Политико-правовая программа Вольтера - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ Эта Книга, Подпольно...
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и власти».
• «Философский словарь» (1764);
Имел огромный успех, был широко известен не только во Франции, но и во многих других европейских странах, включая Россию. Аббат Шодон, написавший «Антифилософский словарь», свидетельствует: «Его все читают, все его цитируют— военные, магистраты, женщины, аббаты; это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом
безбожия».
Приговорен к сожжению судами Женевы и Парижа, папской курией был включен в «Индекс запрещенных книг».
• «Метафизический трактат» (1734);
• «Комментарий к«Духу законов»» (1730-е гг.).
Содержание политико-правового учения. Вольтер —
представитель школы естественного права. Признает за каждым индивидом неотчуждаемые естественные права: свободу; собственность; безопасность; равенство.
Вольтер считал, что каждый человек не должен зависеть от чьего бы то ни было произвола: «Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам».
Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению частной собственностью, так как «собственнический дух удваивает силы человека».
Каждому принадлежит свобода на труд, т.е. возможность «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».
Каждый имеет право на свободу совести, поэтому право на нетерпимость по отношению к иноверцам Вольтер не признавал: «Право, основанное на нетерпимости, — дикое и нелепое; это право тигров, но даже еще страшнее, ибо тигры рвут свою жертву на куски только для того, чтобы ее съесть, а мы истребляем друг друга согласно параграфу».
К числу естественных прав Вольтер относил и равенство: «все люди рождаются равными»; «каждый человек в глубине души имеет право верить, что он полностью равен другим людям». Но одновременно Вольтер называл равенство «самым химерическим состоянием», имея в виду не-
/
138 Глава 9. Политико-правовая мысль во Франции XVIII в.
возможность социального и политического равенства между людьми.
Естественные права предписаны людям естественными законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы «не делать зла другому и не радоваться такому злу».
Естественные законы — это справедливость, которая, считал Вольтер, указана людям природой и «запечатлена в наших сердцах». С естественными законами, по мнению Вольтера, «люди всего мира должны быть согласны, вопреки тем законам, что у них есть».
Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы».
Позитивные законы отличаются у разных народов по содержанию, но без законов не может существовать ни одно общество: «Большинство законов так явно себе противоречат, что мало имеет значения, какими именно законами управляется государство, но действительно большое значение имеет выполнение раз принятых законов».
Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие из этих законов представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческие невежество. Он писал: «Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащими нас полумерами, некоторые из этих шарлатанов прописывают нам яды»; «истина всюду одна, законы же между собой расходятся; поэтому большинство законов не стоят ломаного гроша».
Вольтер предлагал сжечь старые законы, проникнутые волюнтаризмом, и написать новые, правильные законы: «Вы хотите иметь хорошие законы? Тогда сожгите старые и создайте новые». Проблема законодательного волюнтаризма, затронутая Вольтером, остается актуальной до настоящего времени.
Вольтер выступал с беспощадной критикой уголовного законодательства, которое в то время было основано на институтах пытки и смертной казни: «Слабость разума и недостатки наших законов ежедневно дают о себе знать; однако их убожество, как никогда обнаруживается в тех случаях, когда большинством всего в один голос суд отправляет гражданина на казнь колесованием».
9.1. Политико-правовая программа Вольтера
Рассуждения Вольтера и его современника Беккария воздействовали на общественное мнение и способствовали модернизации системы европейского уголовного правосудия. Иольтер протестовал против фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра приговоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фанатизма судей. Вольтер добился в 1762 г. оправдания Каласов, а в 1764 г. — Сирвенов.
Беккария Чезаре (1738-1794) — итальянский просветитель, юрист, публицист. Его демократические идеи сыграли важную роль в формировании современного уголовного права.
Вольтер критиковал тиранию как форму правления, тиран для него — это: «правитель, не признающий иных законов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей».
Вольтер — проповедник идей «просвещенного абсолютизма», оказавших большое влияние на многих европейских монархов: Фридриха II в Пруссии, Екатерины II в России.
Однако государство с просвещенным монархом, обладающим неограниченной властью, было для Вольтера не единственной формой «мудрого правления» — политическими идеалами для него были голландская республика и английская конституционная монархия. Вольтер дал высокую оценку институтам представительного правления и разделения властей, которые он увидел в Англии: «Все государства, которые не основываются на этих принципах, будут подвержены революциям».
Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как вообще все другие религии, — это суеверие, которое стоило человечеству «более 17 миллионов лсизней, если считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия, так и тех, кто умер от рук других наемных палачей, построенных в боевом порядке...».
Вольтер критически относился не только к различным религиям, но и к атеизму, так как он «почти всегда роковым образом действует на добродетель». Атеизм способен подорвать режим законности: «Атеист бедный и свирепый,
XVIII в.
верящий в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников».
Атеизм, считал Вольтер, приводит к росту латентной преступности: «Число тайных преступлений будет бесконечным, если не будет веры в карающего Бога». Кроме того, атеизм тех, кто правит людьми, — это реальная угроза для последних: «Я хочу, чтобы государи и их министры верили в Бога, который карает и прощает, без этой узды они будут представляться мне жаждущими крови животными».
Именно Вольтеру принадлежит высказывание: «Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать».
Просвещенный человек, по мнению Вольтера, может быть только деистом. Для деистов Бог существует потому, что иначе нельзя объяснить физический миропорядок: «Мой разум доказывает мне, что есть существо, упорядочившее материю вселенной». Бог — это то, к чему человек приходит путем разума, а не веры. Поэтому деист никогда не станет фанатиком, ведь он признает свою ограниченность в познании замысла Бога: «Деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога».
* * *
Политико-правовые идеи Вольтера хотя и не были им систематизированы, но благодаря своей убедительности и ясности аргументации оказали большое воздействие на формирование западной политической и правовой культуры в целом. Говоря о влиянии Вольтера, уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Если первенство чего-нибудь да стоит вспомнить, то вспомните, что Вольтер пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные архивы Истории».
9.2 Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Развитие теории разделения властей
Шарль Луи де Монтескье(настоящее имя Шарль Луи де Секонда) (1689-1755) — французский правовед и политический философ.
Все темы данного раздела:
УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением
но классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
но юридической специаль
Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2
В предлагаемом учебнике рассматриваются ос
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единице
Правовые взгляды софистов
Группа
Софисты
Правовые взгляды
Протагор
«Законы — изобретение славных
Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой ст
Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
Первый проект
Второй проект
Деление граждан:
па три сословия 1) философы; 2) вои
Формы государственного правления
Правильные
Неправильные
Правление осуществляется в интересах:
(м цего блага
Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болон
Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в с
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общ
И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободила
Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.
Суверенитет госу
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что утопия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласуется с природным эгоизмом людей.
Таблица 9 Политические и правовые вз
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политический, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободительное движение под лозунгом за
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов
Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта фор
Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег
Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматр
Формы правления государства
Критерии классификации
Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная
разделены —
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических
Общие программные положения «Северного»- и «Южного» обществ.
Цели:
• ликвидация самодержавия;
• отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс
Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13
«Северное общество» (П.М. Муравьев)
«Южное общество» (П.И. Пестель)
Верховная дума
XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного прав
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама
Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ
Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особе
Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15
Функции
властей
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)
Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и
Признаки военного общества
Государственный централизм
Иерархия индивидов
Повсеместное
принуждение
Одним из существенных признако
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции пролетариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в существующую экономическую
Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими
Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших др
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича
Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре
Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое в
Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчуждение индиви
Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребнос
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-X
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха.
Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство г
Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме
Персоналии
Персоналии
Персоналии
Новости и инфо для студентов