рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Серебряный век

Серебряный век - раздел Искусство, Серебряный Век Занимает Совершенно Особое Место В Российской Культуре. Это П...

Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительно обогатило все виды искусств и философию. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни. Представления о любви и смерти, о реальности и душе, незыблемые на протяжении столетий, перестали действовать автоматически.Традиционные регуляторы существования - религия, мораль, право - не справлялись со своими функциями.

Начинался век модерна. В начале ХХ века происходит разложение гуманистической культуры XVII - XIX веков, отрицание ее ценностей, получившее название декаданса. Особенную популярность приобретает учение Ницше. «Именно Ницше раньше и острее других сформулировал новую для человечества и отныне главную для него проблему - проблему обоснования обыденной жизни.Ницше же наметил и главное направление в поисках ответа: человеком движет то в нем, чего он не может осознать, и это больше и сильнее его. Индивидуальное и коллективное бессознательное занимает в новом мире место старого Бога.» Крушение старой картины мира происходило одновременно во всех областях: модерн в искусстве, нигилизм ницшианской философии, теория относительности Эйнштейна. В этот период люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения.А если предыдущие десятилетия российской истории не вызывали сочувствия у людей Серебряного века, то события столетней давности, напротив были предметом моды. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме александровской эпохи. Возникла своеобразная мифология, в которой люди начала ХХ века продолжали дело, которое не удалось закончить столетие назад.

Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола, западных гернгутеров, квакеров и иных мистиков.В своих мемуарах Максимилиан Волошин описывает свои «этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер.

Период больших личных переживаний романтического и мистического характера» . Среди русских литераторов Серебряного века особенно тяготели ко всему потустороннему символисты. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Николай Гумилев пишет, что «русский символизм направил свои главные силы в область неведомого.Попеременно он братался то с мистикой, то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом.

Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа.» Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались Брюсов, Андрей Белый, Мережковский, Гипиус, Вячеслав Иванов, Михаил Кузьмин, Бердяев и многие другие.В 1908 году Блок и Ремизов ездили на «заседание» хлыстов, после чего Блок в письме матери сообщал: «пошли к сектантам, где провели несколько хороших часов.

Это - не в последний раз. Писать об этом - как-то не напишешь». Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия. Теургия мыслилась «как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек , но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу как таковую». Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом.Символисты мало задумывались механизмах и массовых последствиях такого массового преображения.

Однако в узком смысле задачи теургии понимали почти так же как и задачи терапии. Идея преображения человека, присутствовавшая и в работах Ницше, оказала значительное влияние не только на символистов. Идею о необходимости создания «нового человека» мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин.Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова: «преображение» Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите», «Собачье сердце». Серебряный век - время противопоставлений.

Основное противопоставление этого периода - оппозиция природы и культуры. Эта идея постоянно повторялась, хотя и под разными названиями, как плоть и дух, Дионис и Аполлон, хаос и космос, бессознательное и сознание, наследственность и среда. «Выстроив оппозицию природы и культуры мысль пыталась преодолеть ее множеством способов». Модерн сдвигает границу между природой и культурой.Естественные проявления человека кажутся мнимыми и вторичными. Они скрывают за собой более глубокую реальность, которая и имеет подлинное значение.

Главной задачей представляется постижение этой реальности, которая скрывается за пределами обыденной жизни и неведома обычному человеку. Эта реальность - феномен культуры, а не природы.Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей Серебряного века, считал, что победа культуры на природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия на смыслом, хаоса над космосом». Мысль о победе над смертью занимала многих в начале столетия.

К победе над смертью должна была в конце концов привести и теургия. По мнению Розанова смерть побеждается деторождением.А Федоров призывал ко всеобщей борьбе со смертью и единому акту оживления всех умерших с помощью новейшей науки, которая должная была «превратить энергия эротическую в энергию воскрешающую». Таким образом, тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания; а став таковыми, они сливаются между собой в некоем сверхприродном единстве». Такое понимание любви и смерти сближают культуру русскую Серебряного века и психоанализ.

Фрейд также признает основными внутренними силами воздействующими на человека либидо (сексуальность) и танатос (стремление к смерти). По мнению Вл. Соловьева человек смертен из-за разделения полов.Таким образом задачей любви становится единство мужского и женского, которое в реальности не достижимо, а половой акт является лишь суррогатом любви, так как не позволяет достичь человеку своей высшей сущности, андрогинной целостности.

Любовь рассматривается не как средство для продолжения рода, а как цель сама по себе. «Дионис и Гадес одно и то же». «Дионис, молодой и цветущий бог материальной жизни в полном напряжении ее кипящих сил, бог возбужденной и плодотворной природы то же самое, что Гадес, бледный владыка сумрачного и безмолвного царства отшедших теней.

Бог жизни и бог смерти - один и тот же бог». В статье «Смысл творчества» Бердяев рассматривает проблему пола и творчества. По его мнению, половой акт - поиск утраченного андрогинизма, лишь призрачное соединение. Он пишет, что «половое влечение есть творческая энергия в человеке Существует глубокий антагонизм между творчеством вечного и рождением временного». Бердяев считает, что должен наступить новый природный порядок.В котором творчество победит. «пол рождающий преобразится в пол творящий.» * * * Как же воплощались идеи Серебряного века в жизни людей творческих? Судьбы многих из них так же причудливы и необычны как и само это время.

Им свойственно стремление вырваться за пределы обыденной жизни, поиск иной реальности. Их жизнь насыщена и переполнена переживаниями. Личность часто не отделяется от творчества. Жизнь претворяется в искусство, а искусство в жизнь. Ярким пример этому может служить судьба Николая Гумилева.Он не просто мечтал о далеких странах, но и объездил многие трудно доступные уголки Африки и Азии, не только прославлял в своих стихах подвиги, но и стал героем Первой мировой воины.

Об образе жизни литературной среды начала века рассказывает Андрей Белый, описывая «башню» - дом Вячеслава Иванова: «И так день за днем; попадая на «башню» - дня на три, живал до пяти недель; яркая, но сумасшедшая жизнь колебала устои времен; а хозяин, придравшись к любому предлогу, вколачивал принцип Эйнштейна: ни утра, ни ночи, ни дня; день - единый; глядишь прошел месяц уже.» В своих воспоминаниях Владислав Ходасевич рассказывает о писательнице Нине Петровской.

Как писатель она не создала ничего выдающегося, но ее личность повлияла на многие обстоятельства и события. Она прекрасно соответствовала «духу времени». «Из жизни своей она воистину сделала бесконечный трепет, из творчества - ничего.Искуснее и решительнее других создала она «поэму из своей жизни». Она стала героиней романа Брюсова «Огненный ангел». Ее жизнь, как и жизнь многих людей ее круга протекала в неистовом напряжении, постоянной лихорадке. «Все пути были открыты с одной лишь обязанностью - идти как можно быстрее и как можно дальше.

Это был единственный, основной догмат Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости». Кратчайший доступ к кладезю эмоцию открывала любовь, «все и всегда были влюблены: если не на самом деле, то хоть уверяли себя, что влюблены; малейшую искорку чего-то похожего на любовь раздували изо всех сил.» Люди гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности.

Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру. БИБЛИОГРАФИЯ 1. А. Эткинд «Эрос невозможного.История психоанализа в России.», С-Пб Медуза, 1993 2. А. Эткинд «Содом и Психея.

Очерки интеллектуальной истории Серебряного века», М ИЦ-Гарант, 1996 3. М. Волошин «Путник по вселенным», М Советская Россия, 1990 4. Н. Гумилев, «Сочинения в трех томах», т.3, М Художественная литература, 1991 5. А. Блок, «Новые материалы и исследования», Литературное наследство, М Наука, 1982, кн.3 6. Вл. Соловьев, «Сочинения в 2 т.», т. 2, Философское наследие, М Мысль, 1988 7. Н. Бердяев «Философия свободы.Смысл творчества», Из отечественной философской мысли, М Правда, 1989 8. А. Белый «Начало века», М Союзтеатр, 1990 9. В. Ходасевич «Некрополь» и другие воспоминания», М Мир искусства, 1992.

– Конец работы –

Используемые теги: Серебряный, век0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Серебряный век

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова
Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка” , “старых слов” ,… Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень” : Кони, топот,… О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в…

Серебряный век русской литературы. В. Хлебников
Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов иностранные языки,… Судьба определилась литература и философско-математические изыскания.… Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками Хлебников был одаренным художником. Однако сближение с…

Серебряный Век русской культуры
На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система… Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты… Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

"Серебряный век" русской поэзии
Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев,… Сам термин серебряный век является весьма условным и охватывает собой явление… Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки…

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК
На сайте allrefs.net читайте: "УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК"

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" в "Горе от ума"
Проблема взаимопонимания века нынешнего и века минувшего была актуальна для времени создания Грибоедовымкомедии Горе от ума , актуальна она и в наши… Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московскогодворянина,… Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Серебряный век Начинался век модерна.В начале ХХ века происходит разложение гуманистическойкультуры XVII - XIX веков, отрицание ееценностей, получившее название… Индивидуальное и коллективное бессознательное занимает в новом мире… Возникла своеобразная мифология, в которойлюди начала ХХ века продолжали дело, которое не удалось закончить…
  • Серебряный век русской литературы Бинарность человека:  богоносец / богоборец;  Аполлон / Дионис;  дух / плоть;  быт / бытие;… Сологуб «Безвремёнщина – доминанта русской истории» /Соллогуб/ «Мелкий бес»… Соловьёв  каждые 3-5 лет пересматривал свою позицию, иногда менял её кардинально;  С.…
  • Серебряный век. Черубина де Габриак. Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев,… Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в… Однако иногда говорят, что серебряный век явление западническое.Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм …
  • "Серебряный век" русской культуры Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца… Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней… Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества расширяются рамки…
  • Серебряный век в русской литературе и искусстве Понятие серебряный век невозможно свести к творчеству одного или даже десятку значительных художников он характеризует дух эпохи ярких… Новые открытия резко противоречили представлению о структурной завершнности… Резкое усложнение физической картины мира сопровождалось переоценкой принципов понимания истории. Незыблемая прежде…