Реферат Курсовая Конспект
ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННОГО - раздел Психология, Джавад Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА На Ранних Стадиях Пути Медитация Является Способом Самоконтроля. Результатом ...
|
На ранних стадиях Пути медитация является способом самоконтроля. Результатом медитации после приложения значительных усилий является успокоение тревожных мыслей, а сердце при этом обретает безмятежность, покой и, как следствие, близость к Богу.
Конечно, человеку, лишенному самоконтроля, медитировать в начале будет трудно. Но постепенно благодаря вниманию и помощи наставника эта трудность будет устранена.
Для начинающего, таким образом, результатом успешной медитации будет развитие самоконтроля, ведущее к обретению «целостного внимания» по отношению к Богу.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Джавад Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА "
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННОГО
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики в процессе прохождения суфийского Пути
Примечания:
[ 1 ] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.).
МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДА
Пси
Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества.
О нафсе говорят, что он подобен прозрачной стоячей воде. Если ее взболтать, она мутнеет от грязи и начинает испускать неприятный запах. (АФ 103)
Нафс — орудие Божьего гнев
I. Грудь
Первый духовный уровень сердца называют грудью (садр), он разграничивает нафс и сердце. Некоторые полагают, что грудь соединена с нафсом, называя
II. Сердце как таковое
Собственно сердце, второй духовный уровень сердца, есть источник всякой веры, как указано в стихе:
"У этих написал Аллах в их сердцах веру"
(К.58:22).
Это также
III. Область любви к творению
Область любви к творению (шагхаф) [ 14 ] есть источник добротолюбия, любви и сострадания к тварным существам, как указывается в стихе: "Он (Иосиф) наполнил ее
VII. Сокровенная сердцевина сердца
Сокровенная сердцевина сердца (махджато'л-калб) – источник светочей богооткровения атрибутов Божественности (илахийат). Таинство "Мы почтили сынов Адама"
Безумный рассудок
Достиг благодаря Любви я места, Где не осталось от Любви следа. Все образы, знакомые мне с детства, Исчезли и забыты навсегда.
Смущен мой разум в области туманной,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА
Суфизм — школа духовных состояний, а не рассуждений. Одного чтения о суфизме недостаточно, суфием надо стать.
Духовные состояния не могут быть выражены в словах, поэтому суфийские шейхи ут
КТО ТАКОЙ СУФИЙ?
Суфий — это тот, кто движется к Истине посредством Любви и преданности. Он, или она, знает, что постижение Истины возможно только для совершенного человека, поскольку в состоянии несовершенства люд
КТО СОВЕРШЕНЕН?
К постижению Истины способен лишь тот, кто совершенен. Поэтому суфий направляет все свои силы на достижение Совершенства. Образцом и проявлением Совершенного человека во внешнем мире является для с
ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ (АДАБ) ПРИ ОБУЧЕНИИ
Настоящий ученик видит сердцем Духовную Красоту учителя и сразу же влюбляется в эту красоту. Влюбленность такого рода является источником Благодати. Пока ученик не влюблен в Божественную Красоту уч
ОБУЧЕНИЕ НА ПУТИ
Процесс развития ученика разделяется на два этапа. Первоначально ученик разрешает свои психологические проблемы и уменьшает контроль со стороны своего «Я», в результате чего он обретает психологиче
БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА И АТРИБУТЫ
Суфии верят, что Божественные Имена бесконечны — каждое Имя являет Атрибут, каждый Атрибут ведет к постижению, а каждое постижение приводит к осознанию Божественной Вездесущности. Запредельное каче
ЧУДЕСА И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Настоящий суфий не придает никакого значения чудесам и сверхъестественным способностям. Он не претендует на умение творить чудеса или на то, что обладает способностями превыше тех, которые есть у к
СВОБОДА ВОДИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Согласно учению суфиев в начале Пути свобода воли (тафвиз) является доминирующим фактором, поскольку ученик все еще запутан в сетях своего «Я». На этом этапе ученик в большой степе
ОДИНОЧЕСТВО СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Суфии считают безделие и лень бесчестием и стараются делать как можно больше для того общества, в котором они живут. Таким образом, внешне они служат Божьим созданиям, тогда как внутренне пребывают
ФАНА И БАКА
Завершение Духовного Пути (тарикат), или странствия к Богу, — это духовная стадия (махам), называемая фана (исчезновение «Я» в Боге) [ 6 ].
Имя Друга
Старайся имя Друга поминать не торопясь, размеренно и плавно, Алхимией такой преобразишь ты сердца медь в металл желанный.
Не торопяс
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЭКРА
В словаре зэкр определяется как «поминание». Однако у слова «зэкр» есть и другие значения:
Нечто противоположное забывчивости. Запоминание и физический акт
ЗНАЧЕНИЕ ЗЭКРА
Согласно суфиям зэкр — это полная и бескомпромиссная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог.
Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой Только тог
ЗЭКР В КОРАНЕ
В Коране зэкр упоминается во многих стихах:
Отвернись же от тех, кто отвращается от Нашего напоминания и желает только ближайшей жизни (53:29).
А когда вы закончите моли
РАЗНОВИДНОСТИ ЗЭКРА
Любой человек, услышав где-либо слова зэкра, может их произносить. Но только Совершенный наставник способен наделить ученика собственно зэкром . Простое повторение услышанных слов
ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ (АДАБ) ЗЕКРА
Ученику нужно очистить себя омовением (возу). На нем должна быть чистая одежда. Нужно, чтобы от него исходил приятный запах. Ему следует сидеть
ПРЕДАНИЯ ИМАМОВ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЗЭКРА
Рассказывают, что Пророк ислама однажды собрал в доме избранную группу своих Спутников. Он заговорил об основном зэкре ислама, Ла иллах илла'ллах («Нет божества, кроме Бога»), и по
КАК ЗЭКР ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЕ
Поминание Божественного — не под силу бесполезному бездельнику, И дорога возврата к Богу — не по пути никчемному бродяге.
Руми
Для того чтобы з
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛОДЫ ЗЭКРА
Если чувственное восприятие, отвлекающее человека, может быть нейтрализовано соблюдением шариата, то отвлекающее действие «самости» (нафс) , омрачающей и тревожаще
РАЗЛИЧНЫЕ ИМЕНА БОГА И ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИМЯ
Одни Имена Бога указывают на Божественную Сущность, тогда как другие обозначают Божественные Атрибуты. Учитель решает, какие из них передать ученику в зависимости от способностей и духовной продвин
ПОВТОРЕНИЕ ЗЭКРОВ
Некоторые шейхи Пути предписывали определенное число повторений для различных зэкров. Например, Имя «Аллах» могло повторяться шестьдесят шесть раз, поскольку в одной из нумерологических систем сумм
СТАДИИ ЗЭКРА
Существуют различные стадии зэкра:
Зэкр поминается языком, но не ощущается в сердце. Некоторые шейхи утверждают, что зэкр производит определенный эффект, даже когда практикуется лишь
Узнавший Бога
Узнавший Бога о себе не помнит, Над ним не властны прошлого влеченья, Он — пациент Врача, и он не дрогнет, Приемля жизни горькое леченье. Узнавший Бога не тво
О ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТИГНУТ ПОСРЕДСТВОМ РАЗУМА
О брат, ты есть сама твоя мысль. В остальном ты — лишь волосы да кости. Если мысль твоя подобна розе, то ты — розовый сад. Но если ты — шип, то пригоден лишь на расто
ФЕКР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУФИЯ
Для суфия объектом размышления является Абсолютная Возлюбленная, все остальное при этом исторгается из ума. Размышление суфия более связано с Любовью, тогда как размышление арифа осуществляется в з
Размышление о себе
Размышление о себе упоминается в кораническом стихе, где Бог говорит: «Разве они не размыслили о самих себе..?» (Коран 30:8).
В размышлении такого рода ариф анализирует свои слабости и отр
Размышление о Боге
Существует три вида размышления о Боге: размышление о Сущности, размышление об Атрибутах и размышление о Действиях.
А. Размышление о Сущности
Размышление о
ФЕКР В СУФИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Размышление для суфия — это странствие по Пути, проходящему через сердце. Размышление такого рода возникает благодаря поминанию Бога. Посредством поминания Бога молния Божественных манифестаций оза
Размышление в состоянии поиска
Для того, кто находится в поиске, но не нашел еще учителя и не начал движение на Духовном Пути (тарикат), размышление начинается с вызванной Богом мысли о поисках духовного наставн
Размышление для продвинутого суфия
Благодаря жару поминания вялая мысль суфия постепенно пробуждается к жизни и его дух (рух) начинает познавать Тайное. Некоторые суфийские мистики говорят, что размышление — это путешествие сердца ч
Закон Любви
Закон Любви и прост, и краток — Она бежит тирады многосложной: Сужденья разума поверхностны и ложны, Не в силах он решить Любви загадок.
Люб
ВО ИМЯ ВЫСШЕГО ХРАНИТЕЛЯ
Меня привлекло к Возлюбленной, как мотылька к пламени. Когда я очнулся, от меня остался только пепел.
Ашик-и Исфахани
Моракебе — это д
Моракебе — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом.
Суфийские учителя дали множество определений моракебе, как, например:
Моракебе — это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу — и наедине с собой, и в окружении людей.
От Бога к тварному миру
А. Божественное Моракебе по отношению к Целостному Творению
Мир субстанций существует лишь до тех пор, пока он поддерживается явлениями [ 1 ]. Когд
От тварного мира к Богу
А. Моракебе шариата
Моракебе шариата — это результат внимания к восклицанию Бога: «Разве не знал он, что Аллах видит?» (Коран 96:14). В этом моракебе человек знает,
УСЛОВИЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Место, где происходит моракебе, должно:
Быть очищенным от всего, кроме Бога (т. е. должно быть в уединенном месте). Предпочтительно, чтобы оно происходило на нижнем этаже з
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (АДАБ) ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
Для медитации суфию следует:
Совершить ритуальное омовение (возу). Надеть мягкую и легкую одежду и расстегнуть пуговицы, чтобы тело было полностью расслаблено. Си
ПОЗЫ ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
Суфий во время медитации может принимать одну из трех позиций:
Сидеть на коленях, выпрямившись, подогнув ноги и поместив правую ладонь на левое бедро. Левая рука при этом сжимает пра
ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ СУФИЕВ
Медитация — одно из основных условий для достижения добровольной смерти, являющейся целью тариката, или Духовного Пути. Когда суфий достигает успокоения сердца и близости к Богу, о
Образ существованья
К нам приходи, Чтоб смыть существованья Обманчивый, ущербный образ.
К нам приходи Отринуть оба мира и в молчанье Болтливых мыслей
ВО ИМЯ ВЫСШЕГО СУДИИ
Не собрать нам фиников со взращенного чертополоха, и не превратится в шелк начесанная нами шерсть. Мы не вычеркнули свои грехи раскаянием в главной бухгалтерской книге
ИЗРЕЧЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ СУФИЕВ О МОХАСЕБЕ
1. Абу-'Осман Магреби сказал:
Благороднейший поступок на Пути — постижение самого себя и исполнение своего долга со знанием дела.
Цитируется Аттаром в «Жизнеописаниях святы
РАЗНОВИДНОСТИ МОХАСЕБЕ
1. Мохасебе-йе нафси (Мохасебе «Я»)
Каждый вечер перед сном суфию следует посвятить некоторое время анализу нафса («Я») и перечислить все положительные и
Мохасебе-йе тарикати (Мохасебе Пути)
Основным условием Мохасебе Пути для суфия является учитывание своих состояний. Он стремится уменьшить как только возможно состояния множественности и усилить состояние Единства. Таким образом, он к
Мохасебе-йе хакки (Мохасебе Божества)
Шейху Пути необходимо приспосабливать свое внешнее и внутреннее бытие к различным стадиям и состояниям. Например, находясь в состоянии контакта с творением (т.е. с другими), он должен проявлять ост
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИРДА
Вирд означает согласно словарному определению каждодневный труд, или постоянную работу и обязанности. Это слово также может обозначать ежедневные молитвы.
В суфийской терм
ВАЖНОСТЬ ВИРДА
Некоторые суфийские шейхи считали практику вирда настолько важной, что появилось изречение: «Без вирда нет варида ». Варид — это все то, что нисходит в сердце суфи
Намаз (ежедневные молитвы)
Суфийские шейхи, следуя традиции, полагали, что намаз — наиболее добродетельная разновидность вирда и самое совершенное из возможных деяний. Намаз может быть разделен на две категории:
Вирд тариката
Эта разновидность вирда также может быть разделена на две категории: вирд, произносимый после обязательных молитв, и специальный вирд, предписываемый наставником.
А. Вирд после обя
Перевод
Аллах — нет Божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает т
Перевод
О Открыватель дверей Благодати, о Источник всех желаний, о Преобразителъ сердец и очей, о Вседержитель ночи и дня, о Изменяющий силы и состояния, преобрази мое состояние в лучшее из всех состояний
Перевод
О Боже, освяти мое внешнее существование покорностью Тебе, и мое внутреннее бытие добротолюбием по отношению к Тебе, и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой дух сокровенным прозрением о Т
ПРОИЗНЕСЕНИЕ СТИХОВ КОРАНА
Всякий раз, когда возникает возможность или расположенность, суфий может повторять любые из приведенных ниже стихов Корана:
Ва'илахоком илахон вахидон, ла илаха илла ховар-рах-манор–
Тайны Любви
Что лучшего желать? Луна на небосводе, Ушли печаль, и боль, и жжение вины.
В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе — Беспечно пьем вино и в прах разоре
ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ
После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единс
Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков
Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин)
Служение на Пути
В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в слу
Диг-джуш
Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга».
Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принес
Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.
А'йан-и тхабета – основные сущности.
'Айно'л-йакин – очевидное знание,
Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.
А'йан-и тхабета – основные сущности.
'Айно'л-йакин – очевидное знание,
Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.
Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама.
Хадис ("новость", "известие", "рассказ")
Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.
Шохуд – свидетельство (Бога).
Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
Сокращения
Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.
© copyright 1999 - 2024 allRefs.net. Все права защищены. Страница сгенерирована за: 0.024 сек.
Новости и инфо для студентов