рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности одежды

Особенности одежды - раздел Искусство, Древние американские цивилизации. Племена Майя Особенности Одежды. В Этом Разделе Я Рассмотрю Не Только Одежду И Предметы Ук...

Особенности одежды. В этом разделе я рассмотрю не только одежду и предметы украшения древних майя, но и те процедуры, которым они себя подвергали (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование), чтобы до¬полнить свое убранство. До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как маль¬чикам надевали «пояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и ниже», как уточня¬ет Ланда. Ланда упоминает также о «длинных и квадратных тка¬нях (которые) они привязывали к плечам», не поясняя, носили ли их господа или простые люди. Социальные различия Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В «Сообщении из Вальядолида» подчеркивается, что «сеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль, (то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую по¬ловые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзади». Ланда, имея в виду про¬столюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, «прикрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эш». К такой же полоске сводилась одежда Херонимо де Агнлара, когда он предстал перед Кортесом.

Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтверж¬дается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фре¬сках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподо¬бие тюрбанов.

Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.

В подобной одежде изображены музыканты.

На них замысло¬ватые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных.

Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их рас¬положению в художественной композиции и по тому, что они пока¬зывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торгов¬цами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украше¬ние из нефрита. Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы.

В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов распо¬ложена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все «верхние» одеты в очень нарядные маленькие плащи, у «нижних» торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у против¬ника. Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некото¬рые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет. Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих карти¬нах самой композицией, значением сцен и действиями их участни¬ков, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виннка до почти полной наготы приносимых в жерт¬ву пленников (на некоторых нет даже набедренной повязки). В ком¬позиции иерархия соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной груп¬пе) и слуги.

В этой иерархии в отношении одежды исключение пред¬ставляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости. На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элемен¬том одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкопо¬лая шляпа.

Даже когда тела почти обнажены, головной убор обыч¬но богат и сложен.

Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбоч¬ка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена.

Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рука¬вами. Женский костюм Относительно женщин Ланда сообщает, что «индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они по¬крывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все остальные не носили другой одежды, кроме подобия длинного и широкого мешка, открытого с двух сторон, в который они залеза¬ли до бедер и который им был в обтяжку, и не было у них другой одежды, кроме накидки, в которой они всегда спят; когда они от¬правляются в дорогу, то обычно несут ее свернутой». Однако, за некоторыми исключениями, одежда женщин на стен¬ных росписях, рельефах и фигурках не соответствует описанию хро¬ниста.

Наиболее обычна длинная туника белая или с зеленой опушкой по краю или желтая.

На фигурках из Хайны наиболее часто видны длинная юбка и кечкемитль — кофта из кружев. Невозможно уточ¬нить социальное положение большей части женщин, представленных на упомянутых фигурках из Хайны, так как кечкемитль не имеет украшений, а кроме того, им пользовались даже простые ткачихи. С другой стороны, почти все женщины носили ожерелья и ушные украшения.

Только у некоторых видны юбки (старые женщины) н в одном случае — набедренная повязка (у слепой старухи). Ювелирные изделия Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носи¬ли многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости. Такие украше¬ния включали диадемы из нанизанных или нашитых на полоску тка¬ни дисков; трубочки для локонов или цветы в волосах (Паленке); ушные украшения — круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани); носовые украшения — трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа; украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с не¬большим диском в каждом углу; весь ансамбль ограничивал рот; ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (ли¬чины, медальоны); ожерелья из нескольких концентрических ни¬ток обычно трубчатых бусин; пекторали; браслеты из нескольких ниток бусин; кольца и ножные браслеты, тоже из нескольких рядов.

Татуировка Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники н что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки.

Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют всякого рода геометрические и символические ри¬сунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо чем больше татуи¬ровки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной.

Тех, кто не татуировался, осмеивали. Однако татуировка могла быть применена и как наказа¬ние ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обра¬батывалось «с двух сторон, от подбородка до лба». Женщины также обычно татуировали тело «от пояса вверх, кроме груди из-за корм¬ления, узорами более изящными и красивыми, чем у мужчин». Юно¬ши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуи¬ровку.

Волосы Волосы носили длинными, как женщины, так и мужчины. Относи¬тельно первых Ланда уточняет, что «сверху выжигали часть волос как хорошую тонзуру и таким образом то, что ниже, росло сильно, а что на тонзуре, оставалось коротким; они заплетали косы и дела¬ли из них гирлянду вокруг головы, оставляя сзади хвостик, как кисточку». Можно понять, что кроме подобия тонзуры остальные волосы были очень длинными.

На рельефах из Паленке тонзура раз¬мещается на задней части головы. На том же памятнике и на много¬численных фигурках из Хайны видно, что волосы подрезались на лбу, образуя лесенку по обе стороны лица. В Паленке есть также то, что мы назвали «держателями локонов»—нефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди. На рельефах у женщин волосы длин¬нее, чем у мужчин, зачесаны назад и без тонзуры.

Ланда упоминает о женской прическе, разделявшей волосы на две части и образо¬вывавшей «изящный головной убор»; волосы также сплетали в косы или в два или четыре рога. Говорят, что прическа незамужней жен¬щины отличалась от прически замужней, но эти различия не уточ¬нены. Деформация и намеренное калечение Как признак красоты, трудно понятный для нас, Ланда упоминает также косоглазие, которое искусственно вызывали у детей, «при¬крепляя им к волосам небольшой пластырь, свисавший до середи¬ны бровей; и поскольку он у них там прыгал, они все время подни¬мали глаза и становились косыми». Вспомним, что бог Солнца изо¬бражается с большими, обычно косыми, глазами.

Упомянем еще прокалывание мочки уха для ушных украшений диаметром 2—3 см, прокалывание носовой перегородки или крыльев носа для подвешивания носовых украшений и прокалывание отвер¬стия под губой для губного украшения. Древние майя, как и остальные мезоамериканские народы и многие народы Американского континента, а также других частей света, практиковали искусственную деформацию черепа.

Ланда описывает, как ребенку, лежащему в колыбельке из прутиков, на¬кладывали на голову две досочки (одну спереди, другую сзади) и сильно их стягивали, «пока через несколько дней голова младенца на становилась плоской и такой формы, какую они все имели». Кроме лобно-затылочного типа деформации делались и другие, о чем можио судить по черепам, найденным при археологических раскопках. Встречается деформация округлой формы (получаемая посредством очень тугой повязки вокруг головы), а также затылочная, лобная, лобно-вертикально-затылочная и т. д. Исторические источники упоминают о калечении зубов лишь сре¬ди женщин (считалось «изящным» иметь зубы, «как зубья пилы»). Ланда пишет, что эту операцию проводили старые женщины, «подпиливая их какими-то камнями и водой». Подпилы имели различную форму и наносились на верхние и нижние резцы и клыки, как пра¬вило, симметрично.

Одни подпилы имели острые концы, другие — тупые.

Однако наиболее часто в зоне майя встречалась инкрустация округлой формы в середине передней плоскости верхних и нижних рез¬цов и клыков. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит пли гематиты. Археологические находки показывают, что калечение зубов было распространено не только в высших классах общества, так как подпиливание можно обнаружить и на костных остатках из бедных захоронений. Итак, можно сказать, что, в то время как одежда и украшения имели социальную значимость, иерархический или экономический характер которой мы не можем уточнить, деформация тела практи¬ковалась во всех классах общества майя. 6. Политическая, жреческая, судебная и военная организация Автономные государства Из исторических источников мы знаем, что в момент испанского завоевания область майя была занята несколькими самостоятель¬ными государствами.

Нам известны названия тех из них, которые располагались на полуострове Юкатан и на Гватемальском наго¬рье, и можно предположить, что в классический период ситуация бы¬ла более или менее сходной.

Без сомнения, завоеватели (чонтали, тольтеки, пипилн, ацте¬ки) в постклассический период внесли изменения в общественную и культурную жизнь майя, однако не следует забывать, что эти пришлые народы сами были носителями мезоамериканской культуры и имели в основном те же государственные системы, идеи и формы жизни. Пожалуй, можно сказать, что в постклассический период, с расширением масштабов завоеваний и увеличением торговли, жизнь общества стала более сложной, чем в классическом периоде, хотя и в пределах структурных моделей, общих для Мезоамерики.

Политическая организация Согласно исторической информации, относящейся к Юкатану, каждое местное государство управлялось халач-виником, «настоя¬щим человеком», называвшимся также ахав (господин) и принадле¬жавшим к знати. Его должность была наследственной. После его смерти ему наследовал старший сын, а при отсутствии мужских по¬томков или если они не достигли соответствующего возраста трон переходил к старшему брату.

Халач-виник имел обширные полномочия как в гражданской сфере, так и в религиозной и опирался на помощь государственного совета, называвшегося ах куч каб, в ко¬тором были представлены жрецы и высокопоставленные сановники. В зависимых городах правил батаб, назначаемый халач-внником и часто находившийся с ним в родстве. Батаб исполнял гражданские, судебные и военные функции: собирал дань для своего правителя, вершил суд и был пожизненным военным вождем в данной общности.

При нем действовал местный совет, также называвшийся ах куч каб, состоящий из вождей фратрий. Жреческая организация Довольно высокий статус жреца в структуре власти, даже в дни, предшествовавшие конкисте, подтверждает хронист Диего Лопес де Когольюдо, когда пишет, что «жрецы считались господами, гла¬вами, превосходившими всех, и именно они наказывали и поощряли, и им подчинялись с большим старанием». Поле деятельности жрецов было шире, разумеется, чисто религиозного и охватывало полити¬ческую и судебную функции.

Кроме того, жречество монополизиро¬вало научные знания (астрономия, математика, календарь, письмен¬ность, история), поэтому его господство над личностью и коллекти¬вом было абсолютным. Верховный жрец, по Ланде, назывался Ахав Кан Май. Но вполне вероятно, что его информация не совсем точна и скорее связана с каким-то конкретным человеком по фамилии Май. Эта фамилия до сих пор часто встречается у майя. Титул Ахав Кан означает «госпо¬дин змея». Другая важная должность, хотя и не очень уважаемая в наро¬де, называлась наком; наком отвечал за совершение человеческих жертвоприношений.

Предполагается, что наком избирался пожиз¬ненно, но должность его не передавалась по наследству, как осталь¬ные жреческие должности. При обычном жертвоприношении, когда вскрывалась грудь и извлекалось сердце жертвы, накому помогали четверо почтенных старцев, выбиравшихся для каждой церемонии. Они должны были держать руки и ноги жертвы, лежавшей на жерт¬венном камне. Этих старцев называли чаакообами (от имени бога дождя Чаака). На самом низком уровне жреческой иерархии находился ахмен — «тот, кто знает», более других имевший контакт с народом, так как он принимал участие в обязательных земледельческих обрядах, когда проводился сев и сбор урожая или когда длительные засухи вынуждали просить дождя у бога Чаака. Ахмен, кроме того, был колдуном и знахарем, то есть обладал способностью «насылать» болезни и причинять вред, но также и избавлять от них. Из раз¬личных религиозных должностей до наших дней сохранилась только одна — именно ахмен.

Судебная организация Хроники, относящиеся к Юкатану, единодушны в том, что майя были миролюбивы и «управлялись с помощью законов и хороших обычаев», с чем мы легко можем согласиться, поскольку известно, что современное юкатанское население уважает законы и обладает глу¬боким чувством справедливости. Мы уже говорили, что военные вожди и жрецы обладали одно¬временно и судебной властью.

Но из хроник явствует, что у майя бы¬ли и настоящие судьи и чиновники «для выслушивания тяжб». Четко различались преступления непреднамеренные и преднаме¬ренные.

Среди первых указываются случайные убийства, самоубий¬ство мужчины или женщины по вине одного из супругов, случай¬ный поджог домов, ульев и зернохранилищ, что бывало довольно часто, когда лес сжигали перед посевом. Во всех этих случаях суд проявлял достаточно терпимости, и если виновный сам не имел средств для возмещения ущерба, его друзья и родственники могли оказывать ему помощь.

За супружескую неверность также сурово наказывали. Если оскорбленный муж прощал виновного, тот оставался свободным че¬ловеком. Если же оскорбление не прощалось, виновного ждала по¬зорная смерть — его поражали стрелами, раздавливали голову тя¬желым камнем или «приказывали вытащить кишки через пупок». Не¬верную жену могли приговорить к смерти, но обычно ограничивались тем, что подвергали ее общественному позору.

Изнасилование дев¬ственницы или замужней женщины также каралось смертью. Военная организация В течение длительного времени некоторые ученые, идеализируя древних майя, утверждали, что они были довольно миролюбивым народом, а военные конфликты — это следствие иноземных вторже¬ний, исходивших главным образом из Центральной Мексики в пост¬классический период. Конфликты могли случаться между враждующими группами майя из-за земельных границ или из-за эксплуатации при¬родных ресурсов; между майя и соседними, этнически чуждыми об¬щинами — из-за того, что они оказывали давление на майя или из-за попыток экспансии какой-либо группы самих майя. Когда испанцы вторглись в область майя, они вынуждены были вступать в бои с местными жителями, которые в ряде случаев на¬носили им серьезные поражения.

Согласно информации хронистов, батаб помимо своих гражданских и судебных функции был руково¬дителем вооруженных сил в подчиненных ему землях; его должность была пожизненной и наследственной.

Однако на время войны изби¬рался настоящий военачальник наком (хотя его и называли так же, как и человека, осуществлявшего человеческие жертвоприношения, это были разные лица), который находился на своем посту три года. Все это время военный вождь был обязан вести аскетический образ жизни, включая половое воздержание и очень строгий режим пита¬ния. В его распоряжении были наемные воины хольканы, которые получали вознаграждение лишь во время войны. В зависимости от военных потребностей наком мог набирать воинов среди местного населения. 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древние американские цивилизации. Племена Майя

Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был… Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в бо¬лее или менее… Также из Азии (на этот раз из Сибири) н тем же путем 10 тыс. лет спустя прибыли группы охотников с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности одежды

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности культуры
Особенности культуры. В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько под¬групп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонс

Особенности питания
Особенности питания. Можно предположить, что у майя было положение и что низшие слои населения не могли рассчитывать на самые изыскан¬ные продукты, например те, что ввозились из отдаленных районов

Научные знания майя
Научные знания майя. Я не хочу преуменьшать заслуг древних майя, которые, без сомнения, открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали сло¬жный

Кризис в центральной зоне
Кризис в центральной зоне. Блестящий апогей цивилизации майя в центральной зоне имел тра¬гический и, вероятно, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги