рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 2.История социологии.

Лекция 2.История социологии. - раздел История, Лекция 2. История социологии 1. Возникновение И Становление Классической Западной Социологии. О. Конт, Г.с...

1. Возникновение и становление классической западной социологии. О. Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и М.Вебер.

2. Социология марксизма.

3. Социология в России во2-й половинеХ1Х – начале ХХ века.

4.Современная западная социология.

Вопрос 1. Возникновение социологии связывают с именем французского Огюста Конта (1798-1857), которого часто называют отцом социологии. Он первым решил использовать научный метод для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой,а затем социологией, что значит «наука об обществе». Это было естественно, т.к. в данный период естественнонаучные знания – физика прежде всего, определяли видение окружающего мира.

Конт стремился выработать рациональный подходк изучению общества, основу которого составили бы наблюдениеи эксперимент. Он считал, что такой подход, называемый позитивизмом, обеспечит общественную стабильность и порядок.

Конт считал, что общество следует рассматривать с точки зрения социальной статики и социальной динамики. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, которые в обществе гармонично связаны между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур. Центральным звеном философско-социологических взглядов О. Конта является открытый им, как сам он писал, «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивной философии» (изданного на русском языке в Санкт-Петербурге в 1899— 1900 гг.), а также в других своих работах.

Согласно этому чрезвычайно важному для понимания социологии Конта закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадиичеловеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы, в сознании человека доминирует религиозная мифология.

На метафизической стадиичеловеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия довольно-таки абстрактны.

На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выгодах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теологический и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и

Две идеи просматриваются в ходе развития социологии. И обе они берут начало в работах Огюста Конта. Первая - применение научных методов для изучения общества. Вторая - практическое использование науки для осуществления социальных реформ. Конт был убежден, что добытые наукой знания могут послужить благосостоянию общества.

Идеи О.Конта были развиты английским философом и ученым Гербертом Спенсером (1820-1903), который сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. Одновременно процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т. е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции. В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) - такая философия получила название "социальный дарвинизм". Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне

Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах.

Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства. Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол и даже время года. Что еще более важно, он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. Другими словами, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, как выражался Дюркгейм, «социальным фактом». Такие явления наблюдаются в течение длительного времени и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей, поэтому их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.

Концепция Дюркгейма, также как взгляды Конта и Спенсера представляют собой функционалистский подход к исследованию социальных явлений. «Чтобы объяснить социальный факт. - писал Дюркгейм, - мы должны выявить его функцию в создании социального порядка». Поэтому, когда большинство криминологов считали, что преступление обусловлено индивидуальной патологией, Дюркгейм рассматривал его как общественное явление, которое даже исполняет некоторые позитивные социальные функции. Ни одно общество не может обеспечить всеобщее соблюдение норм, и девиация необходима, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.

Как и многих ученых в области общественных наук, Дюркгейма глубоко волновали нравственные проблемы его времени. Однако он считал, что формирование и функционирование социальных институтов следует изучать в высшей степени объективно; лишь после тщательного научного исследования социолог вправе вмешиваться в дела общества. Научный подход Дюркгейма оказал значительное влияние на развитие научной мысли.

Вопрос 2. Социологическая теория марксизма.

В истории европейской социально-экономической мысли Х1Х века эта школа представляет явление необычное, экстараординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли - немецкую классическую философию, английскую политэкономию, французский утопический социализм, учения просветителей – марксизм в то же время прерывал интеллектуальную традицию и предложил свой леворадикальный проект переустройства общества. Руссо, Фурье, Смит, Гегель были исключительно реформистами, К.Маркс и Ф.Энгельс постулировали разрыв со всеми теоретическими традициями,провозгласили необходимость создания нового – коммунистического общества. Но четкого анализа такого общества у них еще не было.

Методология Маркса при анализе социальных проблем общественного труда, с одной стороны, исходила из натуралистической установки позитивизма (социальные явления – это факты, которые следует рассматривать по примеру естественных наук с характерными для них причинно-следственным объяснением и индуктивным методом), с другой стороны,его подход ориентировался на «интерес эпохи» (как это позднее назвал М.Вебер). Этот интерес эпохи К.Маркс назвал интересом пролетариата.

Маркс, как и Дюркгейм, не отрицал прогрессивной роли разделения труда в развитии общества, но в отличие от Дюркгейма, он абсолютизировал негативные функции разделения труда (эксплуатация, безработица, обнищание), считал их неустранимыми. Разделение труда ведет не просто к появлению социальной структуры, а к расколу общества на два класса – эксплуататоров и эксплуатируемых.

Механическая солидарность характерна для всех обществ, органическая – только для коммунистического общества.

Такое общество можно создать только с помощью социалистической революции и диктатуры пролетариата. При социализме частная собственность исчезает, уходят с исторической арены классы, различия между физическим и умственным трудом. Основным законом планомерной организации общественного труда станут пропорциональное распределение рабочей силы по отраслям народного хозяйства, перемена труда, уравнительность в оплате труда (в зависимости от вложенного труда и размера семьи, а не от социального и должностного статуса индивида) и механизм априорного (внерыночного) распределения.

Методология Маркса оказалась крайне эвристичной. Диалектическая логика, доставшаяся Марксу от Гегеля, была очищена от многих напластований и переориентировала позитивистские установки настолько, что свела их к общенаучным требованиям проверять теорию практикой и опираться на силу фактов.

Метод Маркса – это теоретический метод анализа, объединивший в себе диалектическую логику, методологию «идеальных типов» и мысленного эксперимента, причинно-следственное объяснение.

Основной вклад марксистской школы - в социальную теорию конфликта.

Гораздо меньшее влияние на современную науку оказала экономическая теория К.Маркса, которая большинством ученых явным образом не учитывалась. Не прошла испытания временем теория относительного и абсолютного обнищания пролетариата. Маркс не опирался в должной мере на факты, объективные исследования его – английский капитализм, а рекомендации он давал всем странам.

Тем не менее, учение Маркса остается великим достижение человеческой культуры, сохраняя свой эвристический потенциал и сегодня.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 2. История социологии

В третьих социология должна быть объективной дисциплиной т е изучать реальные взаимодействия людей доступные объективному измерению и... В четвертых поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой она... B пятых разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма т е сведения любого явления к одному...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 2.История социологии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологическая мысль России.
Социологическая мысль России 2-й половины Х1Х-начала ХХ века была представлена множеством направлений, которые отражали сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Разл

Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского.
Заметное влияние на становление развитие общественной мысли в России оказала социология народничества, видными представителями которой были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский

Психологическое направление
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В

Легальный марксизм – П. Струве и М. Туган-Барановский.
Свое место в развитии русской социологической мысли конца XIX - начала -ХХ века занимал называемый легальный марксизм. Это

Плюралистическая социология М. Ковалевского.
Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес М. М. Ковалевский(1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга воп

Социологический неопозитивизм П. А Сорокина.
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала ХХ века стали работы выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические воззрения

Современная западная социология.
В начале XX века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология оделяется от историко-философской науки, в Герм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги