рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей - раздел Педагогика, Содержание: Введение….1. Слушание-Восприятие… 2. Певческая Деятельность… 3. ...

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ….1. СЛУШАНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ… 2. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ… 3. ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 4. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….5. ЛИТЕРАТУРА…13 ВВЕДЕНИЕ Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстети¬ческом и нравственном становлении личности ребенка.Средства¬ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.

В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Умение донести до детей музыкальное произведение, приоб¬щить к нему, воздействуя на их чувства и мысли благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального вос¬питания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагоги¬ческих исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспи¬танников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к му¬зыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее испол¬нением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные пережи¬вания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка. Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство.

Это- второе условие усп¬ешной реализации воспитательных задач. Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется воз¬можность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на заня¬тиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений.

Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструмен¬тах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздей¬ствовать на развитие всех сторон личности ребенка. СЛУШАНИЕ- ВОСПРИЯТИЕ Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эсте¬тического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание ¬восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо разви¬вать способность переживать музыкальное содержание как специфи¬ческую выразительную речь. При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации му¬зыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное вос¬приятие следует развивать на интонационной основе.

Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов » Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно¬сти, веселых шутках, и восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит. Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услы¬шали ». (Дети отвечают.) Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело¬дия-«перевертыш», постепенное «раскручивание» мелодии, темпо¬вые характеристики). Такая модель восприятия опирается на природу собственно музы¬ки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слу¬хового опыта дошкольников являются следующие приемы: сопоставление музыкальных произведений: контрастных произ¬ведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контраст¬ных произведений, передающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового.

Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьиро¬ваться.

Но все они будут эффективны лишь при выразительном, гра¬мотном исполнении. Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни.

Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей груп¬пы. Отдельные беседы допустимо про водить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном заня¬тии. По усмотрению музыканта-педагога возможна замена произве¬дений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора ¬художественности и доступности для детского восприятия.

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Певческая деятельность детей характеризу¬ется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки ¬ ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: вы¬сокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризу¬ется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примар¬ным диапазоном звучания. Один из центральных разделов программы музыкального разви¬тия ребенка - песенное творчество.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкаль¬ное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельно¬сти про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и пережива¬ние музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад. Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выра¬зительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интер¬валов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоми¬нают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный вос¬ходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предло¬жить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное привет¬ствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную песенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"» Не менее важно научить детей подбирать ритмический рису¬нок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени.

Здесь уместными будут задания следую¬щего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ла¬доши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.). Одно из основных условий песенного творчества - умение удер¬жаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владе¬ние ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организую¬щим началом.

Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора.

Можно использо¬вать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого зву¬ка (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ла¬дов.

ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах реко¬мендуется п... Упражнения с помощью которых совершенствуются навыки основных движений... Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или му¬зыкально-дидакти... д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психиче...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики. музыкального развития.

Программа конкретно определяет, как педагог должен форми¬ровать эстетическое отношение детей к музыке. Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему: 1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, разви¬вать правильное ее восприятие, формировать чувства и представ¬ления детей, стимулировать их нравственно-эстетические пере¬живания, способность к эмоциональной отзывчивости. 2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнооб¬разными произведениями и сведениями о них. 3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах, 4. Формировать певческие голоса детей, добиваться вырази¬тельного пения, образности и ритмичности движений, их коорди¬нации, точности игры на музыкальных инструментах.

Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мело¬дический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух. 5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной дея¬тельности (инсценировки песен, импровизации несложных попе¬вок, движений, комбинирование элементов танцев). 6. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности. 7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр. Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2-3 лет.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА : 1. Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития» М «Просвещение», 2006 2. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» М «Просвещение», 1981 Л. Н. Комиссарова «Наглядные средства в музыкальном воспитани.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, музыкальных, способностей0.047

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие музыкальных способностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников
Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к… Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с… ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМВОЛИЗАЦИИ( СИМВОЛА): Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания . Основными средствами,…

Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения
Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие… Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких… Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Для решения…

Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях музыкальной школы
Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности (Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е.… Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для… Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В. Медушевский,…

Развитие творческих способностей ребенка
Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала убийство Моцарта в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает… Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя Георги Данаилов… Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые это скорее исключение чем правило.Что происходит…

Влияние биологических факторов на развитие физических способностей
Развитию и воспитанию физических способностей уделяется большое внимание исследователями-теоретиками и практиками. От уровня физических способностей зависят успешная трудовая деятельность,… Физическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является…

Программа курса "Развитие творческих способностей детей" для обучения студентов филологических факультетов и отделений педагогических учебных заведений
Различные творческие объединения детей собирают под крыло творческих единомышленников, направляют поток их фантазии и вдохновения в нужное русло,… Целью данного курса является становление готовности учителя-словесника к… Реализация курса предусматривает решение следующих задач 1. Формирование представлений о психологических основах и…

Оперы Чайковского и развитие музыкального театра
Введение Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест… Его оперы Евгений Онегин, Пиковая дама, Мазепа, Черевички и другие - идут на… Для своих произведений в этом жанре он чаще всего выбирал именно свободные, простые сюжеты, без детективных элементов,…

Метод беседы. Развитие коммуникативных способностей у индивида.
Он ответил, что ему это не составляет никакого труда, т.к. он человек общительный и может разговаривать на любую тему. На вопрос можешь ли ты начать… У меня появился дополнительный вопрос о том, удатся ли ему брать инициативу и… Он ответил, что случается так, что он бывает причиной их возникновения, но конфликт часто бывает, несерьзен и он…

Развитие скоростно-силовых способностей
Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в… К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.… Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных…

Способности, их измерение и развитие
Это задатки. Вход: возможности развития. (2) ability – умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей.Выход: результат развития. Между… Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться… А. Бине, Симон (Франция). Задача: выявить детей с различными способностями к школьному обучению. Понятие общего…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам