рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наше великое государство Бактрия

Наше великое государство Бактрия - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ Главу «Кави И Карабаны» Своей Книги С.п.толстов Начинает С Такого Эпиграфа: «...

Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19».

Следовательно, интересующие нас карабаны вовсе не сказочные, а – жители самого древнего государства Бактрии, основанного на территории современного СССР ещё до н.э. и оставившего неизгладимый след в истории! Мы можем на карте указать древнюю Бактрию: она точно находилась на берегу Амударьи (ныне Таджикистан, Туркмения, Север Афганистана), а столица Бактр – вблизи с современным Бэлхом. Следовательно, это древнее башкирское государство Бактрия (об этом есть мой труд «Великий Кушан» на башкирском языке).

В первой половине I тыс. до н.э. в государстве Бактрии господствовало общество с классовым разделением – общинно-родовые отношения, связанные с рабовладением. В записях древних историков (Ктесий, Диадор) страна Бактрия представляется как богатое государство, расположенное на пересечении шумных торговых путей с севера – Алтая и Сибири, с запада – Ближний Восток и Средиземноморье, с юга – Индии, с востока – Китая. Согласно рассказам древних авторов (Полиэн, Геродот, Ктесий и др.) в дошедших до нас образцах устно-поэтического творчества народов Бактрии отражена героическая борьба за Родину, глубокие душевные переживания.

В начале I в. до н.э. завоеванная Мидией (государством юрматинцев-башкир) Бактрия теряет свою независимость. Позже, после продолжительной борьбы, она превращается в одну из частей монархии Акаманов/Ахеменидов (Персия). В военных походах акаманских царей против А. Македонского участвовали и военные колесницы, конница и пешие войска из Бактрии. Известно также, что в акаманской гвардии служили бактрийцы. Ежегодно страна Бактрия должна была платить царю ясак в 360 таланов (денежная единица).

Народ Бактрии противостоял персидским захватчикам бесконечными восстаниями, в следствие чего основы великой империи были расшатаны.

В IV в. до н.э. Ал. Македонский завоевывает Бактрию и прикрепляет её к своей бесконечной империи, после чего в конце века она (Бактрия) относится к государству Халяук (Селевкиды), а в III в. – независимой Греко-Бактрии. Это мы уже видели в главном башкирском шежере Т. Ялсыгулова. Позже у другого нашего ученого М. Уметбаева (1814-1907) также имеется веское слово по этому поводу. В первом издании его упомянутого «Ядкяра» (1897 г.) на странице 40 о башкирском хане Акташе, возглавившего борьбу против Искандера -- Ал. Македонского, говорится следующее: «Из Китая Искандер пришел к родственным башкирским уграм. Оттуда он направился в Турцию, оттуда – в Хаверстан, оттуда – к Ялан-Бурзянцам». Дадим пояснение: «Ялан-Бурзянцы» -- это есть башкиры из иранской пустыни (ялан) Лут, на картах там до сих пор значится городок Бурджан. Как видим, в самом древнем источнике показано прямое отношение А. Македонского к башкирам, к башкирским землям. Нам же ничего не остается как сравнить быт, обычаи и традиции народа Бактрии, встречающихся крупицами в записях древнелатинских, греческих авторов, с башкирскими.

Вот что говорит древний автор Квинт Курций, описывая завоевания Александра Македонского: «Природа Бактрии разнообразна; там грозди винограда крупные, а плоды сочные; разгоряченная земля обильно орошается влагой; самые плодородные угодия обрабатываются для посева зерна, а остальные отводятся под пастбища для крупного рогатого скота, однако, большая часть земли – неплодородная низменность. От засухи там ничего не растет… если ветер дует со стороны Понта (Каспия. – З.С.), песок перемещается и засыпает все дороги, образуя частые насыпи, похожие на большие холмы. Однако в той части, где климат более мягкий, живут люди». По словам того же автора, земля Бактрии в основном отведена под пастбища. В скотоводчестве лошади занимали большое место, в Фергане, к примеру, они являются основным видом деятельности. Поэтому народ, как и современные башкиры, преклонялся перед лошадью, как перед самым главным божеством (наш Акбузат).

Слово на фарси «асп» (ат -- лошадь), наверное, означает нынешнее башкирское «асау» (чистокровный конь, жеребец), образованного от слова «асаба». От «асаба» произошло асабай>cабай (скакун)>cипай (турецкий кавалерист)>сыбай/хыбай (всадник). Следовательно, асабай (ас-бэк>узбек!) значит оседлающий коня (асаба-башкир). То же видим в имени Аспарух-хана, основавшего государство Булгарию на Дунае: Аспарух – Асаб-уруг (асаба-род ’башкир‘) или асау-род (племенной жеребец), ведь до сих пор башкиры жеребца называют «асау»… Через религию зороастризма признак преклонения лошади от нас распространился также и у иранцев – к личным именам, к названиям местностей добавляется окончание «асп» (ат – лошадь). Это мы видим в русских словах «особь», «особа». Сведения о культе крылатых скакунов часто можно встретить в китайских письменных памятниках, относящихся к периоду народов Ср. Азии Йыуасалы-Кушан (середина II в. до н.э.). Интерес также представляет следующее: в иероглифах древних китайских историков знаменитые тулпары Фирганы-Дувана читаются как «потокровные лошади», а это является нарушенной калькой «кюнтурата» на башкирском языке, потому что «кюн» (солнце) на тюрки первые путешественники слышали как «кан» (кровь), а «тур» -- «тир» (пот), поэтому получилось «потокровные». В действительности, каждый слог «кюнтурата» дает значение «лошади»: «конь», «тур» (дикая лошадь), «ат» (лошадь), затем идет наше «турат» ’гнедой конь‘. И происхождение этих знаменитых скакунов они, китайцы, ссылаясь на местный народ, относили к роду «летающих крылатых коней», что похоже на происхождение от понятия древнего «Усярган-ат» ’усярганская лошадь‘>«осар-канат» (дословно: летучее крыло, то есть тулпар). Эти летающие скакуны «осор-канат» и стали причиной вторжения китайцев в Бактрию в конце II в. до н.э. В башкирском же фольклоре тема лошади обосновалась накрепко: лошадиными мотивами наделены «Акбузат», «Кара-юрга», «Акхак-Кола», «Бишколон».

В повести о стране Тухоло (Тухористан, бывшая Бактрия), повествуемая в шежере Тан более позднего периода, есть сведения о культе летающего тулпара. Этот тулпар жил в пещере горы Поли (Буре – Волк). Если вспомнить о том, что наш эпический Акбузат поселился в той самой пещере Поли(кан) – горы Балкантау, что на берегу священного озера Асылыкуль, якобы из пучин которого вышел косяк лошадей, то становится ясным, что действительно речь идёт о легендарной горе Балкантау на Асылыкуле, являющийся родиной предков тулпаров из рода бесценных асыл-текинов.

В оказавшейся под властью акаманской империи Бактрии один местный духовник – бэк бактрийский по имени Кобар – знакомит перса полководца Бесса, назначенного последним акаманским императором Дарием III, с местными достопримечательностями, а также поделился с несколькими пословицами и поговорками. В переводе с латинского они звучат следующим образом: «Трусливая собака громче лает, чем кусает». Это как в башкирской пословице «Тешһеҙ эт өрөп ҡурҡытыр» («Беззубая собака лаем пугает»). «Самые глубокие реки текут бесшумно» аналогично башкирскому варианту «Тәрән йылға тын аға». Далее «Для хорошей лошади достаточно тени от прута, для ленивой мало и шпор», соответствует башкирскому «яҡшы атҡа ҡамсы кәрәкмәй».

А теперь обратимся к священной книге «Авеста».

Самая древняя часть «Авесты» под названием Яшт, как говорят ученые, относится к VIII-VII вв. до н.э. Этот памятник, на протяжении веков передаваясь из уст в уста, по приказу царя был приведен в порядок в шежере (династии) сасанидов, переписан, в результате чего, составил 21 книгу. До сегодняшнего дня сохранилась его одна четвертая часть, впервые на французский язык он был переведен в 1771 году (на русском языке нет его полного перевода). Принято считать, что Авеста написана на языке древнеиранской группы, однако среди современных ирано-персидских народов говорящих на этом языке нет. Поэтому он считается всеобщим памятником, общей сокровищницей по изучению истории, принципов социологического и политического устройства быта, религии, обычаев, традиций, письменной культуры как других народов, так и башкир и т.д. При написании истории возникновения Бактрии ученые опираются на Авесту и считают, что её древняя часть зародилась в Бактрии, на земле первого мага религии Авесты Зороастра (наукой уже доказано, что эта земля -- Урал-тау – ареал Идели -- прародина нынешнего башкирского народа) В китайских источниках Бактрия называется Дахъя – страной Дахи (гений). Однако государственные дела здесь решались не самим гением – дахи, а на курултае аксакалов – лучшими (избранными) людьми (древний башкирский закон). Подобные курултаи и советы назывались «хайнамона» (хайнамон – хайламан – хайлау – выборы). В Авесте не встречается понятия страна иранцев, страна персов. Зороастрийцы – это оседлый первобытно-общинный народ, занимающийся скотоводством, сеющий хлеб, а кровными врагами считались «преклоняющиеся верблюдам». На этом месте необходимо вспомнить о «преклоняющихся верблюдам» карабанидах и страну дивов и Шульгана (Ангра- Майнью из Авесты) из эпоса «Урал-батыр», борющегося с ними Урал-батыра (Ахура-Мазда из Авесты). Страна Бактрии состояла не только из оседлого народа, она, основываясь на законах Зороастра, объединяла также племена великой Равнины (Степи?) и полукочевые племена… В Авесте наш волк баһре/буре называется «вахрой», а великий бог войны – Орлагно(т) – Ор лягнат (дословно «бей-проклинай»); по словам китайского автора VII в. до н.э. Сюан Цзян, в письменности Бактрии читали слева направо, и к 24 буквам греческого алфавита прибавлялась ещё одна буква (башкирские ҫ или ҙ?) и насчитывал всего 25 букв.

Древнегреческие (Геродот, Курций Руф) и китайские авторы (Сы-ма Цянь) пишут о том, что стрелы и пики бактрийские воины изготавливали из водяного камыша. Этот камыш был таким крепким, что на него можно было опираться при ходьбе (в виде трости). В записанном в начале XIX в. башкирском народном эпосе «Кузыйкурпес и Маян-хылу» (версия Т.Беляева) стрела, убивающая льва, была высечена из того же камыша. К тому же и Урал-батыр с детства играл со львом. Герои этих эпосов соприкасаются с южными зверями – со львом. А ведь на Урале и тысячи лет тому назад и позже не водились и не водятся львы – их заменил волк. Создатель этих эпических произведений народ, которому духовно был близок древнегреческий эпос, -- как мог ошибиться? Этому ответом может послужить лишь одно: в его сознании отразились переплетавшиеся воедино другие места обитания нашего народа по отрогам священных дорог Кюн-Уфу и Кунгыр-буги с прародиной Уралом.

Заодно выясним само имя нашего предка Зороастра – пророка и основателя идеологии всего древнеперсидского мира, т.е. новой религии. Вспомним о том, что он родился и вырос на Урале и был гражданином государства Бактрии, где и укрепил свою религию. До сих пор ученые не могут выяснить смысл имени этой полулегендарной личности. Последние предположения заключались в «Золотых (или старик) верблюдах (хозяин)» (В.М. Массо, В.А.Ромадин). Это, конечно, попытка предполагать по старинке на лад индоевропейского языка (язык Бактрии не являлся индоевропейским). Что же до нас, то выяснение основ имени Зороастр требует башкирско-тюркского подхода. В этом отношении получается известный для нас Сураш-Тора – Сураш-Бог, а на более древнем произношении Бокас – Ырыс-тор (Бак-Сороастор – Бог-Зороастр)…

По мере углубления в недра веков, нас охватывает цепь невообразимых сходств и совпадений. Что это: случайность или обычное, схожее явление?!

Согласно древнему мифу, на евразийском континенте на Прародине (ныне в Башкортостане) от прародителей или гермафродита Имира, вернее от его умершего бездыханного тела, превратившегося в Урало-Алтайские горы, родились дева-гурия (Шульган) и сын-гурий (Урал). Став получеловеческими (значит полусмертными) и полубожественными (полубессмертными) близнецами (первопредки человечества), образовали единство фратрии архаичного двоичного (близнецов) перворода Усярган с Башкортом или Эске Башкорт (Внутренний Башкорт) с Тышкы Башкорт (Внешний Башкорт). Потомки близнецов-первородцев, овладев священными дорогами (Кюн-Уфа – дорога Усярган, Кунгур-буга – дорога Башкир), по развилкам которых они разошлись на четыре стороны – положили основу указанным странам и народам (языкам) мира. В этот ранний период Прародины, ещё до усиления противостояния фратрий во времена Нуха, появились и дошли до нас прекрасные эпические памятники – «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылыу»… То, что это было действительно так, мы видим в эволюции имен эпических героев. К примеру, при исследовании природы происхождения имен Кузыйкурпяс и Маянхылу выясняется, что они имеют одну основу и одинь корень с именами Урала и Шульгана из «Урал-батыра», с Ахура-Мазда и Ангра-Майнью из Авесты. Смотрите: после того, как сократился «у» в имени Убаян-Сул-Кон (Холм-душа Вода-Солнце), -- имени Сул-Кана/Шульгана, произносилась она сокращенно как Баян-Хуле-Кюн, которое в ходе изменения фонем превратилось в Маян-Хылыу-Кюн, т.е. в имя героини Маян-хылыу, вошедшей в эпос в таком виде. Что же касается второго героя, то родившегося в виде Бизона под именем Гур-улы (Уралы/Урал) – сына священной горы Нары-тау и грудного младенца кормилицы Инэ-Эйэй (Коровы-молочницы), в связи с его рождением называли его также Угези-Гурбоз (Бык из ледяной могилы -- Бизон). После сокращения фонемы «у» имя это превратилось в Гези-Гурбоз/Кузый-Курпяса, в каком виде он и вошел в эпос. Эти же герои в Авесте носят имена Ангра-Майнью – Ахура-Мазда. Для того, чтобы восстановить имя первого, возьмем произношение Бурэ-Эсэ (Волчицы-Матери) как Канхоро (Кюн-Буре – Солнце-Волчица), а произношение Хул-аки (воды) как Хыу (вода) с сокращением начального «К» первого слова: Канхоро-Убаян-хыу>Ангара-Байнйу>Ангара-Майнью, т.е. означает рожденная от холма-могилы (горы Машак) и вскормленная Волчицей-Матерью «Ян-хыу (Душа-вода)»…

При восстановлении второго имени слово «гур», образованное от изменения акар-кар -- гур, возьмем в его древней форме с начальным гласным «агур», а «гурул»а ’сына горы-могилы‘ – как «агурул»: Агурул-боз-ата ‘Агурул-ледяной-отец’>Ахура(л)-Мозата>Ахура-Мазда…В сущности «Кузыйкурпяс и Маянхылыу» и «Заятуляк и Хыухылыу» являются памятниками, повествующими о дружеских отношениях в древности Шульгана – Урала.

Таким образом, в различных континентах главы фратрий близнецы-первопредки называются по-разному: к примеру, паре Шульган-Урал равняются Гильгамеш-Энкиду, Рем-Ромул, Анграмайнью-Ахурамазда и противоборствуют между собой.

Мотив противоборства достигает своего апогея в книге Авеста, в эпосе «Урал-батыр»:

Авеста. До принятия новой религии – зороастризма – существовала ещё старая, принуждающая во имя Бога осуществлять кровавые жертвоприношения, кровавый обычай изводил людей.

Урал-батыр. Древнее поколение – старик Янбирде со старухой Янбика пьют кровь, от этого обычая страдает живой мир.

Авеста. Рождаются белоликий Ахура-Мазда и черноликий Ангра-Майнью. Идет борьба между черным и белым, добром и злом.

Урал-батыр. Рождаются также положительный Урал и отрицательный Шульган.

Авеста. Доказав, что мир состоит из Добра и Зла, Мрака и Света, зороастризм проклинает кровопролитный обычай жертвоприношения.

Урал-батыр. Уже в начале эпоса в мыслях Урала утверждается наличие в мире двух противоположенных начал – Добра и Зла, Белого и Черного, и Урал отказывается от ведения образа жизни родителей, существующих за счет пития крови.

Авеста. С рождения Ахура-Мазда и Ангра-Майнью – антиподы. Первый вершит только добро, а второй – в противовес первому, только зло.

Урал-батыр. Урал и Шульган – антиподы с рождения. Урал не жалеет сил в поисках живой воды Яньшишмы, в то время, как Шульган, испробовавший украдкой вкус крови из раковины, посвящает себя злу.

Авеста. Описывается божественная картина о том, как два родных, но противоборствующих близнеца, ведя жестокую борьбу, создают мир. Ахура-Мазда создал одну за другой 12 стран, пригодных для жизни человека с плодородными землями и богатые водой. Ангра-Майнью в противовес ему наполняет мир драконами-змеями, ядовитыми насекомыми, злыми духами – демонами, скорпионами, жабами, ящерицами и др.

Урал-батыр. Описывается божественная картина о сотворении мира – страны Урал – с двумя противоборствующими братьями, их жесткая борьба. Урал также сотворил страну для людей с плодородными землями, водами и различной живностью. Против него выступил Шульган, наслав на людей зло, наполнив мир дивами, демонами, ядовитыми насекомыми-скорпионами и т.д.

Авеста. Ангра-Майнью засыпает землю снегом, насылает на людей лютую зиму.

Урал-батыр. Шульган насылает на землю всемирный потоп.

Авеста. Царь страны Добра Йима (в другом варианте Бык, порожденный Ахура-Маздой), сражаясь с Ангра-Манйнью и борясь со смертоносной для людей снежной стихией, погибает, даруя жизнь земле и его обитателям.

Урал-батыр. Носитель Добра и справедливости Урал-батыр, борясь с принесенным Шульганом бедой, принесшей смерть всему живому, погибает, успев опрыснуть окружающему миру живой воды.

Авеста. После смерти Быка, на его останках зеленеет трава и оживают звери и птицы.

Урал-батыр. После смерти Урал-батыра, на его останках образовываются Уральские горы, богатые золотом и серебром, драгоценными камнями…

Как и в Авесте, созданной когда-то в стране Бактрии, в «Урал-батыре» ясно вырисовываются классовые разделения в обществе, развитие рабовладельчества, господство обычая кровавого жертвоприношения, консолидация родов, формирование народа и явления государственности. Также, как и в Бактрии, есть признаки существования остатков матриархата (где девушка сама выбирает себе мужа), экзогамии (браки заключаются между представителями иных фратрий). Позже, видимо, это следствие новых наслоений, наложенных в эпосе со временем, наблюдается разрушение фратрий, их формирование как один единый народ (оба тотема – и Бык, и Акбузат – ведя за собой свои племена, обосновываются на Урале. Кроме этого и в Авесте, и в «Урал-батыре» повторяются некоторые характерные для современного башкирского языка имена (к примеру, Кахкаха, Драж и др.). И там, и здесь лейтмотивом проходит борьба между добром и злом, белым и черным и победа первых над последними… На этом месте невозможно не вспомнить о том, как герой глиняных книг первопредок Шульган–Гильгамеш и родной брат Урал-Энкиду беспамяти любят друг друга – готовы отдать друг за друга свои жизни, а после смерти Энкиду, щемящая душу глубокая скорбь и печаль Гильгамеша: как он мучился и страдал в поисках лекарства против смерти. Этот же «Гильгамеш», написанный на шумерской глиняной книге – Усярганский вариант того же башкирского эпоса «Урал-батыр» -- оба произведения доказывает о своей принадлежности башкирскому народу (в действительности оба памятника представляют собой две стороны одной медали). Точно также переписанная в Иране, на отроге дороги Кюн-Уфа, Авеста является священной книгой Усярган. Потому что Авеста произошел от Аба-эсэ-т (здесь «т» - окончание множественного числа), т.е. означает люди Аба-Эсэ (Буре-Эсэ – усярган-бурзянцы); а вторая переписанная у отрогов дороги Кунгыр-буги Ригведа – священной книгой Ырыу-Боз (Род-Льда), т.е. это представители рода Боз, башкиры.

Известно, что половинная часть единого народа Усярган, якобы созданные из Туш (груди) близнецеподобного нашего первопредка гермафродита Имира, объединил пять родов (историческое единство пяти родов). А другая половинная часть Башкорт, якобы созданные из Баш (головы), объединил семь родов (историческое единство семи родов). Объединение же этих единений 12 родов образовывает башкирский народ. В Авесте и Ригведе эти пять и семь богов-предков составляют две стороны одного целого: пятеро – асуры, семеро – даеуалы. Информацию об этих терминах полнее сохранил башкирский миф: если асуры назывались би-асура, т.е. бисура (дословно: кикимора, неряха), и если этой «асуре» добавить имя южного бога «Кюна», то обнаружим Асура-Кюн – имя первопредка Усярган. А даеулы, возможно, являются дивы, точнее, семь дивов. Предводитель асуров Варуна (Шэре-инэ, т.е. божество усярганской материнской части Бокос) в Ригведе является главой всех 12 богов, возможно, это признак матриархата. На царском престоле в те времена, следовательно, восседал представитель пяти родов части груди – түш (туш – төш – полдень – Усярган). Возможно, семь родов Головной части (сторона Боз – башкорт) боролись за престол. Эта противоположенность между близнецами хорошо отразилась в Авсете и Ригведе: если в первой священной книге асуры (сторона Шульгана) – боги (т.е. сторонники добра), а дивы обозначены как дьяволы, то в Ригведе, наоборот, дивы (сторона Урала) – божества, а асуры представлены как дьяволы.

Таким положением вещей в «Урал-батыре» проникнуты мотивы «добрый, положительный Урал-батыр» и «плохой, отрицательный Шульган»; в «Гильгамеше» же, наоборот, Гильгамеш-Шульган – добрый, положительный батыр, а Энкиду-Урал – его/ее родной брат и оба они любят друг друга. Одна сторона (Усярганская) этого закона диалектической борьбы противоположенностей Усяргана и Башкорта распространилась до древнего Ирана и окрепла там в качестве свода канонов (Авеста); а другая сторона (Башкортская) данного закона укрепилась в древней Индии также в качестве свода канонов (Ригведа). Теперь наши ученые не могут никак понять эту «непонятную» противоположенность. Эта двусторонность, парность ужасающе описывается в эпосе «Урал-батыр» в виде борьбы между Уралом (первопредком башкир) и Шульганом (первопредкой усярган) в диалектическом единстве; в то же время в этом произведении будучи солидарным с положительным Урал-батыром (потому что это эпос Башкирской стороны фратрии) и наказав отрицательного Шульгана (потому что Шульган принадлежит Усярганской стороне!) делается своеобразный вывод: если племена молочных матерей Урал-батыра Инэ-Эйя (в особенности парнокопытная скотина) и Шульгана Бурэ-эсэ (хищники и также парнокопытные) – все вместе как положительные создания оставлены на стороне Урал-батыра для службы людям, то в то же время дивы-дьяволы богов семи родов Урала и змеи-ассураканы (Азраке) богов пяти родов Шульгана все вместе как отрицателные создания предназначены в виде силы зла в отношении людей. То есть естьли раньше каждая сторона половин одного целого считала себя добром, другую – злом, теперь относительно доброго отношения к людям только одна сторона с Уралом считается добром, и во главе государства на трон восходит Урал-батыр (побеждает патриархат); все боги другой стороны во главе с Шульганом, будучи отнесенными к злому дьяволу, лишаются права владения троном (остается только один главенствующий бог-Урал). Переход от двух божеств к одному божеству (две бараньи головы в один котел не вместятся, говорится в нашей пословице) – основная реформа, проведенная пророком Зороастром. Наделение единым именем Башкорт племен-близнецов, возможно, восходит к тем временам. Однако в прочной народной памяти также сохранились и ошибки древней религии (12 богов, о которых писал в Х веке Ибн-Фадлан), даже сохранились до сих пор. В нашей истории бывали случаи, когда в один котел помещались две бараньи головы. Известно, к примеру, что на престоле Хазарского каганата (VII-X вв.) восседали два кагана – Женщина и Мужчина (представляющие из себя Шульгана и Урала), и что слово женщины там ставилось выше. Когда татары-монголы вторглись в земли башкир, на государственном троне вместо Гурула (короля, т.е. представляющего Урала), сидели Куляр (Куль – представляющий Шульгана)…

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наше великое государство Бактрия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг
На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные ск

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Что такое шежере?
Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не под

Огонь-Вода – Отец-Мать
Было это в давние-предавние времена. Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца… Земля была с ложку, а Небо – с чашку. (Башкирское народное творчество (16:39,40)

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие
Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии:

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Тот свет, Этот свет
  Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Рассказ о первом шежере
«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий с

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги