рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Санга-тьяга – оставить общество непреданных

Санга-тьяга – оставить общество непреданных - раздел История, План Заочного курса по Бхакта-програм Существуют Два Вида Санги – Общение И Привязанность. Общение Бывает Дв...

Существуют два вида санги – общение и привязанность. Общение бывает двух видов – с непреданными и с женщинами. Подобным образом, привязанность бывает также двух видов – привязанность к предрассудкам и привязанность к материальным ценностям. Те махатмы, которые желают достичь совершенства в преданном служении, должны тщательно оставить сангу в форме общения и привязанности. Иначе эта санга меддленно и верно все разрушит. Как утверждается в Бхагавад-гите (2.62-63):

«Из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян, человек вновь падает в колодец материального существования».

Практикующий должен всегда помнить это наставление Господа. Если практикующий занимается запрещенным общением, то постепенно его привязанность увеличивается. Чем больше увеличивается эта привязанность, тем более уменьшается его твердая вера в высшую цель. Смысл таков, что живое существо духовно, но обусловленное майей и охваченное ложной гордостью вследствие невежества, оно забыло свое неизменное положение. В чистом состоянии живое существо не общается с майей – оно остается полностью духовным. В духовном мире все общение живого существа духовно, поэтому вечная санга живых существ в этом состоянии является желательной. Санга в обусловленном состоянии живого существа осквернена. Эта санга, оскверненная невежеством в форме общения с непреданными и женщинами, и привязанностью к семье и ценностям, неблагоприятна для духовного прогресса. Духовная санга живых существ совместима с ним, а мирская санга – несовместима. Когда живое существо освобождается от несовместимой санги – это его освобождеиие. Теперь мы рассмотрим несовместимые виды санги.

Сперва мы рассмотрим общение с непреданными. Кто такой непреданный? Те, кто не подчиняются Господу, называются непреданными. Гьяни, которые никогда не подчиняются Господу, называются непреданными. Они думают, что могут стать одним с Господом силой своего знания. Они думают: «Гьяна – это высочайший объект. Господь не может удержать под своим контролем того, кто достигает гьяны. Господь стал Всевышним силой этой гьяны, и я тоже стану Всевышним». Поэтому все усилия гьянинаправлены на то, чтобы стать независимым от Господа. Могущество Господа не распространяется на того, кто достигает освобождения в форме слияния с Господом, обретаемое путем гьяны. Таковы попытки гьяни! Гьяни и мирские ученые не полагаются на милость Господа. Они стараются достичь всего силой своего знания и рассуждений, их не волнует милость Господа. Поэтому гьяни являются непреданными. Хотя некоторые гьяни принимают преданное служение в качестве метода садханы, во время достижения совершетства они отбрасывают ее. Во всей их деятельности нет никаких признаков настроения вечного служения или подчинения Господу. Таковы признаки гьяни-сампрадайи или философов-эмпириков. Они получают лишь отблеск настоящего знания. Это настоящее знание является лишь другой стороной чистого преданного служения. Только чистые преданные, по милости Господа, могут обрести его. Шри Чайтанья Махапрабху в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.29) дает Шриле Санатне Госвами следующие наставления:

«Сушествует множество философов-эмпириков (гьяни), принадлежащих к школе Майавады, которые считают себя освобожденными и называют себя Нарайаной. Однако их разум не чист, если они не занимаются преданным служением Кришне». Пожтому те, кто привязаны к философским рассуждениям, считаются непреданными. Существует плод, называемый мукти, и он является высшей целью из садханы. В их цели не входит обрести милость Господа через служение Ему.

Люди, верящие в совершение ритуалов для поулчения каких-либо плодов, не являются преданными. Поэтому они также непреданные. Если человек совершает карму для того, чтобы достичь милости Кришны, тогда эта карма называется бхакти. Карма, которая приводит к мирским результатам или мирскому знанию, противостоит Господу. Карми не прибегают к исключительному поиску милости Кришны. Хотя они почитают Кришну, их главная цель – обрести того или иного рода счастье. Карма – это ничто иное, как корыстная деятельность, поэтому карми также называютяс непреданными.

Йоги иногда ищут освобождения, плода гьяны, а иногда они ищут вибхути, или могущества, плода кармы. Поэтому их также называют непреданными Из-за недостатка полного принятия прибежища у Господа, тех, кто поклоняются полубогам, также называют непреданынми. Те, кто привязаны к сухой логике и аргументам, также враждебны Господу. А что уже говорить о тех, кто считают Господа лишь плодом воображения. Те, кто привязаны к чувственным удовольствиям и таким образом не имеют возможности помнить Господа, также причисляются к непреданным .Если человек общается с этими непреданными, то очень скоро его разум оскверняется, и сердце его одолевают наклонности этих людей. Если человек желает обрести чистое преданное служение, то ему следует тщательно оставить общение с непреданными.

Второе – это общение с женщинами. Общение с женщинами пагубно. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадйхья 22.87) Шри Чайтанья дает Шриле Санатане Госвами следующие наставления:

«Вайшнав должен всегда избегать общения с обычными людьми. Обычные люди очень привязанны материально, в особенности к женщинам. Вайшнавам также следует избегать общества тех, кто не являются преданными Господа Кришны».

Есть два вида Вайшнавов – домохозяева и отреченные. Отреченным запрещено говорить с какими то ни было женщинами. Наставление оставить общение с женщинаи запрещает им разговаривать с женщинами. Как говорит Шри Чайтанья Махапрабху в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антйа 2.120):

«Есть много людей, практически не имеющих собствености, которые принимают отреченный уклад жизни, подобно обезьянам. Они ходят повсюду, занимаясь чувственными наслаждениями и вступая во фривольные разговоры с женщинами».

Относительно Вайшнави, Шри Чайтанья-чаритамрита (Антья 12.42) говорит:

«Шри Чайтанья Махапрабху встретил их всех, как и в прошлые годы. Однако, женщины могли увидеть Господа лишь издалека». Вот предписание относительно Вайшоавов-домохозяев. Домохозяева не должны общаться с чужими женами или проститутками. Им не следует предаваться никакому иному общению, крому общению со своими женами в соответствии с религиозными писаниями. Следует оставить вожделение в виде симпатий к чужим женам. Наставления священных писаний в отношении смарт дано в Шри Чайтанья-чаритамрите (Ади 15.27):

«Просто дом – это не дом, ибо лишь жена придает дому его смысл. Если человек живет дома со своей живой, вместе они могут обрести все блага человеческой жизни». Существует четыре блага человеческой жизни, предназначенных для обыкновенных людей – религиозность, экономическое развитие, чувственные наслаждения и освобождения. Предписания шастр относительно варн и ашрамов называются религией. То, что запрещено писаниями, называется безбожием. Домохозяин должен следовать всем этим предписаниям и запретам, помогаемый женой. То, что достигается благодаря религиозным принципам, называется артхой, экономическим развитием. Ценности в форме дома, сыновей, дочерей, коров и домашних животных – все это артха. Для наслаждения этими объектами существует кама. Дхарма, артха и кама – эти три вещи называются триваргой или устремлениями человеческой жизни. Практика этих трех варг – это жизнь обусловленного живого существа, скитающегося в цикле кармической деятельности. Домохозяин-смарта обязан практиковать триваргу вместе со своей женой. Домохозяин должен практиковать триваргу со своей женой день и ночь. Жена может сопровождать человека в паломничестве по святым местам. Если человек не стремится к высшей цели жизни, то что еще остается, кроме следования триварге? Освобождение – это четвертое благо человека. Существуют два вида освобождения – избавление от сильных страданий и обретение духовного счастья. Те, чья релиозная жизнь котроллируется сухим знанием или имперсонализмом, для них главной целью является избавление от сильных страданий. Те, чьи сердца исполнены чистого знания, в конце концов ищут трансцендентного счастья, и не остаются связанными просто обретением избавления от сильных страданий. Вайшнава, будь от домохозяин или отреченный, желает трансцендентного счастья. Вайшнав-домохозяин всегда работает вместе со своей женой с целью достижения трансцендентного счастья. Хотя он занят подобной работой, он не становится чрезмерно привязанным к своей жене. Таким образом он остается свободным от общения с женщинами всю свою жизнь. Он полностью оставляет недозволенные фривольные разговоры с женщинам и мирское настроение чрезменой привязанности дозволенном общении со своей супругой. В Шримад Бхагаватам (1.2.9-10, 13-14) Сута Госвами кратко объяснил правила для Вайшнава-грихастхи:

«Все занятия человека несомненно, предназначены для окночательного освобождения. Они никогда не должны совершаться ради материальной выгоды. Более того, согласно мудрецам, тот, кто следует высшим обязанносям, никогда не должен использовать обретаемые материальные объекты для культивирования чувственного наслаждения».

«Желания жизни никогда не должны быть направлены на чувственные наслаждения. Следует желать лишь здоровой жизни, или само-сохранения, поскольку человек предназначен лдя вопрошания об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его труда».

«О лучши из дважды рожденных, поэтому вывод таков, что высшим совершенством, которого можно достичь, исполняя обязанности, предписанные для делению на касты и уклады жизни, – это удовлетворить Личность Бога».

«Поэтому, с сосредоточенным вниманием, следует постоянно слышать, прославлять, помнить и поклоняться Личности Бога, защитнику преданных». Смысл этого в том, что в двадцати религозных писаниях даются главным образом наставления о триварге. Для блага карми, милосердные мудрецы составили двадцать религиозных писаний, подходящие для карми. В Шримад Бхагаватам (11.20.9) говорится:

«Пока человек не пресытился кармической деятельностью и не пробудил вкус к преданному служениию с помощью шраванам киртанам вишнох, ему необходимо действовать в соответствии с рпгулирующими принципами Ведических наставлений». Для карми, упоминаемых Господом в этом стихе, триварга – это единственные предписанные занятия. Те, кто стали безразличными и достигли гьяны, для них больше нет необходимости в деятельности триварги. Они оставляют эту деятельность и становятся достойными санньясы с сухим знанием. Те, кто имеют веру в слушание повествований о Господе, получив Его милость силой накопленных благочестивых поступков со множества прошлых жизней, больше не привязаны к карме. Их называют Вайшнавами. Среди них те, кто являются грихастхами, наслаждаются той артхой, которую они получают, практикуя дхарму с целью освобождения, а не с целью чувственного наслаждения. Более того, артха помогает им вести чистый образ жизни в желанном культивировании сознания Кришны с целью понимания Абсолютной Истины. В этом можно увидеть различие между кармой и духовной деятельностью. Поэтому, чтобы обрести милость Господа, Вайшнава-грихастха должен принять варнашраму и вместе со своей женой практиковать дхарму, артху, каму и мокшу для того, чтобы поддерживать жизнь. Если его дом становится неблагоприятным для этой цели, он должен с отвращением оставить его. Так должным образом совершая деятельность триварги, Вайшнав-грихаста становится чистым сердцем. С чистым сердцем он должен слушать, прославлять и памятовать имена, формы, качества и игры Господа с полной преданностью. Жена также должна всегда стремиться к духовному совершенству с помощью младших женщин, таких как сестра или дочь. В этом нет ничего незаконного, поэтому это совершено не будет общением с женщинами. Поэтому, домохозяева или отреченные – все практикующие полностью должны оставить общение с женщинами. Преданные должны тщательно оставить вышеупомянутые виды санги в форме общения.

Теперь давайте рассмотрим сангу в форме привязанности. Привязанность бывает двух видов – привязанность к предрассудкам и привязанность к ценностям. Сперва я обсужу привязанность к предрассудкам. Есть два вида предрассудоков – древние и современные. Обусловленное живое существо занимается деятельностью ради плодов и стремится к знанию с незопамятных времен, и предрассудки, развившиеся в результате этого в его тонком теле, называются древними предрассудками. Эти предрассудки называют собственной природой. Как утверждается в Бхагавад-гите (5.14):

«Дух, заключенные в теле, хозяин города-тела, не совершает действий, как и не побуждает людей действовать и не создает плодов действий. Все это выполняется стихиями материальной природы». Шрила Баладева Видьябхушана комментирует: «Изначальное материальное желание, действующее с незапамятных времен, называется собственной природой. Благодаря этому желанию, живому существу даются материальные тела и другие атрибуты. Ложное отождествление себя с телами побуждает действовать, хотя это не является природой или конституцией чистой души».

В другом месте Бхагавад-гиты (18.60):

«Под влиянием иллюзии ты отказываешься сейчас следовать Моим указаниям, но все равно тебе придется действовать, повинуясь собственной природе, о сын Кунти».

Относительно рабства предрассудка знания Бхагавад-гита (14.6) говорит:

«О безгрешный, стихия добродетели, будучи чише остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянем этой стихии обретают счастье и знание». Шрила Баладева Видьябхушана комментирует: « ‘Я мудрый.’, ‘Я счастлив.’ В силу такой гордости, живое существо связывается добродетелью».

Связь людей с кармой и гьяной является результатом привязанности, порожденной из предрассудков своей природы, основанной на прошлой карме и гьяне. В предыдущем стихе показно рабство гьяны Майавади. Относительно карми Бхагавад-гита (3.26) говорит:

«Чтобы не смущать умы невежественных людей, привязанных к плодам своей деятельности, мудрый человек не должен заставлять их прекратить всякую работу, а скорее он должен вовлекать их в разнообразную деятельность, проникнутую духом преданного служения, (для постепенного развития сознания Кришны)».

Из древних предрассудков, человек развивает контакт с кармой и гьяной. Контакт с этими древними предрассудками неизбежен. Эти предрассудки невозможно оставить несмотря на все поптыки, вплоть до самоубийства.

Предрассудки привязанностей к хорошему и дурному, обретенные в этой жизни, называются современными предрассудками. Каждый в этом мире находится под контролем этих двух видов предрассудков. Когда живое существо не связано майей, тогда по своей природе оно является слугой Кришны. Связанное майей, живое существо не сможет оставить древние и современные предрассудки, ибо тогда древние злокозненные предрассудки становятся его второй природой. Только садху-санга может очистить от привязанности к предрассудкам. Садху-санга – это единственное лекарство от этой болезни. Если человек не очистится от этой привязанности к предрассудкам, он никакими средстваии не сможет обрести совершенства в преданном служении. Как утверждается в Шримад Бхагаватам (3.23.25):

«Общение ради чувственного наслаждения, несомненно, является путем рабства. Но подобное же общение, совершаемое со святой лисностью, ведет к пути освобождению, даже если совершается неосознанно».

Благодаря общению с материалистичными людьми, живое существо связывается в цикле рождения и смерти. Даже если человек неосознанно общается с материалистом, результат этого непременно прийдет. А если человек неосознанно общается с настоящим садху, он обретает свободу от материального общения. В другом метсе Шримад Бхагаватам (11.12.1-2) говорится:

«Верховная Личность Бога сказал: Мой дорогой Уддхава, общаясь с Моими чистыми преданными, человек может разрушить свою привязанность ко всем объектам чувственного наслаждения. Такое очищающее общение заставляет Меня слушаться Своего преданного. Человек может совершать аштанга-йогу, заниматься философским анализом элементов материальной природы, практиковать ненасилие и другие обыкновенные принципы благочестия, воспевать Веды, совершать аскезы, находиться в отреченном укладе жизни, совершать жертвоприношения, рыть колодцы, сажать деревья и заниматься другой общественно полезной деятельностью, раздавать милостыню, выполнять строгие обеты, поклоняться полубогам, повторять тайные мантры, посещать святые места, или соблюдать главные и второстепенные правила и предписания – но совершая подобную деятельность Меня невозможно привести по контроль».

Контакт с предрассудками очень опасен. Любовное общение с чистыми преданными Господа, контакт с предрассудками в форме кармы и гьяны разрушается. Благодаря этому контакту с предрассудками, склонность живого существа попадать под влияние страсти и невежества усиливается. Все склонности к добродетели, страсти и невежеству, которые проявляются в том, как человек ест, спит, иной чувственной деятельности, – проистекают благодаря контакту с предрассудками. Карми и гьяни непочтительно относятся к Вайшнавам только благодаря привязанности к предрассудкам. Если привязанность к предрассудкам не разрушить, невозможно избавиться от десяти оскорблений святого имени. Оскорбления стоп садху проистекают вследствие гордости своей кармой и гьяной. Оскорбление святого имени в форме оскорблений преданных входит в сердце непреданного и поселяется там. Мирские привязанности противоречат принятию неоспоримого превосходства Кришны, и поэтому они не позволяют невезучему живому существу полностью вручить себя Господу. Таким образом неповиновение духовному учителю, поношение Ведических произведений, интерпретация святого имени, приравнивание святых имен к благочестивой деятельности, описанной в Ведах, соверешние грехов с притворным воспеванием святых имен, нежелание благодаря концепции «я» и «мое» и продажа святых имен недостоынйм людям – все эти оскорбления святых имен продолжают совершаться. Как можно обрести какое-либо благо в такой ситуации? Поэтому говорится:

«Никогда не следует общаться с материалистичными людьми, ибо делая это, человек теряет все, что у него есть ценного, и падает со своего положения».

Мы видим, что много удачливых душ оставили привязанность к предрассудкам благодаря общению с чистыми Вайшнавами. Из священных писаний хорошо известно, что благодаря общению со Шри Нарадой Муни, охотник (Мригари) и Ратнакара (Валмики) обрели высшее благо. Главное наставление Шри Рамануджачарьи таково: «Если вы не можете очиститься никаким усилиями, то просто садитесь рядом с Вайшнавами, и вы достигнете самого высшего блага».

Наблюдая за читыми качествами преданного, за очень короткое время ум человека меняется, его привязанность к чувственным наслаждениям уменьшается, и в сердце прорастает семя бхакти. Человек даже постепенно развивает вкус к пище и поведению Вайшнавов. Мы видели, как благодаря обещению с Вайшнавами, люди оставили множество анартх – вкус к общению с женщинами, жажду богатства, желание чувственных наслаждений и освобождения, склонность к карме и гьяне, употребление в пищу мяса и рыбы, алкоголь, курение и жевание бетеля. Наблюдение за качествами Вайшнава – это не бесполезная трата времени, многие с легкостью оставили такие анартхи, как лень, пересыпание, бесцельные разговоры, побуждение говорить и т.д. Мы также видели, что благодаря общению с Вайшнавами в течение какого-то времени разрушались склонности людей обманывать и желание славы. Мы видели собственными глазами, что благодаря общению с Вайшнавами с теплыми чувствами, покорялось все остальное общение, включая привязанность к предрассудкам. Люди, привязанные к тому, чтобы сражаться и побеждать, умеющие властовать над другими, стремящиеся накапливать огромное состояние – все подобные люди обретают преданное служение, очистившись в обществе Вайшнавов. Даже сердца тех, кто думают: «Я покорю весь мир своими логическими аргументами, и завоюю верховное положение», – умиротворяются. Без общения с Вайшнавами нет иной альтернативы для того, чтобы избавиться от привязанности к предрассудкам.

Следует тщательно оставить привязанность к материальным ценностям. Обычные люди имеют спонтанную привязанность к дому, домашней утвари, одежде, украшениям, состоянию, здоровью жены и детей, собственному здоровью, пище, деревьсям и животным. Некоторые настолько привязаны к курению, употреблению бетеля, рыбы, мяса и алкоголя, что это создает препятствия в их духовной жизни. Многие не почтиают остатков пищи, предложенной Господу, из-за сильной привязанности к вкушению таких вещей, как рыба. Желание постоянно курить не дает многим изучать священные писания преданных, наслаждаться слушанием и воспеванием, и сколь-нибудь продолжительное время оставаться в храме. Привязанность к этим вещам враждебна постоянной практике преданного служения. Если человек тщательно не оставит этих вещей, он не сможет ощущать счастье от своего преданного служения. Привязанность к этим вещам с легкостью разрушается благодаря общению с предаными. И все равно, следует срараться справиться с этими мелочными привязанностями, полностью погрузившись в преданное служение. Соблюдая обеты, принятые в преданном служении, эти привяазанности уничтожаются.

Должным образом соблюдая хари-васару, Экадаши и дни явления Господа, эти привязанности уничтожаются. Правила подобных обетов предназначены для уменьшения привязанностей. Для практикующих преданное служение существуют предписания, которые нужно соблюдать в эти дни, наряду с полным отказом от чувственных наслаждений. Есть два вида пищи – та, что поддерживает жизнь, и та, что удовлетворяет чувства. Зерно и питье поддерживают жизнь. Рыба, мясо, бетель, одурманивающие веещства – все это предназначено для удовлетворения чувств. Если человек полностью не оставит компоненты, удовлетворяющие чувства в дни обетов, это не обеты. Насколько возможно, следует также отказаться и от компонентов, поддерживающих жизнь. Согласно предписанным потребностям, соответсвующим состоянию тела человека, необходимо насколько это возмножно сократить принятие иищи, поддерживающей жизнь. Не существует никаких предписаний для употребления компонентов для удовлетсорения чувств, единственное предписание – оставить их. Одна из составляющих враты – это уменьшить склонность преданного к наслаждению. Если он думает: «Сегодня я так или иначе продержусь, но уж завтра то наслажусь», – тогда цели обета не будут достигнуты. Причина этого в том, что обеты предписаны для того, чтобы остваить контакт с таким компонентами с помощью постепенной практике. Обеты держатся обычно в течение трех дней. Спрва, практикуя обеты в течение трех дней, затем в течение месяца, затем в течение четыерх месяцев (Чатурмасья) – подобным образом следует полностью искоренить привязанность к компонентам чувственного наслаждения и оставить их навсегда. Те, кто (в связи с соблюдением обетов) не могут запомнить утверждения Бхагавад-гиты: «Он быстро становится праведником», – их отречение временно, подобно омовению слона.

Для тех, кто желают обрести чистое преданное служение, обещние с непреданными и женщинами должно быть оставлено. Им исключительно важно общаться с садху, чтобы оставить привязанности к предрассудкам. Они должны следовать всем Вайшнавским обетам, чтобы оставить привязанность к материальным объектам. Этой практикой не следует пренебрегать. Необходимо следовать этим наставлениям с большим тщанием и почтением. Если преданный не будет тщательно следовать им, то обман в форме лицемерия обесценит все усилия. Для тех, кто не имеют почтения к этим принципам, обретение преданности Шри Хари становится очень редкой вещью, даже если они будут слушать в течение многих рождений.

Что означает обещаться и оставить общение? У многих имеются сомнения по этому поводу. Сомнениея оправданы, поскольку, если просто приближение к материалисту или материальному объекту считается обещнием с ними, то тогда оставить это общение никак невозможно. До тех пор, пока оставется материальное тело, как можно оставить нахождение рядом с этими вещами? Как Вайшнав-грихастха может оставить членов своей семьи? Общение с обманщиками невозможно оставить даже для отреченных. Человеку придется сталкиваться в жизни с материалистами, будь он грихастха или отреченный. Поэтому границы общения с материалистами предписаны в Нектаре Наставлений следующим образом:

«Делать подарки, принимать подарки, делиться сокровенными мыслями, спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви между преданными».

О садхаки! По жизни придется находиться рядом и с хорошими и дурными вещами. Это одинаково относится и к домохозяевам и к отреченным. Находиться рядом прийдется, тем не менее не следует заниматься дурным общением. Делать подарки, принимать подарки, раскрывать свой ум, выслушивать, что на уме у другого, принимать пищу и давать пищу – если это делается с любовью, это нахывается сангой или общением. Давать пищу голодному и принимать пожертвоваине от благочестивого человека – это делается из чувства долга, а не из любви. Даже если они материалисты, такого рода занятия не считаются общением. Но если они чистые преданные, то такая деятельность совершается из чувства любви. Когда поступки совершаются из чувства любви, тогда это общение. Поэтому жертвовать чистым Вайшнавам и принимать от них дары – становится сат-сангой. Жертвовать материалисту или принимать от него пожертвование, если это делается из любви, это становится асат-сангой. Когда к вам приближается материалист, то, что от вас требуется, должно делаться только из чувства долга. Не следует говорить с материалистом на сокровенные темы. Обычно беседы на сокровенные темы включают в себя элемент любви, поэтому это является общением. Встречаясь с другом-материалистом, следует говорить с ним лишь о том, что является крайней необходимостью. В такой ситуации лучше не проявлять сердечной любви. Но если друг является действительным Вайшнавом, то следует принять общение с ним, беседуя с любовью. Подобное поведение с родственниками и друзьями не создает вражды. Если человек обязан кормить голодных, нуждающихся и учителей, он должен делать это, как прилежный хозяин заботится о своем госте, проявлять любовь нет нужды. Заботьетсь о них, но не из любви. Следует кормить чистых Вайшоавов с любовью, и когда требуется, принимать прасад, которым они с любовью угощают. Если преданный может вести себя таким образом, делая дары и принимая дары, раскрывая сокровенные мысли и слушая о сокровенном, кормя и принимая пищу вместе со своей женой, детьми, слугами, служанками, незнакомцами и любым, с кем прийдется встреиться, – тогда не будет дурного общения, будет лишь хорошее общение. Пока подобным образом не оставить дурное общение, то нет надежды обрести преданность Кришне. Отреченному Вайшнаву следует принимать пожертвования, которые он получает посредством мадхукари или милостыни в доме честного домохозяина, учитывая упомянутые выше соображения. Он должен всегда помнить разницу между просто милостыней и мадхукари. Вайшнаву-грихастхе следует принимать прасад – зерно и питье – в доме другого грихастхи, чистого характером. Следет всегда быть осторожным относительно принятия прасада в доме непреданного, или человека дурного поведения. Нет нужды говорить об этом еще что-либо. Благодаря своей благочестивой деятельности, те, кто развили веру в преданное служение, по милости Кришны, имеют немного разума. С помощью этого разума они смогут с легкостью понять суть наставлений ачарьев. Поэтому, наставляя их, достаточно сказать лишь несколько слов. Те, у кого нет благочестивых заслуг, не имеют веры. Даже если им дать горы наставлений, они ничего не поймут. Поэтому Шрила Рупа Госвами дал лишь несколько слов наставлений в Шри Упадешамрите.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

План Заочного курса по Бхакта-програм

На сайте allrefs.net читайте: "План Заочного курса по Бхакта-програм"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Санга-тьяга – оставить общество непреданных

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Заочный Курс Вайшнавского Образования
  (Учебное пособие)     Часть I. Вайшнавская Философия     Яшомати-нандана дас  

Исходные предпосылки для успешного освоения курса
Предполагается, что: 1. Вы прошли курс начального образования в сознании Кришны[3] и имеете базовые понятия о философии, практики и системе ценностей сознания Кришны: 1.1. Философ

K Зачем все это нужно?
Возможно, Вас обескуражили какие-то из перечисленных выше требований. Неужели это обязательно? Что без всего этого как-нибудь нельзя? Попробуем описать наши соображения, а Вы уже сами сможете для с

Цели Курса Ваишнавского Среднего образования
1. Помочь преданному сформировать систему ценностей, основанную на принципах чистого преданного служения. 2. Дать преданному знание и понимание основ философии сознания Кришны 3.

Целей ИСККОН
Регистрируя в 1965 г. в Америке Международное Общество Сознание Кришны, Шрила Прабхупада так определил его цели и задачи: 1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучат

Духовное руководство в ИСККОН
Обыкновенная организация манипулирует материальными ресурсами: деньгами, материалами, людьми (а точнее их материальными способностями), информацией, взаимоотношениями и т.д. – для достижения матери

Размышления о принятии авторитетов.
Принятие чьего-то авторитета – это вещь очень естественная для всех нас. С детства мы впитывали основы системы ценностей, знаний и навыков жизни в этом мире от своих родителей, затем от учителей в

Система духовной иерархии в ИСККОН
Шрила Прабхупада вечно живет в своих книгах, но теперь, когда его физически нет рядом с нами, его представляет совет его старших последователей – Международный Управляющий Совет ИСККОН или «ДжиБиСи

Принципы руководства в ИСККОН
Подобно тому, как Кришна проявляет свою вечную обитель Вриндаван-дхаму в этом мире, ИСККОН также является представительством духовного мира здесь на Земле. Представляя изначальное движение Санкирта

Международный Совет ДжиБиСи
В решении практических вопросов организации деятельности Общества высшим административным авторитетом также является Международный Совет ДжиБиСи. Он олицетворяет в себе высшую законод

Российский Национальный Совет
Поскольку в разных частях света ситуация очень сильно различается, Совет ДжиБиСи принимает лишь наиболее общие директивы, делегируя часть своих функций коллегиальным органам управления следующего у

Местные структуры управления
В рамках каждого Региона существует множество местных организаций ИСККОН. Это Храмы, проповеднические центры, центры Нама Хатта, школы-гурукулы, кафе и другие объединения преданных, которые различа

Финансирование проектов ИСККОН
Очень часто людей интересует вопрос, каким образом финансируются разнообразные программы и проекты ИСККОН. В соответствии с принципами, заложенными Шрилой Прабхупадой, каждый храм или центр поддерж

Разница между духовным и организационным руководством в ИСККОН
Таким образом мы описали две линии руководства в ИСККОН. Одна – это духовная иерархия, цель которой помочь каждому преданному продвигаться в индивидуальной духовной практике и вернуться назад домой

Что такое Веды?
Поскольку цель данного учебника – собрать в одном месте материалы, необходимые для освоения курса, мы часто будем приводить отрывки из книг Шрилы Прабхупады, предшествующих ачарьев и учеников Шрилы

Цель ведической литературы
Основное назначение ведической литературы – поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые соглас

Происхождение Вед
Брихад-араньяка Упанишад (2.4.10) сообщает нам: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие как Махабхарата) и Пураны – все

Ведическая сиддханта
Где нам следует искать ведическую сиддханту? Существует ли одна такая книга, в которой были бы кратко изложены и объяснены различные темы, обсуждающиеся в ведической литературе, показано, ка

Ведическая история
Мы уже отмечали раньше, что точной, эмпирически установленной даты начала устной традиции ведической литературы не существует. Морис Винтерниц заключает: «Время создания ведической литературы прост

Четыре Веды
Слово Веда означает «знать». Оно относится к знанию, имеющему Божественное происхождение. Веды в основном, являются гимнами, исполнявшиеся жрецами во славу богов. Многие века эти гимн

Упанишады
Упанишады представляют собой собрание 108 философских сочинений. Слово упа-ни-шат означает «сидеть вблизи» и указывает на ученика ,сидящего поблизости от своего гуру и вмнимате

Веданта-сутра
Веданта-сутра состоит из аформзмов, раскрывающих метод постижения ведического знания. Это самая сжатая форма во всей ведической мудрости. Согласно Вайу и Сканда Пуранам: «Су

Нйайа. Философия Логики и Рассуждений
Система философия Ньяйи была основана мудрецом Гаутамой. Поскольку его также называли Акшападой, эту систему также иногда называют системой Акшапады. Философия Ньяйи главным об

Ваишешика. Анализ Аспектов Реальности
Основателем философии Ваишешика является мудрец Канада, которого накже называли Улука, вследствие чего эту систему иногда называют Аулукйа. Канада написал первую систематическую работ

Санкхйа. Нетеистический Дуализм
Философия Санкхьи, которые некоторые считают древнейшей из всех философских школ, была систематизирована древнем мыслителем по имени Капила (отличным от Девахути-путра Капилы из Шримад Бхага

Йога. Само-дисциплина ради самоосознания
Слово йога происходит от санскритского корня йудж, что означает "объединять". Система Йоги дает методологию расширения индивидуального сознания, чтобы связаться с Вер

Карма-мимамса. Возвышение через Исполнение Долга.
Слово Мимамса означает проанализировать и тщательно понять. Философские системы Карма-мимамсы и Веданты тесно связаны друг с другом, и в некоторых аспектах дополняют друг друга

Веданта. Заключения Ведического Откровения
Во введении объяснялось, что Упанишады являются предметом четвертой и высшей степени изучения Вед. Поэтому Упанишады называют Ведантой, или "Заключением Вед&

Что такое культура?
В соответствии со словарным определением культура это: 1) Просвещенность и утонченный вкус, приобретенные благодаря интеллектуальному и эстетическому воспитанию 2) Конкретная стад

ИСККОН и индуизм
Если заглянуть в словарь, то мы обнаружим, что под индуизмом понимают многообразие верований и культурных традиций, преобладающих на территории Индии. Там же мы находим, что это слово «хинду» прина

Карма, гьяна и бхакти
Мы живем в мире всевозможных «-измов» и «-ств». Например, вначале у нас был царизм, затем коммунизм, затем социализм, а теперь капитализм. Философы и ученые также ополчаются друг против друга, прик

Греховная деятельность
Самой грубой формой кармы являются всевозможные виды атеизма и материализма. Это начинается с примитивных философий типа «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай», «эх, живем только один раз…

История про рыбу
Давным давно, в большом зеленом пруду жила-была одна рыба. Это была вполне добропорядочная рыба. В школе она училась на отлично и после этого, между прочим, закончила Рыбный Институт. И теперь вот

История про мотылька
Мотылек больше всего ценил красоту. И самым прекрасным, что он видел вокруг было солнце. Такое ослепительное, сияющее и золотое. Он несколько раз пытался долететь до него, махая своими слабыми крыл

История про слона
Слон – это очень большое и сильное животное, которое чрезвычайно трудно поймать. Но что делает коварный охотник? Он знает его слабость. Слабость слона – это большая, нежная, очаровательная слониха!

История про оленя
Оленя также чрезвычайно тяжело поймать – уж слишком он чуток, и слишком быстро бегает. Но хитрый охотник знает и его слабость. У оленя очень большие уши, и есть одна особая мелодия, которая пленяет

Благочестивая религиозная деятельность
К сожалению, такова судьба большинства представителей современной цивилизации. Более благочестивой форме кармы следует так называемые религиозные люди. Они не просто говорят, что верят в Бог

История о «преданном» богини Дурги
В одной деревни в Индии жил да был один человек, который регулярно приходил в близлижайший храм богини Дурги и возносил ей свои молитвы и совершал положенные ритуалы. И вот однажды его застала нужд

Сложность процесса карма-канды
Конечно, не все последователи карма-канды столь грубо эгоистичны и неблагодарны. Некоторые из них искренне стараются строго следовать всем ритуалам и уважительно относятся к объекту своего п

Зачем Кришна дает карма-канду?
Это естественный вопрос, который возникает, когда мы понимаем сложность этого пути и бренность его плодов. Зачем Кришна потворствует чувственным наслаждениям? А ответ таков, что большинство людей ж

Определение гьяны
Путь гьяны – это путь философского поиска Абсолютной Истины. Когда после многих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек в конце концов окончательно разоч

Сложности на пути гьяна-канды
Сам Кришна объясняет Арджуне в Бхагавад-гите, что путь гьяны еще сложнее, чем путь кармы. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А удержать чув

Окончательная цель гьяна-канды
У Вас может возникнуть вопрос: «А зачем Кришна тогда дал этот путь гьяны?» Вы правы. Кришна предоставляет освобожденному гьяни возможность общения со Своими чистыми преданными. И если

Определение бхакти
Слово бхакти переводится на русский язык как «любовь», «преданность» или «преданное служение». Шрила Рупа Госвами в своем «Нектаре Преданности» дает следующее определение бхакти: ан

Подобие бхакти в этом мире
Есть один давнишний мультфильм, который отчасти передает идею бхакти. Он называется «Просто так». Быть может, Вы когда-то смотрели его. Он начинается с того, что по лесной поляне бежит сияющий от с

Сравнительный анализ кармы, гьяны и бхакти
Уделим теперь несколько строк сравнительному анализу кармы, гьяны и бхакти. Шрила Прабхупада приводил историю, замечательно иллюстрирующую различия между ними. Представьте себе, что на дор

Карма-йога
До сих пор мы рассматривали чистые карму, гьяну и бхакти. В реальной жизни, когда мы приходим на путь преданного служения, наряду с желанием служить Господу мы замечаем в себе

Гьяна-йога
Если преданное служение смешано с желанием познать истину, то оно называется гьяна-йогой. Важно понять, чт такой философский поиск отличается от рассуждений гьяни. Такой преданный не

Маркандейа Риши видит иллюзорную энергию Господа
Мудрец Маркандейа Риши был великим преданным Кришны. В течение многих миллионов лет он медитировал и совершал аскезы для Его удовлетворения. Сила его бхакти была столь велика, что даже когда Купидо

Определение веры
Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ум

Возникновение веры
Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера – это положительные эмоции к какому либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка

История о Ходже Насреддине
Однажды Ходжа Насреддин, который был большим остряком, решил подшутить над своими соседями. Он выбежал на улицу и закричал: «Эй, люди! Сегодня счастливый день! У нашего эмира родился сын, и в честь

Неприязнь
Обратной стороной веры является неприязнь, когда мы питаем к чему-то тоже эмоции, но отрицательные. Таким образом все, что здесь говорится о появлении о развитии веры будет точно также относиться к

Как развивается вера
Иногда говорят, что человек – существо рациональное. Это так, человек, в отличие от животного, обладает гораздо более развитым интеллектом. И вместе с тем, если Вы пристально присмотритесь к себе,

Что дает знание ступеней развития преданного служения
адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати садхакан

Садхана и садхйа
Следует понимать, что процесс духовного прогресса непрерывен, и поэтому между приведенными ниже стадиями не всегда существуют четкие границы. Ачарьи, предыдущие великие духовные учителя, час

Замечание о понятии чистого преданного служения
Очень часто в среде преданных можно услышать выражение «чистый преданный», в которое вкладывается, казалось бы, самый разный смысл. Иногда говорят: «Ну, мы ведь все не чистые преданные». А с другой

Характеристики чистого преданного служения
Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает шесть характеристик чистого преданного служения. Первые две описывают садхана-бхакти, вторые две добавляются на уровне бхава-бхакти

Замечания о вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти
Все стадии садхана бхакти: начиная со шраддхи, и кончая асакти, – могут совершаться в двух руслах. Подавляющее большинство преданных совершают преданное служение, строго следуя

Шраддха – вера
Адау шраддха. «Вначале должна быть вера в процесс преданного служения». Откуда она берется (это вопрос на повторение пройденного материала)? Правильно! В результате общения с преданными.

Садху-санга – общение с преданными
Наша первоначальная вера, шраддха, приводит нас затем в общество преданных. Мы знакомимся с ними, начинаем задавать им вопросы и получать ответы. Мы начинаем читать книги, вкушать прасад, по

Бхаджана-крийа – практика преданного служения
Под руководством духовного учителя мы все серьезнее и серьезнее практикуем процесс урегулированного преданного служения вайдхи-бхакти. Вначале наше преданное неустойчиво. Шрила Вишванатха Ча

Анатха-нивритти – очищение от нежелательных привычек
Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может, и не одну жизнь) – здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить духовного учителя и

Ништха – твердая вера
Постепенно благодаря практике преданного служения мы выходим из-под влияния низших стихий природы: страсти и невежества и обретаем постоянство или устойчивость. Мы ощущаем, что избавляемся от пяти

Ручи – вкус
Постепенно наша вера обретает форму вкуса к преданному служению в форме слушания о Господе, пересказа услышанного и т.д, который настолько силен, что заставляет его преданного забыть обо всем остал

Асакти – привязанность
Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины , и единственным объектом нашего преданного служения стан

Бхава – экстатическая любовь к Богу
Наконец, покоренный привязанностью своего преданного, Кришна милостиво проливает на него луч своей внутренней энергии хладини-шакти. По Ее милости мы полностью осознаем свои вечные взаимоотн

Према – чистая любовь к Богу
Наконец, на уровне премы все материальное осквернение исчезнет без следа, и мы сможем не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх п

Что дальше?
Бхава и према – это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, л

Методы познания
Каким образом мы познаем мир? Задавая вопросы родителям, обучаясь в школе, читая книги и газеты, смотря телевизор, исследуя его, думая и размышляя над окружающим, испытывая озарения – можно перечис

Анумана
Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с

Учение Господа Чаитаньи
В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чаитаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях: 1. Кришна – единственный

Чатур-шлока» Шримад Бхагаватам в свете Самбандхи, Абхидхей и Прайоджаны
В качестве примера анализа ведической мудрости в терминах этих трех категорий, рассмотрим знаменитую «Чатур-шлоку» Шримад Бхагаватам. На заре творения Господь Брахма удовлетворил Господа своими аск

Три Божества Вриндавана
Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями – это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване, и Он принимает формы Мадана-Моханы, Говинды и Гопинатхи,

История Божетсва Шри Мадана-Моханы
Пятьсот лет назад Божество Мадана-Моханы явилось во сне к Адвайте Ачарье, вечному спутнику Господа Чаитаньи. Господь Мадана Мохан во сне открыл ему Свое местонахождения, и наутро при помощи местных

История Божества Шри Говиндаджи
Господь Говиндаджи вновь явился пятьсот лет назад Шриле Рупе Госвами. Получив указание Господа Чаитаньи открыть затерянные места игр Господа Кришны и установить поклонение Ему в храмах, Рупа Госвам

Кришна – Верховная Личность Бога: Аспекты Абсолюта
Начнем с эпиграфа: ваданти тат таттва-видас таттва яджгьянам адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате «Сведущие трансценденталисты, постигшие Абслютную Истин

Брахман
Брахманом именуют безличный аспект Абсолюта, как бытия, лежащего за пределами этого временного материального творения. В Ведах описывается, что Верховный Господь – сат-чит-ананда, то есть ве

Параматма
Слово «Параматма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.. Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже

Бхагаван
Во введении к Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада делает одно глубокое утверждение. Он говорит, что понятия «Бог» и «Абсолютная Истина» – это не одно и то же. Постараемся это понять. Когда мы говори

Кришна – Верховная Личность Бога – Аватары
Кришна – изначальная всемогущая безграничная Верховная Личность Бога, причина всех причин. Будучи одним, Он может проявлять Себя одновременно во множестве форм в разных местах. Такие формы называют

Первое воплощение. Матсья Аватара.
Однажды Господь Кришна явился на земле в облике рыбы. Это произошло потому, что Господь Брахма выронил Веды изо рта в страхе перед огромными океанскими волнами всемирного потопа. Демон, живший на д

Второе воплощение. Курма Аватара.
Курма – это воплощение Господа в образе черепахи. Он выбрал этот облик, чтобы помочь полубогам и демонам пахтать океан. Однажды могущественный мудрец Дурваса Муни проклял полубогов, отчего

Третье воплощение. Вараха Аватара
Давным-давно, миллионы лет назад, злобный демон Хираньякша выкачал все золото из недр Земли. Поэтому вес Земли изменился. Она сошла со своей орбиты и упала на дно Причинного океана Гарбходака. Земл

Четвертое воплощение. Нрисимха Аватара
Демон Хираньякша, которй сражался с Господом Варахоу, был братом-близнецом демона по имени Хираньякашипу. «Хиранья» означает «золото», а «кашипу» – «мягкая постель». Это был чрезвычайно умный, влас

Пятое воплощение. Вамана Аватара
Давным-давно жил великий царь по имени Бали Махарадж. Он был внуком Прахлада Махараджа и могущественным царем демонов. Однажды он даже победил Индру и завоевал небесное царство. Это обеспокоило Ади

Шестое воплощение. Парашурама Аватара
В облике Парашурамы Кришна воплотился как кшатрий – воинов. На этот раз Господь появился, чтобы избавить мир от демоничных царей, которые мучали простых людей и убивали брахманов. Двадцать о

Седьмое Воплощение. Рама Аватара
Господь Рамачандра – воплощение Господа Кришны как идеального царя. Вы, наверное, хорошо знаете историю о Господе Раме. Поэтому здесь мы расскажем ее очень кратко. Рама явился как старший

Восьмое воплощение. Кришна и Баларама
Когда наступило время, Кришна пришел на землю в Своем изначальном облике. Он явился как мальчик-пастушок, играющий на флейте. Его тело цветом подобно грозовой туче, а глаза напоимнают лепестки лото

Девятое Воплощение. Будда Аватара
Господь Будда явился 2,000 лет назад. Он пришел с особой целью – прекратить убийство животных, которое выполняли некоторые недобросовестные брахманы. Эти глупцы оправдывали поедание мяса, проводя ж

Десятое воплощение. Калки Аватара
Калки Аватара – единственное воплощение Кришны, котороя явится в будущем. Время, в котором мы живем известно как Кали-юга – век ссор, вражды и лицемерия. Лицемерие означает говорить одно, а делать

Размеры» творения Господа
Творение Господа безгранично. Говорится, что материальный мир составляет одну четвертую всего творения, в то время как духовный – три четверти (экапад- и трипад-вибхути, соответственн

Легкое путешествие к другим планетам
Одна из книг Шрилы Прабхупады, написанная еще до его приезда на Запад, называется «Легкое путешествие к другим планетам». В ней Шрила Прабхупада описывает, каким образом, мы можем подняться на высш

Иерархия в творении Господа
Итак, наше Туристическое Бюро «Вайкунтха-тур» приглашает Вас в увлекательное путешествие по маршруту Земля – Голока с остановками в наиболее достопримечательных местах творения Кришны. Мат

Вайкунтха
Бесчисленные планеты Вайкунтхи составляют духовное творение Господа. Слово «Вайкунтха» означает «место, где нет тревог». Эти планеты покоятся в духовном сиянии брахмаджьоти. На каждой из них вечные

В преддверье Вриндавана
Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока. Эта высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Эта планета считается высшей, поскольку к айшв

Вриндавана Дхама
«Вриндаван – такое чудесное место. Там всегда цветут цветы, и даже можно встретить несколько видов пестрых оленей. Чирикают птицы, воркуют и танцуют павлины, и жужжат пчелы. Кукушки поют там на пят

Шримати Радхарани
Cамой высочайшей из всех преданных в творении является Шримати Радхарани. Вот уже на протяжении вечности Ананта-шеша Своими тысячами уст пытается прославить Ее трансцендентные качества. И безуспешн

Господь Шри Кришна
В добавление ко всем своим бесчисленным качествам, которые Верховный Господь проявляет в других формах, во Вриндаване Кришна являет четыре уникальных аспекта красоты и сладости (мадхурьи) –

Према-мадхурья – Любящие преданные
Брошенные Кришной во время танца раса, гопи сокрушались: «Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Врендавана со Своими коровами, каждое мгновение тянется для нас, как двенадцать

Вену-мадхурья – Привлекательная флейта Кришны
Однажды гопи сказали маме Яшоде: «Когда твой сын играет на Своей флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вседленной нет никого мудрее и ученее,

Рупа-мадхурья – Необыкновенная красота Кришны
Близкий друг Кришны, Уддахва, раскрывает свои мысли Видуре: «Мой господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил возможности Своей внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик.

Три энергии Господа
Энергии Кришны безграничны. Парасйа шактир вивидхаива шруйате, как говорят Упанишады. И лишь для нашего удобства Шрила Вьясадева и другие великие мудрецы и преданные объединили их в три осно

Внутренняя энергия
К внутренней энергии Кришны относятся все планеты Вайкунтхи, все вечные атрибуты Господа, такие как Его одежда, украшения и т.д., а также Его вечные спутники – мама Яшода, Шримати Радхарани и други

Внешняя энергия
Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Один раз (в вечности) бросив на нее Свой взгляд и так приведя ее в движение, Кришна, как правило, непосредственно не

Пограничная энергия
Живые существа, дживы, то есть мы с вами, принадлежат к пограничной энергии. Строго говоря мы являемся проявлениями аспектов самвит и хладини внутренней энергии Кришны, но очен

Взаимоотношения трех энергий
Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. В материальном мире также имеется бытие, знание и блаженство – но в чрезвычайно недолговечном, ограниченном и сер

Ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва
Вышеперечисленные деления энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную имеют место лишь с нашей точки зрения, с нашей ограниченностью. Для Кришны же все Его энергии равны. Это означает, что по Его

До «начала» творения
Собственно материальное творение начинается еще до начала материального творения – в вечности.J Начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, рапространяет себя в свою первую экспансию –

Сарга – первый этап творения
Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштак

Висарга – второй этап творения
На следующем этапе Господь творит материальные вселенные. Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансценд

Кала – вечное время
Как уже говорилось, время – это изначальный импульс, приводящий в движение всю машину материального мира. Время – это безличное проявление воли Господа в этом мире. Оно повелевает здесь всем. Все м

Временные периоды
Любой объект этого мира – сознательный или бессознательный – имеет свое характерное время или период жизни. Эти характерные периоды подробно объясняются в Ведической литературе и охватывают спектр

Ведический подход к изучению материальной природы
Материальную природу можно изучать с различных точек зрения – в зависимость от тех целей, которые мы преследуем. Например, общепринятая сейчас картина мира пытается объяснить, каким образом более с

Общая характеристика трех стихий материальной природы
Слово гуна в переводе с санскрита означает «стихия». Другой перевод этого слова – веревка. Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (там

Бхагавад-гита.
«О безгрешный, стихия добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой стихии обретают счастье и знание»... и продолжают «счас

Шримад Бхагаватам, Песнь 11, Глава 25. «Три стихии материальной природы».
«Верховная Божественная Личность сказал: О лучший среди людей, пожалуйста, выслушай, как живое существо обретает свою конкретную природу благодаря контакту с материальными стихиями». «Конт

Восемь материальных элементов
В Бхагавад-гите 7.4-7 Кришна говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отделенные материальные энергии». «По

Великолепие Кришны
Любители физики могут почерпнуть в философии санкхьи идеи для получения не одной Нобелевской премии. Любители же чистого преданного служения, читая все эти описания, получат еще одну возможн

Конституциональное положение души
Начнем с того, что вспомним, что говорит о природе души Сам Шри Кришна в Бхагавад-гите (2.11-30): «Верховная божественная личность сказал: «Прозинося эти слова, ты скорбишь о том, что недо

Дхарма и санатана-дхарма.
Понимание своего истинного положения естественным образом приводит к пониманию того, что мне следует делать в этом положении. Естественная, неотъемлимая деятельность, соответствующая определенному

Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы
Итак, живое существо или джива по своей природе является вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к таташтха-шакти или пограничной энергии Господа. Джива обладает качеств

Падение дживы
Вопрос о падении дживы часто вызывает очень бурные дискусии, доходящие чуть ли не до аргументов типа: «А ты кто такой!?» Были ли мы в играх Кришны или все время находились в материальном мир

Закон кармы
Закон кармы, языком Библии, звучит как «что посеешь, то и пожнешь». Любое действие, совершаемое нами в мыслях, словах или делах, обязательно приводит к определенным последствиям. Эти последствия мо

Немножко об астрологии
Среди многочисленных уполномоченных воплощений Кришны в этом мире есть так называемые граха-аватары или планеты. В Брихад-парашара-хора шастре великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясад

Кто виноват?!
В заключении мне бы хотелось предложить Вашему вниманию перевод нескольких стихов из Одиннадцатой Песни Шримад Бхагаватам, главы, называемой «Песнь Аванти-брахмана». Предыстория ее такова. Давным д

Эволюция души
В соответствии со своими желаниями и поступками, обусловленное живое существо получает очередное тело. Поскольку живое существо трансцендентно, жизнь существует на всех планетах, даже на Солнце. Дл

Процесс перевоплощения
Совершая разнообразные поступки в этом мире, человек накапливает определенные желания и привязанности. Они запечатливаются в тонком теле – уме. Когда, в соответствии с законом кармы, срок жизни чел

История о Махарадже Бхарате
В Пятой Песни Шримад Бхагаватам есть замечательная история, иллюстрирующая тему перевоплощения. Давным давно правил землей святой царь Махараджа Бхарата. Он был великим преданным Господа,

Освобождение
Согласно Шримад Бхагаватам, освобождение или мукти – это обретение живым существом своей постоянной вечной формы после того, как оно оставит эту временное тонкое и грубое тело. Другими слова

Пять видов трансцендентных эмоций
Mы уже знаем, что наши вечные взаимоотношения с Кришной – это дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, мы – вечные Его вечные слуги. Каждое живое существо уникально и поэтому его взаимоот

Трансцендентная раса
Слову раса трудно подобрать адекватный перевод на русский язык, как, впрочем, и на любой другой язык мира. После долгих раздумий и обсуждений мы сошлись на том, что самым удачным эквиваленто

Девять методов бхакти
Преданное служение бесконечно разнообразно. Тем не менее, для нашего блага ачарьи описали его основные разновидности или методы. Регулируемое преданное служение вайдхи-бхакти наиболее

Шримад Бхагаватам 7. 5.23-24
шри прахрада увача шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам ити пумсарпита вишнау бхактиш чен

Шраванам.
Слушание святого имени Господа (шраванам) – это начало преданного служения. Хотя любой из девяти методов достаточен, в хронологическом порядке, слушание святого имени Господа является начало

Киртанам
Выше описывалось слушание святого имени. Теперь давайте постараемся понять воспевание святого имени, второй компонент по порядку. Такое воспевание рекомендуется совершать очень громко. В Шримад Бха

Смаранам
После регулярного совершения процессов слушания и воспевания, и после того, как наше сердце очищается, рекомендуется смаранам, памятование. В ШБ (2.1.11) Шукадева Госвами говорит Царю Парикш

Пада-севанам
В соответствии с нашими вкусом и силой вслед за слушанием, Воспеванием и памятованием может прийит пада-севанам. Мы достигаем совершенства в памятовании, когда постоянно думаем о лотосных ст

Арчанам
После пада-севанам приходит метод арчанам, поклонения Божеству. Если нас интересует метод арчанам, нам без сомнения необходимо принять прибежище у истинного духовного учителя и

Ванданам
Хотя молитвы являются частью поклонения Божествам, их можно рассмотерть отдельно, подобно другим компонентам, таким как слушание и воспевани, и поэтому даются отдельное описание. Господь обладает б

Сакхйам
В связи с поклонением Господу в роли друга, Агастйа-самхита утверждает, что преданный, совершающий преданное служение посредством шраванам и киртанам, иногда хочет видеть Господа лично, и по этой п

Атма-ниведанам
Слово атма-ниведанам описывает стадию, на которой у преданого, не имеющего иных мотивов, кроме служения Господу, вручает все Господу и совершает все свои действия только чтобы принести удово

Шесть аспектов предания себя Господу
Когда благодаря регулярной практике садхана-бхакти преданный поднимается до уровня ништхи или устойчивой веры, он постепенно начинает все больше и больше доверять Кришне и во всем пол

Дайинйа, смирение, 7 песен
(1) 1. Я оставил Тебя, О Господь, и пришел в этот мир боли и печали. Теперь я подношу историю своей скорби Твоим лотосным стопам 2. Находясь еще в утробе своей ма

Атма-ниведанам – безраздельное вручение себя Господу, 8 песен
(1) 1. Я не заслужил ни боагочестия ни знания. Захваченный чувственными наслаждениями, я обнавыла себя, и теперь вижу лишь тьму повсюду. 2. Ты, О Господь, источни

Гоптритве-варана, Принятия Господа своим Хозяином, 4 песни
(1) 1. Так такой человек, как я смог принять у Тебя прибежище? Несомненно, лишь по Твоей милости, ибо ты всегда стремишься очистить и освободить падшие души. 2. Т

Авашйа Ракшибе Кришна – Вишваса Палана, Вера в Кришну, как защитника, 4 песни
(1) 1. Теперь я знаю, что Твои божественные стопы – прибежище, свободное ото всех страхов и печали, вечно исполненные сладостного нектара. 2. К стопам этих лотосн

Бхакти-анукула-матра карьера свикара, принять действия, развивающие чистую преданность.
(1) 1. Я обязательно с величайшим старанием буду совершать деятельность, благоприятную для чистого преданного служения Тебе. 2. Я буду питать теплые чувства к тем

Бхакти-пратикула-бхава Варданангикара, оставить поведение, неблагоприятное для чистой преданности, 4 песни
(1) 1. О Кешава, это Твое материальное творение очень странное. Я блуждал по лесу этой вселенной, пожиная результаты своих эгоистических поступков, и наблюбал множество ст

Бхаджана-лаласа, стремление к божественному служению, 13 песен.
(1) 1. О Господь Хари, беспомощно упав в иллюзию этого мира, я не вижу иных путей освобождения, кроме Тебя. Ты единственная надежда для беспомощных. Я принимаю сутью всего

Сиддхи-лаласа, стремление к духовному совершенству, 3 песни.
(1) 1. Когда же я забуду о комфорте и уюте и буду просто бродить вдоль Ганги в Навадвипе под сенью деревьев, обвитых лианами, рыдая и крича: «О Радха! О Кришна!»

Вигьяпти, духовная просьба, 1 песня.
1. Скажи мне, когда же придетт этот день? Когда я перестану совершать оскорбления, в моем сердце появится вкус к чистому святому имени, и Твоя милость засияет в моем сердце. 2. Когда же я

Шри Нама- Махатмйа, слава святого имени, 1 песня.
1. Каким же могуществом обладает святое имя Кришны? Мое сердце постоянно горит в пламени мирских желаний, подобно пустыне, испепеляемой солнцем. Святое имя, проникая в сердце через уши, проливает н

Шесть пороков, разрушающих бхакти
Темы этой и следующей глав исчерпывающе разъяснены Шрилой Прабхупадой в его комментариях к Нектару Наставлений – стихи 2 и 3 соответственно. Поэтому, просто в порядке «расширения океана трансценден

Атйахара – переедать или накапливать слишком много
Многие люди могут подумать, что слово атйахара относится лишь к перееданию, но это не так. В первом стихе Нектара Наставлений объясняется: «Уравновешенный человек, кторой может обуз

Прайаса – чрезмерные усилия
Если не оставить прайасу, то преданность никогда не возникнет. Слово прайаса означает усилия, бесполезный труд. Духовная жизнь – это ничто иное, как чистая преданность Всевышнему Госп

Праджалпа – праздные разговоры
Говорить друг с другом – это называется джапаной или праджалпой. В наши дни в этом мире настолько преобладает безбожие, что беседовать с другими означает безбожные разговоры. Поэтому

Ниямаграха – чрезмерная привязанность или чрезмерное пренебрежение правилами и предписаниями
Ниямы или правила бывают двух видов – виддхи, или предписания, и нишедхи, или запреты. То что предписано в качестве обязанностей – это предписанное правило. То, что предписано

Джана-санга – Общение с людьми мирского склада ума
Слово джана обозначает людей – и мужчин, и женщин. Шрила Рупа Госвами написал в Бхакти-расамрита-синдху: «преданному следует общаться с более продвинутыми преданными». В общем и целом

Лаулйа – пылкое желание или жадность
Значение слова лаулйа – беспокойство, жадность и желание. Беспокоство бывает двух видов – беспокойство ума и беспокойство разума. Читта, или ум, обладает склонностью следовать диктату

Шесть принципов, благориятных для преданного служения
В своем Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами описал атйахару, прайасу, праджалпу, ниямаграху и лаулью как пагубные для преданного служения. Мы уже описали каждый из эт

Утсаха – энтузиазм
Без утсахи человек начинает пренебрегать поклонением. Пренебрежение порождается бездействием, апатией или безразличием. Лень и заторможенность называются бездеятельностью. Когда порождается

Нишчая – убежденность
В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами советует практикующим преданное служение быть уверенными. Если такой уверенности не достичь, преданный будет продолжать сомневаться. У сомневающиеся не быва

Дхайрья – терпение
Для практикующего преданное служение дхайрья, терпение, иключительно необоходимо. Обладающие качеством дхайрья, именуются дхирами или уравновешенными людьми. Нетерпеливые не мо

Тат-тат-карма-правартана – разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения
Для тех, кто стремятся совершать преданное служение, Шрила Рупа Госвами предписал систему тат-тат-карма-правартана – действовать в соответствии с регулирующими принципами. В Нектаре Наставле

Садху-вритти – следовать по стопам предшествующих ачарьев
Существует два вида садху – домохозяева и отреченные. Я разледьно опишу вритти или занятия, каждого. Хотя домохозяева и отреченные имеют разные занятия, некоторые из них общие. Они будут обс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги