Реферат Курсовая Конспект
"Золотой век" в России - раздел История, План 1. Архитектура И Скульптура. 2. Русская Живопись. 3. Театр И Музыка. 4....
|
План 1. Архитектура и скульптура. 2. Русская живопись. 3. Театр и музыка. 4. Балет. 5. Литература. Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени.
Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры.
Правительство активно боялось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного куб... В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров. В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественн... Наступил период эклектики (смешение стилей). Вблизи на курьих ножках хаты И с огурцами огород».
Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание... Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении ... С автопортрета, написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый челове... Комедийно- сатирический характер носят и другие картины Федотова («Зав... Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 ...
Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещали... По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавш... Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что ... Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в П... Существовали различные виды театров.
литература.
В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 – 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных.
Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800-1848) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробно описано исполнение Мочаловым роли Гамлета. По словам Белинского, Мочалов «придал Гамлету гораздо более силы и энергии… и дал ему грусти и меланхолии менее, нежели… должен иметь шекспировский Гамлет…». Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был В.А.Каратыгин.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: «Всем досталось, а мне более всех!» В Александринском театре реалистические образы Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А.А.Мартынов.
В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). В творчестве Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) русское Музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения (общие нормы гармонии, богатый и яркий западный оркестр), поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Некоторые места в опере «Жизнь за царя» (например, знаменитый хор «Славься») поражают своим прозрением в самую глубину народного творчества.
Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки.
Но зарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз и Ф.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки. Его перу принадлежит и ряд замечательных романсов (пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи А.С.Пушкина – « Я помню чудное мгновенье»), этюды, хоры и струнные квартеты. Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики. «Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне вдохновения писал огорченный композитор. – Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь.
Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали слово. Хочу правды». Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.
Реалист и новатор, он вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии – «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н.Верстовский (опера «Аскольдова могила»). Впервой половине 19 в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы.
Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра – русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднядась на невиданную еще высоту. Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан иЛюдмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказкий пленник» А.С.Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.
Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш.Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав классические мотивы и традиции европейского искусства.
Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С.Новицкая, А.А.Лихутина и др. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений.
В литературе первой половины 19 века закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания. На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин.
Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А.Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности.
Другое течение в романтизму представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин.
После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа. Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях.
Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И.Герцена это или мартиролог, или реестр каторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты.
А.И.Герцен и Н.П.Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А.Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны. Вывод: в целом в первой половине 19 в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры.
Традиции, заложенные в первой половине 19 в развивались и преумножались в последующее время. Литература: История России Орлов А.С Сивохина Т.А. – М 1999.; История России конец 17 – начало 19 века Под редакцией Сахарова А.Н. – М 1995.
– Конец работы –
Используемые теги: золотой, век, России0.062
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Золотой век" в России
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов