рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хороводные, игровые, плясовые песни

Хороводные, игровые, плясовые песни - раздел Образование, Хороводные, Игровые, Плясовые Пес...

Хороводные, игровые, плясовые песни

Период хороводных гуляний: от Красной горки до сенокоса. Начало хороводных гуляний в холодных районах Русского Севера – с Николы вешнего. Со временем хороводные песни выделились в самостоятельный жанр. Их стали петь… Во время постов песен не поют!

Протяжная лирическая песня

  2. Особенности напева. Влияние напева на структуру текста. (Напев – основной… 1) Широкое дыхание (протяжённые фразы)

Некоторые особенности поэтического языка

Поэтический параллелизм: образы природы (пейзаж) служат передаче эмоционального состояния.

Символы горя: бел-горюч камень, ракитов куст, чёрный ворон.

Символы счастья (утраченного или не состоявшегося): калина, малина, цветы.

 

 

4. Темы протяжных песен (всегда – горестные, печальные)

Смерть в чужом краю («Горы Воробьёвские»)

Тоска женщины по девичеству, по жизни в родительском доме.

Горестная разлука, прощальная встреча.

Молодецкая лирика (песни вольницы) – мужские!

Рекрутские песни.

Исторические и балладные (см. тему «Исторические и балладные песни»).

 

Функции жанра. Условия исполнения.

Специальных условий нет (могут быть приурочены к свадебному обряду, к проводам рекрута, исполняться во время летних хороводных гуляний).

Основная функция – эмоциональная разрядка (подумать о других функциях!).



Эпические жанры музыкального фольклора

Сюжет:   Былина с Х века   Историческая песня с ХIII века   Баллада с ХIV века
             
Музыкальный язык + стилистика текста   Напев былины (интонация сказывания)   Протяжная песня (с ХIV века)   Городская бытовая песня (с ХVIII века)

 

 


Былины, скоморошины

1. Определение жанра (обратите внимание на признаки эпическихжанров). 2. Время возникновения жанра. 3. Особенности отражения исторического опыта народа в былинах.

Скоморошины

(не обязательно связаны с репертуаром скоморохов). Разновидности скоморошин: 1) Пародиина тексты былин. «Птицы на море» - пародия на описание былинного пира богатырей. (Птицы в скоморошине =…

Исторические песни и баллады

! ЭТИ жанры определяются по содержанию текста

Время возникновения жанров.

Исторические песни и баллады относятся к более поздним, чем былина, эпическим жанрам музыкального фольклора. Исторические песни известны с XIII века, баллады – с XIV века.

 

Содержание исторических песен.

В текстах исторических песен повествуется о конкретных исторических событиях или лицах. Документальной точности нет! Исторические песни нередко сочинялись самими участниками или свидетелями событий.

Наиболее ранние исторические песни относятся к периоду монголо-татарского нашествия («Авдотья Рязаночка», «Щелкан Дудентьевич» - см. тексты в сборниках былин). События этого периода отражены в песне «Про татарский полон».

В XVI веке историческая песня приобретает значение ведущего жанра. Песни о Ермаке, о взятии Казани Иваном Грозным. В XVII веке появляются песни о Степане Разине, в XVIII – о Петре I и его победах, о Емельяне Пугачёве, в XIX веке - об Отечественной войне 1812 года, о русско-турецких войнах (1828 – 1829, 1877 – 1877), Крымской войне (1853 - 1856).

Исторические события и в дальнейшем находят отражение в песенном фольклоре.

Содержание баллад

Баллады – песни трагического содержания. В основе сюжетов – семейно-бытовые конфликты.

«Про вдову Пашицу» (см. в сборниках былин).

«Ванька-ключник»

«Ехали солдаты»

«По Муромской дорожке»

«Хаз-Булат удалой»

Донская баллада («По Дону гуляет»)

 

Исторические баллады(имеют признаки исторических песен и баллад)

«Из-за острова на стрежень»

Сон Степана Разина («Мне малым-мало спалось»)

 

Музыкальный язык исторических и балладных песен

1) Наиболее ранние исторические песни и баллады на Севере исполнялись с напевами былин (интонация сказывания). Тексты этих песен публикуются в сборниках былин.

2) Значительное количество исторических и балладных сюжетов впротяжных песнях(подголосочная полифония).

3) С XVIII века - популярны городские бытовые песни с балладными и историческими сюжетами (поются с аккордовым сопровождением).

 

 

 

 


Городская бытовая песня XVIII – начала XX вв.

 

Проникновение западноевропейских музыкальных жанров в городской быт.

В XIX веке широкое распространение получает вальс. В начале XIX века становится популярной гитара (инструмент испанского происхождения). В 20-30-е… Важно: на гармони и на гитаре звучат аккорды.  

Тексты городских бытовых песен

Темы песен разнообразны (см. список). Ознакомиться с текстами песен. Уметь кратко рассказать их содержание. Тексты… Лирические и лирико-философские:

Революционные песни

1917 – Февральская (буржуазная) революция 1917– Октябрьская (социалистическая) революция  

Частушка

Среда бытования. Исполнители. Первоначально частушки звучали только во время молодёжных вечеринок, сочиняли их в основном парни. К концу ХIХ века… Текст отличается краткостью (четверостишие), злободневностью,… Музыкальный язык.Темп скорый. Могут исполняться под аккомпанементбалалайки, гармони, «под язык». Могут сопровождаться…

Сказка

Определение жанра

Сказка относится к эпическим жанрам устного народного творчества. Повествова­ние прозаическое, имеет обязательную установку навымысел.

Происхождение сказки. Среда бытования жанра. Функции сказки.

В народной среде сказки часто рассказывали там, где возникал длительный неволь­ный досуг. Охотники, лесорубы, сплавщики леса, рыболовы проводили… Сказки рассказывали ремесленники: печники, портные, сапожники. На посиделках (бесёдах) не только пели песни, но и рассказывали сказки.

Б) Волшебные сказки

Волшебные сказки отражают формы социальной организации при первобытно-общинном строе, обряды, представления людей об устройстве мира (в том числе – представление о временной смерти).

Действие волшебной сказки происходит в двух мирах – реальном и ином мире,который называется «тридевятое царство, тридесятое государство», находится за «тридевять земель», за лесом, за морем, под землёй. На границе между мирами находится избушка Бабы-Яги, которая охраняет эту границу.

Отлучка героя из дома – начало его приключений.

Недостачазаставляет героя отправиться в путь (нужно найти живую и воду, молодильные яблоки, невесту). В любом случае поиск невесты – главная цель (даже если герой её не формулирует).

Испытания, которые ждут героя: путь в царство мёртвых, бой со змеем или другим врагом. Когда искомый предмет найден, надо спастись от погони, от завистливых братьев (братья убивают Ивана и присваивают себе его подвиги - смерть временная). Нередко герою предлагается трудная задача(невыполнимая, но он справится!).

Волшебные помощники и волшебные предметы помогают преодолеть испытания.

Роль волшебных предметов могут играть любые предметы: сапоги, скатерть, дубина, стрела, шапка, ковёр, колечко, дудочка и т. д.

Волшебным помощникомчасто становится конь (в более древних сказках – птица). Конь переносит героя в иное царство, помогает победить змея, даёт советы, высоко прыгает (чтобы Иван поцеловал царевну).

Даритель снабжает героя волшебным помощником или волшебным предметом (коня дарит Баба-Яга или умерший отец). Дарителем или волшебным помощником может стать благодарное животное (собака или кошка, спасённые от жестоких людей, птица, в которую герой не выстрелил, щука, которую Емеля поймал, но отпустил).

Волшебные сказки заканчиваются свадьбой и воцарением героя.

 

Некоторые структурные особенности волшебных сказок:

Устойчивые формулы зачинов и концовок:«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «И жили они долго и счастливо», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло – в рот не попало».

Утроение.У отца - три сына, каждый отправляется из дома, т. е. ситуация повторяется трижды. Трижды Иван бьётся со змеем, у которого три – шесть – девять голов. У Бабы-Яги бывает две сестры или две дочери.

В) Бытовые сказки

Действие сказки происходит в одном, реальном, мире. Нет волшебных помощников и волшебных предметов. Бытовые сказки короче, чем волшебные

В основе сюжета – антагонизм между представителями разных сословий, а также осмеяние человеческих пороков. Мужик (работник, крестьянин, солдат) оказывается умнее, хитрее барина (хозяина, попа). Глупый и жадный барин (хозяин, поп) бывают жестоко наказаны и осмеяны.

Осмеяны и наказаны ленивые, упрямые, злые и неверные жёны.

Смелая и умная девушка спасается от разбойников и разоблачает их.

Мудрые девушки отгадывают трудные загадки. За это их берут в жёны.

Мудрые жёны справляются с трудными задачами.

Литература:

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. – М., 1957

Кравцов И.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 1983

Ончуков Н.Е. Северные сказки: В 2 кн.- СПб, 1998

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л, 1986

Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2000

Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969

Задания для самопроверки:

1. Проанализируйте структуру сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Смерть пе­тушка», «Небо пало». Какой жанровой разновидности они относятся?

2. Определите, к какой жанровой разновидности относятся сказки из сборника Н.Е.Ончукова №№11, 13, 49, 68, 109, 135, 216, 217, 264, 241, 255. По каким признакам определили?



Фольклорный театр

1. Жанровый составфольклорного театра:

1). Фольклорная драма (театр живых людей).

2). Театр кукол: а). Театр Петрушки (пальцевой театр); б). Вертеп (стержневой театр).

3). Раёк (= потешная панорама, театр лубка).

4). Балаганные представления.

5). Прибаутки балаганных «дедов».

Период бытования фольклорного театра

Фольклорный театр формируется в 18 веке, т.е. в период, когда отчётливо определяются различия между крестьянской и городской народной культурой. Фольклорный театр формируется в городской среде, для которой характерно сильное влияние иноземной культуры и профессиональной письменной поэзии и драмы. Фольклорный театр существовал до начала 20 века.  

Дотеатральные игровые виды фольклора.

4.1. Фольклорные драмы возникли в городской среде под влиянием профессионального театра, нередко представляли собой переделки литературных… В деревню фольклорную драму приносили отслужившие солдаты и матросы или… «Маврух»

Кукольный театр

А). Петрушка

Прототипы Петрушки – европейские фольклорные шуты (см. особенности внешности и костюм!). Работают двое: актёр и музыкант. Актёр использует пищик.  

Представление состоит из ряда сценок: сцена с невестой, покупка лошади, падение с лошади, сцена с доктором, убийство немца, избиение квартального, арапа. В конце Петрушку загрызёт собака или утащит барашек. Смерть Петрушки – условная, «кукольная».

б). Вертеп (в переводе – «пещера»). Рождественское кукольное представление – драма «Царь Ирод». В католических странах (не в России!) представление устраивалось внутри храма.

Вертеп – переносной ящик, разделённый на 2-3 яруса. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные с рождением Христа, в нижнем – эпизоды с царём Иродом.

4.3. Раёк(потешная панорама)

Раёк – ящик с двумя увеличительными стёклами, устанавливался на площадях во время городских увеселений и праздников. Зрители разглядывали лубочные картинки, сменявшие друг друга: изображения святых мест, монастырей, библейские сюжеты, былинные богатыри, сказочные персонажи, портреты знаменитых людей.

Раёшник сопровождал показ прибаутками.

4.4. Балаганы – главное развлечение на городских гуляниях. В балаганных представлениях, предназначенных для простонародья, выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников и ремесленников, цирковые артисты. (Первоначально такие представления устраивались заезжими комедиантами из Европы).

4.5. Прибаутки балаганных «дедов». Балаганные деды-зазывалы выступали на наружных балконах балаганов для привлечения публики.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Хороводные, Игровые, плясовые, песни0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хороводные, игровые, плясовые песни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ДОКЛАД по дисциплине Теория игр и исследование операций На тему: Теория игр, графический метод в теории игр
МИНОБРНАУКИ РОССИИ... ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙИ УПРАВЛЕНИЯ...

Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано
Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо.… Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику,… Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры…

Игра как фактор социализации личности (психологический аспект). Философия игры
Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо… Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью… Польский писатель-фантаст и оригинальный мыслитель Станислав Лем, как бы возрождая античное космическое понимание…

Игра, игровое поведение
Игра обладает своеобразной силой внушения, которая затрагивает с удивительной глубиной не только самого хомо луденс , человека играющего , но и тех,… Игра - это не порождение скоропреходящей моды, не модная вещь, которую можно… Исходя из вездесущности игры и игрового поведения, в дальнейшем мы должны очертить связанный с ней круг проблем и…

Военные игры. Игры преследования
Таково своеобразие задачи преследования одного управляемого объекта другим управляемым объектом, математическому описанию которой посвящена данная… В работе рассматриваются игры, в которых участвуют два игрока убегающий и… Она уже относится к вариационному исчислению и составляет основную часть теории управления. Решения игроков всегда…

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества
РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

Игра в процессе обучения на уроках
При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом… Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует,… Лишения ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития импульсов творчества, признаков и…

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно -политическое значение. Древние Греки считали что боги… Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рожденные в Древней… Усложнение орудий труда вытеснило детей из трудовых процессов и игра из религиозно – эстетических ритуалов стало…

Теоретические основы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием
В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки мани-пулирования с окружающими предметами и общения с… Именно в динамику игры вплетено психическое разви-тие ребенка. Художественная… Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, по-буждает к…

Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
Само собой разумеется, что обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщения к… М 2001. С. 3. Маленький, дошкольный ребёнок обладает целостным… Целостный мир в его сознании тут же распадается на множество фактов, понятий, теорий, законов, предметов, кружков,…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Игра в процессе обучения на уроках При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом… Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует,… Лишения ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития импульсов творчества, признаков и…
  • ДЕЛОВАЯ ИГРА «Подбор персонала» Обязательно укажите в обратном хронологическом порядке ВСЕ должности, которые Вы занимали, и соответствующие должностные обязанности. Приведите конкретные примеры своих профессиональных достижений за время работы… Значения не должны повторяться). Карьера Стабильность, надежность компании Деньги, льготы Самостоятельность и…
  • Игровые методы обучения лексике английского языка Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности.… В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной… Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.…
  • Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не… Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой… Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни. 4. Ролевая игра снабжает…
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи» Используя прием контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры героини: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были… Душевному состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие… Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет…