Реферат Курсовая Конспект
Темы лекций Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию - раздел История, Конспекты Лекций ...
|
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
Основные формы социальной помощи в архаический
Период
Основные объекты оказания помощи –
- нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди
Формы помощи -
1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих
2.раздел имущества покойного в пользу вдовы
3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период
4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей
5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»,
6.«толоки» - совместные перевозки,
7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство
8.Выделение земельных участков вдовам и старикам
9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота
Легенды и сказания славян о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую милостыню.
Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной.
Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.
Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».
Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков.
В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка.
Таблица. Формы помощи в архаический период..
ВОПРОСЫ:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ |
ЗАРОЖДЕНИЕ КНЯЖЕСКОЙ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ (X – XIII вв.) |
ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ
XIV – первая половина XVII в.).
Основные понятия и факторы развития помощи
Геополитический фактор: княжескую власть во многом подорвало монголо-татарское нашествие, и поэтому она стремилась в лице церкви найти себе союзника, с падением молголо-татарского ига новый институт – царская власть.
Политический фактор – формирование централизованного гос-ва. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся.
Социальный фактор: тенденция к оформлению крепостного права, многие крестьяне искали в монастыре укрытия от социальных потрясений – постриг в монахи – распространенное явление.
Культурный – возрождение русской государственности и культуры после опустошения монголо-татар, после падения в 1454 г. Византии Москва становится правопреемницей православия. Изменяется ее статус.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Культурный – ориентация на Западную Европу – восприятие западных теорий соц. Помощи
Период становления абсолютной монархии – усиление государственных форм помощи – Период интенсивного реформирования – коснулось и форм помощи происходит регламентация
Секуляризация церкви – духовенство играет не такую важную роль
Постоянные войны – влияние – много инвалидов
ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЧАСТНОЕ ПРИЗРЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ПО 1917 г.
Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: кто был отец человека, каким по счету сыном в семье он родился. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья опускались на одну ступеньку ниже.
При таком подходе с жесткой иерархией в обществе проблемы малоимущих и бедных не были предметом заботы общества и, фактически, их положение не могло быть изменено.
Переселение голодающих в благополучные районы страны.
Такая политика продолжалась только в период чрезвычайных ситуаций и не имела постоянного характера.
История древнего государства Вавилон свидетельствует о том, что оказанием социальных услуг населению занимались не только органы власти, (кто еще?) но и храмы. Храмовые хозяйства отличались огромными размерами и уступали только царским хозяйствам.
(В чем отличие их деятельности от деятельности государства?)В отличие от государства, их деятельность носила постоянный характер. Под опеку храмов попадали различные категории людей:
- военнопленные;
- рабы, купленные или полученные в подарок;
- незаконнорожденные;
Дети из бедных семей, отданные в храм во время голода.
-
Благодаря такой социальной помощи разным категориям людей храмы превращались в мощную социальную и политическую силу, имели поддержку широких слоев общества.
Следует также отметить социальную практику иудейских обществ в древности.Жизнь в условиях пустыни, борьба за выживание обусловили стремление снять противоречие между интересами личности и коллективными интересами общества. Выход был найден в формировании религиозного альтруизма (Что это за принцип?)(альтруизм - принцип жизненной ориентации личности, в соответствии с которой благо другого человека более важно и значимо, чем собственные благо и личные интересы).
На практике это вылилось в почитание и следование одной из десяти заповедей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это вторая заповедь, полученная Моисеем от Бога. Первая заповедь: «Возлюби Господа Бога своего и ему одному поклоняйся». Эти библейские заповеди позднее перешли в христианство.
Иудейская система социальной помощи, основанная на любви к ближнему, действовала через законом установленные налоги и вела к перераспределению доходов среди нуждающихся.
В иудейской культуре социальная помощь проявлялась в двух элементах:
- в поведении самого человека, обязанностью которого был труд;
В заботе общества по обеспечению нуждающихся пищей. В древнем
Иерусалиме вдовы и другие малоимущие люди бесплатно получали пищу,прежде всего, в храмах.
Имеющиеся довольно ограниченные сведения из истории древних народов относительно развития общественной помощи позволяют все же сделать определенные выводы:
1. Оказание помощи различным категориям нуждающихся - больные,
имеющие физические и умственные недостатки, вдовы, дети, старики и др.
Они могли рассчитывать на помощь своих родственников и семей, друзей, соседей или членов общины.Такая помощь оказывалась, прежде всего, под воздействием духовных, религиозных систем у тех или иных народов, а также традиционного общинного уклада.
2. Помощь, оказываемая властями, носила, как правило, прагматический характер. Она была отражением потребности государства в обеспечении его трудовыми ресурсами, а также в обеспечении социальной и экономической стабильности.
Способы, к которым прибегала власть, были различны:
- централизованное планирование распределения продуктов питания и средств существования людей;
- налоговая система, которая позволяла накапливать средства, необходимые для оказания помощи нуждающимся,
Эксплуатация ресурсов завоеванных территорий.
Социальные проблемы и их решение в Древней Греции
Рабы, которые находились на самой нижней ступени социальной лестницы.
Чтобы обеспечить реальное участие в делах афинского гражданства, была необходима система различных мер. Их цель - поддержать определенный материальный достаток, образовательный уровень, психологический климат, определенное единство внутри гражданского коллектива в целом. К числу таких мер относились следующие:
Власти в Афинах постоянно следили за тем, чтобы численность землевладельцев не сокращалась. Для этого потерявших землю граждан наделяли участками. В то же время вводился земельный максимум, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других.
Выведение безземельных и малоземельных граждан в колонии за
Пределами Эллады. Так, в V в. до н.э. более 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (клерухиях) на берегах Черного моря и на территории Малой Азии. Там они вновь становились мелкими землевладельцами.
- Богатые граждане частично делились своими доходами, финансируя такие общественные нужды, как постройка кораблей, храмов, организация общественных празднеств. Как такая повинность называлась? Такая личная повинность зажиточных граждан называлась литургия.
- С целью оказания материальной поддержки беднейшим категориям гражданства в Афинах, например, был установлен жесткий контроль за хлебным рынком
- Государство обеспечивало выдачу социальных пособий.Так, афинский реформатор Солон (конец VI в. до н.э.) издал закон, по которому государство обеспечивало содержание всех граждан, получивших увечья на войне.
Позднее такое государственное содержание было распространено на всех неимущих, неспособных в силу болезней или увечья трудиться и обеспечить себе пропитание.Государство брало на себя заботу о воспитании сыновей воинов, погибших в сражениях. Афинское государство поддерживало их досовершеннолетия. Власти также выделяли определенные средства свободным девушкам из бедных семей в качестве приданного.
Трех племен - древних латин, сабин и этрусков - образовалась римская община, в которую входило 300 родов.
Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс (rex) - царь. Его полномочия сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.
Органом управления был совет старейшин - сенат.
Общие вопросы рассматривались на народном собрании.
Члены старейших римских родов назывались п а т р и ц и я м и.
Вокруг Рима селилось пришлое население, оказавшееся вне римской родовой общины и получившее название п л е б с а.
Плебеи были свободными, но ограниченными в имущественных и личных правах. Основным занятием плебса были ремесло и торговля. Численный рост плебеев превратил их в своеобразную и достаточно сильную общину.
Значение плебеев в римском обществе возросло в связи с их участием в военных походах.
Такое несоответствие между большой ролью, которую стали играть плебеи, и их бесправным положением, породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями.
Эта борьба закончилась победой плебеев, которая была закреплена реформами Сервия Туллия в VI в. до н.э. Эти реформы положили в основу общественного устройства Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима - и патриции, и плебеи – делилось на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.
К первому разряду относились люди, владевшие полным наделом, ко второму - владевшие тремя четвертями надела и т.д. К последнему, шестому разряду относились безземельные - пролетарии.
.
В период Римской республики положение личности характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи.
Только лицо, обладавшее всеми тремя статусами, было полноправным гражданином. По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.
По статусу гражданства все свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).
К последним относились также свободные жители провинций, то есть стран завоеванных Римом и находящихся за пределами Аппенинского полуострова.
Эта дата считается началом нового периода в истории Рима - периода империи, который продолжался до 476 г. н.э.
Важными событиями для Римской империи явились во-первых, решение императора Константина перенести в 330 г. столицу в новый город, названный в его честь Константинополем, и,
Во-вторых, распад в 395 г. единой империи на две части: Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя имела еще одно название - Византийская империя. Если Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г., то Византийская просуществовала еще целое тысячелетие и пала под ударами турок-османов в 1453 г.
Древнеримское общество периода республики и империи сталкивалось в социальной сфере с теми же проблемами, что и в Древней Греции.
Как это видно из вышеизложенного, общие проблемы решались похожими методами (Какими? Запишите сейчас) восстановление собственности для свободных, полноправных граждан - наделение их землей, переселение неимущих в отдаленные районы, привлечение на военную службу малообеспеченных граждан, организация народных празднеств, которые помогали гражданскому сплочению общества.
Особый размах эта деятельность получила в Древнем Риме
. Как отмечалось ранее, организация зрелищ для бедного гражданства преследовала несколько целей. (Какие?)
Прежде всего таким образом власть покупала политическую лояльность деклассированных элементов и вместе с тем обеспечивала социальную стабильность в обществе.
Увеселения и зрелища, которые были столь популярны среди римлян,можно разделить на несколько групп:
1. И г р ы в ц и р к е. Преобладающим видом увеселений здесь были
бега колесниц, выступления кулачных бойцов и борцов. Иногда устраивались сражения и военные парады.
2. И г р ы в а м ф и т е а т р е. Главным событием здесь были бои
гладиаторов. Гладиаторами становились военнопленные, обращенные в рабов, преимущественно соседних с римлянами племен - германцев, галлов,фракийцев, негров и др. Гладиаторами становились также осужденные преступники, иногда добровольцы. В зависимости от вида оружия, к которому они прибегали, различались несколько категорий гладиаторов. Их игры были простыми и жестокими одновременно. Жизнь побежденного определяли зрители: поднятый вверх палец означал жизнь, опущенный вниз - смерть для побежденного гладиатора. Впечатляющими были также зверинные бои. Так например, документы сохранили информацию, что во время одного из праздника было убито 17 слонов, до 600 львов и 410 других африканских животных.
Столь жестокие и кровожадные развлечения не осуждались общественным мнением, так как, с точки зрения свободного римского гражданина, военнопленные, рабы и преступники не были полноценными людьми.
3. Т е а т р а л ь н ы е п р е д с т а в л е н и я. Наибольшей популярно-
стью у римлян пользовались народные комедии - аттелана, действие которых было обычно одноактным с традиционным набором действующих лиц. Эти народные комедии отличали грубоватый юмор и довольно часто непристойности. Эти же черты были присущи и еще одному виду народной комедии мимам. Пантомима представляла из себя бытовые сцены, взятые из обыденной жизни и переданные игрой лица и жестов. Эти представления часто сопровождались пением хора, шествием участников и т.п.
4. И г р ы н а с т а д и и. Стадии - это специально устроенное при те-
атре место для спортивных состязаний. Атлетические игры и гимнастические
соревнования в Риме, которые получили название «капитолийских игр», про-
водились на манер олимпийских игр в Греции один раз в четыре года и поль-
зовались большой популярностью у римлян.
Привлекательность этих развлечений усиливалась фейерверками, ил-
люминацией, выступлениями фокусников, жонглеров и акробатов.
Но еще более заманчивым было то, что во время всех этих празднеств зрителям раздавали съестные припасы - фрукты, вино, сыр и др. Иногда зрителям выдавали жетоны на получение более или менее ценных вещей. Например, во времена правления Нерона (54–68 гг.) в праздники неимущие римляне могли получить жетоны не только на хлеб, одежду, но и на драгоценные камни, картины, животных, виллы и др.
Организация подобных мероприятий в Древнем Риме приобрела гран-
диозные масштабы в смысле грандиозности увеселений и зрелищ. В период
республики общая продолжительность праздников составляла 66 дней в году, в период империи - уже 175 дней в году. Из этого количества 10 дней отводились на бои гладиаторов, 64 - на игры в цирке, 101 день - для театральных представлений. Существовала практика проведения ч р е з в ы ч а й н ы х празднеств по каким-то конкретным случаям. Иногда такие чрезвычайные празднества могли длиться месяцами. Например, в 106 г. в ознаменование победы над даками римский император Траян организовал праздник, который считается самым продолжительным в истории человечества - он продолжался
123 дня.
Фактически, изложенная выше практика организации «хлеба и зрелищ» в Древнем Риме может быть классифицирована как своеобразная государственная филантропическая деятельность.
Но государственная филантропия в Древнем Риме не ограничивалась
только организацией «зрелищ», она приобрела социально организованный
О п е к а и п о п е ч и т е л ь с т в о.
Римское право выделяло «правоспособность» и «недееспособность».Первое означало наличие в обществе лиц, у которых есть права.
Второе предполагало, что у таких лиц нет достаточной степени разумности и зрелости воли для самостоятельных действий и управления своими делами.К недееспособным римское право относило несовершеннолетних, безумцев, женщин и расточителей.
Первоначально опека была правом опекуна, а не его обязанностью, что автоматически давало ему силу и власть в отношении личности ребенка и его имущества.
Постепенно на первый план стали выдвигаться обязанности, что коренным образом изменило цели опеки. Опека стала не охраной своих возможных в будущем наследственных прав, а забота о чужих правах.
В случае, если у опекаемого не было опекуна ни по закону, ни по завещанию, забота о нем переходила к государству, то есть становилась общественной повинностью.
Начиная со II в. до н.э. в указанных случаях опекунов назначали должностные лица - магистраты при участии народных трибунов. При таком порядке опекунами становились лица, вообще не имевшие родственных связей с опекаемым и назначаемые государством. Государство же контролировало деятельность опекунов.
Опекунских дел было так много, что в привинциях ими занимались органы муниципального управления, а в центре - консулы.
П о п е ч е н и е о н е с о в е р ш е н н о л е т н и х. Римское право
Предусматривало правоспособность для свободного римского гражданина с момента его рождения: он мог уже в младенчестве оказаться обладателем состояния и стать участником юридических отношений. Но ввиду его физической и психической незрелости за ним нельзя было признать дееспособность.
Трудности возникали в связи с тем, какие же признаки могли быть доказательством совершеннолетия.
Римское право не связывало наступление совершеннолетия с каким-либо определенным возрастом. Единственным принимаемым во внимание признаком была половая зрелость. Однако у разных людей она наступает в разное время, и этот признак оказался непригоден.
Потребность юридически зафиксировать единый возраст совершеннолетия привела к тому, что для мужчин он был определен в 14 лет. Недостаточность зрелости 14-летнего молодого человека для ведения самостоятельных дел обусловила принятие особого закона в 190 г. до н.э. Этот закон установил уголовную ответственность мужчин по достижении 25 лет. Таким образом, реальный возраст достижения совершеннолетия сдвинулся до 25 лет.
2. О п е к а н а д ж е н щ и н а м и. Как отмечалось выше, женщина по римским законам не была дееспособной вообще. Это было обусловлено древним порядком, по которому правами могло обладать только лицо, владеющее оружием. При таком подходе женщина была обречена находиться под контролем либо отца, либо мужа, либо опекуна по завещанию отца или мужа.
Положение начало меняться ко II в. до н.э. Безусловный характер опеки над женщиной изменился: постепенно исчезла опека над взрослыми женщинами и они могли самостоятельно вести свои дела
.Окончательно женщины в Древнем Риме освободились от опеки только во 2 веке.
Но это не означало равноправность женщин и мужчин: женщин не допускали к заниманию государственных должностей; они не могли представлять чьи-либо интересы в суде; они могли быть опекунами только по отношению к своим детям или внукам.
Изменилось положение замужней женщины в смысле ослабления власти мужа. Если прежде женщина, выходя замуж, порывала всяческие отношения со своими кровными родственниками, то в новых условиях такие связи не порывались, она сохраняла определенную имущественную самостоятельность и получала некоторые права в отношении детей.
В условиях кризиса патриархальной семьи частой стала практика разводов: брак мог быть расторгнут по требованию одного из супругов. Поскольку достаточно часто мужчины вступали в брак с женщинами из состоятельных семей исключительно из корысти, закон встал на защиту имущественных интересов богатых римлянок. Со времени правления Октавиана Августа мужья в случае развода теряли права на приданое своей жены.
Распад патриархальной семьи проявился также в ослаблении власти отца: прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться как тяжкое преступление.
П о п е ч и т е л ь с т в о н а д б е з у м н ы м и. Римские законы пе-
Античная цивилизация, которая существовала на протяжении тысячелетия и параллельно с соседними восточными обществами, отличалась от них своеобразием практически во всех сферах: политической, экономической, социальной.
Будучи классическим воплощением рабовладельческого способа производства, древнегреческое и древнеримское общества оставляли вне какой-либо сферы жизни сотни тысяч рабов. Этим людям отводилась роль не более, чем инструментов труда. В центре политических, экономических и социальных отношений находился свободный гражданин, собственник. Рыночные отношения и частная собственность неизбежно порождали среди свободных граждан имущественное неравенство, чреватое социальными противоречиями и конфликтами.
Государство в античной цивилизации в целях сохранения социальной стабильности предпринимало определенные шаги по поддержанию лишившихся собственности сограждан. Именно этим диктовали конкретные и очень умеренные шаги власти в социальнойсфере, преимущественно в устроении зрелищных мероприятий и угощений. Кроме этого, властьпыталась решить некоторые социальные проблемы правовым путем, преждевсего в сфере семейно-брачных отношений и в вопросах установления опекии попечительства.
Провести сравнительный анализ форм помощи, характерной для древних греков и древних римлян.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СССР
В 1918-1940 гг.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СССР
В 1940-1980-е гг.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные понятия
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА— стратегия государственной политики по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА— предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ— система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С.п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ— система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потери кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ— государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы. центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, социальные столовые, кризисные центры для женщин, геронтологические центры, центры экстренной психологической помощи по телефону.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ— профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подаяния в той или иной форме. Новый виток П.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Совета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типы П.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психиатрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию
для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо.
ДОМА РЕБЕНКА— учреждения в РФ для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, а также детей с дефектами психического и физического развития.
Социальная работа ‑ деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через
- информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.
Социальная работа ‑ профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем, носящая по преимуществу превентивный характер, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.
Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на регулирование и развитие системы социальных отношений и общения людей, управление государственными и общественными институтами, содействующими всестороннему жизнеобеспечению и развитию всех членов общества. Социальная работа ‑ практикоориентированный, нацеленный на конкретную социальную ситуацию институт, вид деятельности и отрасль конкретного научного знания.
Социальная работа ‑ это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию. (Е.И. Холостова)
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОм
Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество.
Джейн Адамс (1860—1935) скептически относилась к благотворительности. Ее работа в рамках движения «сеттльмента».
Программы поддержания доходов имели два направления — социальное страхование и материальная помощь. Социальное страхование предлагалось в качестве замены благотворительности, в 1930 г.
С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования —
· пенсии по старости
· пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше.
В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства всеобщего благосостояния» – этот термин прочно вошел в обиход. Политика была представлена в плане Бевериджа — английского экономиста, который считал, что государство должно гарантировать каждому гражданину в качестве основного права некоторый минимум экономической безопасности.
Период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.
3 период. 1968-1990 гг. Политика «кооперативного федерализма», которая стимулировала расширение системы дотаций и аппарата регулирования, была заменена «Новым федерализмом», впервые предложенным Президентом Никсоном. Снижение расходов на соц. сферу – т.к. это тормозит развитие. приоритетное значение для федерального финансирования имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путем снижения налогов.
– Конец работы –
Используемые теги: темы, лекций, теоретико-методологические, ходы, историческому, исследованию0.09
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Темы лекций Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов