рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам - раздел Литература, Вступление Эпоха Серебряного Века И Осипмандельштам Эпохи Одна От Другой Отл...

Вступление Эпоха серебряного века и ОсипМандельштам Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашемсеребряном веке, мы предсталяем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучноевремя со своим особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что насталопосле.Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается междувременем Александра Ш и семнадцатым годом.1 На протяжении серебряного века в нашей литературепроявило себя четыре поколения поэтов бальмонтовское родившиеся в 60-е и начале70-х годов прошлого века , блоковское родившиесяоколо 1880-го , гумилевское родившиеся около 1886 г и, наконец, поколение, родившееся в девяностые годы Г. Иванов,Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и др. 2 В письме Мандельштама к Тынянову от 21 января 1937 года есть слова Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию,но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе . Всеисполнилось, все сбылось.

Его стихов невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии.Масштаб мандельштамовского творчества - объективно уже вне споров.

Другое дело, что всегда будут люди, которыхМандельштам просто раздражает что же, вего мысли, в его поэзии, во всем его облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающееза живое, принуждающее к выбору между преданностью, которая просит все, и нелюбовью,которая не примет ничего.

Отнестись к нему академически , то есть безразлично не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в ведомственном доме отечественнойлитературы, отнести для него нишу в пантеоне и на этом успокоиться - самая пустаязатея. Уж какой там пантеон, когда у него нет простой могилы, и это очень важнаячерта его судьбы.1 Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд. М Республика, 1993, с. 5-6.2 Там же, с. 11.3 Мандельштам О.Э. Сочинения.В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева.

М Худож. лит 1990, с.5.Основная часть. РОССИЯ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА1. Истоки и универсализм поэзии Мандельштама Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейскойсемье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечнымзаболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.Мандельштам вспоминает Что хотела сказатьсемья? Я не знаю. Она была косноязычна от рождения а между тем у нее было что сказать. Надо мной и над многимисовременниками тяготеет косноязычие рождения.

Мы учились не говорить, а лепетать- и, лишь прислушиваясь к нарастающему шуму века и выбеленные пеной его гребня,мы обрели язык. 1 Мандельштам будучи евреем избирает быть русскимпоэтом - не просто русскоязычным , а именно русским. И это решение не такое самособой разумеющееся начало века в России - время бурного развития еврейской литературы,как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке.

Выбор сделан Мандельштамомв пользу русской поэзии и христианской культуры .2 Мандельштам был потрясен примером Чаадаева- русского человека,и притомчеловека пушкинской эпохи, то есть самой органичной эпохи русской культуры, избравшегокатолическую идею единства.Мандельштам угадывает в чаадаевой мысли освобождающийпарадокс, родственный тем парадоксам, без которых не мог жить он сам не вопрекисвоему русскому естеству, а благодаря ему, ведомый русским 1 МандельштамО.Э. Сб. Четвертая проза.

Шум времени, М СП Интерпринт, 1991, с. 2 Мандельштам О.Э. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Вступительная статья С. Аверинцева. М Худож. лит 1990, с. 32.духовнымстранничеством.Мысль Чаадаева национальна в своих истоках, и там где вливаетсяв Рим. Только русский человек мог открыть этот запад Туда Чаадаев принес нравственнуюсвободу, дар русской земли, лучший цветок, ею взращенный писал Мандельштам в1915 году в статье о Чаадаеве.1 И Мандельштам пожелал не стать, а быть русским . Mандельштам писал Весь стройный мираж Петербурга был только сон, блистательный покров, накинутыйнад бездной, а кругом простирался хаос иудейства, не родина, не дом, не очаг, аименно хаос, незаконный утробный мир, откуда я вышел, которого я боялся, о которомя смутно догадывался и бежал, всегда бежал .2 В этом бегстве для мандельштамовской поэзиипротивоположение родимого и страшного утробного мира и тоски по мировой культуре . Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовскаяпоэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православиеи национальный практикуляризм евреев. 3 Посох мой, моя свобода -Сердцевина бытия,Скоро ль истиной народаСтанет истина моя? Я земле не поклонилсяПрежде, чем себя нашел Посох взял, развеселилсяИ в далекий Рим пошел.А снега на черных пашняхНе растают никогда,И печаль моих домашнихМне по-прежнему чужда 1 Мандельштам О.Э. Сочинения.

В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Вступительная статья С. Аверинцева.

М Худож.лит 1990, с. 33.2 Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза.

Шум Времени. М СП Интерпринт, 1991, с. 53.3 Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Вступительная статья С. Аверинцева.М Худож.лит 1990, с. 32. Снег растает на утесах, Солнце истины палим, Прав народ, вручившийпосох Мне, увидевшему Рим! 2. Своеобразие поэзии Мандельштама Первая русская революция и события, сопутствующиеей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь.

В этот периодМандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности,он оставил политику ради поэзии. В мир русской традиции, как и в мир новой символистской, эстетической культуры, Мандельштамаввел его учитель словесности В.В. Гиппиус.В Шуме времени , в главе специально посвященной В.В. Гиппиусу, Мандельштам пишет,как много для него значит этот человек.1 В творчестве Мандельштама заявляет о себе до упрямствапоследовательная художническая воля, обходящаяся без демонстративного вызыва.

Надтехникой, над образностью господствует принцип аскетической сдержанности.У негопреобладают рифмы бедные , часто глагольные или грамматические, создающие ощущениекрасоты и прозрачности Никто тебя не проведетПо зеленеющим долинам, И рокотаньем соловьинымНикто тебя не позовет Когда, закутанный плащом,Не согревающим, но милым Всеэто сделано для того, чтобы рифма как таковая не становилась самостоятельным источникомвозбуждения, не застилала собой чего-то иного.

В лексике ценится не столько богатство,сколько жесткий отбор. 1 Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза.Шум времени. М СП Интерпринт, 1991, с. 96.Мандельштамизбегает слов, чересчур бросающихся в глаза у него нет ни разгула изысканных архаизмов,как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилиянеологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.1 Есть целомудренные чары - Высокий лад, глубокий мир,Далеко от эфирных лирМной установленные лары.У тщательно обмытых нишВ часы внимательных закатовЯ слушаю моих пенатовВсегда восторженную тишь.3. Россия в поэзии и прозе О. Мандельшма Начало первой мировой войны - рубеж времен Векмой, зверь мой, кто сумеетЗаглянутьв твои зрачкиИсвоею кровью склеитДвухстолетий позвонки? Мандельштам отмечает, что прошло время окончательногопрощания с Россией Александра Александра Ш и Александра Пушкина , Россией европейской,классической, архитектурной.

Но перед своим концом именно обреченное величие ,именно исторические формы и идеи обступаютум поэта.

В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий,а из внутреннего опыта усилий сочувствовать миру державному , вчувствоваться вего строй.Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок,составляя для них средствами поэзии некий каталог.2 1 Мандельштам О.Э. Сочинения.В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева.

М Худож. лит 1990, с.14.2 Там же, с. 37. В белом раю лежит богатырь Пахарь войны, пожилой мужик. В серых глазах мировая ширь Великорусский державный лик. Только святые умеют так В благоуханном гробу лежать Выпростав руки, блаженства в знак, Славу свою и покой вкушать.Разве Россия не белый рай И не веселые наши сны? Радуйся, ратник, не умирай Внуки и правнуки спасены! Здесь каждоеслово выбрано по противоположности к стихотворению Посох . Там - черные пашни ,здесь - веселые наши сны . Там чаадаевский образ России, здесь - славянофильский и оба даны на уровне предельного обобщения. Говоря о прощании Мандельштама с имперской темой, необходимо сказать об отношенииМандельштама к Петербургу.

Петербург и егоархитектура всегда являлись для Мандельштамавыражением властной, повелительной гармонии. 1 В мандельштамовской системе шифров, обреченныйПетербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, окоторой сказано, что она, распяв Христа, окаменела и связывается со святым богоотступническими гибнущим Иерусалимом.

Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черныйи желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский мир державный цвета российского императорского штандарта .2 Среди священников левитом молодым На страже утренней он долго оставался.Ночь иудейская сгущалася надним, И храм разрушенный угрюмо созидался 1 Мандельштам О.Э. Сочинения.

В 2-х т. Т.1. Вступительная статья С. Аверинцева. М Худож. лит 1990, с.9.2 Там же, с 38. Он говорил небес тревожна желтизна. Уж над Евфратом ночь, бегите,иереи! А старцы думали не наша в томвина Се черно-желтый цвет, се радостьИудеи. Погибающий Петербург, конец петербургскогопериода русской истории комментирует это стихотворение Н.Я. Мандельштам вызываетв памяти гибель Иерусалима.Гибель обоих городов тождественна современный городпогибает за тот же грех, что и древний 1 Уходящий державный мир вызывает у поэта сложноеи переплетение чувств.

Это и ужас, почти физический. Это и торжественность. Этои жалость.В одной из глав Шума времени , посвященныхпоре гражданской войны, возникает сюрреалистический образ больного орла, жалкого,слепого, с перебитыми лапами орла добровольческой армии , двуглавой птицы, копошащейсяв углу жилища сердобольного полковника Цыбульского. 2 Традиция русской литературы требовала ответана политические события, но такого ответа который выходил бы за пределы только политического,а потому был бы противоречивым с любой однолинейно-политической точки зрения.

Ивпечатления 1917 года побудили поэта прямо-таки заговорить голосом Анри Шенье, лучшегопоэта революционной Франции, поэта-гражданина, вдохновленного революцией и революциейумерщвленного. Согласно поэтической вере Мандельштама, очень глубоко чувствующегокровь жертва, просто потому, что она - жертва, достойна пафоса.То, что получилосьу Мандельштама дает понятие о подлинном Шенье больше, чем любой из переводов французскогопоэта. 3 1 Мандельштам О.Э. Сочинения.

В 2-х т. Т.1. Вступительная статья С. Аверницева. М Худож. лит 1990, с.39.2 Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. Шум времени. М СП Интерпринт, 1991, с.73. 3 Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева.М Худож. лит 1990, с.40. Среди гражданских бурь и яростных личин, Тончайшим гневом пламенея, Ты шел бестрепетно, сбодный гражданин, Куда вела тебя Психея.

И если для других восторженный народ Венки свивает золотые - Благословить тебя в далекий ад сойдет Стопами легкими Россия.Самым значительным из откликов Мандельштамана революцию 1917 года было стихотворение Сумерки свободы . Его очень трудно подвестипод рубрику принятия или непринятия революции в тривиальном смысле, но темаотчания звучит в нем очень громко Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы О, солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. В ком сердце есть - тот должен слышать,время, Как твой корабль ко дну идет. Мы в легионы боевые Связали ласточек - и вот Не видно солнца вся стихия Щебечет, движется, живет Сквозь сети - сумерки густые - Не видно солнца, и земля плывет.Ну что ж, попробуем огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет.

Мужайтесь, мужи. Как плугом, океан деля, Мы будем помнить и в летейскойстуже, Что десяти небес нам стоила земля. Мужайтесь, мужи - эти слова принадлежат негероической натуре, а человеку хрупкому и впечатлительному, нуждающемуся как ребенокв помощи.И все-таки они оправданы, и притом дважды во-первых, уникальной независимостьюего мысли во-вторых, постепенно созревающей от десятилетия к десятилетию личнойготовностью быть жертвой. Происходящее в России огромно , и оно требуетстепени мужества, которая была бы пропорциональна этой огромности.

Идеал совершенноймужественности подготовлен стилем и практическими требованиями нашей эпохи.Всестало тяжелее и громаднее, потому и человек должен стать тверже, так как человекдолжен быть тверже всего на земле и относиться к ней, как алмаз к стеклу писалМандельштам в 1922 г. в брошюре О природе слова . 1 Поэты, укорененные в старом мире, должны былив первые послеревюционные годы решить для себя вопрос об эмиграции или отказе от нее. У Мандельштама тема отказапоявляется в 1920 году. И как только она крепнет, она окрашивается в тона жертвенные,и притом отчетливо христианские.

Символом верности русской беде для Мандельштамастановится Исаакиевский собор.После прощальной глядки на Айя-Софию, символ вселенскогоправославия, и на Сан-Пьетро, символ вселенского католичества, взятые в единстве, сказано Не к вам влечется дух в годинытяжких бед, Сюда влачится по ступеням Широкопасмурным несчастья волчийслед, Ему ж вовеки не изменим Зане свободен раб, преодолевшийстрах, И сохранилось свыше меры В прохладных житницах в глубокихзакромах Зерно глубокой полной веры. Начало 20-х годов является для Мандельштама периодомподъема для его мысли и его поэзии.

Но эмоциональный фон подъема, который зву 1 Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева.М Худож. лит 1990, с. 41. читв стихотворении В Петербурге мы сойдемся снова , очень естественно соединяетсяс чувство обречности и физической болью тягот.1 В Петербурге мы сойдемся снова, Словно солнце мы похоронилив нем, И блаженное, бессмысленноеслово В первый раз произнесем.

В черном бархате советскойночи, В бархате всемирной пустоты, Все поют блаженных жен родныеочи, Все цветут бессмертные цветы. Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится И кукушкой прокричит. Мне не надо пропуска ночного, Часовых я не боюсь За блаженное, бессмысленноеслово Я в ночи советской помолюсь.Слышу легкий театральный шорох И девическое ах - И бессмертных роз огромный ворох У Киприды на руках.

У костра мы греемся от скуки, Может быть, века пройдут, И блаженных жен родные руки Легкий пепел соберут. Где-то грядки красные партера, Пышно взбиты шифоньерки лож, Заводная кукла офицера - Не для черных душ и низменныхсвятош 1 Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительнаястатья С. Аверинцева.М Худож. лит 1990, с.42-43. Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи В черном бархате всемирной пустоты.

Все поют блаженных жен крутыеплечи, А ночного солнца не заметишь ты. В статье Слово и культура Мандельштам пишет о том, что старая русская культура еще живаи остается собою, но у нее, отрешенной от всех своих внешних опор и предпосылок,словно открылось новое измерение. О хрупком веселье русской культуры посреди гибельнойстужи русской жизни Мандельштамом сказаны самые пронзительные слова, которые когда-либоговорились И живая ласточка упала На горячие снега.Это пятикратно повторенное под ударением а звучит как музыкальное ламенто, в восторге которого боль и радость - одно и то же. В статьях начала 20-х годов поэт будто бы торопитсясказать самое главное.

В статье Пшеница человеческая , наперед изобличающей пустоту,историческую неоправданность, тупиковость всех предостоящих попыток обновить кровавыйпафос государственного величия, дан ошеломляюще трезвый, реалистический опыт о духовнойситуации эпохи масс, когда вышедшая из послушания пшеница не дает выпечь из себя хлеба , а традиционные символы государственной архитектуры превращается в бутафорию.

Обстановка политической жизни Европыкак самостоятельного, катастрофического процесса, завершившегося империалистическойвойной, совпало с прекращением органического роста национальных идей, с повсеместнымраспадом народностей на простое человеческое зерно, пшеницу, и теперь голосу этойчеловеческой пшеницы, к голосу массы, как ее нынче косноязычно называют, мы должыприслушаться, чтобы понять, что происходит с нами и что нам готовит грядущий день писал Мандельштам.1 Какие бы превратности не постигали хрупкое равновесиенервов Мандельштама, какие бы зигзаги не прочерчивало его поведение в повседневнойжизни, его неподкупная мысль вглядывалась 1 Мандельштам О.Э. Сочинения.

В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М Худож. лит 1990, с. 43-44.в происходящеетвердо, без паники, без эйфории и ставила вопросы по существу.Равновесие, которым отмечено лучшее, что писалМандельштам в начале 20-х годов равновесие тревог и надежд в осмыслении времени,оеспеченное сознанием независимости собственной мысли, да и культуры в целом, иравновесие темнот и ясности в облике стиха, обеспеченное тем, что поэт называл чувствомвнутренней правоты уже к середие десятилетия оказывается буквально взорванным.1 Нельзя дышать, и твердь кишитчервями И ни одна звезда не говорит Для поэта страшнее внешней угрозы - угроза потерятьчувство внутренней правоты, усомниться в своем отношении к слову.

Этого не сравнитьни с какими неуютными обстоятельствами. Конечно, внутрення угроза в конечном счететоже связана с состоянием общества, но иной. более тонкой, связью дело не в том,что поэт со страхом оглядывается на кого-то просто воздух, который он находитв своей собственной груди, зависит в своем качестве от атмосферы общества.

Голос,так властно звучавший в Камне и в Trisia , становится судорожным и напряженным.Трудная попытка уйти от самого себя запечатленапрежде всего в Грифельной оде . Там примечательна не только густая темнота образов, решительно нарастающая, не оставляющая мест ни для какой прозрачности,ни для чего дневного 2 Как мертвый шершень возле сот, День пестрый выметен с позором.

И ночь-коршунница несет Горящий мел и грифель кормит. С иконоборческой доски Стереть дневные впечатленья И, как птенца, стряхнуть сруки Уже прозрачные виденья! 1 Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева.М Худож. лит 1990, с. 45-46.2 Там же, с. 49. Мандельштама постигает творческий кризис ниодного стихотворения за пять лет. Годы, когда не было стихов, заняты работой надпрозой. В 1928 г. Мандельштам писал, отвечая на анкетупод заглавием Советский писатель и Октябрь Октябрьская революция не могла не повлиять на мою работу, так как отняла у меня биографию , ощущение личной значимости, Я благодарен ей за то, что она раз навсегдаположила конец духовной обеспеченности и существованию на культурную ренту 1 В том же, 1928 г. выходит Египетская марка ,где тема отталкивания от себя доведена донадрыва, до транса Старшно подумать, что наша жизнь - это повестьбез фабулы и героя, сделанная из пустоты и стекла, из горячего лепета одних отступлений,из петербургского инфлуэнцного бреда 2 У Мандельштама нет каких-то особенно филантропическихтем но ведь и Пушкин не был сентиментальным моралистом, когда подвел итоги своихпоэтических заслуг в строке И милость к падшим призывал . Дело не в морали, делов поэзии. Согласно пушкинской вере, унаследованной Мандельштамом, поэзия не можетдышать воздухом казней.

Заступаясь за приговоренных к смерти, Мандельштам не знал,что вскоре заступничество понадобится ему самому.

Постигшие Мандельштама злоключения, несовместимостьвольного поэта с литературой , столь быстро адаптирующейся и умеющей доказать комунадо собственную нужность.

Сверхличной темой для Мандельштама становится - то, чтопроисходит со страной2 Приказчик на Ордынке работницу обвесил- убей его! Кассирша обсчиталась на пятак - убей ее! Директор сдуру подмахнул чепуху - убейего! Мужик припрятал в амбаре рожь - убей его! Настоящая правда - страшна.

В поэзию Мандельштама входят темы, разработанные передэтим в прозе. Поэт принял свою судьбу, возобновляя внутреннее согласие на жертву А мог бы жизнь просвистать скворцом 1 Мандельштам О. Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева.М Худож. лит 1990, с. 49.2 Там же, с. 50. Заесть ореховым пирогом, Да, видно, нельзя никак Но его мужество - мужество отчаяния.

Былимы люди, а стали людье . У него никогда еще не было этих неистовых интонаций, выражающихсостояние души, когда последние силы собраны, как в кулак По губам меня помажет Пустота, Строгий кукиш мне покажет Нищета.Поэзия Мандельштама становится в начале 30-хгодов поэзией вызова, гнева, негодования Пора вам знать, я тоже современник, Я человек эпохи Москвошвея Смотри, как на мне топорщится пиджак, Как я ступать и говорить умею! Попробуйте меня от века оторвать Ручаюсь вам - себе свернете шею! В ноябре 1933 года Мандельштамом были написаныстихи против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца 13 мая 1934 года Мандельштам был арестовани выслан в Чердынь.

Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у негонаступало помрачение сознания. Не признавая и все же каждодневно ощушая себя тенью ,изверженной из мира людей, поэт проходит через свое последнее искушение поддаться иллюзорному соблазну вернуться в жизнь.Так возникает Ода Сталину . И все-таки работа над Одой не могла не быть помрачениемума и саморазрушением гения. 2 мая 1938 года повторный арест.

В лагере подВладивостоком 27 декабря 1938 года Осип Мандельштам умер. Все было кончено. Всебыло впереди. 1 З а к л ю ч е ни е Поэзия Мандельштама -память русской культуры Серебряный век русской культуры закончилсяпосле 1917 года, с началом гражданской войны.В двадцатые годы еще продолжаласьинерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не моглане двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться.

Еще были живы большинстволюдей, творчеством которых был создан серебряный век, но сама эпоха закончилась. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы. Но со второй половины 50-х годов,едва отпустил страх, списки мандельштамовских стихов начинают расходиться по рукам,служа заветным паролем для тех, кто хранил память культуры.Для многих мандельштамовскаяпоэзия становиться формирующим, воспитывающим переживанием.

Оказывается, что слухновых поколений подготовлен и настроен на поэзию Осипа Мандельштама.2 О своей песни Мандельштам сказал Утеха длядрузей и для врагов смола . Без темных лучей вражды спектр того ореола, в которомявляется нам мандельштамовская поэзия, неполон.Если эти лучи погаснут, Мандельштамперестанет тревожить и озадачивать нас. 1 МандельштамО.Э. Собрания произведений . Сост подг. текста и прим. С.В. Василенко и Ю.Л. Фрейдина.

М Республика,1992, с. 395.2 Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд. М Республика, 1993, с. 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. М Худож. лит 1990. 2. Мандельштам О.Э. Собрание произведений. Стихотворения Сост подг. текста и прим. С.В. Василенкои Ю.Л. Фрейдина. М Республика, 1992. 3. Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд. М Респуб-лика,1993. 4. Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза.В2- т. М СП Интерпринт, 1991. ПЛАН РЕФЕРАТА I. Вступление.

Эпоха серебряного века и ОсипМандельштам. П. Основаня часть. Россия Осипа Мандельштама 1. Истоки и универсализм поэзии Мандельштама 2. Своеобразие поэзии Мандельштама. 3. Россия в поэзии и прозе О. Мандельштама Ш. Заключение. Поэзия Мандельштама - памятьрусской культуры.

– Конец работы –

Используемые теги: Эпоха, серебряного, века, Осип, Мандельштам0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Его стихов невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Масштаб мандельштамовского творчества - объективно уже вне споров. Другое… Отнестись к нему “академически”, то есть безразлично не удается. Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в…

Николай Степанович Гумилев и эпоха "Серебряного века"
Стало привычным думать о больших поэтах как об очень рано формирующихся. Действительно, даже если отвлечься от нескольких вундеркиндов, начинавших,… Такой проницательный знаток и ценитель чужой поэзии, каким был Гумилев, уже… И, как и надо было думать, здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии. Но для того, чтобы так понимать…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Культура "Серебряного века"
Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы… Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это… Однако иногда говорят, что Серебряный век явление западническое.Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

Осип Эмилевич Мандельштам
Она происходила из ассимилированного и просвещнного еврейского клана, связанного родственными отношениями с семьй выдающегося историка русской… В 1973 году в Стихах о неизвестном солдате Мандельштам многозначительно писал… Его детство было отмечено одновременным присутствием имперского космоса Санкт-Петербурга, куда семья Мандельштама…

Футуризм, как одно из течений русского литературного авангарда "Серебряного века"
Вместе с тем он явился продолжением той формалистической безыдейной линии русской литературы, которая ранее уже нашла свое выражение в декадентстве.… Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников). Из всех групп, в начале века… Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению - М. Волошин…

Любимые писатели Серебряного века
При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия литература конца XIX начала XX века.… За первой последовали другие книги поэзии Златолира1914, Ананасы в шампанском… Поиски новых поэтических форм важная часть эстетической программы у И. Северянина тесно увязаны с городскими реалиями…

Западноевропейская культура эпохи декаданса: основные черты и особенности (2-я половина XIX века)
В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке… Развитие производства стимулировало быстрое развитие науки. Р. Майер, Дж.… Сделано множество других величайших открытий в различных областях науки. Создание паровоза, двигателя внутреннего…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого Вопрос тем более актуален, что молодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные… Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания… В силу универсальности и многозначности этой категории она трудно поддается определению. Предпринималось множество…
  • Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…
  • Поэзия "Серебряного века". Основные течения и взгляды на них Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания например, В. Маяковского На Парнасе серебряного века, И Одоевцевой На берегах Невы , трехтомные… Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это… Одни из символистов, такие, как Н.Минский, Д.Мережковский, начинали свой творческий путь как представители…
  • Развитие психологических знаний в средние века и эпоху возрождения Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему… Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся… В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения…
  • Лица серебряного века. М.И. Цветаева Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Hиколай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. 2. Марина Ивановна Цветаева родилась… Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно… Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, H. Гумилев, М. Волошин.