводит к искаженному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними.

Надо внимательно пересмотреть всю свою жизнь и освободить ее от ставших привычными грехов, например, от сквернословия, когда человек перестает замечать, что произнесение грязных слов – для него уже норма. Неумеренное употребление пива, вина, курение, а то и пристрастие к наркотическим веществам несовместимы с духовной жизнью. Грехи блуда и прелюбодеяния, легкое отношение к которым «удачно» формируются средствами массовой информации, не являются ничего не значащими грехами! Наоборот, побочные связи женатых людей и распущенность в отношениях с женщинами холостых мужчин – это смертные грехи, за которые в древней Церкви существовали строжайшие наказания. Писание прямо называет их тяжкие последствия: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6; 9,10).

Не надо думать, что убийство нерожденного плода (аборт) также является «небольшим грехом». По правилам древней Церкви сотворившие такое наказывались также, как и убийцы человека.

Нельзя из ложного стыда или застенчивости скрывать на исповеди какие-то постыдные грехи, иначе это утаивание сделает отпущение остальных грехов неполноценным. Следовательно, Причастие Тела и Крови Христовых после такой исповеди будет в «суд и осуждение».

Весьма распространенное деление грехов на «тяжкие» и «легкие» очень условно. Такие привычные «легкие» грехи, как бытовая ложь, грязные, хульные и похотливые помыслы, гнев, многоглаголание, постоянные шутки, грубость и невнимательность к людям в случае их многократного повторения парализуют душу. Легче отказаться от тяжкого греха и чистосердечно в нем покаяться, чем осознать пагубность «мелких» грехов, ведущих к порабощению человека. Известная святоотеческая притча свидетельствует о том, что убрать груду мелких камней гораздо труднее, чем передвинуть равный им по весу большой камень.

Исповедуясь, не следует ждать «наводящих» вопросов от священника, нужно помнить о том, что инициатива в исповеди должна принадлежать кающемуся. Именно он должен делать духовное усилие над собой, освобождаясь в таинстве от всех своих беззаконий.

Рекомендуется, готовясь к исповеди, вспоминать то, в чем обычно обвиняют исповедника другие люди, знакомые и даже незнакомые, а особенно близкие и домашние, поскольку очень часто их претензии справедливы. Если же кажется, что это не так, то и здесь просто необходимо принимать их нападки без озлобления.

После того как воцерковление человека доходит до определенной «точки», у него возникают проблемы иного порядка, связанные с исповедью. Та привычка к таинству, которая возникает в результате многократного к нему обращения, порождает, например, формализацию исповеди, когда исповедаются потому что «так нужно». Сухо перечисляя грехи истинные и мнимые, такой исповедник не имеет главного – покаянного настроя. Это случается, если исповедовать вроде нечего (то есть человек просто не видит своих грехов), но надо (ведь «необходимо причаститься», «праздник», «давно не исповедовался» и т. д.). Такой настрой обличает невнимательность человека к внутренней жизни души, непонимание своих грехов (хотя бы только и мысленных) и страстных движений. Формализация исповеди приводит к тому, что человек прибегает к таинству «в суд и в осуждение».

Очень распространена проблема подмены на исповеди своих действительных, серьезных грехов грехами мнимыми или маловажными. Человек часто не понимает, что формальное исполнение им «обязанностей христианина» («вычитать правило», «не оскоромиться» в постный день, «сходить в храм») являются не целью, а средством к достижению того, что сам Христос определил словами: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 35). Поэтому, если христианин постом не ест продуктов животного происхождения, а своих сродников «угрызает и снедает», то это – серьезный повод усомниться в его верном понимании сути Православия.

Привыкание к исповеди, как и к любой святыне, ведет к тяжелым последствиям. Человек перестает бояться оскорбить Бога своим грехом, потому что «всегда есть исповедь и можно покаяться». Такие манипуляции с таинством всегда очень плохо кончаются. Бог не наказывает человека за такое настроение души, он просто отворачивается от него до времени, поскольку никто (даже Господь) не испытывает радости от общения с человеком двоедушным, не честным ни с Богом, ни со своей совестью.

Человеку, ставшему христианином, необходимо понять, что борьба со своими грехами будет продолжаться у него всю его жизнь. Поэтому нужно со смирением, обращаясь за помощью к Тому, кто может эту борьбу облегчить и сделать его победителем, упорно продолжать этот благодатный путь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Таинства

Схема богослужения таинства крещения... Молитвы и обряды предшествующие Крещению... Предшествуют Крещению следующие молитвы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Приготовление к исповеди

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Таинства
Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Слово «таинство» имеет в Священном Писании не

Таинство крещения
В православном катехизисе (5) дается следующее определение этого таинства: крещение (греч. ваптисис – погружение) есть таинство, в котором верующий, при троекратно

История установления таинства
Ветхозаветное крещение. История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н.э.). Оно символизир

Историческое развитие чинопоследования таинства
Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – начало II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет жив

Совершитель таинства крещения
В обычных жизненных обстоятельствах таинство крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чиноп

Место и время крещения
Современная практика совершения таинства крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена – в баптистерии. В некоторых местах ес

Крестные родители – восприемники
Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить бл

Порядок совершения (чинопоследование) таинства крещения
Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само таинство че

Обряды и молитвословия, предшествующие крещению
Значение приготовительных обрядов. Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к таинству крещения прибегают взрослые, вполне сформи

Последование чина оглашения
Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго») Подготовка взрослых ко крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православ

Молитвы запрещения злых духов
По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших дух

Отречение от сатаны
После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гор

Исповедание Символа веры
Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. С

Символ веры
По-церковнославянски 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро

Последование святого крещения
Перед совершением таинства крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом.

Вещество таинства и освящение воды
Начинается одна из самых важных частей чина Крещения – освящение воды для совершения таинства. Вещество таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Симво

Приготовительная молитва священника
Приготовительная молитва входит в состав чина освящения воды. По большому счету это молитва священника о себе. Молитва о том, чтобы быть достойным своей великой миссии. Подобие Христу «в слове, в ж

Крещение
После помазания крещаемого «елеем радования», священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы. И егда помажется все тело, крещает его священ

Таинство миропомазания
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: Миропомáзание (греч. Миро – благовонный елей) есть таинство, в котором верующему, при пом

История установления таинства и развитие его чинопоследования
Как и остальные таинства Христовой Церкви, таинство миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – чер

Приготовление и освящение мира
Святое миро – благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов (19), среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, прос

Помазание святым миром
Таинство миропомазания совершается непосредственно после таинства крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым миром:

Хождение вокруг купели
Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священник

Омывание святого мира
Обряд омывания святого мира относился в древности к так называемым «обрядам восьмого дня», которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Вел

Пострижение власов
Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно пос

Присоединение к Православию
Кроме лиц, не имевших до Крещения никакой конфессиональной принадлежности, Церковь присоединяет к себе уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов. В Право

Таинство Причащения, или Евхаристия
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и

В Святых Тайнах Христос присутствует всецело
Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен. В том же «Послании восточных патриархов» говорится о таинстве Евхаристии

Плоды таинства
Причащение – главнейшее из христианских таинств, установленное самим Господом Иисусом Христом. Как уже упоминалось, это таинство является центральным не только в Евангельских повествованиях (И

Свойства Евхаристической жертвы
Крестная жертва, будучи венцом всех ветхозаветных жертв (но в тоже время являясь для них и первообразом), обнимает собою все их виды: хвалебно-благодарственные, умилостивительные за всех живых

Литургия как средоточие жизни Церкви
Как в древнейшие, апостольские времена, так и в период роста и расцвета церковного сознания, в Византии и в древней Руси все, совершавшееся в церковной жизни христиан, сосредоточивалось вокруг

История установления таинства Причащения
Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, незадолго до Его Распятия. Первое таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горниц

Еврейская пасхальная вечеря
Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя (Исх. 12; 11), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последов

Первая Евхаристия
Первоначально Евхаристия была совершена следующим образом. 1. Иисус Христос взял хлеб в Свои Пречистые руки, возвел очи горé (то есть вверх) и воздал Небесному Отцу хвалу и благ

Чины Божественной литургии
Святейшее таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поме

Время совершения литургии
Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных Уставом дней. Литургии не положено в следующие дни. 1. В среду и пятницу Сырной седмицы. 2. В по

Место совершения Божественной литургии
Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжени

Евхаристический пост
Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание

Некоторые церковные правила преподания верующим Святых Таин
1. Ни священнослужитель, ни мирянин ни в коем случае не должен причащаться дважды в один и тот же день. 2. Диаконы не имеют право причащать верующих ни в коем случае. 3. 58-е п

Вещество таинства
Веществом таинства Евхаристии является пшеничный квасной (то есть не пресный, а приготовленный на дрожжах) хлеб и красное виноградное вино. Основание для этого находим в Новом Завете, где в оп

Как часто нужно причащаться?
Этот вопрос получал разное разрешение в разные эпохи существования Церкви. Например, первохристианская практика подразумевала Причащение верующих либо за каждой Литургией, либо четыре раза в н

Чинопоследование таинства Евхаристии
Чинопоследование литургии включает в себя три части. 1. Проскомидию. 2. Литургию оглашенных. 3. Литургию верных. Таинство Евхаристии совершается с определенного моме

Литургия верных
  Ектения: Елицы верныи, паки и паки... Молитва верных первая. Яко подобает Тебе... Ектения: Паки и паки... Молитва верных вто

Совершение таинства
Центральной частью христианской литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Д

Евхаристический канон
Совершение святого таинства начинается возгласом священника «Благодарим Господа», призывающим участвующих в Евхаристии христиан к благодарению, поскольку и Сам Спаситель начал священнодействие

Возношение Святых Даров
Священник читает тайную молитву: «Поминающе ýбо спасительную сию заповедь...». Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». При произнесен

Преложение Святых Даров
Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис – призыв), к

Поминовение живых и усопших
Затем священник тайно молится, вспоминая святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя, а также поминает живых и усопших. «О святéм Иоанне Пророце, Предтече и Крестители,

Молитва Господня
Священник: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати». Хор (или дьякон с народом): «Отче наш, Иже еси на Небесех!...

Причащение священнослужителей
Хор поет причастен (49). Дьякон – священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, тихо произнося: «Раздробляет

Причащение мирян
Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам». Священни

Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
Дьякон, став на обычном месте солеи, произносит ектенью: «Прóсти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих...». Хор: «Господи, помилуй».

Таинство покаяния
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от св

Установление таинства покаяния
В Ветхом Завете есть несколько мест, свидетельствующих о том, что покаяние имело большое значение для судеб Древнего мира. Самое яркое из них относится ко временам Ноя, который проповедовал по

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
Покаяние – это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его после

Епитимьи
Епитимья (греч. эпитимион – наказание по закону) – добровольное исполнение кающимся – в качестве нравственно-исправительной меры – тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милост

Детская исповедь
Согласно правилам Православной Церкви, дети должны начинать исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени уже становятся способными отвечать пред Богом за свои поступки и

Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря на тяжкие обстоятельства, часто этому сопутству

Страсть как корень и причина греха
Страсть (53) определяется, как сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Благ

Тщеславие и гордость
Естественная потребность: тщеславие и гордость – не естественны для человека. Они наиболее опасны и могут погубить все добродетели, приобретенные человеком в борьбе с другими страстями. Эти ст

Чревоугодие
Естественная потребность: необходимость в пище как источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. Страсть как извращение и преувеличение естественной потребност

Сребролюбие
Естественная потребность: деньги как эквивалент необходимых для жизни материальных вещей нужны человеку. Но естественная потребность ограничивает количество этих вещей необходимым минимумом.

Печаль и уныние
Естественная потребность: печаль – «неестественная страсть», возникающая тогда, когда утихает страсть гнева, вызывающая в человеке такое напряжение сил, в котором он долго находиться не может.

Стадии постепенного образования страсти
1. Прилог или приражение (слав. приразитися – столкнуться с чем-либо) – греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом

Грехи против Бога
Гордыня; нарушение заповедей Божьих; неверие, маловерие и суеверие; неимение надежды на милосердие Божье; чрезмерное упование на милость Божью; лицемерное почитание Бога, формальное ему поклон

Грехи против ближнего
Неимение любви к ближним и к своим врагам; непрощение их прегрешений; ненависть и зложелательство; ответ злом на зло; непочтительность к родителям; непочтительность к старшим и начальникам; уб

Грехи против самого себя
Уныние и отчаяние, возникающие вследствие развития тщеславия и гордости; высокомерие, самолюбие, самонадеянность, высокоумие; делание добрых дел напоказ; мысли о самоубийстве; плотские излишес

Перечень грехов, читаемый на исповеди
1. Каюсь, что согрешил: несохранением своих обетов, данных мной при крещении, но во всем я солгал и преступил и непотребным себя соделал перед лицем Божиим. Прости мя, Милосердный Госп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги