рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Богословие пролога, метаистория, история патриархов. Языческие космогонии.

Богословие пролога, метаистория, история патриархов. Языческие космогонии. - раздел Информатика, Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие Книга Бытия Начинается Прологом (1-2 Главы) – Повествование О Метаистории. Да...

Книга Бытия начинается Прологом (1-2 главы) – повествование о метаистории. Дальше – история патриархов.

В Прологе повествуется творение материи и мира. Библия учит Богооткровенным истинам в контексте человеческой истории.

Пролог – не история в обычном смысле слова. Нет тех, кто был свидетелем событий, таких быть пне могло. Поэтому нельзя назвать Пролог историей. Открыл это только Сам Бог. Это духовная история начала мира и человека, где события передаются языком образов и символов.

Богословие Пролога можно сравнить с Богословием иконы. Один из богословов: «Библия – это глубина. Древнейшие ее части (Бытие) развертывались по закону той логики, которая не отделяет образ от идеи, символа от символизируемой реальности. Идея выражает через образ и символ».

Откровение о творении было дано людям, возможно, до Моисея (не исключено, что неоднократно). Моисей – первый, кто это записал, т.к. у всех народов есть эта история в искаженном виде. Рассматривать Библию как пособие по естествознанию нельзя. Цель Библии – дать откровение людям о Боге, а не научное знание. Людям любой эпохи и уровня цивилизации Библия не несет научного рационально-постижимого аспекта творения.

Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому 2 книги: в одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый мир (чтобы человек, смотря на него, познавал Божественное всемогущество); вторая – Священное Писание (в ней показывается благоволение Спасителя к нашему спасению). Наука и верпа суть сдве сетсре, дщери одного Всевышнего Родителя».

Пролог построен на форме повествования, не имеющей аналогов. Здесь имеется две мнения святых отцов:

1. иносказание или аллегория «Никто не должен думать, будто Шестоднев есть иносказание». Не отрицали богооткровения, но допускали, что здесь есть и аллегорическое толкование. Были сторонники, называвшие творение – «мифом». Повествование о творении – повествование о Богооткровенной истине, которой присуща для понимания некоторая аллегория.

Если говорить о какой-то связи с космогонией, то эта связь существует с познаниями языческого времени. Глядя на языческие космогонии того времени, можно заметить, что Моисей от них отталкивался, опровергая их.

Они относятся к 3 типам:

- учение о нераздельности Бога и природы – пантеизм;

- политеизм;

- дуализм.

Многие учили о безначальности мира, а сама материя Божественна по природе и порождает Бога и все, что наполняет Землю. Порожденные боги внесли порядок – из хаоса космос, из беспорядка – порядок.

Платон дошел до познания Демиурга, которые из беспорядка творит космос.

Во время написания книги Бытия эти воззрения были повсеместны от Греции до Индии. Священное повествование отличалось своей высотой, отпечатком духовности и учит противоположно языческим воззрениям.

Трубецкой: «Христианское богословие слагалось в борьбе с ересями, а еврейская религия развивалась в упорной итяжелой борьбе с язычеством».

Опровергая языческие положения, можно отметить позиции:

1. силы природы – не боги, только Бог – первопричина мира (Рим. 1);

2. Бог открывает Себя как Личное бытие, а не безличный пантеизм;

3. Бог открывает себя в своих деяниях, творениях;

4. Бог творит мир Своим словом;

5. Бог творит мир из ничего;

6. Бог действует в мире посредством стихий мира;

7. Творение происходит не мгновенно, а поэтапно, от простого к сложному, от неживого к живому, от животного к человеку – таким образом, мир возводится от низшего бытия к высшему, иерархически последователен в творении мира. Мир сотворен ради человека и устремлен к человеку как своему центру, осмыслению, цели

Под «началом» имеется в виду мир, который творится вместе со временем. Василий Великий: «Это еще не время, не грань, отделяющая бытие от небытия как начало дома не есть еще дом и начало пути не есть путь».

Глагол «бара» употребляется как «из ничего» (еще «заново»).

Бог «Элогим». Толкование неприемлемое: остатки политеизма.

Толкование приемлемое, христианское: свидетельство о Св. Троице (прикровенное). Грамматическое явление еврейского языка – помимо множественного числа количества есть еще множественное число качества, имеющее собирательное значение. Например, лицо – «паним» - включает то, что принадлежит лицу – уши, глаза и т.д. «Элогим» - так же отражает качественную сторону.

«Небо» – не обязательно ангельский мир, а собирательное значение.

«Безвидна и пуста» – в отличии от Демиурга – начало порядка, его зарождение, но не безобразность и хаос.

«Дух Божий носился» – не значит – «суетился, ничего не думая». Носился – употребляется слово «мэрахафэт» - «подобно птице, насиживающей яйца» (Василий Великий). Близка к животворной, буквально «трепетность», «давать жизнь».

«Сказал Бог» - творение при помощи слова Божия. Слово Божие не слово человека, которое произнесено и исчезло. Божии слова исходят, но не приходят. Он Сотворил не на некоторое время, а навсегда. Он привел тварь к бытию Своим словом (Филарет (Дроздов)). Однако и человеческое слово до конца не исчезает: «От слов своих осудишься и от слов своих оправдаешься» Божие слово – только животворящее.

Творческое слово – проявление новой Божественной творческой силы. Иоанн Златоуст: «Воды оживотворены Духом Святым были полны творческих сил». Бог не творил свет как материю, а бал проявиться жизненным силам.

Бог Свои действия критически не оценивает. Здесь подчеркивается совершенство мира.

«Тьма» – идет речь о полярности. Это не первореченное ничто не кромешная адская тьма. Это тьма позитивная, выражает некую тайну зарождения жизни. Любая жизнь зарождается в некоей тайне – «тьме».

«Твердь» – «ракия» – пространство. Вода – некая пластичность, зыбкость материи (Филарет Дроздов).

Мир творится из одной точки. Разделение планет.

Вода – в собственном смысле. Появляется первая форма жизни – растительная. Не развитие форм жизни, а создание.

4 день – говорится не о создании светил, а их отношение к Земле. Изначально земная атмосфера была в тумане и облаках. Постепенно пар удалялся и появилась возможность лучам проникать на поверхность земли. Говорится не о создании, а о возможность светить на поверхность Земли.

 

Билет 14.

 

Шестоднев.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие

Й курс заочный сектор КДА... Билет Значение догматического богословия в деле спасения человека...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Богословие пролога, метаистория, история патриархов. Языческие космогонии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гностицизм и борьба с ним. Адогматизм. Вера. Ересь. Символ веры.
Спасает человека живая вера, а не теория. Знать о Боге – это еще ничего не значит. Догмат должен восприниматься всем человеческим существом. Бог должен жить в сердце человека. Слово Божие живое, ан

Учение монтанистов. Шлейермахер, Гегель. Шебан, Кун, В. Соловьёв.
Монтанизм – учение о различных возрастных периодах человечества: наступит особый век Духа святого и откроется человеку новое учение, возведет человека в новую религиозную степень.

Апостольское учение. Отцы и учителя Церкви. Вселенские соборы. Послания Восточных Патриархов.
Приняв от Иисуса Христа учение, апостолы приняли всю полноту учения (Деян.), научились всему от Духа Святого (Ин.), который наставил их на всякую истину (Ин.). Православная Церковь хранит истину, н

Выражение невыразимого посредством слова.
Догматическая формула определения – это попытка выразить догмат в слове. В Древней Церкви не было формул. Догмат не рождается вместе с формулой, а только фиксируется ею. Формула нужна как ограда от

Причина творения. Творение из ничего. Глагол «бара». Необходимость веры для познания тварного мира.
Бог из Священного Писания предстает существом действующим и постоянно творящим. Бог не является существом пассивным: “Се стою у двери и стучу”. Бог сотворил мир из ничего. Классические фил

Бог являющий себя миру. Учение свт. Григория Паламы. Антиномия учения.
Творение – акт воли. Боговоплощение – тоже. Троица нераздельная и неизменная: 1. Бог, живущий Троической жизнью. 2. Непостижимый Бог являет Себя миру прямо до Боговоплощения в Лиц

Антиномия учения. Евномиане и борьба с ними. Великие Каппадокийцы и свт. Иоанн Златоуст.
Сверхъестественный путь – не только изучение Священного Писания. Изучая Священное Писание – путь своей жизни сверяем. Сверхъестественный путь – путь озарения, когда Бог открывается умозрит

Варлаам Калабрийский
Калабрия – область в Италии. Варлаам был греком Попал под влияние блаж. Августина. У блаж. Августина нет ограничения между сущностью и энергией, но он подчеркивал единство Существа Божия. Варлаам ш

Григорий Палама
Учение о познаваемости Бога в Его энергиях.. О непознаваемости Бога в Его Сущности и познаваемости в энергиях: 1. между Сущностью и энергией существует Богодостойное различие.

Быт. 1,2. Буквальный и литературный перевод в экзегетической традиции.
Глагол «бара» употребляется как «из ничего» (еще «заново»). Бог «Элогим». Толкование неприемлемое: остатки политеизма. Толкование приемлемое, христианское: свидетель

Быт. 1,4. Совершенство мира. Полярность света и тьмы. Быт. 1,6. Твердь. Свт. Московский Филарет (Дроздов).
«Сказал Бог» - творение при помощи слова Божия. Слово Божие не слово человека, которое произнесено и исчезло. Божии слова исходят, но не приходят. Он Сотворил не на некоторое время, а навсегда. Он

Й день: светила, их отношение к земле.
«Твердь» – «ракия» – пространство. Вода – некая пластичность, зыбкость материи (Филарет Дроздов). Мир творится из одной точки. Разделение планет. Вода – в собственном смысле. Появ

Состав природы человека. Ветхозаветная антропология. Антропология ап. Павла. Первые заповеди, данные человеку.
Есть мнения о 2- и 3-частном составе, они не противоречат друг другу. При творении человека Бог вдунул дыхание жизни (означает жизнь во всех ее проявлениях). Максим Исповедник: «Человек ка

Две основные заповеди. Знание всего. Два пути познания. Древо познания добра и зла, его природа.
В. Лосский: «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто был первый призван к обожению по благодати, захотел стать Богом сам по себ

Агносиа» - познание путём неведения.
Божественный свет – фаворский, он дает человеку богоуподобление. Бог познается Духом Святым, и в Духе Святом. Божественный мрак – это то, что мы должны открыть для себя сейчас, оно должно убеждать

Гносис» - сознание единения, сознательность в духовной жизни. Простота христианского познания. Божественный свет - тайна «восьмого дня». 1 Ин. 2, 8.
Божественный свет – фаворский, он дает человеку богоуподобление. Бог познается Духом Святым, и в Духе Святом. Божественный мрак – это то, что мы должны открыть для себя сейчас, оно должно убеждать

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги