Политико-правовое учение Огюста Конта - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ Таблица 15
Функции
...
Таблица 15
Функции
властей
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)
Светская власть («практическая власть»).
При социократии должна принадлежать:
философам
патрициату
«провозглашает неопровержимые правила, в которых рассудок и чувства всегда совместно способствуют изменению деятельности»
нормирует плату за труд промышленных рабочих; вознаграждает труды теоретиков
Осуществляет:
• обязанности культа; • воспитание социальных чувств, начиная с детского возраста; • образовательную деятельность (Конт выступал за единую систему всеобщего образования для всех передовых народностей); • моральное совершенствование капиталистов и пролетариев
• экономические функции; • не выполняет каких-либо судебных, политических и военных функций
Важнейшая компетенция духовной власти — воспитание в духе общественной солидарности капиталистов («ибо философская власть наложит именно на крупнейших руководителей обязанности, благоприятные для их подчиненных») и пролетариев (истинное счастье для пролетария (самородного философа) — удовлетворение своих интеллектуальных, моральных, социальных потребностей).
Средствами воспитания капиталистов могут быть: убеждение; систематическое порицание; исключение из общества.
Пролетарий должен будет понять, что находится на общественной службе и потому не должен стремиться к богатству (счастье не в этом), к политической карьере (через рабочие клубы будет происходить отвлечение пролетариев от напрасного вмешательства в политику).
При социократии учреждается новая религия — религия Человечества (Великого Существа). Человечество объеди-
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
класса капиталистов и класса пролетариев, эти мыслители предложили разные программы действий по прогрессивному преобразованию западных промышленных обществ:
Таблица 16 Взгляды
К. Маркса
О. Конта
Отношения между классами:
Возможность консенсуса:
Отношение к власти:
Отношение к частной собственности:
Огюст Конт оказал огромное влияние на современников. Видный французский мыслитель XX столетия Раймон Арон (1905-1983) назвал его «философом в социологии, социологом в философии».
Взгляды Конта оказали влияние на английского социолога Герберта Спенсера — теоретика военных и промышленных обществ и на немецкого правоведа Карла Бергбо-ма — представителя школы юридического позитивизма.
Особенно заметным было влияние позитивистов в Бразилии. В 1891 г. в Рио-де -Жанейро был открыт позитивист-
286 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
няет в себе, по Конту, все поколения людей: прошлые, настоящие и будущие. Не все люди входят в состав Великого Существа: человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него, но зато включены полезные животные.
Вводятся статические празднества, воплощающие идею порядка:
• апрель — это месяц детей;
• июнь — это месяц прислуги; и т.д.
Вводятся также динамические празднества, воплощающие идею истории. Эти празднества предусматриваются новым позитивистским календарем.
В году — 13 месяцев: каждый месяц и каждый день посвящены знаменитым историческим личностям:
S 2-й месяц — месяц Гомера, посвящен древней поэзии;
v^ 11-й месяц — месяц Декарта, посвящен современной философии; и т.д.
При социократии, считал Конт, будет достигнута гармония общественной и частной жизни на основе позитивных начал.
Надежды на осуществление своего плана по созданию социократии Конт связывал с сильной единоличной властью — автократией, поэтому он и обращался к Николаю I, к Решид-паше — визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации. Конт одобрил бонапартистский переворот 1852 г., который покончил с «анархистской республикой» и установил «единственно истинную французскую диктатуру».
Результатом обращения Конта к пролетариату стало образование парижского «Общества пролетариев-позитивистов», которое в 1870 г. было принято на правах секции в Интернационал.
Концепция социократии О. Конта — это теоретическая альтернатива теории «научного социализма» К. Маркса (табл. 16). Маркс так отзывался о Конте: «Конт известен парижским рабочим как пророк режима империи (личной диктатуры) — в политике, капиталистического господства — в политэкономии, иерархии — во всех сферах человеческой деятельности, даже в сфере науки, и как автор нового катехизиса с новым папой и новыми святыми вместо старых».
На основе одного и того же исходного положения, согласно которому индустриальное общество состоит из
в отношениях между классами не хватает консенсуса
для установления консенсуса в обществе достаточно моральных средств
нужно упорядочить пользование общественной и частной властью, в чьих бы руках она не находилась. (Философская власть наложит ограничения на руководителей крупных предприятий)
необходимо сохранить частную собственность на средства производства и институт наследования имущества
существуют антагонистические (непримиримые) противоречия между классами
консенсус невозможен — неизбежна мировая насильственная революция
в ходе революции пролетариат становится правящим классом, завоевывает государственную власть и устанавливает контроль над фабриками и заводами
необходимо обобществить частную собственность на средства производства и отменить право наследования
288Глава 19. Проблемы государства и права в социологии... ский храм для отправления культа Человечества. Позитивисты способствовали отмене рабства, а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю республикой. Девиз Конта «Ordem e Progresso» начертан на зеленом фоне флага Бразилии.
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера
Спенсер Герберт(1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма.
Эпоха. Время длительного царствования (1837-1901) королевы Виктории (1819-1901) было для Англии достаточно благополучным: успехи в науке и экономике, расцвет колониальной империи, просвещение среди широких слоев населения.
Биография. Г. Спенсер родился в семье школьного учителя в г. Дерби. Из-за слабого здоровья не получил систематического образования. Учился в основном дома, сначала под руководством отца и дяди, затем самостоятельно. Позднее Спенсер гордился тем, что благодаря самообразованию стал одним из образованнейших людей своего времени. Дядя Спенсера, священник англиканской церкви, принимал активное участие в демократическом движении чартистов. Под влиянием отца и дяди Спенсер рано увлекся политическими проблемами. Его нонконформистские взгляды с течением времени усиливались и привели к полному разрыву с христианством.
С 17 лет Спенсер работает сначала техником, затем инженером на железной дороге, соединяющей Лондон и Бирмингем. Продолжая самообразование, параллельно с математикой и естественными науками, он начинает изучать философию и политэкономию.
В начале 1840-х гг. Спенсер начинает публиковать статьи в британской периодике, а затем и полностью переходит на занятие журналистикой. В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, объединенных общим названием «О надлежащей сфере государственного управления», в которых прослеживаются многие идеи его политико-правовой философии. В 1848-1853 гг., будучи одним из редакторов известного журнала «Эконо-
История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Политико-правовое учение Огюста Конта
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением
но классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
но юридической специаль
Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2
В предлагаемом учебнике рассматриваются ос
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единице
Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой ст
Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болон
Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в с
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общ
И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободила
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что утопия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласуется с природным эгоизмом людей.
Таблица 9 Политические и правовые вз
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политический, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободительное движение под лозунгом за
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под
Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов
Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта фор
Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег
Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматр
Формы правления государства
Критерии классификации
Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная
разделены —
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических
XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного прав
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ
Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особе
Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и
Признаки военного общества
Государственный централизм
Иерархия индивидов
Повсеместное
принуждение
Одним из существенных признако
Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими
Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших др
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича
Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре
Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое в
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-X
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха.
Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство г
Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме
Новости и инфо для студентов