Реферат Курсовая Конспект
За тенью сознания. - раздел Психология, В. Г. Колташов. ...
|
В. Г. Колташов.
За тенью сознания.
Оглавление
Введение. 1
1. Мотивы человеческой деятельности. 2
2. Садомазохистская природа души. 4
3. Педофилия. 6
4. Потребности. 8
5. Коллективное и индивидуальное. Пассивность и активность. 10
Использованная литература: 12
(Новосибирск, 31 октября 2003 года)
Введение.
История вершится непрерывно. Час за часом, втягивая энергию миллиардов людей, она рождает социальные, экономические и культурные перемены. В этих переменах, где выковывается новое общество, новые отношения возникает и новая психика человека. Объективный мир, мир свершений и мир людей, делающих эти свершения это всегда мир перемен, а значит и всегда мир познания. Творческого, искреннего, настоящего, очищенного ото лжи буржуазной идеологи марксистского познания, познания психики человека.
Почти пол год назад мною была написана книга, посвященная вопросам марксистской психологии получившая название «Диалектическая психология». В этой работы через целый ряд идей я не только попытался донести до читателей мысль о нераздельности науки о внутреннем мире человека и марксистско-ленинской философии, но и предпринял попытку, основываясь на советской психологической школе и фрейдомарксизме дать марксистской психологии новый импульс развития. Эта работа, открыла роль и место психических противоречий в структуре психики и ее процессов, она так же создала новую систему социально-исторической классификации психики. Она не осталась незамеченной и вызвала определенный интерес. Вместе с тем развитие марксистской психологии не остановилось на раскрытых в ней проблемах. Пробудив внимание многих левых умов, книга вызвала к жизни острые дискуссии плодом которых и является этот небольшой труд.
Прошло пол года. В спорах, обсуждениях и работе самого автора открылись новые интересные детали психики человека, возникли новые направления дискуссий. Среди них первое место занимает спор о том, существуют ли у человека иррациональные и бессознательные мотивы, и если да то какую роль в психике они играют, и откуда берутся. Не меньше острых вопросов вызывают сознательные и рациональные мотивы. Вместе с тем уже давно многих волнует роль потребностей в формировании психики, и особым местом тут являются нематериальные потребности, среди которых есть очень интересные и совершенно неизученные, такие, например как рассматриваемая в работе садомазохистская потребность. В книге так же будет уделено место такому интересному, почти совершенно неизученному явлению как педофилические наклонности психики человека. И сделано это будет не случайно, а с целью показать связь изменения общественных отношений с психикой человека, так чтобы можно было проследить не только этапы изменения этих отношений, но и этапы перемен в психики, ухватив главное, наличие общего определяемого самим ходом развития направления изменений. К тому же эта тема является одной из наиболее актуальных целей в критике буржуазных отношений.
Прежде чем приступить к чтению этой книги необходимо отметить, что в своей сути она будет посвящена некоторым иррациональным моментам нашего бытия и нашей психики, моментам, суть которых мы попытаемся раскрыть, а потому первой стоит поставить ту часть этой книги, которая посвящена мотивам, то есть побуждениям, человеческой деятельности. И побуждениям не только сознательным, рациональным, но бессознательным и иррациональным. Может показаться, что эта глава не совсем вписывается в курс, прокладываемый этой книгой, но это не так. По сути, первая глава и есть тот ключ, без которого понимание всего иного, что изложено в данной работе будет если и возможным, то не полным.
Что еще можно сказать об этой работе в преддверии вашего знакомства с ней? Возможно только то, что она является продолжением, марксистского изучения внутреннего мира человека к которому, основываясь на диалектическом и историческом материализме, я приступил, не считая отдельных статей в «Диалектической психологии». Приступил с уверенностью, что только с помощью марксизма мы сможем преодолеть современный кризис в развитии психологии и помочь передовым силам истории, овладев новыми знаниями, открыть двери в коммунизм.
Нельзя сказать, чтобы в прежние века мужчины были педофилами в меньшей степени. Нет, но в те времена, будь то прежнее буржуазное общество, феодализм или рабовладельческий строй, это было естественным. Вернее было нормальной формой подчинений женщины мужчине, которое происходило через вступление ее в брак в раннем возрасте, когда формирование основ психики еще далеко не завершено. Аналогичным образом в определенных условиях переламывали через колено и мужчин. Но, вернемся к вопросу. Сегодня когда все эти традиционные формы отношений рушатся под натиском технического прогресса, разрушается и прежняя социально-половая функция мужчин быть главным и самым сильным, брать только на себя ответственность и все решать. Распадается и функция женщин подчиняться мужчине, не возражать, все делать, как говорят, быть человеком второго сорта.
Но поскольку этот процесс не завершен, а только идет, то и формирование психики, моральных норм у обоих полов не завершено, а только развивается. В этом процессе можно выделить прогрессивные явления, как-то распад буржуазного брака, или признание юридического равенства полов, но некоторые существующие этические нормы носят явно не прогрессивный характер. И к их числу можно, прежде всего, отнести сохраняющуюся педофильскую буржуазную мораль. Мораль, согласно которой мужчины сохраняют молодость дольше женщин, мораль, согласно которой в браке мужчина должен быть старше женщины. Но и эти принципы активно разрушаются. И наиболее любопытным симптомом этого процесса может, служит гомосексуализм.
Женщины, отвоевывая себе место в социуме на равнее с мужчинами, приобретаю явно «мужские» черты характера. Мужчины, перестав сутками валить лес, пахать землю или рубить породу в горах, становятся более мягкими и нежными. Они зачастую больше не могут избить непослушную женщину или грубо поставить ее на место. То есть сделать то, что тысячелетиями было естественной функцией мужчины. Все вроде бы нормально, просто произошло сближение полярностей, соединение разделенного по социально-биологическим полам человечества. Однако женщины хотят, чтобы мужчины были сильными, при этом, зачастую бессознательно не разделяя силу и грубость, чтобы мужчины принимали решения и брали при этом на себя ответственность. Но при этом женщины еще хотят, чтобы мужчины были нежными, хотят сами брать ответственность за свои поступки, хотят самостоятельно принимать решения и заботиться о себе. Одним словом существует противоречие. А чего хотят мужчины?
Мужчины делают не менее интересный и не менее противоречивый выбор. Они предпочитают нежных, робких, добрых, ласковых и послушных девушек. Иногда, впрочем, скорее редко, нам нравятся самостоятельные и смелые женщины, готовые бороться за то, что им дорого. Все это собрание половых ценностей, как у мужчин, так и у женщин весьма эклектично. И в реальности люди сильно травмируют друг друга, уродуя свои отношения не только неуместными поступками, но и неуместным пониманием того, что же такое современная женщина или современный мужчина. Разочаровавшись в грубых женщинах, мужчины только и могут, кроме педофилии, что спрятаться в гомосексуальных отношениях. При этом не редко один из партнеров берет на себя изображать женщину такой, какой она должна быть, но какой не является, шокируя этой неожиданностью неготового к этому мужчину. Аналогично все складывается у женщин, когда они, разочаровавшись в мужчинах слабаках обманывают счастье в лесбийской любви. И ни те, ни другие не могут взять в толк, что в нашем мире ни женщина, ни мужчина не являются прежними. Мир изменился, изменился настолько, что нужно измениться сами, а не прятаться в глупую надежду, что женщину нужно любить юной и неиспорченной, а мужчину зрелым и окрепшим, или в утопию, что однополая любовь принесет благополучие. И то и другое миф, в первом случае, потому что юная девушка быстро взрослеет «портясь» в настоящую женщину, а зрелого мужчину покидает молодость и он, отставая от времени, становится уже не таким интересным, а просто консервативным неприятным чудаком. Гомосексуализм же просто противоречит физиологической природе человека и не может в конечном итоге принести нечего кроме психической травмы. Однако пока для многих он является единственным убежищем от неожиданных и жестоких перемен.
В заключение остановимся еще на одной интересной детали отношений полов. В отношениях мужчин и женщин существует четкое этическое разделение на «сильный» и «слабый» пол, разделение уже заметно не отвечающее общественным запросам. Но разделение существующее, и не просто существующее, но препятствующее формированию нового понимания полов, не как социально, культурно, эстетически и морально различных, а как отличных от объединяющего их общего понятия. Таким общим понятием становится и должно стать понятие человек. У нас есть разделение на хорошие и плохие женские и мужские поступки. Мы смотрим на то, как поступают представители обоих полов и говорим вот это достойно, а это нет. Достойно не с точки зрения поступков человека, а сточки зрения представителя того или иного пола. У нас говорят, он поступил недостойно мужчины, или она поступила недостойно женщины, но мы забываем о том, что мужчина и женщина, прежде всего люди, а именно это главное. И именно с этой стороны необходимо, прежде всего, давать оценку. В нашем ханжеском обществе можно быть хорошим мужчиной и плохим человеком одновременно, или быть плохой женщиной, но превосходным человеком. Вдумайтесь, пронаблюдайте, большинство людей именно так воспринимает межличностные отношения. Вам не кажется это циничным?
Как найти выход из лабиринта этих сложных вопросов? Сколько еще времени проживет извращенное понимание полов и их искаженные отношения? Что ждет наш мир в будущем? История сама, в нашем непрерывном творческом поиске истины принесет лекарство. Как скоро? Нам еще предстоит стать человечеством, оставшись при этом мужчинами и женщинами. И путь этот неизбежно лежит через устранение педофилии, как и много другого хлама отжившей эпохи.
Общей формулой тут является то, что индивидуалистские либо коллективистские наклонности психики формируются под воздействием деятельности, которую ведут люди. От того, какой больше характер носит эта деятельность, и какие особенности имеет, зависит то, какие особенности приобретет психика людей, а то насколько исторически сложились те или иные условия деятельности определяет место возникающих психических черт в сознании или подсознании человека. Если уже столетиями определенное условие отношений сохраняется в относительно неизменном виде, то в подсознании человека живущего в этой среде закрепляются стереотипы поведения соответствующие привычным для психики условиям. Если же эти условия постоянно изменяются, то ответ на объективно возникающие вопросы человек ищет в собственном сознании, а не действует по шаблону. Вот характерный пример. Товарищи по университету учащиеся в одной группе в первые семестры, более-менее узнав друг друга, активно обмениваются конспектами лекций. Дают их друг другу, получая обратно. По началу у них существует неуверенность, сомнение стоит ли давать мои лекции этому сомнительному субъекту? Затем на опыте устанавливаются доверительные отношения, и решение доверить свои вещи другому человеку или нет, принимаемся уже не сознательно, а бессознательно, так как люди уже знают, что данный человек их не подведет. Выстраиваясь из подобных отношений, но не за несколько лет, а за десятилетия — тысячелетия психика приобретает бессознательные классово-исторические особенности которые в своей совокупности, и позволяют нам определять ее как более или менее коллективистскую или индивидуалистскую, хотя это, безусловно, является не всегда уместной абстракцией. Так же обстоит дело и с характеристикой активной и пассивной личности.
Было бы неверно думать, а я не сомневаюсь, что некоторые так подумали, будто буржуазное общество было шагом к большему индивидуализму по сравнению с феодальным миром. Нет, это не так. Переход от феодального к капиталистическому обществу, принес такие психические изменения, которые выразились не просто в общем изменении коллективистского или индивидуалистского, а вместе с тем и пассивного, либо активного склада психики, а в изменении самого набора черт формирующих эти склонности души. И уже это новое сочетание внутренних черт, продиктованное социально-экономическими особенностями мира, определило то насколько психика стала или нет более коллективистской, и насколько возросли либо снизились способности человека действовать активно. Это, а затем и дальнейшее разъяснение необходимо, поскольку возможны и другие заблуждения на счет понимания процессов изменения набора психических черт характеризующих человека как способного на решительные действия или нет и как склонного более к индивидуалистическим действиям или действиям коллективистским. Само же такое рассмотрение понятий активности, пассивности, индивидуализма и коллективизма необходимо, для того чтобы внести в применение этих понятий ясность, не застолбив за ними определения, а дав им истинно марксистскую, диалектическую характеристику.
Индивидуализм и коллективизм первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического или коммунистического общества, несмотря на много общее для этих формаций всегда был и будет особенным, не развивающимся самостоятельно, по какой-то отдельной кривой, а соответствующим определенным социально-экономическим отношениям. И в этой закономерности рождался, рождается, и будет рождаться новый человек, всегда возникающий под неусыпным взглядом истории, зорко следящей за тем, чтобы в его психике зарождались только те черты, которые соответствуют направлению и характеру развития всего общества и отдельных классов.
Черты активности, как и черты пассивности человека, определяются его деятельностью, социально-экономическими условиями и в конечном итоге, так же как и коллективистские и индивидуалистские черты подвержены изменениям, что еще раз характеризует психику человека как активную систему, где изменяется не только граница между сознанием и подсознанием, но и само содержание этих сфер.
Использованная литература:
1. Колташов В.Г., Диалектическая психология, Новосибирск 2003.
2. Колташов В.Г., Краткий марксизм, Новосибирск 2003.
3. Колташов В.Г., Прошлое, настоящее и будущее социализма, Новосибирск, 2003.
4. Колташов В.Г. Сексуальная революция, Новосибирск, 2003.
5. Колташов В.Г. Ценностная ориентация буржуазного психотипа, Новосибирск, 2002.
6. Краткий философский словарь, М, 1954, 704 стр.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды : В 2-х т. — Т. 1, М.: Периодика, 1983.
9. Лимонов Э. Палач.
10. Основы марксизма-ленинизма, М, 1959, 776 стр.
11. Основы марксистской философия, М, 1959, 672 стр.
12. Райх В. Психология масс и фашизм.
13. Райх В. Сексуальная революция.
14. Райх В. Функция оргазма.
15. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
16. Философский словарь, М, 1987, 592 стр.
17. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989.
18. Фрейд З. Об унижении любовной жизни.
19. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.
20. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1990.
21. Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.
22. Фромм Э. Бегство от свободы.
23. Фромм Э. Иметь или быть.
24. Фромм Э. Искусство любить.
(также в работе использованы материалы различных сайтов)
[1] Философский словарь, М, 1986, С. 294.
[2] А.Н. Леонтьев, Деятельность. Сознание. Личность.
[3] Райх В. Функция оргазма; Лимонов Э. Палач.
– Конец работы –
Используемые теги: тенью, сознания0.054
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: За тенью сознания.
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов