Реферат Курсовая Конспект
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ - раздел История, История Отечественной Антропологии ...
|
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………….. 3
1. АНТРОПОЛОГИЯ (ИСТОРИЯ ТЕРМИНА) ..……………………………. 4
2. ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ ………………...……………………… 6
3. СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ ………………… 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 23
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….. 24
ВВЕДЕНИЕ
Наука не учит «истине», а научное знание не есть истина, точнее - не есть истина неопровержимая. Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней.
Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций), которые, по сути, являются лишь более или менее доказанными в настоящий момент предположениями. Научное знание - это всегда лишь познанная часть истины.
Само это познание сводится, по сути, к структурированию, к выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наших ощущений наиболее существенных из них, и к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Описать - значит определить, оформить из чего-то непонятного, иногда едва уловимого, нечто конкретное и ввести эту новую информацию в сферу сознания человека - сделать её доступной. Это бесконечный, но поступательный процесс.
Чтобы принимать (соглашаться) или отвергать (критиковать) какое-либо научное положение, необходимо обладать определенными фактическими данными и уметь выводить из них логические заключения, оперируя при этом принятыми, устоявшимися в научном сознании дефинициями – понятиями или терминами.
Понятие «Антропология» имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие другие. Определить границы применения каждого из этих терминов, проще всего, кратко рассмотрев трансформацию его содержания в истории развития человеческих знаний о человеке.
Рис.1. Двойное понимание смысла антропологии
Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в., по-прежнему, придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.
Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека - антропология в их понимании почти тождественна психологии.
Широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось еще одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.
Главным изменением представлений о мире, происшедшим в XIX в., было распространение идей эволюционизма. Задолго до появления в 1859 г. «Происхождения видов» Ч. Дарвина, европейская мысль склонялась в сторону отказа от постулата неизменности мира во времени. Работы в области геологии Д. Геттона (1795 г.), исследования происхождения Солнечной системы П. де Лапласа (1796 г.), создание эволюционной теории термодинамики Н. Карно (1824 г.) - все это крупнейшие научные вехи, признающие, что характерной чертой естественных и социальных систем является изменение во времени.
Дед Ч. Дарвина - Эразм, опубликовал в 1796 г. теорию эволюции жизни в форме эпической поэмы «Зоономия». Близкие идеи развивал Г. Спенсер, утверждавший в середине XIX в., что органическая жизнь могла возникнуть только после того, как возникло все остальное.
Однако и «вненаучная» Библия содержит в себе «хронику» некоторых последовательных событий: «В начале сотворил Бог небо и землю… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И увидел Бог, что это хорошо… И сотворил Бог Человека по образу Своему…» (Бытие, Гл. 1).
Научное сообщество не устраивает именно такая простота в форме хроники. С точки зрения науки, настоящее не может просто следовать за прошлым, оно должно быть его следствием. История требует причинной теории, объясняющей, каким образом и почему одна форма «перелилась» в другую.
Дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора, давала именно такое причинное объяснение явлениям, которое превратило хронику в историю. Сам факт, возникновения принципиально новой концепции понимания мира, положил начало бесчисленным дискуссиям и горячим спорам, требовавшим от оппонентов новых подтверждений своей правоты, выстраивания новых систем ее доказательства. Так происходило активное накопление данных о мире, и эти данные выстраивались во временные и географические причинно-следственные конструкции.
Одним из последствий этого, в свою очередь, стала специализация отдельных научных дисциплин естествознания. Отдельные ученые – узкие специалисты - уже не могли «справиться» со всем объемом поступающей новой информации. Так произошло и с антропологической наукой.
Все прежние значения ее, конечно же, сохранились. Но во второй половине XIX в. под антропологией стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.
Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также, о происхождении и эволюции человека (антропогенез).
«Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас» пишут в 60-х гг. XX в., крупнейшие отечественные антропологи Я.Я. Рогинский и М.Г. Левин. Это одно из последних фундаментальных определений физической антропологии, в конечном счете, сводит цели антропологического исследования к изучению биологических особенностей человека. Ограничение рамок антропологии и, некоторое ее обособление от других сфер научного знания, связано с углублением специализации отдельных направлений (разделов), уже в рамках этой частной науки.
Но, за прошедших почти полвека научные представления о мире вновь изменились, и сегодня содержание термина «антропология» вновь существенно расширяется.
И т.н. «Анучинская триада наук» (2).
– Конец работы –
Используемые теги: История, Отечественной, антропологии0.062
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов