Реферат Курсовая Конспект
Передача знаний от учителя к ученику - раздел Педагогика, Урок № 1. Предмет науки каббала 5.3. «Грубые» Названия В Каббале ...
|
5.3. «Грубые» названия в каббале
«Дословный смысл (Писания) подчиняется условиям времени и пространства. Аллегорический и каббалистический — остается на века, без временных и пространственных ограничений».
Иоганн Райхлин, «De arte cabbalistica»
5.1. Язык каббалистов – это язык ветвей
Нет ничего в низшем мире, что не брало бы свое начало в Высшем и не проистекало бы из него. Корень, находящийся в Высшем мире, заставляет соответствующую ему ветвь в низшем мире принять форму и качества корня.
Здесь надо добавить: если сама ветвь желает этого. Иначе между ними нет связи. Здесь, естественно, подразумевается, что низший понимает, что он – низший по отношению к своему корню, что на него все нисходит свыше и нисходит только для того, чтобы он правильно это в себя вобрал, исправился и уподобился высшему.
На основе связи корня с ветвью каббалисты создали словарный запас, позволяющий говорить о духовных корнях Высших миров, упоминая название низшей ветви, четко определяемой в ощущениях этого мира.
Каббалисты хотят нам что-то рассказать. Как они могут это сделать? Как мы объясняем что-то ребенку? На языке, который он понимает. Спросите мать, у которой есть, допустим, трехмесячный ребенок, и она скажет, что вполне понимает его и может с ним разговаривать. Мы смотрим на этого младенца – он дергает руками, ногами, ничего не соображает, кричит. А мать понимает его язык. Так и каббалисты разговаривают с нами на языке нашего уровня. Они не говорят с нами на языке Высшего уровня – они дают нам информацию в таком виде, чтобы мы могли осознать внутренний смысл своих действий, своей ступени.
Что они хотят передать нам? Они хотят рассказать, что находится внутри нашего мира, чтобы мы к этому устремились; чтобы мы начали подтягиваться к этому; чтобы мы поняли, чему мы можем уподобиться. Они дают нам связь между нашим состоянием и чуть более высоким. Как мы, играя с ребенком, побуждаем его сделать чуть больше, найти способ решить задачу, совершить что-то новое и при этом внутренне обогатиться. Так же и каббалисты относятся к нам.
Язык ветвей очень многообразен. Каббалисты на нем переговариваются и переписываются между собой. Они описывают Высший мир, где нет названий, с помощью слов нашего мира. Они спускаются на низший уровень, чтобы объяснить нам трансформации, которые мы должны в себе произвести.
Связь корня с ветвью позволяет каббалистам создать словарный запас, так как объект ощущаемого нами мира дает нам точное название, указывающее на его высший корень. Сам корень невозможно назвать никаким словом, поскольку он находится за пределами воображения, то есть выше наших органов ощущений. Однако благодаря наличию в нашем мире ветвей, доступных нашему восприятию, становится возможным и словесное обозначение корней.
Если бы не существовало нашего мира, как бы общались между собой люди, находящиеся в Высшем мире? Посредством мысли. Как бы мы общались, если бы находились только в нашем мире? Использовали бы наш обычный словарь, звуки, музыку – все то, что создано человеком. Как же нам связаться с теми, кто находится одновременно и в нашем мире и в Высшем? Только по особому закону.
У тех, кто находится в Высшем мире, есть свой словарь – словарь мыслей. Там не нужны слова, потому что находящиеся в Высшем мире существуют как бы в общем кли, они связаны между собой альтруистическими воздействиями. Точно так же одному органу моего тела не нужны слова, чтобы объяснить другому органу, как они должны между собой взаимодействовать – они ведь связаны общим телом.
Слова и выражения нужны для того, чтобы передать другому нечто, находящееся вне меня, – из одной области пространства, находящейся под одной властью, в другую область пространства, находящуюся под другой властью, – от одного замкнутого объекта другому замкнутому объекту. Для этого существует язык. Если два объекта соединены общим телом, им не нужен язык: информация свободно перетекает от одного к другому. В той мере, в какой мы выходим в Высшие миры, мы подключаемся к общей душе Адама. Там не нужен наш язык. По мере нашего включения в Высший мир мы начинаем ощущать эту общую душу, начинаем непосредственно воспринимать мысли, действия, цели каббалистов.
В нашем мире, где мы эгоистически отделены друг от друга (такое состояние и называется «наш мир»), есть свой язык. Мы пытаемся друг другу что-то объяснить, и все равно друг друга не понимаем. Это следствие «вавилонского столпотворения», когда люди пожелали выстроить башню высотой до Творца, но это желание было продиктовано эгоизмом. Они возгордились, сказав: «Мы будем как Творец», и в итоге эгоизм разрушил связь между ними.
Если бы они не стремились стать равными Творцу, то есть не возбуждали свой эгоизм, они бы не обнаружили, что настолько разъединены между собой. Решив уподобиться Творцу, они увидели, что противоположны Ему, и каждый почувствовал, что отделен от других, каждый перестал понимать другого. Эгоистический скачок, произошедший на определенном этапе развития человечества, и называется разрушением Вавилонской башни. Вавилонская башня – строение, естественно, символическое, но нас интересует ее внутренний аспект: что толкнуло людей на это строительство, чего они хотели достичь.
Нам, замкнутым в своем эгоизме (я – в себе, и другой – в себе), для общения требуется язык. Такая связь необходима, потому что мы испорчены, и каждый закрыт в себе, заключен внутри себя. Если бы мы могли выйти за рамки своего эгоизма и слиться с остальными, мы не нуждались бы в языке, поскольку само наше естество было бы соединено в одно общее кли, сосуд желаний.
Итак, понятно, что значит язык в нашем мире: жалкая попытка эгоистов связаться друг с другом. Понятно и то, как происходит общение в духовном мире, где вообще не нужен язык: это свободное перетекание информации от одного к другому. Язык ветвей необходим нам для того, чтобы хоть немного понимать происходящее на более высокой ступени и как-то ей уподобиться.
Так мать, играя с ребенком, пытается его развивать, стремится к тому, чтобы он стал умнее, больше понимал, более осознанно действовал. Она все время дает ему какие-то задания, чему-то его учит. Конечно, это происходит подсознательно, на животном уровне, но высшая ступень тоже воспитывает нас именно таким образом. Мы взрослеем, и следующая, еще более высокая ступень воспитывает нас, показывает, объясняет, дает силы и разум, чтобы мы могли воспроизвести то, что она нам показывает. Язык этой ступени, стоящей выше нашей, называется языком ветвей. Мы должны прислушиваться к нему, поскольку без него мы ничего не достигнем.
"Соответствие корня и ветви"
08_Видеофрагмент
08_Аудиофрагмент
Поэтому самое главное – это изучать первоисточники. Важно желание услышать, что вам хотят сказать каббалисты. Не понять умом, а именно поймать силу их желания, призыв к более высокому состоянию. Здесь работает не разум, а желание человека достичь другого уровня существования. Те явления, ту информацию, которую каббалист сообщает нам, находясь на высшей ступени, разумом понять невозможно. Только достигнув этого уровня, мы можем понять причины происходящего с нами и никак не ранее.
Если вы начинаете представлять себе это посредством рассудка, то заведомо огрубляете и неправильно воспринимаете написанное. Невозможно понять рассудком более высокую ступень – можно лишь захотеть подняться к ней, и тогда понять. Мы подтягиваемся на следующую ступень силой желания, а не пониманием. И в нашем мире мы растем так же – желанием, потому что желание является исконным свойством кли, а мозг – лишь вспомогательным органом, следствием желания.
Итак, сам корень невозможно назвать никаким словом, поскольку он находится за пределами нашего воображения, но объект нашего мира дает нам точное название, указывающее на соответствующий корень. Словесное выражение Высших корней становится возможным, поскольку в нашем мире существуют ветви, доступные ощущениям.
Все, что находится в нашем мире, имеет название и является ветвью духовного корня. Находясь на Высшей ступени, каббалист говорит нам какие-то слова и фразы. Мы можем прочесть этот текст, он написан на нашем языке, но понять в нем мы можем только то, что нам доступно на нашей ступени, в ветви. Каббалист же подразумевает то, что находится на его ступени, в корне.
Что может дать нам этот текст, если каббалист подразумевает под каждым словом совершенно иное, чем я? Он не дает ничего, кроме одного – желания подняться на его ступень, чтобы увидеть и понять то же, что видит и понимает каббалист.
"Правила работы с текстом первоисточников"
09_Видеофрагмент
09_Аудиофрагмент
Если вы думаете, что благодаря изучению «Учения Десяти Сфирот» вы начнете понимать, как устроен Высший мир, вы заблуждаетесь. Ни одна каббалистическая книга не даст вам понимания устройства Высшего мира. Тот, кто уже находится в Высшем мире, действительно изучает его по этим книгам. Книга для него является руководством, путеводителем: иди туда, посмотри сюда, сделай то – увидишь это. Если же мы находимся в нашем мире, у нас нет экрана, чтобы воспроизвести то, о чем эта книга говорит, она нам ничего не даст, мы не поймем, о чем в ней говорится. Единственное, чем она может нам помочь – это усилить наше желание подняться на более высокий уровень.
"Правильная адаптация текста"
10_Видеофрагмент
10_Аудиофрагмент
Если посмотреть каббалистический молитвенник, то там можно найти лишь четкие указания для определенных действий: «Возьми столько-то определенного экрана с таким-то желанием, сделай на нем такое-то альтруистическое действие, и получишь такой-то результат». Такова суть разговорного языка каббалистов, с помощью которого их высшие постижения передаются от одного другому, от поколения к поколению, устно и письменно. Этот язык позволяет им понимать друг друга с достаточной степенью точности, необходимой в научных каббалистических исследованиях. Поскольку каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ей, она точно указывает на свой духовный корень.
Еще раз: язык ветвей абсолютно точен, потому что каббалисты взяли все названия из нашего мира. Каждая ветвь имеет свой высший корень, и каббалисты четко связывают одно с другим. Поэтому они безошибочно обозначают тот или иной корень по названию его ветви.
Нас окружает огромный мир, и многое в нем придумано человеком. Представьте себе, как люди жили раньше: в пещерах, палатках, шатрах, пасли скот, находили на земле пропитание. Затем, в течение тысячелетий, люди создали вокруг себя множество искусственных объектов, условностей, взаимоотношений. Есть ли в Высшем мире аналогия этим искусственным объектам? В исправленном виде – да, в неисправленном – нет, потому что все это мы создали из потребности своего эгоизма. Есть основополагающие аналогии: дом, стена, поле и так далее. Более тонким, но искусственно созданным объектам нет аналогов в Высшем мире, потому что мы создали все это, используя свои свойства неправильно, неестественно, вследствие тысячелетнего развития эгоизма. Вот почему каббалистический язык употребляет обиходные слова нашего мира, такие как, например, одеяния, объятия, поцелуй, соитие, отдаление, приближение, подъем, спуск, город.
5.2. Передача знаний от учителя к ученику
Слова сами по себе не в состоянии передать никакого высшего знания. Высшее знание находится вне пространства, вне времени и вне движения; оно абсолютно. Это мы воспринимаем происходящее как последовательный ряд причин и следствий и называем его временем. Движение тоже ощущается лишь внутри нас. Движение, изменение, пространство, время – это то, что ощущается самим изменяющимся кли, а свет, который в нем, находится в абсолютном покое. Поэтому духовное – вне времени, пространства и вне движения.
Почему? Ведь духовное – это тоже кли, мы же воспринимаем свет через кли. Разве мы выходим из нашего кли, когда что-то воспринимаем? Нет. Почему же духовное находится вне времени, вне пространства, вне движения – в покое? Потому что духовным называется исправленное эгоистическое свойство, которое приобрело свойства света. Исправленное кли ощущает Высшую реальность так же, как свет – находящийся в покое, вне времени, вне пространства, вне движения.
Важно не путать: мы всегда находимся внутри себя, своих ощущений, в своем кли. Однако поскольку это кли видоизменилось под стать свету, приобрело свойства света, оно ощущает то же, что ощущает свет, находится в том же состоянии. Такое состояние кли называется духовным. Слово свет в каббале имеет много значений, в зависимости от состояний, описываемых каббалистами. Это может быть наполнение желаний, Творец, сила, законы природы и так далее.
Слова, произносимые устами учителя, не в состоянии передать высшее знание, находящееся вне времени, пространства и движения. Только язык ветвей способен выразить соотношение ветвей и их высших корней.
Что значит «слышать язык ветвей»? Если ученик слышит что-то от учителя и способен воспринять это именно как язык ветвей, тогда он действительно его слышит и сможет получить нужную информацию. Когда я что-то объясняю, некоторые слышат обычный земной язык, а есть люди, которые слышат язык ветвей. Это зависит от ученика, а не от учителя.
Этот язык может понять лишь тот, кто понимает соотношение корней и ветвей. Связь между корнем и ветвью невозможно постичь снизу вверх: глядя на низшие ветви, мы не можем найти никакой аналогии с высшими корнями. Наоборот, сначала нужно самому постичь высшие корни, и только после этого можно, глядя сверху вниз, понять соотношение между каждым корнем и его ветвью.
Находясь на нижней ступени, вы не можете понять то, что языком ветвей передает вам высший. Только поднявшись на его уровень, вы сможете понять, что он вам говорит. Зачем же тогда вообще слушать его? Когда я поднимусь, тогда и пойму, что он мне говорит. Какой смысл слушать его сейчас, если я все равно ничего не смогу понять? Смысл состоит в том, что, слушая его, я испытываю желание подняться на его ступень, стать таким же, как он. Этой цели необходимо достичь. Учитель обращается к ученику не ради понимания, а ради того, чтобы тот настроился на осознание важности подъема на его ступень.
Только после того, как ученик поднимется на высшую ступень, узнает и поймет связи корня с ветвью, у него появится общий язык с учителем-каббалистом – язык ветвей. Тогда учитель сможет передать ему все нюансы своей мудрости, знание о происходящем в Высших мирах – все то, что он получил, в свою очередь, от своих учителей или постиг самостоятельно. Потому что теперь у них есть общий язык, и они понимают друг друга.
Пока ученик не понимает этого языка и не знает, каким образом ветвь указывает на корень, учитель не может объяснить ему ни единого слова из высших знаний, не может разговаривать с ним об исследованиях каббалы. Знания каббалы можно передать лишь тому, кто понимает то, что передается. Невозможно понять друг друга, находясь на разных ступенях. Ученик должен подняться на ту же ступень, где находится учитель. Но как ученик сам достигает знания языка ветвей? Изучая каббалистические книги, вводящие его постепенно в ощущение Высшего мира.
Читая книги, испытывая желание подняться до того уровня, на котором находился их автор, слушая учителя, желая подняться на его уровень, даже не особенно вникая в слова, а стремясь слиться с Высшим, человек действительно меняется и поднимается вверх. Только силой своего желания, а не рассудочным пониманием.
Кто-то из нас родился более умным, более способным, кто-то – менее, но это не имеет никакого значения. Главное – желание, потому что духовное кли – это желание. Разум, существующий рядом с желанием, – это способность быстро обработать информацию и каким-то образом ею манипулировать. Разум не имеет ни малейшего отношения к духовному, он может действовать только на эгоистическом земном уровне. В духовном – только желание.
После того, как ученик постиг хотя бы первую ступень Высшего мира, а с ее уровня, сверху вниз, постиг язык ветвей, он может получать знания от учителя-каббалиста. Поднявшись хотя бы на первую духовную ступень, можно увидеть, как работает этот язык и постигать по аналогии более высокие ступени. Поэтому самое главное – пройти махсом. Ступени за махсомом подобны друг другу. Каждая следующая ступень отличается от предыдущей большим проявлением, большим объемом, большей силой и глубиной, но между ними уже существует подобие, а не обратная и совершенно непонятная связь, как между нашим миром и Высшим.
5.3. «Грубые» названия в каббале
Теперь мы можем понять, почему каббалисты используют такие слова, как поцелуй, половой акт, объятия, роды и т.п. для выражения возвышенных идей: каббалисты не могут пользоваться никаким другим языком, кроме языка ветвей, который точно указывает на связь каждого корня с его ветвью.
Следовательно, каким бы грубым нам ни казалось название той или иной ветви, мы не можем отказаться от его использования, поскольку в нашем мире не существует другой ветви, которую можно было бы взять вместо нее.
Мы знаем, что Высший свет создает первоначальное кли, состоящее из пяти частей. Затем это кли начинает внутри себя делиться, размножаться, проявлять свои внутренние структуры. Но это все то же кли, только каждая из частей делится еще на пять, еще на пять и так далее. Каждая из частичек подобна первоначальному кли, но представляет собой какое-то одно из его свойств.
Когда мы, используя язык ветвей, говорим о каком-то действии или объекте в Высшем мире, мы обязаны точно указать, из какого качества какое свойство проистекает, какие имеет причины и следствия. На нашем, земном языке можно выражаться приблизительно, но если мы говорим о духовном, то обязаны абсолютно точно указать место каждого объекта в системе всех пяти миров, всех 125 ступеней. Это место и является каббалистическим именем объекта.
Отказываясь от использования какого-то названия, мы не только потеряли бы соответствующее ему понятие из Высшего духовного мира (так как не существует другого слова, способного заменить его в описании этого корня), но и нанесли бы ущерб всей науке в целом. Ведь в таком случае из общей цепи выпадает одно звено, а поскольку все звенья переплетены друг с другом, то рушится вся наука.
Духовный объект можно называть в соответствии с его именем. Что значит «имя»? Мы называем числовое значение кли, то есть величину желания с экраном, меру, свойство этого экрана, и таким образом, четко указываем на тот или иной объект. В этом случае мы используем каббалистический язык – язык сфирот, парцуфим, никак не связанный с нашим миром. На этом языке написаны наши основные каббалистические книги: «Древо Жизни» великого каббалиста 16-го века АРИ и «Учение Десяти Сфирот», написанное современным каббалистом 20-го века Бааль Суламом.
Есть другой язык – язык ветвей, на котором написаны «Книга Зоар» и Пятикнижие. Здесь используются слова из нашего мира применительно к Высшему. Каббалистам не интересно говорить о нашем мире. Что в нем такого, чтобы была необходимость его описывать? Их повествование – всегда о Высшем мире, о том, куда нам надо подтянуться.
Поэтому мы должны понимать, что в каббале слова, которые могут показаться нам грубыми, употребляются совсем не в том контексте, в котором мы привыкли их слышать и понимать. За этими словами стоят действия и свойства Высшего мира.
Итак, мы не должны удивляться использованию «неприличных» названий, так как у каббалиста нет в этом свободы выбора: он должен брать из нашего мира названия, точно соответствующие тому, что происходит в Высшем мире, и не может заменить эти названия другими, более «приличными». Он обязан дать подробное толкование и сформулировать точное определение.
Если в духовном мире какой-то объект, в соответствии с его ветвью в нашем мире, называется стаканом, то каббалист должен называть его стаканом, поцелуй – поцелуем, половой акт или роды – половым актом или родами. Поэтому нам может показаться, что каббалистические книги несут некое эротическое содержание.
Например, «Песнь песней» – самое мощное повествование о слиянии творения с Творцом. Поэтому она и называется «Песнь песней», то есть всех песней песня, которая воспевает наивысшее состояние – слияние творения с Творцом. В ней описывается самое мощное проникновение света и кли друг в друга. Эту книгу написал царь Соломон. Он был великим мудрецом, но смог выразить эту мудрость только через «эротическое описание» нашего мира. Это неизбежно, поскольку так проявляется закон подобия, связь ветви с ее корнем.
Тест к уроку № 5
1. На чем основан словарный запас каббалистов?
Выберите один ответ:
a. на связи духовных корней с материальными ветвями;
b. на искусственных определениях
c. на определении духовных корней;
d. на договоренности между каббалистами;
2. Точен ли язык каббалистов?
Выберите один ответ:
a. да, так как все описанное каббалистами постигнуто ими объективно;
b. нет, так как духовные свойства нельзя точно выразить словами нашего мира;
c. да, так как есть абсолютно четкая связь ветви с ее высшим корнем;
d. нет, так как нет четкой связи материальной ветви с ее духовным корнем.
3. Когда человек начинает постигать язык ветвей?
Выберите один ответ:
a. развивая пять органов чувств.
b. ограничивая материальные желания;
c. начиная изучать каббалу;
d. перейдя за махсом, поднявшись на первую духовную ступень;
4. Зачем человек изучает каббалу, не понимая язык ветвей?
Выберите один ответ:
a. чтобы получить знания о высшей ступени;
b. чтобы улучшить материальную жизнь.
c. чтобы получить знания о нынешнем состоянии;
d. чтобы увеличить желание к высшей ступени;
5. Может ли каббалист использовать разные слова для обозначения одного духовного объекта или действия?
Выберите один ответ:
a. нет, так как это запутает ученика;
b. да, так как одному корню соответствует множество ветвей;
c. да, это будет более точным, описание более детальным.
d. нет, одному корню соответствует только одна ветвь;
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Курс Суть науки каббала...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Передача знаний от учителя к ученику
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов