Реферат Курсовая Конспект
Нравственный опыт - Контрольная Работа, раздел Искусство, Название: Нравственный Опыт Учебная Работа По Дисциплине: - Бесплатные Рефер...
|
Название: Нравственный опыт Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика Реферат На тему: «Нравственный опыт» План 1. Нравственный опыт. Правда и ложь 2. Понятие справедливости 3. Справедливость в отношениях людей 4. Нравственные принципы общения 1. Нравственный опыт. Правда и ложь Понятие правды, истины Правда - высшая нравственная ценность.Правду можно понимать как: * образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе; * высшую инстанцию, справедливость (высшая правда). Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями.
В межчеловеческом общении правда выражается в: * открытости, честности, доверии; * отзывчивости, взаимопомощи и т. п.; * бескорыстии, отсутствии эксплуатации.
Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем. Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений. Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи. Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать. Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании.
Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.). Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы). В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер. Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия. "Общая правда" достигается путем: * признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений; * согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу; * правдивости.
Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников. Обман, хитрость, клевета, ханжество Ложь, обман используются людьми для достижения: * практической выгоды, благ; * профессионального успеха; социального положения и др. Обман - это намеренное: * искажение действительности, выдаваемое за правду; обещание благ и пр которое не будет выполнено.
Хитрость - качество, которое может выступать как: * негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей). Клевета - это: * рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его; * приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.
Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков. Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" - ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом: * дезинформация в контрразведке государства; * сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.); * сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д. Честность, доверие Честность - практическая добродетель, подразумевающая: * правдивость; * совестливость; * добросовестность и верность; * открытость чувств и намерений для другого человека.
Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости: отсутствие произвола, субъективизма и т. д. Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей). Доверие: * способность к искренним, открытым отношениям между людьми; * отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей. 2. Понятие справедливости Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая Справедливость является: * характеристикой человеческих отношений; * принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.); * главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость: * распределительную (воздающую) она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами); * уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.
Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.) Развитие представлений о справедливости Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона.
Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть). Правило талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь за жизнь, око за око"), но не восстанавливает справедливости в полной мере. Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах.
Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.
В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.
С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание. * возникает запрет на индивидуальную месть; * провозглашается "золотое правило морали" и др. Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат "Государство"), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В Средние века христианские мыслители утверждали: * Господь справедлив, воздает каждому по заслугам; * человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.
В Новое время господствующей становится идея правового равенств * экономическое и статусное неравенство сохраняется; * провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений; * равенство прав; * справедливое наказание за преступление против человека и общества; * неприкосновенность частной собственности; * формальное равенство возможностей. В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности.
Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе: * справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы; * равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности; * равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека; * справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление); * социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости; * правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости. 3.
Принципы справедливости, сформулированные Дж. Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Справедливость подразумевает: * в отношении других - исполнение своих ... Милль).
Они: * непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей с... Культура политического общения. Основные направления деятельности государства и общества в области мор... д.; * разработка норм поведения; * утверждение приоритета общественных... В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно...
Литература Гусейнов А.А Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
Гардарики, 2003 472 с. Дружинин В.Ф Демина Л.А. Этика. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 176 с. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ПРИОР, 2003. 206 с. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1983. 445 с. Этика (конспект лекций) М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.
– Конец работы –
Используемые теги: Нравственный, опыт0.049
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственный опыт
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов