Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2006 году
Гомилетика - раздел Литература, - 2006 год - Москва 2006 Возрождения. Средневековые Риторики Были Написа...
|
Москва 2006 Возрождения. Средневековые риторики были написаны по-латыни, обращены не только к устной, но и к письменной форме речи. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии. Италии. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики.Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике.
Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой. 3. Основание гомилетики В первом столетии н.э. появляется гомилетика христианская проповедь и искусство проповеди.Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в главе X Евангелия от Матфея. 1. "И призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь 5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: " На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите, 6. А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. 7. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. 8. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте. 9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10. Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха.
Ибо трудящийс достоин пропитания. 11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете. 12. А входя в дом, приветствуйте его, говоря: "мир дому сему". 13. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. 15. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. 16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. 17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будуть бить вас. 18. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. 19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. 20. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21. Предаст же брат брата на смерть и отец сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их. 22. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий. 24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина. 25. Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? 26. Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 32. И так всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным. 33. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным. 34. Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю; не мир пришел Я принести, но меч; 35. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью. 36. И враги человеку домашние его. 37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин Меня; 38. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Мен сбережет ее. 40. Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. 41. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей". Глава X считается основой нового вида речи гомилетики. 4. Речевые отношения в гомилетике Содержание учения дано в предшествующих главах, в Нагорной проповеди. Для этого содержания требуется и новая система речи. Эта новая система речи прежде все характеризуется аудиторией, которую фактически организует сам проповедник.
Эта аудитория не должна состоять из язычников и из самарян, а только из "овец заблудших дома Израилева", т. е. из таких потомков Яковабогоборца, которые уже искушены учением в синагогах и грамотны в силу этого.
Человек, не осведомленный в писании (Торе), не сможет понять как следует "не разорить закон, а умножить его", так как надо предварительно знать закон.
Аудитория, состоящая из людей, осведомленных в писании, должна быть еще и благосклонна к проповеднику.
Перед неблагосклонной аудиторией проповедовать нельзя. Таким образом, проповедник сам избирает аудиторию, руководствуясь принципами: грамотность и благосклонность.
Благосклонность в данном случае интерес к новому слову, внутреннее недовольство сложившейся и общераспространившейс системой идеалов, желание нового идеала "приближения Царства Небесного". Гомилетика требует особого типа человека проповедника.
Он должен быть некорыстен и помогателен, исполнен сострадания к ближнему и не думать о материальной награде за труд и сам не иметь имущества.
Вместе с тем он должен быть убежден, что те, кто обидит проповедника, подвергнутся страшным карам в день суда, и потому чувствовать себя защищенным.
Так объясняется отношение говорящего и его аудитории.
Всякая новая организация речи по аудитории и содержанию речи изменяет общество, что показано на схеме 1.9. Тем более это относится к проповеди, которая настолько сильно изменяет стиль, что общество будет расколото, возмущено и может обратить свой гнев на проповедника ("предаст брат брата на смерть, и будут бить проповедников в синагогах"). Схема 1.9 Схема 1.10 показывает, что основной смысл речи уже дан проповеднику, не следует изобретать еще одной новой системы содержания: "Ученик не выше учителя". Схема 1.10 Таким образом, проповедь приводит к изменениям в общественной среде речи. Новое понятие справедливости как этической категории затронет этические и юридические основы общества: "не мир вам принес, но меч". Благодаря этим изменениям сложится новая система воспитания: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня", " а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Схема 1.11 иллюстрирует, что формируется новый человек для нового творчества.
Схема 1.11 Как видим, глава Х полностью рассматривает схему общественной роли речи, учитывает все компоненты общественной организации и семантизации речи. Основными положения гомилетики являются: 1. Заданность основного содержания. 2. Новая этика говорящего. 3. Новый тип аудитории. 4. Воспитание новой этики и становление ее. 5. Общественные изменения, порожденные этим. 6. Образование речедеятеля нового типа. Все это возможно только при опоре на существующий культурный уровень общества, иначе придется " метать бисер перед свиньями". Заданность основного содержания в гомилетике предполагает, что эта речь в отличие от ораторики опирается не на юридическую справедливость ("трудовые эквиваленты стоимости"), а на философскую концепцию построения новых общественных отношений на самом основном уровне, уровне семьи и философского мировоззрени как целого.
Государственное устройство, государственная идеология го Воспитание нового языкового творчества Новое изобретение речи Изменение общественной среды речи гомилетику не интересуют.
Вот почему большая часть первомучеников-проповедников погибла от государственных чиновников и государственной власти.
Малая часть из апостолов (из двенадцати и семидесяти) умерла своей смертью.
Но изменения в мировоззрении и семейном строе заставили в конце концов измениться и государство.
Оно было вынуждено принять новую идеологию.Сходные процессы шли при действиях буддийских проповедников. После изменения государственной идеологи христианизации государства встала проблема уточнения основного содержания христианской проповеди.
Императоры участвуют во Вселенских соборах, в силу своих способностей и знаний.На Вселенских соборах происходит уточнение и развитие догматики, т. е. закономерного развития основного философского содержания проповеди, которые даются проповеднику. Трудная борьба с ересями заканчивается торжеством Православия правда, неполным из-за отказа Западной церкви отказаться от принципа исхождения Святого Духа от Сына. 1.2.5. Изменение системы образования После торжества Православия складывается возможность реформы школы на основании двухступенчата того образования: тривиума (грамматика, риторика, философия) и квадривиума (математика, музыка, астрономия, богословие). Эта система школьного образования замыкает цикл общественных изменений, порожденных гомилетикой.
– Конец работы –
Используемые теги: Гомилетика0.054
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гомилетика
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов