Реферат Курсовая Конспект
Джавад Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА - раздел Психология, Джавад Нурбахш Психология Суфизма Размышления О Ста...
|
Джавад Нурбахш
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА
Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути
Джавад Нурбахш
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА (ДЕЛ ВА НАФС: СЕРДЦЕ И ДУША)
Dr. Javad Nurbakhsh. The Psychology of Sufism (Del Wa Nafs). – London, 1992.
Пер. с англ. Л.М.Тираспольского. – М., 1998. – 176с.
© Dr. Javad Nurbakhsh, 1992
© Л.М.Тираспольский, перевод, глоссарий, 1996
Джавад Нурбахш. РАЙ СУФИЕВ
Dr. Javad Nurbakhsh. In The Paradise of the Sufis. – N.Y., 1979.
Пер. с англ. Л.М.Тираспольского. – М., 1998. – 112 с.
© Dr. Javad Nurbakhsh, 1979
© Л. M. Тираспольский, перевод, глоссарий, 1995
© Б. M. Тираспольский, перевод стихов, 1995
Книги изданы при участии суфийского братства Ниматуллахи.
Аннотация
Д-р Джавад Нурбахш, глава (кутб) суфийского братства Ниматуллахи, родился в 1927 г. в г. Кермане (Иран). Много лет был руководителем отделения психиатрии Тегеранского университета. В настоящее время живет в Англии.
Суфизм – мистическая традиция в исламе, оказывающая на протяжении веков значительное влияние на восточную, равно как и на западную культуру. Наиболее известными последователями этого учения были великие персидские поэты Руми, Хафиз, Саади.
В первой книге дается обзор стадий развития человеческой души согласно учению суфиев: материальная природа – нафс (Я) – сердце – дух – глубинное сознание – сокровенное сознание. Приводятся взгляды различных наставников Пути на данный предмет.
Во второй книге дается обзор элементов практики суфизма.
Часть Первая
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА: СЕРДЦЕ И ДУША
Предисловие
Ал-Нафс: этот арабо-персидский термин имеет множество значений и потому оставлен без перевода. Слово "нафс"означает: сущность (объекта), душа, психика, ум, одушевленное существо, личность, индивидуальность, желание, личностная определенность. В арабском языке не существует возвратных личных местоимений, их место занимают слова айн и нафс (сам, само). Таким образом, термин 'илм ал-нафс (наука о душе) переводится как "психология". Когда в суфийских текстах речь заходит о нафсе , то обычно имеется в виду ал-нафс ал-амара , примитивная душа (во французском языке это ame concupiscente, в латыни – cupido libido), то есть человеческое "я" во власти зла. В данном контексте это слово обозначает целостную душевно-телесную структуру человека в той степени, в которой он следует эгоцентрическим устремлениям и подчинен страстям "плоти". В структуре души также существуют три более высоких уровня, достигаемых на пути духовного преображения: ал-нафс ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), ал-нафс ал-мулхама (вдохновленная душа) и ал-нафс ал-мутма'инна (успокоенная душа).
ВВЕДЕНИЕ
С суфийской точки зрения материальная природа (таб) , Я (нафс) , сердце (дел) , дух (рух) , глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству.
Подчинившийся нафсу обладает чертами материальной природы. Сходным образом у человека, руководимого сердцем, еще остаются признаки нафса и материальной природы. Те, кто следуют нафсу, не осведомлены о сердце, а те, кто следуют сердцу, не ведают о духе.
Что знает нафс о сокровищах, хранящихся в сердце? Что известно сердцу о незримом, которое наполняет святилище духа? Что ведает дух о наследии, лежащем в шатре глубинного сознания? И что знает глубинное сознание о реальности сокровенного сознания? Поистине, нафс – это место Божественного залога (аманат), сердце – обиталище постижения, дух – знамение свидетельствования, глубинное сознание – пристанище любви, а сокровенное сознание – только Бог ведает, что содержит оно. И кто может это знать! Оно превыше воображения человеческих существ. (КАМ VI 112) [ 1 ]
Согласно Са'ади,
Цель человечества конечную узри:
Достигнуть точки той,
Где ничего не видишь, кроме Бога.
Цель этой книги – дать обзор этапам, через которые проходит психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, и изложить взгляды различных наставников Пути на данный предмет.
Сокровенное сознание | Где существует только Бог | |
Глубинное сознание | Где воспринимается только Бог | |
Дух | ||
Место встречи между Единством и множественностью | Сердце | |
Нафс | ||
Материальная природа |
Нафс на самом деле представляет собой эго со всеми его тенденциями, тогда как интеллект — это умелый ревизор, пытающийся направить эго в сторону тех тенденций, которые, будучи проявлены в обществе, не приносят людям вреда. Интеллект ведет нафс в направлении, которое является социально приемлемым и в то же время улучшает состояние нафса.
Каждый человек имеет нафс и использует его, функционируя в обществе. Хотя некоторые люди руководствуются интеллектом, большинство подчиняется только нафсу. Однако на высших стадиях развития психики, от уровня сердца до уровня полного воплощения, интеллект всегда служит духу человеческого совершенства.
Следует пояснить, что термин "интеллект" в данном контексте относится к "частному интеллекту" ('акл-и джозви) и прежде всего к "рассудку" ('акл-и истидлали), служащему основой как для теософов [ 1 ] , так и для философов-материалистов. Интеллект не способен познать Реальность, поскольку он постоянно меняет свои взгляды, каждый день отрицая то, что утверждал вчера.
В этой связи Руми пишет:
У тех, кто рассуждает, – деревянные ноги;
А деревянные ноги особенно шатки.
На уровне нафса все люди более или менее равны. Человеческая психика, однако, должна перейти с этого уровня на стадию сердца, если человек хочет двигаться к совершенству и познанию Реальности.
Атрибуты нафса и противодействие им
Подавление нафса приводит к тому, что он вновь проявляется в чем-то еще.
Абу Бакр Тимистани сказал: "Нафс подобен огню. Когда он почти угас, то возгорается где-то в другом месте; если нафс успокоен в одной области, он разжигается в другой." (ТСС 499)
'Али ибн Талиб говорит: "Если говорить о нафсе, то мое состояние напоминает ситуацию пастуха и овец: чем усерднее пастух старается собрать их в одном месте, тем больше они разбредаются по сторонам". (АФ 103)
Концепция защитных реакций психики (и самый очевидный случай — фрейдовское "замещение" [ 2 ]) аналогична приведенным выше примерам.
Нафс невежествен
Абу Хамза Багдади говорит: " "Отстранись от невежд" (К.7:199). нафс — самый невежественный объект из всех и наиболее заслуживающий отвержения". (ТСА 99)
Нафс — источник низменных нравов
и недостойных поступков
Согласно суфиям, проявления низменного нрава и поступки, заслуживающие порицания, имеют своим источником нафс. У нафса есть два аспекта: один связан с нарушением установлений, а другой — с испорченностью характера — гордыней, завистью, алчностью, вспыльчивостью, злобой и прочими качествами, заслуживающими порицания с точки зрения шариата или же разума. (КМ 246)
IV. Область видения
Четвертый духовный уровень сердца называется областью видения. Это источник свидетельства (мошахада) и месторасположение видений (ро'йат), как указывается в кораническом стихе: "Сердце (ему) не солгало в том, что он видел" (К.53:11).
Пророк провозгласил: "Я узрел своего Господа".
Познавший сказал: "Область видения пристально созерцает лишь Сущность". (МА 221)
V. Область любви к Богу
Область любви к Богу (хаббато'л-калб) есть источник добротолюбия (мохаббат), исходящего из сферы Божественного (илахийат). Такая любовь свойственна истинно избранным и не может содержать любви ни к одному сотворенному существу. (МИ 196)
VI. Сердцевина сердца
Сердцевина сердца (совайда) есть источник откровений в форме видений (мокашафа) Незримого и Божественного Предсущностного Постижения ('илм-и ладунни) , а также источник мудрости, сокровищница Божественных Таинств и месторасположение знания Имен, как указывается в кораническом стихе: "И научил Он Адама всем именам" (К.2:31). В сердцевине сердца раскрываются такие виды постижения, в которых отказано ангелам. (МИ 197)
Суфизм — это путь к Истине, единственное средство передвижения на котором — Любовь. Метод суфизма состоит в том, чтобы смотреть только в одном определенном направлении, а его единственная цель — Бог.
В конце суфийского пути не остается ничего, кроме Бога.
ЦЕЛЬ СУФИЗМА
Цель суфизма — постижение Истины. И хотя философы полагают, что эта цель может быть достигнута посредством разума, логики и рассуждений, постижение Истины возможно лишь при помощи совести и видения сердцем, через прозрение и просветление. Суфизм, таким образом, — это продвижение и видение, а не сидение и болтовня.
СУФИОЛОГИ
Тех, кто изучают суфизм и дают ему свои собственные интерпретации, называют мотасаввефе, или суфиологи. И хотя такие люди порой располагают огромным объемом информации о суфиях и суфизме, они на самом деле суфиев не знают. Не обладая качествами суфиев, они не в состоянии постичь то, что суфии видят зрением сердца. По этой причине их утверждения о суфизме обычно не авторитетны для самих суфиев, хотя и могут представлять определенный интерес.
Бака — это начало «странствия в Боге». Бог, своим волением лишивший ученика его собственной воли, одаряет его Своей Волей. Таким образом, любое волеизъявление раба теперь является проявлением Божественной Воли. Такого рода бакасоответствует внешнему состоянию фана.
Внутреннему состоянию фана, однако, соответствует бака, в которой сняты и сами завесы, представляющие собой временную сущность, и атрибуты «Я», свойственные ученику. Здесь ни Бог не скрывает творения, ни творение не скрывает Бога. Завеса теперь окончательно сброшена, и двойственность преображена в Единство.
* * *
О дервиш, люди всех наций и религий живут, поскольку наделены почетной мантией существования; все они такие же существа, как и ты. Если ты поистине влюблен в Абсолютное Существо, люби все существа и будь добр к ним. Делая это, ты докажешь, что заслужил привилегию принадлежать к семье человечества.
О дервиш, неуважение к тому, что свято для других, указывает только на твое собственное несовершенство. В силу этого пытайся достичь совершенства в глазах тех, кто действительно видит.
О дервиш, ты занес свое имя в книгу выдающихся людей. Коль не способен ты стать одним из этих людей, старайся не опозорить тех немногих, кто заслужил, чтобы его называли «суфий».
О дервиш, если кто-то поступает плохо по отношению к тебе, не считай его дурным человеком. Отнесись к нему как к больному и будь добр к нему. Если ты ведешь себя подобным образом, то поистине обладаешь духовным здоровьем.
Существуют пять принципов, которые нужно претворять в жизнь дервишам Ордена Ниматуллахи:
Зэкр (Поминание)
Фекр (Созерцание)
Моракебе (Медитация)
Мохасебе (Самоанализ)
Вирд (Молитва)
Примечания:
[ 1 ] Или: нечестивая, «упорствующая» душа. Нафс — низменное «Я», инстинктивно-животная душа. (Примеч. переводчика)
[ 2 ] Алаб: термин, имеющий различные значения в зависимости от контекста. Он может быть переведен как «правила поведения», «каким быть» (или «как себя вести»), «этикет», «вежливость», «культура», «цивилизация», «внешние приличия», «хорошие манеры». Для краткости адаб здесь и далее переводится как «правила и обычаи».
[ 3 ] Добротолюбие: попытка перевести суфийский термин мохаббат, взаимная любовь между Богом и творением; проявление любви и доброты по отношению к людям и миру. В английском переводе: Loving-kindness. (Примеч. переводчика)
[ 4 ] В переводе И. Крачковского: «...пока я не возобновлю об этом напоминания». (Примеч. переводчика)
[ 5 ] Этот процесс наиболее полно описан в работе Кашани «Месбахол-Хедайе».
[ 6 ] О разнице между «стадией» (махам) и «состоянием» (хал) см. «Изречения великих суфиев» в главе «Мохасебе». (Примеч. ред. англ. изд.)
ЗЭКР
сердцевина практического суфизма
ОН И ПОМНЯЩИЙ, И ПОМИНАЕМЫЙ
Счастливыми были времена,
проведенные с Возлюбленной;
все остальное время было тщетно
и бесплодно.
Хафиз
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зэкр является результатом Божественного Добротолюбия (мохаббат). Зерно Добротолюбия, посаженное в сердце суфия Богом, приносит плод — суфийское поминание Возлюбленной. Как сказано в Коране: «Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его» (Коран 5:54). То есть Божественное Добротолюбие всегда предшествует человеческому. Если бы не Бог, любящий и помнящий ученика, последнему было бы трудно поминать и любить Бога.
Зэкр также пробуждает интуицию сердца, давая возможность воспринимать Божественные Атрибуты, и вдохновляет суфия любить Бога. Это узнавание Бога приносит длящийся покой в сердце суфия «...ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца...» (Коран 13:28).
Истина зэкра заключена в том, что это Бог в начале поминает ученика. Таким образом, некоторые суфийские мистики интерпретировали коранический стих «ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико...» (Коран 29:45) в том смысле, что ежедневные молитвы представляют собой форму поминания, предписываемую шариатом, и предотвращают человека от дурного поведения. Но более велико поминание Богом человека. Точно так же передача зэкра наставником Пути считается большим поминанием.
По словам суфийского мистика Рузбихана:
Зэкр — это свет, эманирующий из проявленности Бога. Чистотою этого света сердца суфиев притягиваются к Возлюбленной.
Примечания:
[ 1 ] В переводе Крачковского вместо «лежа»: «на своих боках». (Примеч. переводчика.)
[ 2 ] Слово «Боже» является формой когда-то существовавшего в русском языке звательного падежа. (Примеч. переводчика.)
[ 3 ] См. «Беседа птиц» Аттара. (Примеч. ред. англ. изд.)
[ 4 ] В семитических языках каждой букве соответствует числовой эквивалент. (Примеч. переводчика.)
[ 5 ] Ку — по-персидски «Где он?» (Примеч. ред. англ. изд.)
[ 6 ] Ху — одно из имен Бога в арабском языке, означающее «Он». (Примеч. ред. англ. изд.)
ФЕКР
суфийский метод размышления
ФЕКР, ПРАКТИКУЕМЫЙ АРИФОМ
Практика размышления осуществляется арифом на двух стадиях: размышление о себе и о Боге.
Размышление для посвященного
Для начинающего на Духовном Пути, чья вялая мысль еще не разгорелась от жара поминания, размышление — открытие в сердце посредством озарения духовной красоты учителя. В силу этого некоторые учителя утверждали, что размышление представляет собой манифестацию духовного лика наставника.
ЗНАЧЕНИЕ МОРАКЕБЕ ДЛЯ СУФИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ МОРАКЕБЕ
В моракебе существуют два направления: от Бога к тварному миру и от тварного мира к Богу.
О ТЫ, ЧЬЕ ИМЯ – ИСЦЕЛЕНИЕ
Это финиковое вино по утрам
и сладкий сон на восходе солнца,
долго ли они продлятся?
Взывай к Богу во мраке ночи
и проси Его о милости на заре.
Хафиз
СТИХИ КОРАНА, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ЗНАЧЕНИЕ ВИРДА
В Коране существуют, хотя и немногочисленные, ссылки на вирд:
...прославляй хвалой твоего Господа до восхода солнца и до захода, и во время ночи прославляй Его и среди дня, — может быть ты будешь доволен (Коран 20:130).
И поминай имя Господа твоего утром, и вечером, и ночью; поклоняйся Ему и восхваляй Его долгой ночью! (Коран 76:25,26).
Была малая часть ночи, что они спали (Коран 51:17) [ 1 ].
РАЗНОВИДНОСТИ ВИРДА
ПЯТЬ ОМОВЕНИЙ
Прежде чем принять посвящение в мир Духовной Нищеты (факр), те, кто стремятся приблизиться к Богу, должны совершить нийат [ 2 ] и затем пять омовений (госл) способом, описанным ниже.
Омовение покаяния (тобех)
В этом омовении искатель раскаивается во всех своих бывших проступках и заблуждениях. Присоединяясь к тем, кто поклоняется Богу, он (или она) также просит прощения за грех самопоклонения.
Омовение смирения (ислам)
В омовении смирения искатель, не являющийся мусульманином, дает обет (нийят) принять ислам и стать мусульманином. Если он уже мусульманин, то дает обет всем сердцем и духом (рух) соблюдать святой шариат ислама и вести себя соответственно ему.
Памятуя изречение 'Али «Ислам — это смирение», искатель должен полностью как внешне, так и внутренне смирить себя перед Божьей Волей, и довольствоваться всем тем, что угодно Богу.
Омовение посвящения в Духовную Нищету (факр)
Чтобы войти в мир Духовной Нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутреннее существо было также склонно к чистоте.
Очисть себя и тогда ступай в «Таверну руин»,
чтобы она не была тобой загрязнена.
Хафиз
Омовение паломничества (зийарат)
Существует обычай, посещая уважаемых людей в миру, очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом, совершая паломничество к Совершенному человеку, или «Наставнику Пути» (пир-э тарикат), следует очистить себя.
Сначала стань чистым, и лишь затем
смотри на Чистого Человека.
Хафиз
Поэтому искатель совершает омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.
Омовение осуществления (каза-е хаджат)
«Мольба» (иияз) искателя, странствующего по Пути, — о том, чтобы достичь ранг Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.
Белая материя (шелвар)
Белая материя, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывальщика (гасал), полностью смиряется перед Богом. Он (или она) считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая «как?» или «почему?»
Целый мускатный орех (джоз)
Джоз символизирует голову путника. Вручая джоз наставнику, путник соглашается не раскрывать Божественные Тайны, открытые ему или ей. Даже если ему грозит быть обезглавленным, он не должен раскрывать эти тайны. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные Тайны.
Кольцо (ангоштар)
Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир Духовной Нищеты, символизирует цепи, которые в старое время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить себя Богу и отказаться от каких-либо других желаний.
Монета (секке)
Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой — беден, ни то, ни другое состояние не оказывает на него никакого воздействия. В богатстве суфий щедр, в бедности он радостен и терпелив.
Карамель (набат)
Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение — от матери, то второе рождение происходит при входе в область Духовной Нищеты. В этом возрождении искатель вступает в царство Духовности, Истины и Единения. Он перерождается из материнского мира природы и множественности в мир Любви (эшк), Добротолюбия (мохаббат) и Единства (таухид).
Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.
ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Прежде чем войти в круг Духовной Нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в ордене Ниматуллахи.
Доброта к Божьим созданиям
В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:
Я радостен и умиротворен, будучи в мире,
несколько мир радостен и умиротворен в Нем.
Я влюблен во всю Вселенную,
ибо вся Вселенная принадлежит Ему.
Сохранение тайн Пути
В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.
Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
обвинялся в разглашении тайн.
Хафиз
Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).
Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.
Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.
Ро'йат – видения; сны.
Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.
рух-и натика – рациональный дух.
Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.
Хафи – глубинное сознание; см. сирр.
Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).
Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.
– Конец работы –
Используемые теги: Джавад, Нурбахш, Психология, СУФИЗМА0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Джавад Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов