Реферат Курсовая Конспект
Таинства - раздел Образование, ...
|
Схема богослужения таинства крещения
Молитвы и обряды, предшествующие Крещению
Предшествуют Крещению следующие молитвы.
1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча» (9) ).
2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»).
3. Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»).
Последование чина оглашения
1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).
2. Молитвы запрещения злых духов.
3. Отречение от сатаны.
4. Исповедание верности («сочетание») Христу.
5. Исповедание Символа веры.
Последование святого крещения
Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь.
1. Освящение воды.
2. Освящение елея.
3. Крещение.
4. Облачение новокрещенного в белые одежды.
Чинопоследование таинства миропомазания
Схема чинопоследования
1. Помазание святым миром.
2. Хождение вокруг купели.
3. Обряды восьмого дня (Омывание святого мира).
4. Пострижение власов.
Богослужение таинства – литургия
Богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (греч. литóс – общественный и эргон – служба). Если в других общественных богослужениях (утрени, вечерни, часов) Господь Иисус Христос присутствует только Своей благодатью, на Литургии Он присутствует всецело Своими Пречистыми Телом и Кровью.
Краткий устав-схема литургии святителя Иоанна Златоуста
Проскомидия (совершается в алтаре).
Литургия оглашенных
Отверзается завеса царских врат.
Каждение алтаря и храма.
Благослови, владыко.
Благословено Царство...
Ектения великая.
Молитва тайная: Господи Боже наш, Егоже держава...
Яко подобает Тебе... (возглас)
Первый антифон (из псалма 102).
Ектения малая.
Молитва тайная: Господи Боже наш!
Спаси люди...
Яко Твоя держава...
Второй антифон (из псалма 145).
Единородный Сыне...
Молитва тайная: Иже общая сия...
Ектения малая.
Яко Благ и Человеколюбец...
Третий антифон (Блаженны).
Отверзаются царские врата.
Малый вход (с Евангелием).
Молитва входа (тайная): Владыко Господи, Боже наш...
Входное: Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий...
Тропари и кондаки.
Яко Свят еси Боже наш...
Трисвятое: Святый Боже...
Прокимен.
Чтение Апостола. (Каждение).
Аллилуиарий.
Молитва пред Евангелием: Возсияй в сердцах...
Чтение Евангелия.
Ектения сугубая: Рцем вси...
Молитва прилежного моления.
Яко Милостив и Человеколюбец...
[Ектения заупокойная: Помилуй нас, Боже... (48)
Молитва: Боже духов...
Яко Ты еси Воскресение...]
Закрываются царские врата.
Ектения об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии...
Молитва об оглашенных: Да и тии с нами славят...
Елицы оглашеннии, изыдите...
Прославление Богоматери
Священник, взяв кадильницу и, покадив ею трижды, особо (слав. изрядно) вспоминает Богоматерь: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии...».
Хор поет: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу...».
Приготовление предстоящих к Святому Причащению
Дьякон – просительная ектенья: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся...».
Во время ектеньи священник тайно молится: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче...».
Последнее явление Святых Даров предстоящим
Священник берет Потир и тихо говорит: «Благословен Бог наш...».
А затем, повернувшись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух. «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
После этого священник несет Святую Чашу на жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса, Боже...».
И совершает уставные священнодействия с оставшимися Дарами.
Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша...».
Потребление Святых Даров
Священник с дьяконом Царскими вратами входят в алтарь и после положенных Уставом священнодействий и молитвословий дьякон потребляет оставшиеся после Причащения мирян Святые Дары.
Отпуст
Священник благословляет молящихся, стоя в Царских вратах лицом к ним: «Благословение Господне на вас...».
Хор: «Аминь».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».
Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови».
Священник: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопóльскаго, Златоустаго, и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец (50)».
Затем священник дает крест для целования молящимся, после чего осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, закрывая при этом Царские врата и завесу.
Хор поет многолетие. Читаются благодарственные молитвы «по святем Причащении».
Блуд
Естественная потребность: влечение противоположных полов друг ко другу, реализуемое в христианском браке, освящаемом Церковью.
Страсть как извращение и преувеличение естественной потребности выражается в услаждении плотскими движениями, в их произвольном возбуждении и готовности удовлетворять их. Эта страсть приводит к незаконному сожительству (так называемые «любовники»), бытовому блуду, прелюбодеянию (супружеской измене одного или обоих любовников), противоестественному соитию (мужеложству, «лесбиянству», скотоложству и т. д.), рукоблудию.
Признак развивающейся страсти: внимание к похотливым помыслам и услаждение ими с желанием их реализации.
Результаты извращения естественной потребности страстью: блуд очень похож на страсть винопития – в результате приверженности к нему человек истощает душевные и телесные силы и приближает собственную смерть. Сладострастие становится основным мотивационным фактором, определяющим стиль поведения блудника. Как говорит святитель Феофан Затворник, «по разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у апостола именуется «похотию злою» (Кол. 3; 5), а по унижению ею разумного существа – «страстию бесчестия» (Рим. 1; 26)» (55).
Реализуется эта страсть через блудные помыслы, развивающиеся от воспоминаний прежде виденного, слышанного или испытанного во сне, а также через соблазнительные разговоры, непристойные истории и анекдоты, рассказываемые из тщеславия, через пение безнравственных песен и употребление в разговоре похабных слов. Все блудные грехи разрушают физическое здоровье одержимого ими человека и парализуют его волю.
Методы борьбы: стараться внутренне не расслабляться и при возникновении блудных помыслов сразу отбрасывать их, не допуская сочувствия к ним, и тем более, услаждения ими. Нужно с первого движения похоти возбуждать в себе гнев и неприязнь к ней. Поскольку в зарождении блудной страсти решающую роль играет чревоугодие, рекомендуется устранить из рациона жирную, острую и другую питательную пищу, а также не объедаться. Еще одна рекомендация – спать на жестком и поменьше, не допуская излишнего тепла в комнате. Исповедуя блудные помыслы и пожелания, нельзя рассказывать о них подробно, поскольку их воспоминания часто приводят к оживлению греховных чувств. При этом необходимо обращаться за помощью к Господу с молитвой об исцелении от этого недуга.
Гнев
Естественная потребность: гнев не естественен для человеческой природы, а является ее извращением, поэтому борющийся с гневом в себе борется с порчей своего естества. Но склонность к гневу может явиться и следствием темперамента. В этом случае греховно равнодушное отношение человеческой воли к импульсивным движениям своей души.
Признаки развивающейся страсти: раздражительность и нетерпеливость, вызываемые действиями окружающих или просто обстоятельствами, возникающими помимо чьей-либо видимой воли.
Результаты укоренения страсти: развитие страсти может привести к совершению тяжких, смертельных грехов, к таким, например, как тяжкие увечья, нанесенные в приступе гнева, и даже убийство. Вот как иллюстрирует вспышку страсти святитель Феофан Затворник: «Обычное дело начинается из мелочей, легким огорчением, – горечью, – которая, если тотчас не уничтожить ее, скоро переходит в серчание; не удержи серчание, оно разгорится во вспышку гнева, в ярость; после этого тотчас начинаются крупные слова, брань, а вместе с этим и хула, укоры и поношения друг друга. Побранились, накричались, разошлись не помирившись и злятся друг на друга, придумывая и приговаривая даже: я тебе то сделаю, я тебе докажу. Это месть в больших или меньших размерах. Всему этому неуместно быть среди христиан» (57).
Отношение к страсти гнева и методы борьбы с ней: поскольку «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1; 20), то апостол Павел призывает: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12; 21). Об этом же говорится в Евангелии: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5; 44). Страсть гнева – одна из сильнейших страстей человека, на борьбу с ней часто уходят многие годы. Поскольку гнев как бы «вырастает» из тщеславия, самолюбия и самомнения, особое внимание надо обращать на борьбу с этими питающими страсть «корнями». Святитель Василий Великий рекомендует в борьбе с гневом придерживаться следующей тактики: «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут тебя в раздражение».
Один из самых действенных методов борьбы с этим грехом – «праведный гнев», который проявляется в обращении нашей способности к раздражению и злости на саму страсть: «Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки» (св. Димитрий Ростовский).
Когда возникает повод для гнева, нужно волевым движением остановить те слова и поступки, которые в запальчивости возбуждает сделать страсть. Затем надо успокоиться и лишь после этого можно отвечать возбудителю конфликтной ситуации. Противоположные этой страсти добродетели – радушие и милосердие ко всем.
Грехи
Грех – это нарушение христианского нравственного закона – такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3; 4).
Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются смертными. Их семь.
1. Гордость.
2. Чревоугодие.
3. Блуд.
4. Гнев.
5. Сребролюбие.
6. Печаль.
7. Уныние.
Грех – это реализация страсти в помыслах, словах и делах. Поэтому рассматривать его надо в диалектической связи со сформировавшейся или формирующейся в душе человека страстью. Все сказанное в главе, посвященной страстям, имеет прямое отношение к человеческим грехам, как бы обнажающим факт наличия страсти в душе согрешающего человека.
Грехи подразделяются на три категории, смотря по тому, против кого они совершаются.
1. Грехи против Бога.
2. Грехи против ближнего.
3. Грехи против самого себя.
Ниже приводится приблизительный, далеко не полный перечень этих грехов. Следует отметить, что весьма распространившаяся в последнее время тенденция видеть цель покаяния в наиболее подробном словесном перечислении грехов противоречит духу таинства и профанирует его. Поэтому заниматься начетничеством, выражающимся в еженедельном «исповедовании» бесчисленных грехов и прегрешений, не стоит. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50; 19), – говорит о смысле покаяния богодухновенный пророк Давид. Относясь внимательно к движениям своей души и отмечая свою неправоту перед Господом в конкретных обстоятельствах жизни, нужно всегда помнить то, что стяжать в таинстве покаяния нужно «сокрушенное сердце», а не «многоглаголивый» язык.
Чинопоследование таинства покаяния Схема чинопоследования
Вынос Креста и Евангелия на аналой.
Увещание священника перед исповедью.
Возглас: «Благословен Бог наш...».
«Обычное начало».
Чтение 50-го псалма.
Тропари.
«Господи, помилуй» (40 раз).
Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...».
Обращение священника: «Се, чадо...».
Чтение Символа Веры.
Вопросы исповеднику о согрешениях, личная исповедь.
Наставление не повторять грехи.
Молитва: «Господи Боже, спасения рабов Твоих...».
Тайносовершительная молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами...».
«Достойно есть...».
«Слава, и ныне...».
Отпуст.
Наставления духовника кающемуся.
Назначение канона против согрешений.
Чинопоследование таинства делится на две части. Первая часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.
Таинство начинается возгласом:
«Благословен Бог наш...».
Затем читается «обычное начало», Господи, помилуй (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды).
После этого читается 50-й псалом.
Затем тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Слава»: «Господи, помилуй нас...», «И ныне»; «Милосердия двери отверзи нам... »(59).
«Господи, помилуй» (40 раз).
Священник восклицает: «Господу помолимся!» и читает молитву: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...».
Все эти молитвословия являются подготовительными ко второй части чинопоследования – личной исповеди.
Первая часть последования заканчивается тем, что священник подходит к аналою и, встав лицом к кающимся, произносит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит...». В этом обращении раскрывается, что священник, принимающий исповедь, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом.
Вторая часть последования начинается совместным прочтением Символа веры и продолжается собеседованием священника с каждым исповедником отдельно.
Происходит это следующим образом: кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон перед лежащим на аналое крестом и Евангелием. Если исповедников много, этот поклон делается заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя; или батюшка сидит, а кающийся стоит на коленях.
Ожидающим своей очереди ни в коем случае нельзя подходить близко к месту где совершается исповедь, дабы исповедуемые грехи не были им слышны, и тайна не была бы нарушена. В этих же целях собеседование должно совершаться вполголоса.
Если исповедник является «новоначальным», то исповедь может строиться так, как это отражено в Требнике: духовник задает кающемуся вопросы по списку. На практике, впрочем, перечисление грехов совершается в первой, общей, части исповеди. Список грехов, перечисляемых при этом священником, дан сразу за этой главой.
Затем священник произносит «Завещание», в котором он призывает исповедника не повторять исповеданных им грехов. Впрочем текст «Завещания» в том виде, в котором он напечатан в Требнике, читается редко, большей частью священник просто дает исповеднику свои наставления. После того как исповедь закончена, священник читает молитву «Господи Боже, спасения рабов Твоих...», которая предшествует тайносовершительной молитве таинства покаяния.
После этого исповедник становится на колени, и священник, накрыв ему голову епитрахилью, читает разрешительную молитву, содержащую тайносовершительную формулу:
«Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Затем священник осеняет главу исповедника крестным знамением.
После этого исповедник встает с колен и целует Святой крест и Евангелие. Если духовник считает невозможным отпустить исповеданные грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок.
Затем читаются заключительные молитвословия «Достойно есть...», «Слава, и ныне...» и священник творит отпуст.
Заканчивается исповедь наставлениями духовника кающемуся и назначением ему для чтения канона против его согрешений, если священник найдет в этом необходимость.
– Конец работы –
Используемые теги: таинства0.038
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Таинства
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов