Реферат Курсовая Конспект
Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация - раздел История, Предме...
|
Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др.
15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы
(ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов.
Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана.
Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом.
Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа).
Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания.
Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).
46. Религиозные и космогонические представления казахов в 15 – начале 19 веков.
Культура Казахского ханства в ХVI-ХVI веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия» посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна.
Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста н положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.).
Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они вы дел ял и Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. Это созвездие служило
астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.
В ХУ1-ХУП веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.
В ХVI – ХVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргыи», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» - степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».
Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии - шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргалн, В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства,
В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.
В период позднего средневековья в ХVI-ХVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука).
I. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.
Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Переводил на казахский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова. Проникновение капитализма, переселение крестьян порождали группу поэтов, кот. Оценивали это как «эпоху скорби» (зар-заман). Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России.
В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы.
III. Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций.
Литература Каз в 1950-60 гг (творчество М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мустафина, Г. Мусрепова)
В указанный период развивались образование, наука, литература. В мае 1946 года была основана Академия наук Казахской ССР, ее президентом был избран К. И, Сатпаев. К концу 1950 года в системе АН КазССР было 19 научно-исследовательских институтов. В 1947 году закончил вторую книгу романа-эпопеи «Абай» М. Ауэзов, а в 1949 году ему была присуждена Государственная премия. В то время были написаны произведения «Сырдарья» С. Муканова, «Миллионер» Г. Мустафина, а также произведения И. Шухова, Т. Жарокова и других писателей.
Вместе с тем, на послевоенные годы приходится новый ниток репрессивной политики и отношении интеллигенции. В Ленинграде и Москве были сфабрикованы «ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане было организовано «дело Бекмаханова». Е. Бекмахапов был талантливым историком, в годы войны в составе коллектива ученых, куда входили известные историки А. П. Кучкин, А. М, Панкратова, Б. Д. Греков. Н. М. Дружинин п другие, он работал над «Историей Казахской ССР», которая была опубликована в 1943 году. В 1947 году он подготовил монографию «Казахстан в 20-40-с годы XIX века», его взгляды были объявлены националистическими и политически вредными. 4 декабря 1952 года он был осужден на 25 лет, лишь после смерти И. Сталина, лесной 1954 года он вернулся в Казахстан. Политическим обвинениям подверглись ученые А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменов, писатель Ю. Л. Домбровский и другие. Выдающиеся ученые К. И. Сатпаев, М. О. Ауэзов подверглись гонениям и вынуждены были уехать из Казахстана и Москву.
– Конец работы –
Используемые теги: Предмет, значение, курса, истории, Казахстана, Периодизация0.092
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов