Телевизионный комментарий - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Комментарий — Одна Из Форм Аналитического Материала, Разъясн...
Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Жанроформирующие элементы: Предмет авторского исследования — новость или уже известный факт.
Авторская задача — выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития.
Методы — эмпирические (наблюдение, проработка документов), теоретические (анализ, аналогии, сравнения, доказательные рассуждения), метод открытых авторских оценок.
В группе телевизионных жанров комментарий занимает одно из важных мест как средство социальной ориентации зрительской аудитории.
Основные жанровые особенности комментария:
– анализ не столько самого события, сколько его значения, последствий, которые оно может вызвать;
– направление внимания зрителей на ключевые факты, их оценку;
– возможность поставить событие в связь с другими и сформулировать прогноз дальнейшего развития ситуации;
– обоснование необходимых способов поведения и решения задач.
Стержневой доминантой жанра является рассуждение автора по тому или иному поводу и приглашение аудитории к соразмышлению.
Высказывая свое отношение к ситуации, комментатор не претендует на глубину исследования, полноту анализа и подчеркивает субъективность своей позиции. Однако необходимо учитывать главное требование аудитории: комментатор должен сообщать информацию нужную, истинную и доступную. Комментарий — жанр оперативный, проблемы, решаемые с его помощью, нацелены на побуждение к действию.
Типичные группы проблем, требующих комментария:
– особенности или новые качества факта, его ценность;
– причины, условия, предпосылки существования фактов;
– цели, мотивы, планы действий участников комментируемого события;
– порядок развития комментируемого события;
– тенденции, закономерности развития общества, которые проявляются в комментируемом событии, противоречия внутри него;
– задачи, вытекающие из комментируемого факта, пути и методы их решения;
– достоверность комментируемых фактов.
Первый шаг при подготовке комментария — четкое определение цели:
– какое явление будет исследоваться;
– какое знание необходимо дать аудитории;
– какие могут возникнуть у зрителей возражения, как их учесть в ходе комментирования;
– какие чувства необходимо пробудить у аудитории.
Выбор приемов комментирования:
– разработка связей между исходными и комментирующими фактами;
– детализация комментируемых событий, восстановление подробностей, которые важны для постановки проблем;
– сравнение фактов, разработка аналогий, проведение параллелей для обнаружения связей внутри комментируемого события;
– противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых событий;
– интерпретация фактов.
Перечисленные приемы используются по отдельности или комбинированно в зависимости от конкретной комментаторской задачи, но комментарий всегда имеет типичную структуру, предполагающую наличие обязательных составных элементов:
– сообщение о комментируемом событии и постановка задачи комментария;
– формулирование вопросов, возникших в связи с событием;
– изложение комментирующих мыслей, фактов, деталей;
– отражение отношения комментатора к событию (либо в начале изложения, либо вслед за постановкой вопросов).
Структурные элементы обусловливают друг друга, поэтому все они должны присутствовать в комментарии, иначе он может оказаться неудачным.
Ошибки в комментировании возникают, когда:
– отсутствует в тексте исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка проблем провисает в воздухе;
– за основу взят факт, не подлежащий комментарию;
– нечетко проявлена обсуждаемая проблема;
– актуальность, проблемность, точность поставленных вопросов вызывает сомнение;
– нет ясных и убедительных выводов [49, с. 214].
Методические рекомендации по созданию комментария
Текст комментария определяется его внутренней логикой, логикой заключенного в его основе доказательного рассуждения. Это предъявляет высокие требования к логике мышления и логике действий комментатора, поскольку именно в ходе рассуждения устанавливается достоверность авторских выводов.
Доказательное рассуждение включает в себя тезис (формулировка авторской позиции), аргументы (доказательства, подтверждающие тезис), вывод.
Требования к тезису:
– должен быть суждением четким и точно определенным по своему содержанию;
– оставаться неизменным на протяжении всего доказательства;
– вытекать из аргументов, подтверждаться ими.
Требования к аргументам:
– должны быть истинными, не подлежащими сомнению;
– являться достаточным основанием для тезиса;
– быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса (иначе получается «круг в обосновании»);
– не должны противоречить друг другу.
Логически правильное доказательное рассуждение комментатора гарантирует в сознании аудитории достоверность его утверждений. Чтобы добиться этого, комментатору необходимо:
– глубоко и всесторонне изучить суть комментируемого предмета (события, процесса или ситуации);
– знать точное содержание понятий;
– уметь правильно сформулировать проблему, оценить проблемную ситуацию, выявить причины ее появления;
– отделить от проблемы «проблемки» и «проблемоиды»;
– прогнозировать развитие проблемной ситуации и представлять возможные пути решения проблемы;
– предлагать программу выхода из проблемной ситуации.
«Предпосылками профессионального комментария являются независимость мышления, автора, компетентность в данном вопросе и опыт в освещении общественных проблем. Комментатору необходимо учитывать степень подготовленности зрителей в том или ином вопросе. Ему следует убеждать аудиторию логикой мотивировок, темпераментом речи и заметной дистанцией по отношению к материалу» [12, с. 365].
Все темы данного раздела:
Тележурналистика как творчество
Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх
Слагаемые профессиональной культуры
Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р
Методологическая культура
Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепередаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо
Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимодействии научных, эмпирических и художественных способов освоения мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател
Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
Не все творческие задачи решаются с помощью логического анализа. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп
Методика создания телевизионной образности
В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналистики, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум
Методы эфирной презентации телевизионных программ
Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:
– вездесущность (
Журналист - автор сценария
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц
Состав съемочной группы
Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит
Этапы создания телепередачи
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх
Особенности коллективного творческого труда
Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо
Профессиональная ответственность
В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен
Определение жанра. Жанроформирующие элементы
Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн
Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
Непременное условие профессиональной квалификации журналиста — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует.
По определению профессора Б. Я. Мисонжн
Репортажность - природное свойство телевидения
Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид
Телевизионная программа как единица телевещания
Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн
Выступление в кадре
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче
На телеэкране - эссе
Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени
Телевизионное интервью
Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,
Ток-шоу - новый телевизионный жанр
Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.
Беседа на телеэкране
Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.
Жанроформирующие элементы:
Дискуссия
Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины.
Жа
Теледебаты
Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контактные передачи.
Жанроформирующие элементы:
Предмет отображения — дискуссионная встреча дв
Пресс-конференция
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Жанроформиру
Видеосюжет как основа новостной программы
Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанр
Телевизионный репортаж
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет
Телевизионный отчет
Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно значимого события.
Жанроформирующие элементы:
Предмет — событие официальное, значительного социального, н
Телевизионное обозрение
Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов
Журналистское расследование
Журналистское расследование — жанр проблемной телепублицистики, основным и конкретным назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно вз
Телевизионный очерк
Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии
Сатира и юмор на экране
Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:
– способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор
Фельетон
Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности.
Жанроформирующие элементы:
Памфлет
Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оператив
Суть телевизионного редактирования
Телевизионная практика выработала общую методику редактирования — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност
Редактирование информационных программ
Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
– распределяет задания по сбору оперативного материала;
– отбирает готовые
Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государственного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания
Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания телерадиокомпании «Южный Урал».
Региональная информационно-аналитическая программа — это специфический инф
Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног
Телерепортаж в упражнениях и тренингах
Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты должны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново
Новости и инфо для студентов