рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дискуссия

Дискуссия - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Дискуссия — Это Коллективное Исследование Проблемы, В Которой...

 

Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины.

Жанроформирующие элементы:

Предмет дискуссии — актуальная, социально значимая проблема.

Авторская задача — в ходе обсуждения выслушать различные точки зрения и «установить истину», определить пути решения про­блемы.

Методы — полемика, процесс рождения, развития и движения живой мысли, происходящий на глазах у зрителей, съемка-наблюдение, съемка врасплох.

В процессе общения люди не просто обмениваются мнениями, но и убеждают друг друга в правоте своих взглядов, пытаются опроверг­нуть мнения, которые представляются им неправильными. Если в бе­седе обсуждаются актуальные проблемы, требующие решения, то такая беседа может носить дискуссионный характер.

Смысл дискуссии как жанра в том, что предмет спора высвечивает­ся неожиданной стороной, более четко улавливается перспектива раз­работки проблем, уточняется круг понятий, требующих осмысления с разных позиций.

Жанровая специфика:

– достаточная дискуссионность темы;

– наличие нескольких вариантов возможного решения обсуждае­мой проблемы;

– предмет дискуссии общеинтересный, социально значимый;

– журналист, ведущий дискуссию, выполняет обязанности моде­ратора;

– суть спора понятна телезрителям настолько, что они могут чув­ствовать себя арбитрами.

Ведение дискуссии в телевизионном эфире невозможно без учета принципов, связанных с этикой спора. К ним относятся:

– принцип равной безопасности, означающий непричинение ущерба никому из участников;

– принцип децентрической направленности, требующий соотно­шения конструктивных и деструктивных компонентов;

– принцип адекватности, направленный на то, чтобы восприня­тое равнялось тому, что сказанo;

– принцип взаимною уважения.

К сожалению, порой журналисты этими принципами пренебрега­ют. Причины этого, как правило, связаны с низким уровнем культуры спорящих. Дискуссия не должна переходить в конфликт, модератор ни в коем случае не должен подзадоривать собеседников, а, наоборот, должен стремиться к сотрудничеству. В дискуссии неуместна агрессив­ность, грубость высказываний, демонстрация неприязни в любой фор­ме. Даже в самой горячей дискуссии при полярных взглядах не принято употреблять бранные слова, эпитеты, оскорбляющие противника, на­смешки и другие «стилистические средства» с отрицательным зарядом. Сарказм, ирония — «сильные» средства, и пользоваться ими нужно с большой осторожностью, а вот хорошая шутка часто помогает раз­рядить обстановку. Важно спорить по существу. Конечно, дискуссия вряд ли может обойтись без экспрессивных приемов. Они есть и будут, но требуют определенной подготовки.

Ведущий дискуссии, осуществляя роль модератора:

– выбирает интересную злободневную тему;

выясняет уровень компетентности участников передачи, сте­пень их информированности;

– намечает главные моменты дискуссии, выстраивает варианты предлагаемых вопросов;

предусматривает элементы экспромта, создающего атмосферу непосредственности, доверительности общения, значительно повышающего его эмоциональность;

создает атмосферу общения, в которой возможны рождение мысли, развитие идеи, столкновение мнений;

задает тон разговора, следит за развитием основной темы, не дает собеседникам увести разговор в сторону, утонуть в мелочах, затянуть обсуждение;

оказывает поддержку развитию обмена мнениями, даже когда те или иные из них, по мнению журналиста, неприемлемы;

не берет на себя роль арбитра, вступает в дискуссию самосто­ятельно или иным образом занимает время, принадлежащее участникам.

Виды дискуссий:

– массовая (все участники, за исключением модератора, нахо­дятся в равном положении, специальный вопрос обсуждается в определенном порядке; обычно это митинги или собрания);

– групповая (обсуждение дискутируемого вопроса ведет группа людей в присутствии аудитории; это диспут);

– симпозиум (ряд выступлений на одну и ту же тему с изложением различных точек зрения в присутствии аудитории) [43, с. 336-339].

Особенностью группового обмена мнениями является сочетание элементов интервью (общение на уровне интервьюер—собеседник) с элементами группового полилога (общение на уровне собеседник-собеседник). И ход дискуссии во многом зависит от характера уста­новившегося взаимодействия собеседников, высказывания которых служат эффективными стимулами для всех участников. Ценность ис­пользования таких связей связана с очень важными факторами.

«Во-первых, высказывания респондентов могут служить эффективными стимулами для других. Эти стимулы часто бывают неожиданными для ис­следователя, поэтому их невозможно составить заранее и включить в план индивидуальных интервью. Во-вторых, групповая дискуссия способствует активизации ассоциативных связей в сознании ее участников. В-третьих, в групповых дискуссиях часто удается добиться высокой степени раскрепо­щения и спонтанности ответов (однако возможна и прямо противополож­ная ситуация, поэтому названный эффект не является гарантированным). В-четвертых, высокий темп обсуждения создает, конечно, трудности вер­бализации мыслей у респондентов, вызывая потери значимой информа­ции, но в то же время он способствует мобилизации их языковых средств, делая итоговый материал более концентрированным. В-пятых, групповая дискуссия часто создает предпосылки для повышения рефлексии респон­дентов» [27, с. 179].

 

Методические рекомендации по проведению дискуссии

На телевидении за дискуссией обычно следит аудитория, а значит, очень важно выработать правильные принципы убеждения как оппонентов, так и аудитории. В качестве рекомендаций по этому поводу стоит назвать следующие:

– речь, как и мысль, должны быть ясными;

– надежная защита своей позиции должна выстраиваться в виде тези­сов, аргументов и контраргументов;

– журналист при подготовке к эфирной дискуссии обязательно дол­жен учитывать степень подготовки аудитории к восприятию предме­та спора;

– ни в коем случае не допускать перехода спора в перебранку;

– постоянно следить за своим тоном и иметь мужество признаться в своей ошибке;

– нельзя считать, что истина принадлежит только тебе;

– не стоит злоупотреблять отрицанием.

Основные принципы построения дискуссии, способы убеждения и аргу­ментации, психология и этика спора, разработанные еще в незапамятные времена, остаются теми же и в наше время. Следовательно, обязательны для ведения эфирного диалога сейчас. Ведь дискуссия — это движение к истине, а ее можно добиться лишь в случае владения культурой спора.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дискуссия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги