рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия

Работа сделанна в 2002 году

Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия - Курсовая Работа, раздел История, - 2002 год - Министерство Общего И Высшего Образования Рф Удмуртский Государственный Униве...

Министерство общего и высшего образования РФ Удмуртский государственный университет Исторический факультет Кафедра истории древнего мира и средних веков Курсовая работа Тема Пьер Абеляр представитель средневекового свободомыслия Выполнила студентка гр.122 Калько МарияПроверил к.и.н. доцент Шишкина Н.Г Ижевск 2002 Оглавление Оглавление 2 Вступление 3 Социально-экономическая и общественно- политическая жизнь франции в конце XI- первой половине XII вв. 5 Жизненный путь Пьера Абеляра 9 Автобиография Пьера Абеляра - История моих бедствий 16 Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра 21 Заключение 25 Литература 26 Вступление Господство религиозных представлений над умами всех слоев феодального общества в течение тысячелетнего периода, отделяющего эпоху Возрождения от классической древности, очень затрудняло развитие атеистической мысли.

Как справедливо заметил Анатоль Франс, в этот период счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение немедленно сжигать всякого инакомыслящего.

Но и это не могло полностью задушить мысль, пытавшуюся разбить цепи, в которые ее заковало мракобесие. Целью этого и, возможно, последующих исследований является построение схемы развития свободомыслия и выявление основных черт генезиса этого явления. Крупнейшим представителем средневекового свободомыслия был французский философ Пьер Абеляр 1079-1142. В своем трактате Введение в теологию он не побоялся заявить, что либо все религиозные догматы - либо звук пустой, либо они имеют определенный смысл, доступный пониманию разума человеческого. А раз так, истины религии подлежат контролю разума.

Опрометчиво верит тот, кто, не разобравшись, беззаботно удовлетворяется тем, что ему говорят, не взвесив это, не зная, насколько основательны доказательства в пользу сообщаемого. Провозглашая высший авторитет разума, призывая ничего не принимать на веру, Абеляр не остановился перед тем, чтобы заявить Не потому веришь, что так сказал бог, а потому, что ты убежден, что так оно и есть. Единственный разумный путь к достижению истины, утверждал Абеляр сомнение, которое должно быть исходным пунктом при решении любого вопроса.

Сомневаясь писал он мы начинаем исследование, а благодаря исследованию мы приходим к истине. Такая высокая оценка сомнения имела огромное значение для подрыва религиозного мировоззрения.

В сочинении Да и нет Абеляр, подчеркивающий, что из двух противоположных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, собрал множество цитат из священных текстов, исполненных противоречий. Эти цитаты свидетельствуют, что на вопросы о первородном грехе, о свободе воли, о сотворении мира или его вечности, о вечности творца и на другие коренные вопросы религии святые отцы церкви и даже само святое писание дают диаметрально противоположные ответы.

Так была показана явная ложность многого сообщаемого в текстах, которые религиозное мировоззрение провозглашало непререкаемой истиной. Несмотря на свой рационализм и борьбу свою против догматизма средневекового сознания, Абеляр оставался в плену религиозных представлений. Тем не менее его взгляды, объективно подрывавшие основы религии, вызвали в среде духовенства бурю негодования. В 1121 г. собор в Суассоне объявил эти взгляды еретическими, заставил Абеляра публично сжечь свой трактат и заключил его в монастырь. Свободомыслие пробивало себе путь и в Италии.

В XII в. во Флоренции выступил ряд ученых, выдвигавших эпикурейские, материалистические и антирелигиозные идеи. Но именно Абеляр являлся буревестником свободомыслия, и поэтому мы должны остановиться на его личности и трудах поподробней.

Социально-экономическая и общественно- политическая жизнь франции в конце XI- первой половине XII вв

Прежде чем перейти к непосредственному анализу жизненного пути, мирово... Развитие городов достигло в XII в. немалых успехов и в Северной Франции. Такие города как Руан, Бовэ, Бур... Особенное значение с начала XII в. Церковь господствовала в области образования.

Жизненный путь Пьера Абеляра

Абеляр начал открыто и смело выступать против концепции своего учителя... Увидев это, Абеляр решил перебраться к Парижу еще ближе и перевел свою... Попытка известного в начале XII в. В занятиях и трудах прошли два мирных года 1122- 1123гг Но это спокойс... Но самому Абеляру его переезд в Бретань не принес спокойствия. Соверше...

Автобиография Пьера Абеляра - История моих бедствий

Автобиография Пьера Абеляра - История моих бедствий. Несомненно, что автобиография напомнила лицам, заинтересованным в слуш... Написанная им уже после того, как он пробыл в монашестве более десяти ... Наиболее характерной чертой Абеляра, предстающего перед нами в Истории... Ответ Абеляра на это письмо был очень теплым. Он выражал благодарность...

Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра

Женевьевы, где когда- то, еще в период борьбы с Гильомом из Шампо, име... Еще большее беспокойство с ее стороны вызывало то, что ученики Абеляра... Эти книги читались и переписывались, и таким путем взгляды Абеляра при... В эпоху, когда философия, согласно церковным воззрениям, считалась лиш... Абеляр высказал по этому поводу несколько любопытных мыслей.

литература и книги язычников, т.е. античных философов и писателей не только приводят к лучшему пониманию священного писания, но и помогают утвердить его истину.

Продолжая далее рассмотрение этой проблемы в самом Введении , Абеляр выдвигал следующие положения христианское вероучение должно быть понятным нельзя принимать на веру ни одного положения, не проверив его предварительно с помощью разума невеждами являются все те, которые восхваляют пыл веры, принимающей то, что не доказано прежде разумом. Таким образом, Абеляр выражал здесь точку зрения, прямо противоположную церковной, ибо официальная формула церкви гласила верую, чтобы понимать, а не понимаю, чтобы верить. Положения, высказанные Абеляром о разуме и вере, вызвали бурю негодования у представителей теократической партии. Столь же неверно с точки зрения церкви решал Абеляр вопрос о разуме и церковных авторитетах. Отношения Абеляра к этой проблеме вскрывается лучше всего при ознакомлении с Прологом к его известному труду Да и Нет. Да и Нет состоит из огромного количества цитат, которые Абеляр выбрал из произведений различных церковных авторов, дававших на одни и те же вопросы прямо противоположные ответы.

По-видимому, занявшись изучением богословских вопросов и обнаружив непримиримые и вопиющие противоречия в трудах многочисленных церковных писателей, Абеляр обратил на это свое внимание и решил собрать воедино все противоречивые высказывания.

Сам он не сделал попыток как-либо разрешить обнаруженные им противоречия и передал этот труд непосредственно своим ученикам, указывая, что путем к отысканию истины является сомнение. Нетрудно представить себе, каков был результат подобного выступления Абеляра.

Свой колоссальный труд Абеляр снабдил небольшим Прологом, в котором высказал свое весьма далекое отношение к церковным авторитетам. Хотя Пролог и начинается предостережением, обращенным к читателю- не судить о сочинениях церковных авторов по их первому впечатлению- однако Абеляр тут же отмечает, что в сочинениях этих авторов кое-что кажется явно противоречивым. Абеляр призывает читателей не доверяться слепо тому, что они читают и не соглашаться с суждениями, явно противоречащими друг другу, но, напротив, стараться объяснить попадающиеся в тексте несообразности.

Указывая далее на ряд способов, при помощи которых читатель может попытаться достигнуть этого, Абеляр вместе с тем подчеркивает, что в случаях, когда противоречие остается неразрешимым, всякий имеет право, следуя своему разуму избрать тот авторитет, утверждения которого представляются ему наиболее убедительными.

Абеляр рассматривал труды различных церковных писателей не как выражение абсолютной и незыблемой истины, а как сочинения, в которых встречаются и неточности, и ошибки, и прямые противоречия. Сколь велик ни был авторитет того или иного автора, утверждал Абеляр, разум имеет право отклонять все ошибочное, не подвергаясь за это упрекам. Положения, развитые Абеляром в его Введении в теологию и в Прологе к Да или Нет, были глубоко продуманными, о чем свидетельствует одно из интереснейших ранних произведения Абеляра, написанное также до Суассонского собора - Диалог между философом, иудеем и христианином. Начинается этот Диалог с рассказа Абеляра о том, что ему приснился сон, будто бы к нему обратились три мужа- философ, иудей и христианин- с просьбою разрешить их спор какая из исповедуемых ими религий является наилучшей Абеляр охотно согласился выслушать соображения каждого, заявив, что ни одно учение не является до такой степени ложным, чтобы не заключать в себе какой-нибудь истины. В соответствии с этим положением, как бы определяющим направление всего трактата, Абеляр и излагает далее свое понимание иудейской и христианской религий, а также естественного закона т.е. предписаний разума -у философа.

В Диалоге Абеляр высказывает те же самые мысли по поводу разума и церковных авторитетов, которые были им развиты в Прологе к Да или Нет. Более того, Абеляр заставляет в Диалоге соглашаться с этими мыслями и христианина, который, казалось, был бы обязан самым решительным образом выступить против подобных антицерковных утверждений.

Неудивительно, что положения, высказанные Абеляром по поводу разума и церковных авторитетов, вызвали не меньшую злобу со стороны церкви, чем его заявления относительно веры и разума.

Заключение Несмотря на то, что сам Абеляр был сыном своего времени и не мог полностью отказаться от догматов католической веры, тем не менее, его труды, в которых он выступал за примат разума перед верой за возрождение светского образования и античного наследия его плодотворная педагогическая деятельность и активная борьба против католической церкви и ее служителей- все это позволило Абеляру выдвинуться как одной из самых ярких фигур европейского средневековья.

В.Г. Белинский в своей работе Общее значение слова литература охарактеризовал Пьера Абеляра следующим образом еще в средние века являлись великие люди, сильные мыслию и упреждавшие свое время так, Франция еще в XII веке имела Абеляра но люди, подобные ему, бесплодно бросали во мрак своего времени яркие молнии могучей мысли они были поняты и оценены через несколько веков после их смерти. Литература 1. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М 53. 2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М 71. 3. Петр Абеляр История моих бедствий.

М 59. 4. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков.

– Конец работы –

Используемые теги: Пьер, Абеляр, представитель, средневекового, свободомыслия0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Пьер Бейль - представитель французского просвещения
После нескольких лет кочевой жизни он обосновался в Роттердаме и посвятил себя разоблачению фанатизма и обскурантизма любой ориентации со страстью,… Его "Словарь" по-прежнему "остается самым тяжелым обвинением, которое… Если он нападал на "предрассудки этого несчастного народа", то с гораздо большей силой он обрушивался на прошлые и…

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень средневековья"
Термин «средневековье» условен.Итальянские гумани¬сты противопоставляли «темным» средним векам золотой век античности (культурный канон) и… Но «Рим, замкнутый сте¬ной, восторжествовал над Римом без границ и без стен, о… Этому мешает и от¬крытость христианского вероучения. «Религия вселенского призвания, христианство не рисковало…

Формирование средневековой культуры. Поиск нового содержания, форм культуры
В Западной Европе господствовали сотни феодалов и королей. Замки доминировали над пейзажем, и все города были окружены крепостными… Большая часть искусства и архитектуры имела прямую связь с христианской церковью.Цель контрольной работы состоит в…

Пьер Огюстен Бомарше
Младенцу дали при крещении имя Пьер Огюстен. Отец будущего драматурга увлекался механикой и любил изобретать разного рода приспособления для речных… Несколько лет будущий наследник работал в мастерской, ведя достаточно… Благодаря скандалу он был замечен при дворе, и его назначают королевским часовщиком. Однако юноше пришлось потратить…

Обязательственное право средневекового Китая
Обязательства – отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только… Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного… Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного…

Система жанров средневекового фольклора
В то время как в старших классах изучаются поэтические миры целых культурных эпох (например, Серебряный век), обсуждаются сложнейшие вопросы… Данная статья является попыткой целостного взгляда, своего рода схемой и… Начиная разговор о фольклоре как составной части средневековой культуры, следует подчеркнуть, что фольклорная традиция…

Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики
Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1)… Это происходит благодаря арабскому нашествию. Через покоренную… К ХШ веку в Европе уже появилось несколько университетских центров. Университеты были в Болонье, Падуе, Тулузе, а…

Повседневная жизнь средневековой Руси (на основе нравоучительной литературы)
Рассмотрим степень изученности проблемы повседневного быта и нравов средневековой Руси в науке. Всю литературу, посвящённую повседневности можно… Однако эти почтенные историки, преимущественно, показывали исторический… В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко…

Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии
Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы. Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский (1033-1109). «Если есть… Отсюда «номинализм». Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его… Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. Общее реально существует…

Теоцентризм средневековой философии
Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог… В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Конецепция иерархии смыслов в средневековой эстетике текста. Порою такое чувство может представляться гнетуще болезненным, так что все вещи кажутся либо преисполненными каких-то угрожающих, направленных… Это знание, однако, способно — и чаще всего так оно и бывает – наполнять нас… Находившийся вокруг мир постоянно разговаривал с ним на языке геральдическом, в котором лев был не просто львом, орех…
  • Судебно-правовая сиситема средневековой Японии Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные… В первом своде законов нет деления права на частное и публичное. Имущественные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем публично-правовой характер, регулируются…
  • Образование в средневековой Германии Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа внутренняя школа и обучали… По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор,… Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским 480 533 в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав…
  • Обязательственное право средневекового Китая Обязательства отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна… Однако, если нарушен закон, взимается процент рост свыше установленного… Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключнной посредством устного…
  • Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени Героев сближает общность взглядов, поиск смысла жизни и душевныепереживания. Всем этим они отличаются от окружающих их людей, всегопетербургского… Пьеру он объясняет свое решениежеланием вырваться из сферы надоевшей ему… Следует сказать, однако, что князь Андрей не способен к сделкам ссовестью.Он честен, и стремление к славе у него…