рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор - раздел Искусство, Исаакиевский Собор Дата Создания: 1818 Г 1858 Г. Автор: Монферран О. Местона...

Исаакиевский собор Дата создания: 1818 г 1858 г. Автор: Монферран О. Местонахождение: Санкт-Петербург Материал, техника: кирпич, камень Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание.По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 метра) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы.

Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне. Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской.К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных.

Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого. В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства.Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части.

Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение. В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник.Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго.

Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать. В середине XVIII в в период правления Екатерины II, вместо разобранной Исаакиевской церкви начали возводить Исаакиевский собор - значительно дальше от Невы, на нынешней Исаакиевской площади.Автор проекта нового сооружения архитектор Антонио Ринальди спроектировал его пятиглавым, с многоярусной колокольней со стороны западного фасада.

Фасады собора предполагалось облицевать разноцветным мрамором. Заложенный в 1768 г к концу XVIII в. он был отстроен только до карниза. Павел I, сменивший на престоле Екатерину II, приказал придворному архитектору Винченцо Бренне достроить Исаакиевский собор минимально возможными средствами.Поэтому собор был достроен одноглавым, с укороченной вдвое колокольней и оставался облицованным мрамором только наполовину.

В таком неприглядном виде собор был освящен в 1802 г. В последующие годы неоднократно поднимался вопрос об изменении облика Исаакиевского собора. В 1809 и 1813 гг. объявлялись конкурсы на проект его перестройки. Но ни один из них не дал положительных результатов. В 1816 г. Александр I обратился к генералу Бетанкуру с просьбой рекомендовать архитектора, который смог бы осуществить перестройку Исаакиевского собора.Выбор Бетанкура остановился на молодом Монферране. В течение 1816-1817 гг. архитектор разработал целый ряд вариантов собора, один из которых был взят за основу для дальнейшей работы.

Первый получивший утверждение проект был выполнен в 1818 г. Одновременно с утверждением проекта Монферрана создается специальная Комиссия по перестройке Исаакиевского собора из высокопоставленных государственных деятелей.Тем самым с первых дней строительства собору придавалось огромное значение. Уже с весны 1818 г. ведутся подготовительные работы по перестройке Исаакиевского собора.

Перестройка началась с заготовки материалов, земляных работ, забивки свай и устройства дополнительного фундамента. Работы продолжались непрерывно даже в зимнее время. В частности, согласно счету, предъявленному Комиссии подрядчиком крестьянином Евдокимом Фарафонтьевым, с 1 января по 15 марта 1819 г. только на забивке свай было занято 4245 человек. На второй год строительства предполагалась официальная закладка собора.С этой целью Монферран предложил в основание нового фундамента положить серебряную доску с составленным им текстом, а также медали золотые и серебряные монеты.

Но Александр I приказал медали не выбивать никакой церемонии при закладке не делать, вместо серебряной закладной доски положить медную.Закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана произошла 26 июля 1819 г. Для более успешного ведения строительных работ в 1818 г. в соответствии с чертежами Монферрана и под его непосредственным руководством приступили к изготовлению большой разъемной модели собора.

В основном модель предполагалось вырезать из липы, а карниз и колонны - из грушевого дерева. Если барельефы изготавливались из гипса, то круглая скульптура, капители и орнаменты - из бронзы. Из золоченой бронзы были выполнены купола.В работах по изготовлению модели принимали участие столяр И. Гербер, скульпторы П. И. Брюлло, П. В. Свинцов, живописец Ф. П. Брюлло и др. Начатая в 1818 г модель была закончена в 1821 г. В дальнейшем, по мере совершенствования проекта, в модель вносились соответствующие изменения, не затрагивавшие, однако, ее основных конструкций.

Модель находилась в одном из помещений расположенного поблизости дома Лобанова-Ростовского, построенного по проекту Монферрана. В настоящее время она хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Одновременно с изготовлением модели в 1820 г. Монферран выпустил альбом гравированных чертежей Исаакиевского собора. Это дало возможность широкого обсуждения проекта.Член Комитета для строений и гидравлических работ соотечественник Монферрана архитектор А. Модюи, приехавший в Петербург еще в 1808 г выступил с резкой критикой проекта Исаакиевского собора.

При Академии художеств, возглавляемой президентом А. Н. Олениным, была создана комиссия для рассмотрения проекта Монферрана.Архитектору пришлось доказывать, что конструкция предложенного им сплошного фундамента вполне надежна, что связать между собой старую и новую кладку при этом вполне возможно. Однако он признал, что конструктивное решение купола на барабане, опирающегося на столбы, построенные в разное время, малоудачно.

Но здесь сказалась непреклонная воля императора сохранить старые части собора Ринальди. Заседания комиссии при Академии художеств, задачей которой было исправление проекта Исаакиевского собора, завершились конкурсом. В нем на равных основаниях со всеми принял участие и Монферран.На конкурс были представлены многочисленные проекты, в том числе архитекторов В. П. Стасова, А. А. Михайлова 2го, А. И. Мельникова.

Но новый проект Монферрана оказался лучшим и был утвержден 3 апреля 1825 г. Прерванные на несколько лет строительные работы возобновились по вновь утвержденному проекту. Особенное внимание Монферран уделял фундаментам собора.Архитектор пришел к выводу, что при строительстве на болотистой петербургской почве для такого массивного сооружения, как Исаакиевский собор, необходим сплошной фундамент, равномерно передающий на грунт различной величины нагрузки опорных столбов, стен и портиков.

Конструкция фундамента была разработана Монферраном совместно с инженером Бетанкуром. Она явилась новым словом в строительной практике того времени. Вначале копали глубокий котлован, из которого непрерывно выкачивали воду. Одновременно чугунными бабами вбивали в почву пропитанные смолой сосновые сваи длиной более шести метров и диаметром не менее четверти метра.Сваи забивались на одинаковом между ними расстоянии, равном их диаметру, до тех пор пока они не переставали входить в землю.

Земля между сваями при этом уплотнялась до твердости камня.Затем сваи нужно было обрезать под один уровень со старыми. С этой целью Монферран предложил прекратить откачивать постоянно прибывающую в котлован воду, а когда она достигла нужного уровня, ее снова откачали и по полученной отметке ровно обрезали новые сваи. После заполнения промежутков между сваями утрамбованным древесным углем вместо деревянных брусьев, обычно применявшихся в таких случаях для равномерного распределения давления на сваи, уложили в два ряда тщательно подогнанные друг к другу каменные плиты на известковом растворе. При такой конструкции фундамента старые и новые части прочно связывались между собой.

Всего на Устройство фундаментов потребовалось более пяти лет. Одновременно заготавливались гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора.В распоряжение Комиссии по перестройке Исаакиевского собора были переданы Тивдийские и Рускольские мраморные ломки. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые - в Сердобольском уезде Выборгской губернии.

На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских - светлосерый с синеватыми прожилками. Монферран разработал проект приспособлений для транспортировки монолитов, в чем ему помогал Бетанкур.В частности, Бетанкур предложил конструкцию специальных воротов (кабестанов). После доставки монолитов они закатывались в специально выстроенные сараи, где окончательно обрабатывались перед установкой.

Ради удобства ведения работ, хотя и вопреки сложившимся традициям, Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен. Для каждого из четырех портиков были изготовлены отдельные леса, наверху которых закреплялись блоки с перекинутыми через них канатами.Механизмами подъема служили все те же кабестаны. Особый интерес вызвали подъем и установка первой колонны, расположенной на восточном углу северного портика.

Небывалое зрелище происходило 20 марта 1828 г. в присутствии императорской фамилии. В ознаменование этого события под колонну была положена платиновая медаль с профильным изображением Александра I. С помощью шестнадцати кабестанов колонну установили за сорок пять минут.В течение последующих трех месяцев были установлены остальные пятнадцать колонн северного портика. Все работы по установке колонн завершили в 1830 г. Кладка стен осуществлялась из кирпича на известковом растворе.

Кирпичная кладка для большей надежности чередовалась с каменными прослойками. К основной кладке снаружи и внутри металлическими скобами прикреплялась мраморная облицовка. Строительство велось одновременно по всему периметру здания. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г. Наступил ответственный момент сооружения перекрытий.По первоначальному проекту предполагалось средние части портиков перекрыть коробовыми сводами, а боковые оставить плоскими с обработкой кессонами, как в римском Пантеоне.

Пропорции портиков также были выдержаны в соответствии с выдающимся памятником древности. Подобное заимствование лучших образцов прошлого в эпоху классицизма считалось проявлением хорошего вкуса. Однако Монферран не копировал слепо эти образцы. На основе самых передовых достижений строительной техники того времени он сумел создать собственную конструкцию, отличную от предшествующих.Традиционные кирпичные своды он заменил на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, поддерживающими кровлю. Одновременно они надежно скреплялись с основной кирпичной кладкой и мраморной облицовкой.

Благодаря легким металлическим конструкциям Монферран исключил боковой распор и уменьшил нагрузку на несущие колонны и стены.Все конструктивные изменения портиков архитектор внес в новый, третий по счету высочайше утвержденный проект, датированный 14 февраля 1835 г. К концу 1837 г когда было возведено основание барабана купола началась установка верхней колоннады. Для этого Монферран вынужден был разработать еще одну необычную конструкцию лесов, предназначенных для подъема на значительную высоту двадцати четырех колонн, каждая из которых весила шестьдесят четыре тонны.

Весь процесс подъема и установки одной колонны на основание барабана длился два часа, притом что в работах было занято примерно триста человек.Однако если первая колонна была поставлена на место в начале ноября 1837 г то последняя только через два месяца.

Теперь можно было начать сооружение самой ответственной и сложной части собора - купола на барабане. Но прежде чем приступить к детальной разработке купольного завершения, Монферран вновь обратился к богатому опыту своих предшественников.Он досконально, с карандашом в руках изучил конструкции куполов знаменитых сооружений Флоренции и Рима Лондона и Парижа, а также Петербурга. В результате вместо привычных кирпичных сводов, имевших место в предыдущих проектах, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив не только своих предшественников, но и современников.

Если старший современник зодчего - архитектор А. Н. Воронихин, построивший Казанский собор, впервые в Петербурге создал металлический наружный купол при сохранении двух внутренних кирпичных сводов, то Монферран - автор первой цельнометаллической пространственной конструкции связанных воедино сводов.

Основное значение изобретения Монферрана заключалось в том, что металлические конструкции купола оказались в несколько раз легче сплошных кирпичных сводов. К тому же в пояснительной записке, приложенной к рабочим чертежам на строительные работы в 1838-1840 гг архитектор указал, что сооружение купола по новому проекту позволит сэкономить два миллиона рублей - сумму астрономическую по тем временам.Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Исаакиевский, собор0.027

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исаакиевский собор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Успенский собор Московского Кремля
Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города. В 1326 году, когда глава… По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов стал… Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы,…

Благовещенский собор Московского Кремля
Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце… Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор.Но если стены и башни… А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный…

Собор Софии в Новгороде
Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой.Мощное… Ширина собора составляет 100 греческих футов, что равно длине Софии Киевской.… По легенде, присланы Ярославом Мудрым на освящение Софийского собора. Первоначально размещались в дверях из западной…

Успенский собор во Владимире
В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с… Апсиды перестроены. В новом "аркатурном фризе появились фигурные консоли в… К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры…

Собор Архангела Михаила
Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга… Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько… В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных…

Спасский собор Андроникова монастыря
Собор - самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества. Художественный образ этого сооружения полон необычайного… Подхватив и развив далее примененные им архитектурные формы, они не только… Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.;…

Казанский собор
Не нарушая церковных канонов, Воронихин нашел наилучшее решение: перед северным фасадом, вровень с его высотой, он предложил возвести грандиозную… Перед ним зодчий спроектировал вторую полуциркульную площадь, ограничив ее… К сожалению, только эта ограда и была воздвигнута. А в случае осуществления замысла Воронихина в полном его объеме…

Амьенский собор
На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа.Главный неф… В обходную галерею хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного…

Благовещение 1405 г. 81 x 61 см икона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля
Благовещение г x см икона Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля...

Собор святой Софии
АРХИТЕКТУРА... КИЕВ...

0.022
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Софийский собор Новгород Золотые ворота Киев...
  • Апокриф. Решения Вселенских соборов На сайте allrefs.net читайте: "Апокриф. Решения Вселенских соборов"
  • Кенигсберг: Кафедральный собор Для контроля над строительством домов приглашался всадник с длинным копьем определенной длины. Он проезжал по улицам, и если острие копья задевало… Порядки, которые царили в городе, завозились переселенцами с оставленной… Отношения между городами были натянутыми, часто доходило до локальных войн, особенно когда Кнайпхоф перекрывал…
  • Соборы и колокольни Памятник - понятие не только историческое, оно заключает в себе и качественную оценку художественного произведения: памятник - то, что достойно… Чем город древнее, тем богаче мир его художественных образов. В Москве,… До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления…
  • Собор святой Софии Под руководством Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников. По мысли… Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже… Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г в…