рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

II. Состояние религиозного сознания

II. Состояние религиозного сознания - раздел Образование, Духовная безопасность РОССИИ Из-За Громадной Протяженности России В Разных Ее Регионах Существуют Непохожи...

Из-за громадной протяженности России в разных ее регионах существуют непохожие друг на друга религиозные ситуации. В частности, в епархиях Русской Православной Церкви Центрального федерального округа большинство населения является православным (например, Белгородской, где за 2004 год совершено около 11 000 крещений младенцев, что составляет 84% от общего количества родившихся в том году, и по данным Управления Министерства юстиции от общего количества всех зарегистрированных религиозных организаций 80% составляют православные). Совсем иная картина наблюдается на Дальнем Востоке (например, на острове Сахалин, где из 125 официально зарегистрированных религиозных объединений православными являются лишь 43, что составляет 35%, однако неправославные объединения, как правило, невелики по численности своих членов).

Причем, несмотря на явные исторические и этнокультурные симпатии к созидательным традиционным религиям, большая часть населения России находится в состоянии духовной непросвещенности и суеверия. На это указывают данные опросов «Во что верит население России». Астрологи, приметы, экстрасенсы, телепатия, НЛО, магия - вот чему суеверно доверяет большинство населения.

Более того, по данным фонда «Общественное мнение», полученным в ходе репрезентативных общероссийских опросов населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России, значительная его часть утратила традиционное уважение к государственной власти и соблюдает законы преимущественно из-за страха наказания - 37% или привычки - 34%.

В то же время, несмотря на катастрофическое падение нравственности, семейные регуляторы социальных отношений пока еще сохранились. Родителей уважает 81% населения России и на это необходимо ориентироваться в решении социальных проблем. Патриотизм также не угас в российском народе. Большинство населения (62%) воспринимает Родину как понятие более святое, чем свобода личности.

Весьма интересно и показательно сравнительное отношение населения России к традиционным и западным ценностям. Заметное большинство населения России придерживается традиционных ценностей. Почти половина граждан считает, что Россия по своим традициям, культуре и истории ближе к Европе, чем к Азии. В то же время, несмотря на некоторую европейскую ориентацию, 60% опрошенных считают Россию особой страной, непохожей ни на Европу, ни на Азию. Весьма важно мнение людей о влиянии западной массовой культуры на социальные процессы в России. Большая часть (47%) населения полагает, что западная массовая культура отрицательно действует на отношения между людьми в России. Положительно воспринимают влияние западной массовой культуры на отношения людей лишь 17% опрошенных. Многие (50%) жители России признают, что негативные процессы в отечественной культуре в значительной мере вызваны тем, что они сами забывают собственную культуру. 35% считают, что причина деградации отечественной культуры заключается в усиливающемся влиянии Запада. Засилье западной массовой культуры, по мнению относительного большинства населения России (48%), делает людей хуже. Только 12% из опрошенных думают, что под влиянием Запада люди становятся лучше. Большая часть граждан России не принимает так называемых западных ценностей: неравенство в потреблении ресурсов планеты, социальное неравенство, бедность большей части населения; рыночно-потребительская и рационально-технологическая цивилизация; стереотипы массового сознания; принесение высших целей и будущего в жертву сиюминутным политическим и конъюнктурным выгодам.

В кризисных условиях отношение к вере постепенно становится позитивным. Так, например, значительная часть опрошенных граждан (31%) считает, что президент России должен быть верующим. В этом отношении показательны данные фонда «Общественное мнение», полученные в ходе опроса 32 тысяч человек 9-10 апреля 2005 г.

Из сведений, приведенных в настоящем разделе, можно сделать следующий вывод. Несмотря на оптимистичность приведенных цифр, положение в сфере духовной безопасности пока еще следует считать критическим и подошедшим близко к границе неустойчивых разрушительных социальных процессов. Однако в последние годы намечаются и позитивные тенденции. Сейчас очень многое зависит от реальной политики государственной и местной власти, от совместных усилий всех созидательных социальных сил. Важную роль в этом процессе должны играть и традиционные российские созидательные религии.

Духовное противостояние усиливает религиозный кризис, в значительной мере спровоцированный извне.

В целом у сознательных и патриотически настроенных граждан России вызывают озабоченность следующие проблемы:

- открытый захват территорий и вытеснение титульных наций, в первую очередь русских, с мест их традиционного проживания (Сибирь, Дальний Восток - китайцы, корейцы, вьетнамцы; Северный Кавказ - бывшие республики СССР);

- духовно-нравственная колонизация России и прозелитическая ассимиляция русского населения (радикальный ислам, неопротестанты и т.д.);

- ярко выраженный религиозный характер эмиграционного нашествия;

- подмена православного мировоззрения и образа жизни псевдоправославным политиканством;

- подмена традиционного исламского и буддийского мировоззрения и образа жизни радикальным политиканством;

- нагнетание социальной напряженности посредством пропаганды углубляющейся социальной поляризации общества и провоцирование религиозно-социальных конфликтов через обращение к самым низменным человеческим страстям (зависти, осуждения, животного страха, псевдопатриотизма, ненависти);

- эксплуатация эсхатологических ожиданий в малопросвещенной православной среде для провоцирования конфликтов между Русской Православной Церковью и государством (дискуссия об ИНН и штрих-кодах, требование канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина и т.п);

- разжигание религиозной нетерпимости и перенос ее в социальную сферу гражданского взаимодействия представителей различных религий;

- нравственная дезориентация представителей власти, общественных институтов и простых граждан (отсутствие самоотверженности, способности на поступок и жертву, патриотизма и гражданственности, правосознания и правопослушности);

- демографические угрозы, разрушение традиционных созидательных основ семьи, личности и социальных институтов.

 

Георейтинг «Конфессии»

 

Динамика количества людей в группах по отношению к вере

с 1989 по 2005 гг (в %%) Символ —> означает учет мусульман в группе «прочие»


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная безопасность РОССИИ

Экспертного совета при полномочном представителе... Президента Российской Федерации... в Центральном федеральном округе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: II. Состояние религиозного сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Авторский коллектив: архиепископ Иоанн (Попов), д.соц.н. Возьмитель А.А., к.ю.н. Хвыля-Олинтер А.И.
    Научно‑методическое пособие: Духовная безопасность России (актуальные теоретико‑методологические и практические проблемы духовной безопасности). ̴

C) КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005
СОДЕРЖАНИЕ     1. Духовно-цивилизационный разлом и противостояние. 6   2. Духовная безопасность в обществе и системе национальной безо

Духовно-цивилизационный разлом и противостояние
    Субъект-объектная парадигма международных отношений, насильственно-искусственное насаждение однополярного мира и процесс глобализации, отнюдь не нацеленный на достиж

I. Демографические угрозы
В России с конца 80-х годов ХХ века отмечено резкое ухудшение здоровья населения, демографические потери обрели характер сверхсмертности (например, в России умирает больше новорожденных, чем в сред

Духовная безопасность в обществе и системе национальной безопасности
    Россия - хранительница многовековой созидательной духовной традиции, внесшей свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры, науки, искусства, а также в решение

Вопросы духовной безопасности России в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации
    Еще в 1996 году Государственная дума в своем обращении «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на зд

Традиционный, социологический и политологический подходы к определению духовной безопасности
  Хотя вопросы духовной безопасности давно уже стоят «ребром» в нашем обществе, профессиональный интерес к ним появился только в последние годы, когда после десятилетия падения в экон

Объект, предмет и система духовной безопасности (теоретико-методологический анализ и реальная ситуация)
    Самым общим объектомдуховной безопасности выступают духовные отношения: представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие св

Религиозная безопасность как одна из важнейших составляющих духовной безопасности
    Духовность и религиозность неразрывно связаны между собой. Печально известные скандалы и криминальные эксцессы с сектой «АУМ Синрикё», радикальными исламскими террор

Признаки сатанистских и демонических сект
  Ключевой признак этих культов - все сатанистские и демонические вероучения считают, что объект их поклонения является в мире основной причиной зла и смерти. Некоторые сатанистские с

Признаки неоязыческих культов
  Основным признаком неоязыческих культов является утверждение о равноправной борьбе добра и зла в мире, что сближает их с некоторыми направлениями сатанизма. Поэтому их вероучение мо

Признаки оккультных и псевдонаучных объединений
  Основным признаком объединений, культивирующих магию и оккультизм, является то, что, внешне отрицая, как правило, свою религиозную сущность, они, тем не менее, создают и развивают с

Признаки культов восточной ориентации
  Ключевой особенностью деструктивных культов восточной ориентации является признание ими гипотезы о реинкарнации, притом, что они не обладают подлинным и законным духовным преемством

Признаки псевдопедагогических культов
Основным признаком псевдопедагогических культов является стремление внедрить в систему образования Российской Федерации якобы новейшие методы обучения, на самом деле ставящие своей целью отсечение

Краткий словарь определений некоторых универсалий, категорий и понятий, значимых для проблем духовной и религиозной безопасности
    Словарь предназначается для политологов, занимающихся религиозной и духовной проблематикой, а также для всех людей, заинтересованных проблемой духовной безопасности

ИОАНН (ПОПОВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ) (р. 01.09.1960г. - Иркутск). Архиепископ Белгородский и Старооскольский.
  Окончил исторический факультет Иркутского государственного университета им. А. Жданова (1982). По окончании университета преподавал и поступил в аспирантуру Новосибирского

ВОЗЬМИТЕЛЬ Андрей Андреевич (р. 26.08.1942 - г. Омск).
  Специалист в области социологии пропаганды, общественного мнения и образа жизни. Окончил общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плех

ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР Андрей Игоревич (р. 13.03.1944 - г. Омск).
  Специалист в области разработки, оптимизации и эксплуатации экспертных автоматизированных информационных систем, систем автоматизированной классификации и распознавания криминалисти

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги