Церковь Иисуса Христа святых последних дней (МОРМОНЫ). - раздел Механика, Введение в Сектоведение Основоположником Мормонизма Является Иосиф Смит. Он Родился 23 Декабря 1805 Г...
Основоположником мормонизма является Иосиф Смит. Он родился 23 декабря 1805 года в США и был четвертым ребенком в 11-детной семье Смитов. Его отец проявлял наклонность к мистике и большую часть жизни проводил в поисках воображаемых сокровищ. В то время распространенным увлечением был поиск кладов, для многих это составляло своеобразное развлечение, притом, искатели сокровищ часто пользовались всевозможными мистическими камнями, которые иногда клали в шляпу, веря в то, что с помощью этих предметов им удастся найти клад. Кроме того, отец Иосифа был известен своими денежными махинациями. Он занимался подделкой денег и сумел избежать наказания. Мать будущего пророка была женщиной религиозной и даже экзальтированной, верила в самые банальные предрассудки. По данным американского исследователя мормонизма Джорджа Бигля, написавшего в 1870 г. исследование о жизни мормонов в штате Юта, родители Смита, по свидетельству их соседей, были люди необразованные, суеверные, ленивые, нерадивые, они верили во всё сверхъестественное точно также, как и в естественное, потому что были невежественны как в одном, так и в другом, эти качества в раннем возрасте перешли и на их сына, об отце и сыне сохранились воспоминания их соседей, как о людях, которые отличались отсутствием моральных качеств и приверженностью к порочным привычкам. По единодушной оценке свидетелей, Иосиф был известен привычкой к преувеличениям, к неискренности, он мог высказывать самую очевидную выдумку с самым серьёзным выражением лица.
В 1815 году, когда Иосифу исполнилось 9 лет, он стал заниматься помощью местам, где близко подходила вода с помощью ореховой рамки. Также он стал угадывать местонахождение украденных вещей посредством некоего волшебного камня, который он носил в шляпе и, по которому разузнавал, где лежат сокровища. Нетрудно было догадаться, кто их украл.
Иосиф Смит впоследствии поступил на работу к копателю колодцев. Однажды он нашёл какой-то камень, который взял себе и впоследствии этот минерал сделался знаменитым тем, что был объявлен неким волшебным камнем, с помощью которого Смит сделал много чудес. Брайан Юнг, один из ранних сподвижников мормонизма так комментирует особенности жизни своего лжепророка: «То, что пророк был низкого происхождения, невоздержан, даже бесчестен, лжив, вовсе не касается его миссии. Бог всемогущ и часто пользуется самыми низкими орудиями. Иосиф создал религию, которая спасёт нас, если мы будем её придерживаться. Возразите что-нибудь против этого, если сумеете. Я не обращаю внимание на то, что он игрок, лжец, божится, ездит каждый день на лошадях, так как это не касается моей веры. «Религия – всё во всём».
Детство Смита пришлось на начало очередного религиозного подъёма в США. Одни считали, что истина находится у методистов, другие – у пресвитериан, третьи – у баптистов. Но, по мнению Смита, ни у кого из названных течений не было подлинной любви, были только притворные чувства, которыми представители перечисленных групп пытались склонить людей в свои общины. Хотя семья Смитов склонялась к пресвитерианству, в раннем возрасте для себя Иосиф выбора не сделал. Межконфессиональные распри сильно смущали молодого человека. Тогда он стал задумываться, какая же из конфессий истинна? Находясь в таком душевном смятении, он однажды прочитал в послании Иакова, что, если у кого недостаёт мудрости , пусть просит у Бога просто и без упреков, и дастся ему. После этого Иосиф отправился в лес просить у Бога вразумления. Во время уединенной молитвы густая тьма окутала его и на него, по мнению самого Иосифа, напал дьявол. Затем появился столп света и он увидел двух лиц, которые стояли в воздухе над ним. Он почувствовал тогда себя освобожденным. По толкованию мормонов, это были Бог-Отец и Бог-Сын. Один из них, указывая на другого, сказал: «Сей есть Сын мой возлюбленный, слушай его»… На вопрос Иосифа, какое из религиозных течений является наиболее правильным, ему было сказано, что все эти секты – омерзительны и, что все, исповедующие их учение развратились. Ему было запрещено становиться членом какой-либо секты. Это видение является центральным видением всей мормонской религии. Кто не признаёт этого видения мормонами признаётся за еретика.
Характерно, что подобные видения бывают в возрасте, когда человек не имеет ещё достаточно религиозного образования, не имеет достаточных представлений о Боге и других христианских истинах, но слышит о Боге-Отце и Боге-Сыне.
Это видение произошло в 1820 году. Он поделился своим опытом с христианами разных конфессий и все они признали это видение нехристианским по содержанию. С тех пор, все преследования за проповедь своего видения Смит расценивал, как преследования от дьявола и сравнивал свое положение с положением апостола Павла, который защищался перед Агриппой. Все доводы критиков разбивались об ложный опыт его общения с духами. Смит недоумевал, почему его заставляют отречься от того, что он видел и слышал на самом деле.
Несмотря на свою богоизбранность, Смит, по собственному признанию, не изменил своего прежнего образа жизни. Его мучили мысли, что он ведёт жизнь, не соответствующую его призванию. Во время одного из таких внутренних борений, он просил Бога простить ему грехи и послать дальнейшие указания. Причём сам Смит был уверен, что ему, как и прежде явится Сам Бог. Однажды ночью, в комнате появился свет, стало светло, как в полдень. Возле его кровати появился человек, который назвал себя вестником Моронием. Вестник объявил, что через него Бог намерен дать миру новое откровение, которое записано на золотых пластинах и содержит в себе историю прежних жителей американского континента. Он также сообщил, что в этом откровении содержится полнота Вечного Евангелия в том виде, в каком его сообщил Спаситель жителям американской земли. Смиту также были даны точные географические координаты, где он найдет эти золотые пластины. Также ему было сказано, что вместе с пластинами он найдет два камня – урим и туммим. Эти камни должны быть использованы для перевода золотых пластин на современный английский язык. Затем Мороний начал цитировать пророчества из Ветхого Завета, причём цитация была не буквальной, а в виде пересказа библейского текста с изменением его смысла. Смит уверяет, что Мороний также цитировал новозаветный текст – Деян. 3, 22-23: «Моисей сказал отцам вашим: «Господь Бог ваш воздвигнет для вас из братьев ваших пророка, как меня. Слушайтесь его во всём, что он не будет говорить. И будет, что всякая душа, которая не послушалась пророка того, истребится из народа». Т.е. этот стих приводится в доказательство божественного посланничества Морония. Но этот стих является не новозаветным, это Втор. 18 гл. Есть интересный момент – цитация этим « пророком» только ветхозаветных текстов наводит на параллель из жития свт. Никиты Новгородского.
После второго явления, Смит в 1823 году нашел в указанном месте пластины и ему было приказано приступить к их чтению только через 4 года. В 1827 году Смит женился и после этого получил разрешение взять пластину. Когда распространилось известие об открытии Смита, то он стал предметом насмешек, клеветы и тщетных усилий черни лишить его этих золотых досок.
В 1829 году к Смиту примкнул его давний друг, школьный учитель, который был безработным, но был отличным писателем – Оливер Каудери. Они решили приступить к переводу золотых пластин. Вторым помощником Смита был фермер по имени Гэрис. Этот фермер был настолько предан Смиту, что заложил свою ферму за 3тыс. долларов и на вырученные деньги предполагалось издать книгу. Однако он поддерживал мормонов только до тех пор, пока не истощились его средства, а затем он поссорился с Иосифом Смитом и оставил его. Вообще-то Смиту он уже был не нужен, когда деньги были получены.
Работа над пластинами состояла в следующем. Иосиф Смит сидел за перегородкой, смотрел на текст через камни урим и туммим, читал и одновременно переводил, а его помощники записывали этот текст на бумагу. Таким образом, никто не видел золотых пластин. По другой версии, эти пластины якобы кто-то видел и даже с них были сняты копии, когда эти копии на «египетском языке» были показаны египтологам, то те утверждали, что таких иероглифов они не знают.
Примерно через месяц работы над текстом, Смит и Каудери решили обратиться к Богу за разъяснением вопроса о крещении и прощении грехов. Скорее всего эти люди искали «новой божественной санкции» для подтверждения их работы. Во время их молитвы им явился некий вестник, назвавший себя Иоанном Крестителем. Он посвятил их в т.н. «Аароново священство». Таким образом в Новом Завете было восстановлено Аароново священство. По мнению мормонов, это служение проповеди слова, служения покаяния, служение крещения и отпущения грехов. Но это священство не имеет права сообщать дары Св. Духа. Через некоторое время было восстановлено «Мелхиседеково священство» – даёт право сообщать дарования Святого Духа.
В 1830 году перевод золотых пластин был издан под названием «Книга Мормона». После издания книги возникает скандал – Смита обвиняют в плагиате. В 1812 году пресвитерианский пастор Сполдинг написал фантастический роман под названием «Неизданная рукопись» и хотел её опубликовать. По каким-то причинам ему не удалось осуществить свой замысел и в 1826 году он умер. Когда была издана « Книга Мормона», вдова Соломона Сполдинга, его брат и другие лица, знакомые с текстом рукописи объявили, что новое сочинение почти тождественно с найденной рукописью. Однако в судебном порядке плагиат не был доказан. Некоторые считают, что эта рукопись попала к Смиту и он вовремя подвернулся объявить себя пророком в соответствии с сюжетом этой рукописи.
6 апреля 1830 года 24-летний Смит и 5 его единомышленников объявили о создании организации «Церковь Христа», позже переименованной в «Церковь Христа Святых последних дней». По причинам непопулярности личности Смита, его последователи вынуждены были скитаться по всей Америке. Одно время они поселились в штате Огайо в г. Картленд, где за шесть лет число мормонов достигло 16 тыс. человек. Но вскоре они вынуждены были спасаться из этого города от волны ненависти и недовольства местных жителей – их банк треснул (банк мормонов). Из-за вражды с местными жителями мормоны всё время мигрировали по США.
Наконец, в 1839 году они решили основать новый город. Этот город назывался Нову (на якобы египетском «Новый» или « Прекрасный»).
В 1843 году Смит удостоился небесного откровения, согласно которому ему повелевалось преодолеть целомудрие его последовательниц и ввести религиозную проституцию. Смит объявил своим приверженцам, что настало время, когда несколько женщин должны принадлежать одному мужчине. Кто не согласен на многоженство, тот не может быть спасён. Перед мормонскими женщинами не было выбора: или уступить жрецу ил потерять спасение. В начале это учение держалось в тайне и распространялось на немногих людей, приближённых к руководителю секты. Но вскоре об этом учении узнали все мормоны, главным образом от тех, кто после нескольких домоганий отказал Смиту. Недовольные порядками, заведёнными в секте, часть мормонов откололась и стала выступать против введённой в секте практики полигамии. Смит, который занимал тогда пост мэра города, приказал немедленно уничтожить центр оппозиции, который находился в редакции оппозиционной газеты, что и было исполнено. За учинённый разбой Смит и го брат были посажены в тюрьму, где пребывали в ожидании суда. Однако в 1844 году толпа из 200 человек штурмом взяла тюрьму и расправилась со Смитом и его братом.
После смерти Смита происходит раскол. Большая часть мормонов под руководством Бригема Юнга переселилась к Большому Солёному озеру, позднее эта территория вошла в штат Юта. Сегодня это - Солт-Лейк-сити. Мормоны захватили всю территорию штата и даже уничтожали новых поселенцев.
Полигамия у мормонов просуществовала до 1890 года, из-за полигамии мормонам грозили многие неприятности, т.к. это противоречило американским законам. Но фактически она практикуется по сей день.
Все темы данного раздела:
Сектоведение как дисциплина.
Сектоведение как самостоятельная академическая дисциплина появилась в академиях только в начале XX века. До этого времени изучение и критика сектантства числилась за кафедрой истории и критики русс
Историко-филологическое определение понятия секта.
Существуют два мнения о происхождении слова секта. Одни полагают, что существительное секта (secta) происходит от латинского глагола seqour (sequi), который обозначает “идти вслед”, “следовать за”.
Католическое определение термина секта.
До II Ватиканского Собора католическая экклесиология основывалась на том, что только Католическая Церковь является единственной хранительницей учения Иисуса Христа и как обладательница полноты исти
Протестантское определение понятия секта. Евангелическая терминология.
В протестантском богословии слово секта имеет довольно неопределенное значение по причине расплывчатости воззрений о Церкви и критериев истинности их учения.
В Лютеровом переводе Библии на
Баптистская терминология.
Более ясную и последовательную позицию в определении понятия культ занимают баптисты.
Первая баптистская книга, где предпринята попытка рассмотреть деятельность культов, была издана в 1917
Определение секты в социологии религии и религиоведении.
В данной главе будет сделан обзор лишь основных подходов к пониманию и определению природы сектантства в социологии и религиоведении. Это делается с тем, чтобы показать каким образом западное предс
Понятие секта в антикультовом движении.
Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN - “Сеть осведомления о культах” появившаяся в сере
Определение понятия секта в русском богословии.
Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а затем в Русской Православной Церкви лжеучения или про
Святоотеческий подход к сектантству.
В этой главе будет изложен святоотеческий подход в полемике с ересями (сектами) и рассмотрена возможность использования диалектики их критики в противостоянии современным сектам.
Любая рел
Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении
В период с 20-х до 90-х годов XX столетия изучение сект оставалось на уровне начала века. В советское время, благодаря работам светских религиоведов, социологической стороне сектантства уделялось б
Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии
“Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних - “Гербалайф”), п
Гуруизм
Первый признак “тоталитарной секты” усматривается в наличии лидера или гуру, замещающего собою Бога. “Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с богом, то в сектантс
Эзотерический разрыв
Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Эзотеризм был характерной чертой гностицизма (I-IV вв.), которые делили всех людей на плотских, душев
Организационная структура.
Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Но стремление к власти при
Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.
Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как обман, конфессиональная анонимность, гипноз, кодирование и другие средства
Конфессиональная анонимность.
Конфессиональная анонимность сектантов также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии конфессиональной или религиозной принадлежности, с т
Бомбардировка любовью”, гипноз, “изменения сознания” - как методы обращения и удержания в секте
“Бомбардировка любовью” - один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в создании атмосферы праздника и формировании образа секты “как большой дружной семьи, пребыва
Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин.
К перечисленным признакам недавно добавилось еще несколько - новым в тоталитарных сектах объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространени
Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств
Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают их приспособленность к массовой культуре, и сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных
Неевангельская религиозность”, совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания и их разбор.
Использование в качестве критерия сектантства проповеди “неевангельской религиозности” весьма непрактично, по причине расплывчатости этой формулировки. Более того, если сравнить католическое и прот
Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям
Однако, чем не занимаются сторонники антикультовых теорий, так это подробным изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своим мнением по это
Отношение к теории “промывки мозгов” у западных христиан
Суждение определенной части представителей западных христианских конфессий об этой теории для нас интересно тем, что большинство известных у нас так называемых тоталитарных сект возникли или прошли
XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения
Право на существование тоталитарной теории выводят из того, что в “XX веке произошло некое качественное изменение, так как появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первона
Деструктивный характер деятельности сект
Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, восходит своими корн
Анабаптистское движение в континентальной Европе.
Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою контакты, но не имело
Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития.
Анабаптизм в Швейцарии возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и в представлял собой самостоятельное явление, практически не зависевшее от реформаторской деятельности Лютера в Германии. Основные поло
Вероучительные воззрения Цвингли.
Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотреблений в христиан
Сотериология Цвингли.
В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной правде. Однако в пони
Таинства.
Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для прощения грехов, то потребность в таинствах в их к
Церковь.
Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих, основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде. Она, по его мнению, делиться всеобщую и земную. Всеобщая церков
Церковно-государственные отношения.
Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться государственным законам и выплачивать налоги, сборы и т.д.
Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.
Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет Цюриха, который был органом управления города, в
Анабаптизм в Германии.
Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды. От требования непротивления насили
Меннонитство.
Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения Матиса и не призна
История меннонитсткой братской общины.
В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[4] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Братская община.
Предыстория возникновения баптизма в Англии.
Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические выступления в XIV и XV
Пуританское движение в Англии.
Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за дальнейшее очищение
Происхождение “общих” баптистов.
История возникновения баптизма связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита. Смит окончил богословский Колледж Христа в Кембридже в 1579 году, и затем с 1600 года был проповедником
Происхождение “частных” или партикулярных баптистов.
Их “предшественниками были члены сепаратистской или независимой общины, организованной в 1616 году в Саутварке (Лондон) Генри Джейкобом”. В общине Джейкоба произошло два раскола из-за различного от
Баптистская историография о происхождении баптизма.
По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты хотели показать, что они не секта, не случайно воз
Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единственном источнике вероучения.
В подтверждение своего учения о Писании сектанты ссылаются на ряд текстов из Библии, которые можно свести к нескольким группам.
1) Писание само свидетельствует о себе, что является как еди
Сотериология. Происхождение баптистской сотериологии.
Баптистское учение о спасении обусловлено католической сотериологией. В XVI-XVII веке в католичестве сотериология не связывалась с конечной целью поставленной перед тварью - с обожением, но была по
Антропология.
Основные положения баптистской антропологии, такие как учение о двухсоставности природы человека, бессмертности и вечности его души, совпадают с православными. Но принципиально она расходиться в с
Учение баптистов о грехопадении.
Описание баптистами процесса грехопадения в общем в чем то близко православному, однако в понимании многих вопросов имеются существенные расхождения.
По учению баптистов суть греха прарод
Последствия греха для человеческого рода.
В учении о последствиях грехопадения для всего человечества среди баптистов нет полного единомыслия из-за разного отношения к вопросу о наследовании личного греха Адама каждым человеком. Большинств
Искупление.
Центральной идеей баптистской доктрины Искупления является учение о заместительной смерти Христа за всех грешников, удовлетворившей требованию правосудия Божия. Она выводится ими главным образом и
Искупительное значение Воскресения Христова.
Пока Христос пребывал во гробе, то, как считают баптисты, не было уверенности, что Его жертва принята, и только Воскресение Христово уверило их в этом, ибо Христос "воскрес для оправдания наш
Представление баптистов о процессе личного спасении.
Средоточием баптистской сотериологии является учение о том, что спасение совершается только Богом по личной вере в искупительные заслуги Христа. Процесс спасения начинается с осознания и раскаива
Баптистское учение об оправдании.
Оправдание представляет судебный процесс, в котором Бог выступает в качестве Судьи в отношении тех, кто уверовал в Иисуса Христа и Его искупительную жертву. В этом юридическом акте верующий освобож
Учение баптистов о спасающей вере.
Баптистское представление о спасающей вере включает в себя два важных момента. Во-первых, кающийся должен принять учения баптистов о том, что Христос принес полное удовлетворение правосудию Божию
Учение баптистов о значение добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятельность) в деле спасения человека и подменяют его рассуждением о Божественной и человеческой стороне в спасении. Божествен
Учение баптистов о значении добрых дел и синергии в спасении человека.
Баптисты отвергают синергизм (синергия - сотрудничество, совместная деятельность) и вместо православного учения о сотрудничестве человека Богу в деле спасения вводят концепцию о спасении нас Богом
Разбор учения баптистов о значении добрых дел.
Согласно же православному учению верующий достигает цели в результате синергии благодати и всех человеческих сил, реализующихся в "следовании заповедям", при помощи той же благодати. Усво
Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения о спасении верой и оправдании через нее.
Эти тексты условно можно разделить на три группы.
К первой относятся те, где якобы говориться о прощении грехов посредством личной веры. Но в привлекаемых баптистами текст
Учение баптистов о возможности потери спасения.
Большинство баптистов полагает, что единожды получив верою прощение грехов они в этот момент уже обрели спасение, не будут судимы ни после смерти, ни на Страшном Суде (Ин. 3,36;10,28-29), и фактиче
Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения об уверенности в спасении и неподсудности христиан.
Уверенность сектантов в их спасении базируется на Рим. 8,24 и Еф.2,8"'. Баптистское понимание этих текстов является результатом их толкования с позиций юридической сотериологии. Если проанализ
Представление баптистов о Церкви. Историко-богословское обоснование баптистами своей доктрины о Церкви.
Поскольку баптизм возник через XV веков после апостолов, то ему необходимо обосновать свое появление и объяснить какое отношение он имеет с Церковью апостольского и послеапостольского времени. Для
Учение о Церкви.
Представление сектантов о Церкви предопределено их сотериологией..... Вера для баптистов замещает собою функции Церкви.... Поскольку Искупление рассматривается баптистами вне связи с восстановление
Учение об обрядах.
Обряд - это внешний ритуал, знамение или наглядное выражение основных истин
христианской веры. У баптистов существует два важных обряда: водное крещение и Вечеря Господня. К участию в них
История возникновения и распространения адвентизма.
Название секты происходит от латинского слова “adventus” - пришествие. Поскольку учение о скором конце мира и Втором пришествии Христа является одной из отличительных догматических особенностей ере
Распространение АСД.
В результате активной миссионерской деятельности к началу 90-х годов адвентизм существовал практически во всех штатах США.
В середине 60-х годов он появился и в Европе. В 1864 году в Швейц
АСД в России.
АСД впервые появился в России в среде немецких колонистов Таврической губернии, донской области и Поволжья. В 19 веке часть колонистов из России в поисках лучшей жизни эмигрировала в США, где некот
Организационная структура АСД.
Первичной организационной ячейкой АСД является община. Каждая община имеет двух - трёх пресвитеров, избирающихся на один год. Их задача – религиозно-нравственное воспитание. В помощь им избираются
Отступление в Церкви в апостольский период.
Эсхатология адвентистов основывается на грубо искаженном понимании ими отдельных текстов книг пророка Даниила и Апокалипсиса, где показана борьба сатаны против истинной Церкви Христовой. По мнению
Учение адвентистов об антихристе. Апокалиптический образ папства.
Об этом возвышении папства, считают адвентисты, можно найти предсказание в главе 7 пророка Даниила, которому было видение 4 зверей выходивших из моря. Четвертый зверь, символизирующий Римскую импер
Учение адвентистов об остатке.
Задолго до поражения папства началась Реформация, которая, как считают адвентисты, восстановила первоначальный смысл Евангелия, но не могла открыть такие истины как крещение погружением, почитание
Признаки близкого конца мира и появления в мире остатка.
Исполнение пророчеств о знамениях “в солнце, луне и звездах” (Лк.21,25), и на земле (Откр.6,12), началось, как полагают сектанты, 1 ноября 1755 года, когда во время землетрясения в Лиссабоне, котор
Миссия остатка.
Миссия остатка состоит в провозглашении трех ангельских вестей, представляющих собой “ответ на сатанинский обман, увлекающий мир перед вторым пришествием”[15].
Первая ангельская весть указ
Заблуждения адвентистов в учении о папстве и антихристе.
Представление адвентистов о папстве как антихристе, отождествляемом сектантами с “небольшим рогом” из книги пророка Даниила, не соответствует библейскому учению. Хотя внешне папство сходно с некото
Ошибка адвентистов в определении продолжительности периода осквернения святилища.
Адвентисты для обоснования своего мнения о соответствии 2300 дней из главы 7 книги Даниила 2300 годам ссылаются на конкретный пример из библейской истории, когда день приравнивался году (Числ.14,34
Противоречия в учении о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений.
Вначале следует обратить внимание на противоречия содержащиеся в учении о первой вести адвентистов. Согласно учению о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений получается, что “небольшой рог
Заблуждение адвентистов при отождествлении пророчеств из 7 и 8 глав книги Даниила с реальными историческими событиями.
Прежде всего следует отметить, что апокалиптические видения Даниила имеют типологический, то есть образный характер. Другими словами, они могут относится к не к одному, а нескольким событиям. Подоб
Критический разбор адвентистского представления о Первосвященническом служении Христа.
Заблуждение адвентистов построено на буквальном понимании ими слов апостола Павла (Евр.9,22-23) о том, что по закону все, в том числе, и образы небесного должны очищаться кровью. Однако эти слова в
Критический разбор учения адвентистов о знамениях и дате Второго Пришествия.
Знамения о которых говорят адвентисты имели только локальное в пределах нашей планеты значение и не могут быть сопоставимы по своим масштабам с теми глобальными и космическими явлениями предшествую
Разбор учения адвентистов о Втором Пришествии, двух воскресениях, первой и второй смерти и судах.
В Священном Писании ясно говорится об одном, а не двукратном пришествии Господа: “Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а д
Общество Сторожевой Башни.
Основателем Общества Сторожевой башни является Чарльз Тейз Рассел. Он родился в 1859 году в городе Аллегейн (нынешний Питсбург), штат Пенсильвания, США. Его родители были пресвитерианами, но Чарльз
Организационная структура секты "Свидетелей Иеговы".
Во главе секты стоит называемая "Руководящая (или Правящая) корпорация", или Правление Свидетелей Иеговы, расположенная во всемирном главном отделе в Бруклине, Нью-Йорк, США.
Рук
Первичная структура - "собрание".
Первичной организационной единицей являются "собрания" членов секты, которые проводят свои встречи в так называемых "Залах Царств". Каждое собрание проводит пять встреч в неделю
Печатные издания секты.
Собственное издательство в Бруклине возникло в 1927 году. В настоящее время оно включает в себя комплекс из 7 зданий плюс конторское здание. Там же находятся вспомогательные производственные помеще
Международная Церковь Христа или Бостонское движение (МЦХ).
В Москве именуется Московская Церковь Христа. Возникновение этой секты в США и признание её там и в других странах, быстрое распространение обусловлены социальными и религиозными причинами.
БД» в России.
В августе 1991 года в Москву прибыла из Лос-Анджелеса группа миссионеров, состоящая из 18 человек, среди которых был один русский – Михаил Раковщик, впоследствии руководитель МЦХ в России. За первы
Учение МЦХ.
«БД» вышла из протестантского объединения Церквей Христа, поэтому сохранила многие главные принципы протестантского вероучения: учения о Священном Писании, как единственном источнике богословия, пр
Источник Богопознания МЦХ.
Как большинство протестантских деноминаций МЦХ заявлят о том, что Библия является единственным источником знания о Боге. Библия воспринимается, как полная сумма знаний о Боге, благодаря которым мож
Учение МЦХ о спасении.
Практически повторяет самые общие положения протестантизма. За исключением доктрины наставничества не содержит в себе ничего принципиально нового. Если сопоставить протестантское учение о спасении
Представление о Церкви.
Совпадает с баптистским представлением, но имеет некоторые особенности.
МЦХ усвоила себе протестантскую идею об отступлении в Церкви, которая выразилась в отходе от истинного учения, в пад
Доктрина наставничества.
Краеугольным камнем учения МЦХашников является ученичество или наставничество. В соответствии с этой доктриной спасение может обрести только тот, кто живёт, как ученик Христа, под руководством лиде
Мормоны в России.
Сведений об их миссии практически не существует за исключением свидетельств самих мормонов. Через 13 лет после создания своей «Церкви» (1843г.) Смит решил направить в Санкт - Петербург своих миссио
Современное положение.
За 117 лет своего существования с 1830 по 1947 год мормоны достигли миллионного рубежа, однако за 16 последующих лет их число увеличилось вдвое; ещё через 8 лет число их достигло 3 млн.; в 1978 – 4
Источники откровения.
Источником вероучения являются откровения, полученные Иосифом Смитом, также Откровения, которые получают пророки и руководители секты и Священное Писание, но только в редакции Иосифа Смита. Из текс
Представления мормонов о Боге.
Один из главных принципов мормонизма – представление о некоей вечной философской материи, из которой впоследствии произошёл материальный мир. Первым был создан и образован Бог Элои. Этот верховный
Учение мормонов о Боге Отце.
Мормоны учат, что Бог-Отец или Бог Иегова имеет такое же осязаемое тело, как и человек. 1) Одной из причин, по которой мормоны учат, будто Иегова состоит из плоти и костей, является вера в то, что
Представления мормонов о Христе.
Согласно мормонской концепции, Иисус был первым духовным дитя небесных родителей, но затем Небесный Отец стал также и его земным отцом. Т.е. мормоны отвергают бессеменное зачатие Божией Матери и го
Представления мормонов о Святом Духе.
Мормоны учат о двух Святых Духах. Один из этих Святых Духов имеет осязаемое духовное тело и по своей телесности подобен Иегове-Иисусу. Он также, как Отец и Сын может быть вездесущим. Но существует
Учение мормонов о человеке.
Согласно мормонской концепции, человек получает свое бытие, как душа, но его конечной целью является развитие до такого уровня, что он сможет получить в духовном мире плоть и кости, т.е. духовно-те
Представление мормонов о спасении.
Все люди изначально являлись духами, которые были порождены небесными родителями. Но в определенный момент небесные родители увидели, что порождённые ими духи не могут прогрессировать, не могут раз
Учение мормонов о грехопадении.
Пытаясь уничтожить Божий план, направленный на спасение человека, сатана решил обманным путём ввести людей в заблуждение. Он явился Еве в раю, искусил её, чтобы она съела от древа познания добра и
Учение об искуплении.
Учение об искуплении очень противоречиво. Грех – это некое положительное событие на пути к духовному совершенству. Но этого недостаточно. Кроме того, что мормоны получили познание добра и зла, полу
Представление мормонов о Церкви.
Мормоны учат, что Церковь, основанная Христом была одновременно учреждена как в Старом, так и в Новом свете. Но из-за гонений апостолы не смогли сходиться вместе и поставлять на священство на место
Представление мормонов о священстве.
Священство мормонов исполняет две функции:
1) иерархические функции;
2) административные функции.
Священство мормонов разделено на две части: Мелхиседеково и Аароново.
Учение мормонов о содержании веры.
Наличие веры – необходимое условие для достижения уровня богов или индивидуального спасения. Вера, по мнению мормонов, заключает в себе признание того, что Христос в буквальном смысле является Сыно
Представление мормонов о покаянии.
Покаяние возможно как для живых, так и для умерших. Покаяние для живых заключается в раскаянии в совершённых делах. Если человек совершил тяжкое преступление, то он должен исповедоваться священнику
Представление мормонов о крещении.
Вера и покаяние приготовляют человека ко Крещению. Посредством Крещения верующий становится членом Церкви и получает возможность попасть на самый высший уровень Небесного Царства, т.е. стать Богом.
Представление мормонов о Причастии.
Причастие установлено Христом для воспоминания о совершенном искуплении. Приводя евангельскую историю установления таинства, мормоны искажают смысл слов Христа. Они утверждают, что Христос взял хле
Учение мормонов о духовном мире.
После смерти человека дух отделяется от тела и переходит в духовный мир. В место ожидания, работы, скорби и отдыха. Духовный мир в представлении мормонов находится здесь же на земле. Души праведник
Эсхатология мормонов.
По мнению мормонов, конец мира близок. Важными знамениями являются появление «Книги Мормона» и основание «Церкви Святых последних Дней». Одним из важных признаков конца мира будет проповедь мормони
Ассоциация Святаго Духа за объединение мирового христианства или Церковь объединения, или секта МУННИТОВ.
Это множество религиозных общественно-политических и культурных организаций и союзов, основанных Муном и предназначенных для распространения мунизма в той или иной форме. Ядром жизненной силы этого
Обзор религиозной ситуации в Корее.
Главенствующую роль в формировании духовной жизни Кореи на протяжении столетий играли шаманизм, буддизм и конфуцианство.
Первое представление о Христианстве корейцы получили в 751 году, ко
Мунизм в России.
Мун долго ожидал возможности начать проповедовать в Советском Союзе, хотя, на первый взгляд, это казалось нереальным. Однако каким-то образом, по заявлению мунитов, в 70-х гг. они создали подпольны
Представления мунитов об источниках Откровения.
Центральный источник – это личное Откровение Бога и его сочинения. Самым большим авторитетом пользуется Божественный Принцип (БП), который выполняет роль мунитского катехизиса. БП играет роль Свяще
Представления о Боге.
Они довольно запутанны. БП говорит о том, что Бог является причиной всех вещей. Учение о Боге сформировано под влиянием элементов восточных философий. О познании Бога выясняется, что в Божьем бытии
Представления о происхождении мира.
Поскольку мир является внешней формой Бога, то Божий акт творения был неизбежен. С другой стороны, необходимость бытия мира детерминирована нравственной природой Бога. Бог – личность, которой изнач
Антропология мунизма.
Человек как проявление внешней формы Бога, является образом и подобием Божиим. По своей природе человек двусоставен и обладает бессмертной душой. В свою очередь, и тело, и душа делятся на две части
Представления о грехопадении.
Творец и созданный Им мир первоначально пребывали в полной гармонии. Однако она скоро была разрушена грехопадением. Муниты утверждают, что до настоящего времени христиане не могли правильно и чётко
Сотериология мунизма.
Поскольку Адам и Ева отпали от Бога, сделали невозможным изначальный замысел творения, то встал вопрос о преодолении последствий грехопадения. В мунизме спасение заменяется термином "восстанов
Учение о личности Христа.
Муниты учат, что Христос был обычным человеком, но в то же время был свободен от притязаний сатаны. Последнее было достигнуто путем очищения от скверны материнской утробы, из которой он произошел.
Эсхатология мунитов.
Муниты считают, что в 20 веке завершится история человечества, подверженного греху. Они верят в муна, как в Господа Второго Пришествия, третьего Адама и Спасителя мира. (Господом Второго Пришествия
Религиозная практика.
С появлением в мире восстановленных людей муниты приступили к созданию нового человечества с исправленной линией крови. Естественным путем процесс вытеснения падшего человечества занял бы много вре
Культурологический аспект мунизма.
В 1993 г. Мун провозгласил начало эры завершенного Завета, т.е. начало эпохи мунизма. Она должна стать заново начатой историей людей, имеющей мало общего с предшествующими веками. Причём Мун допуск
Принцип устройства ЦО.
Примечание: В самой Корее Муна не любят. Всем известна его биография. К тому же он совершил обряд жертвоприношения своего сына. Один из его сыновей попал в автокатастрофу и был подсоединен к систем
Влияние мунитов в обществе.
Кроме проповедей, сектанты пытаются распространить своё влияние посредством различных организаций. В России наибольшего успеха достиг Международный Фонд Образования, созданный Муном в 1993 г. специ
Жизнь мунитов до блессинга.
Когда неофит приходит, первое что от него требуется – изменение его образа жизни и образа мышления. Это довольно длительный процесс, но происходит он с самого начала вступления в секту. Новый член
Молитвенная практика в мунизме.
Она важна в жизни сектантов. Они молятся утром, перед сном, едой, на собраниях и т.д. Обращаются они в молитве к Богу, называя его Небесным Отцом или просто отцом, и завершают молитвой к истинным р
Практика общения мунитов с духовным миром.
Согласно учению мунитов, восстановление ранее умерших людей в эпоху Второго Пришествия Мессии осуществится посредством соединения духов с живущими на земле потомками, так что эта связь идет на поль
Организация жизни мунитов, проводящих время в мунитском центре или общежитии.
Общежитие мунитов ставит перед собой цель воспитать преданных и послушных мунитов. Возглавляет центр мунитская семья. Основная задача в центре – свидетельствовать о Муне, читать лекции и собирать с
ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ.
Религиозно-философская доктрина. Термин сайентология сектанты производят от латинского слова scio и греческого λογος. Это слово должно означать знание как некое всецелое зн
Космология сайентологов.
Изначальным бытием обладает некая жизненная сила, названная Хаббардом "Тэта". Она реализует себя в единичных проявлениях, которые называются тэта-существа. Тэта создала материю, энергию,
Антропология.
Человек, по Хаббарду, это существо, состоящее из 3 частей: а) тэтана или духа, б) ума или души, в) телесной оболочки. Тэтан описывается с. как нечто не имеющее массы, энергии, длины, волны, пребыва
Представление сайентологов об освобождении или спасении.
Подобно индуизму, главным принципом сайент. доктрины является учение об осознании человеком своей духовной сущности, развитие этого сознания до некоего высшего состояния. Согласно сайент. концепции
Одитинг.
Это один из центральных видов деятельности с-гов. Происходит от латинского audire – слушать. Дианетический одитинг помогает решить совокупность проблем, невзгод, внутреннего смятения, по разрешении
Сайентологический процессинг.
Задача дианетики – обеспечить реализацию состояния клира, после чего он может достичь более высоких уровней духовного состояния, которое именуется оперирующим тэтаном или действующим тэтаном. Сайен
Сайентологическая этика.
Этика была разработана Хаббардом в середине 60-х годов. Он её ввёл для установления контроля над своими последователями. Первоначально она называлась "Этические процедуры". Этическим в С-
Деструктивные последствия сайентологии.
С-гические практики имеют для многих людей тяжелые последствия. Опросы бывших с-гов показали, что среди них наблюдается самый высокий уровень истерик, галлюцинаций, сексуальных сдвигов и самоубийст
История возникновения сайентологии.
Создателем сайентологии является Рональд Хаббард, родившийся в США в 1911 г. Вся его биография, почерпнутая из с-гических источников, основана на раздутых достижениях Х. в детстве или в молодости.
ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ОСК).
ОСК было образовано во 2 половине 20 века в США в результате непрестанных реформаторских тенденций, которые проходят в кришнаизме, являющемся одним из течений индуизма. Кришнаизм возник в середине
Обзор Индуизма и философских систем Индии.
Религия Индии прошла в своем развитии несколько этапов, результатом чего является современный индуизм. Изначально в бассейне реки Инд и прилегающей к ней территории проживали земледельцы, исповедов
Источники вероучения ведийской религии.
К Священному Писанию ортодоксальная традиция относит книги, начиная от ведических гимнов до Упанишад включительно. Все что написано после, это предания. Поэтому одна из вероучительных книг ОСК, кот
Течения внутри Веданты.
Каждая из этих школ реформировала предшествующую. Чайтанья находится под непосредственным влиянием Мадхвы и Рамануджи. Этой философии веданты придерживаются различные религиозные направления. Шанка
История возникновения "Международного Общества Сознания Кришны" (МОСК).
В 1959 г. Пракхупада вышел на пенсию и переехал в священный для бенгальских вишнуитов город Виндаван и поселился в храме Радхи, возлюбленной Кришны. В том же году он основал Лигу преданных с целью
Причины распространения кришнаитских идей.
Распространение кришнаизма и восточных идей вообще на Западе было обусловлено глубоким упадком современной западной культуры. Лихорадочная деятельность западного человека, рожденная чрезмерной алчн
Проблемы, возникшие у кришнаитов на первом этапе становления их организации.
Развитие кришнаизма породило много внутренних проблем, что было естественным процессом. В первую очередь это было связано с тем, что большинство людей были нерелигиозными до обращения в секту. Толь
Структурная организация ОСК.
В начале 70-х гг. Пракхупада приступил в организации руководящего аппарата, который в случае его смерти мог был руководить сектой. Сегодня главным руководящим органом является т.н. Общий совет дире
Кришнаизм в России.
Появление Кришнаизма в России связано с приездом в Москву в 1971 г. Пракхупады. Ему была предоставлена возможность свободно ходить по улицам Москвы, встретиться с профессором МГУ Котовским. Посещен
Источники вероучения и представления об Откровении.
Самыми авторитетными текстами кришнаиты рассматривают Бхагават-гиту в истолковании Пракхупады, а также Шримат-Бхагавану (Бхагават Пурана) – написана в 9-10 вв. Это одна из 18 книг Махабхараты, один
Представления кришнаитов о бытии.
Всё, что имеет бытие, имеет одно начало. Этим изначальным источником всего сущего является Кришна. В нем причины и следствия совпадают. Всё существующее условно может быть разделено на 3 качественн
Представления кришнаитов о Боге.
Кришна в зависимости от методов его познания открывается и описывается либо как безличный Брахман, либо как всепроникающая сверх-душа, либо как Бхагаван – личное божество. Т.о. Абсолют кришнаитов и
Внутренняя энергия.
Проявлением внутренней энергии является духовный мир, который вечен без начала и конца. Все, что в нем совершается, является вечным и неизменным. По этой причине в этом мире не бывает творения. Это
Пограничная энергия.
Проявлением этой энергии Кришны являются живые существа дживы, или, выражаясь европейским языком, души. Т.к. пограничная энергия исходит из Кришны, то он является источником всех душ, всех обладающ
Представления кришнаитов о составе человека.
Кришнаиты здесь не стоят особняком от общеиндийской нормы. Их взгляд на этот вопрос традиционен. Человек состоит из следующих элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также ум, разум, "Я
Представления кришнаитов о реинкарнации или переселении душ.
В момент смерти душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело из пяти элементов. Какое тело джива получит в следующей жизни, зависит от состояния тонкого ума в момент смерти, главным образом
Логические противоречия доктрины перевоплощения.
Признание реального падения душ в духовном мире порождает ряд противоречий в доктрине о перевоплощениях. Если допустить, что в духовном мире возможно падение, то души, которые смогли вырваться из м
Учение о переселении душ и ведическая традиция.
Кришнаиты себя считают прямыми наследниками религии Вед, которая якобы является универсальной религией всего мира. Однако в самых древних частях ведийского корпуса, в самих ведах, нет учения о карм
Христианство и доктрина реинкарнации.
Учение о перевоплощении предлагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и свободный характер связи души с телесными образованиями, которые восполняют для человеческого я функции
Отношение кришнаитов ко Христу.
Пракхупада считает, что когда мы обращаемся к Богу, называя его Христос, и когда мы обращаемся к Богу с именем Кришна, то мы имеем в виду одну и ту же личность – личность Кришны. Христос, по его мн
Представления кришнаитов о внешней энергии.
Кришна творит мир посредством своих проявлений или экспансий. Для осуществления творения он первоначально принимает форму трех аватар Вишну (в индийской мифологии творец и бог-разрушитель) Первая е
Представления кришнаитов о пути спасения.
Суть пути спасения сводится к любовному служению Кришне (путь Бхагти), который состоит из 9 форм деятельности. Все они сводятся к тому, чтобы человек умом, сердцем, мыслями, помыслами был обращен н
Жизнь кришнаитов.
Для того чтобы достичь успеха, необходимо соблюдать 4 регулирующих принципа, запрещающих мясоедение, азартные игры, недозволенные половые отношения не только с другими лицами, но и с супругами (отн
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Одна из выдающихся деятельниц теософ. об-ва Анни Безант так высказалась: «Только когда Высшее Я, которое и есть Бог, раскроется в вас самих, тогда Высшее Я, т.е. Бог вне вас, появится перед вами во
ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.
Родилась она в Екатеринославле 19 июля 1831 года. По материнской линии её род, в котором было много известных имён, восходит к Рюриковичам, а по отцовской - к меклинбургскому графскому роду. Её дед
ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ.
Во второй половине 19-го века усилиями масонов создана была ситуация, благоприятствующая распространению теософских идей. Вначале 20-го века в России, по мнению издателя журнала "Спирит
КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.
Теософская доктрина является пантеистической, а основным законом всего бытия признаётся эволюция. Всё, что существует во Вселенной, происходит из одного источника и представляет собой
АНТРОПОГЕНЕЗ - УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
Антропогенез, по учению антропософов, начинается с происхождения всего сущего. Абсолют сначала проявляется как недифференцированная космическая субстанция. Затем как Логос, которые рождает н
ТЕОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Человек состоит из двух природ: духовной и материальной." Духовная природа имеет три аспекта, а материальная - четыре аспекта. К низшим материальным аспектам природы человека относят сл
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕОСОФОВ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЕ.
Вся Вселенная, по мнению теософов, управляется незыблемым законом справедливости, который приводит всё к единой цели. В отношении к человеку этот закон именуется КАРМОЙ. Карма представляе
Краткий исторический обзор.
Основателем теософии является РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР (Штейнер). Родился 27 февраля 1861 года на территории, входящей в состав современной Югославии, в семье железнодорожнослужащего. Он получил хорошее обр
АНТРОПОСОФСКАЯ КОСМОЛОГИЯ.
По антропософскому учению, наш земной шар, как и вся материя, представляет собой результат материализации духа. Но прежде, чем земля дошла до современной стадии, земной шар трижды проделал процесс
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Краткое рассмотрение).
Человек состоит из четырёх частей, через которые он принадлежит к природному и духовному мирам. Человеческое "Я'' принадлежит к духовному миру, оно бессмертно, оно определяет индивидуальность
Парабрахман – небытие
Космический Логос
Небесная иерархия
1 2 ……. N Вселенные
Акура – Мазда – А-М
Планетарные духи
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение в Сектоведение. 1
1. Сектоведение как дисциплина. 7
Новости и инфо для студентов