Реферат Курсовая Конспект
Научные знания майя - раздел Искусство, Древние американские цивилизации. Племена Майя Научные Знания Майя. Я Не Хочу Преуменьшать Заслуг Древних Майя, Которые, Без...
|
Научные знания майя. Я не хочу преуменьшать заслуг древних майя, которые, без сомнения, открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали сло¬жный календарь, совершенствуя математические и астрономические знания других народов Мезоамерики.
Тем не менее нельзя ставить их в научном отношении на более высокий уровень, чем халдеев, китайцев, египтян и греков, которые достигли знаний, сходных и даже более высоких, за много столетий и даже тысячелетий до появления цивилизации майя. Религия майя Если в нашем XX в несмотря на поразительные научные достиже¬ния, религия еще продолжает играть немалую роль в жизни неко¬торых народов, легко понять, каково было ее значение в ту эпоху, которую мы можем считать донаучной.
Религия майя, как и следовало ожидать, имела много общего с религией остальных мезоамериканских народов, так как все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более или менее одинаковом уровне развития.
Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и обрядов. Так, все или почти все они имели пан¬теон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были бла¬госклонны к человеку, другие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света.
Эта цветовая ассоциация не всегда совпадала в различных культу¬рах. Силы природы, очевидно одинаковые для всех этих народов, олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и иногда даже с одинаковыми изображениями. Божества простого народа Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основ¬ные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью, как и у народов Мексикан¬ского нагорья.
Солнце — Ах Кип, или Кинич Ахав («Господин лицо», или «Сол¬нечный Глаз»), или также Кинич Какмоо («Солнечное лицо Гуака-майа — Огня. Его символ — четырехлепестковый цветок. Рису¬нок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок сопровож¬дает его в иероглифических текстах кодексов. Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков.
Он может быть изображен стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой. Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, а вторая— потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света Важное место по многозначности функций и по связи с жизнен¬ными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель.
Главным образом она представляет Луну, называв¬шуюся на языке майя Юкатана «У». Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влияниям на рост растений и здо¬ровье людей. Поэтому она считалась богиней — покровительницей медицины. У майя, как и у народов Мексиканского нагорья, обряд челове¬ческого жертвоприношения путем обезглавливания также связан, видимо, с культом маиса. Божества элиты Другим обожествляемым растением было какао.
Как известно, бобы какао использовались в качестве монеты, и, видимо, его выращи¬вание было в какой-то степени монополизировано. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, так как он был богом — покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми тор¬говцами. В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных ис¬точниках, подтверждается важность культа бога Ицамны.
Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. Для жрецов высокого ранга в течение постклассического периода Хунаб Ку — «единст¬венный бог» — был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, так как, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких по¬честей, что было ошибочно истолковано как тенденция к монотеиз¬му. Небесный пантеон майя включал и других богов, о которых не всегда можно с точностью сказать, почитались ли они правящим классом или народом в целом.
С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. Похоже, что в действительности было пять богов, соответствующих Венере, и Лахун Чан был лишь одним из них. Напомню также о существовании в пантеоне майя Ошлахун-ти-ку — «13 богов», занимающих, видимо, 13 слоев, на которые дели¬лась у майя небесная сфера. 8.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был… Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в бо¬лее или менее… Также из Азии (на этот раз из Сибири) н тем же путем 10 тыс. лет спустя прибыли группы охотников с…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научные знания майя
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов