Реферат Курсовая Конспект
«Массовое сознание как предмет социально-психологического исследования» - раздел Социология, Массовое Сознание Как Предмет Социально-Психологического Исследования Содержа...
|
Массовое сознание как предмет социально-психологического исследования Содержание Введение . 1. Массовое сознание, как явление 1. Масса 2. Массовое сознание . .3. Общественное мнение как фактор массового сознания 2. История развития феномена массовое сознание 3. Взгляды ученых на изучение массы и массового сознания как предмета социально-психологического исследования 20 3.1. Концепция массового сознания Б.А. Грушина 2. Взгляды Ольшанского Д.В. 23 3.3. Д. Майерс.
Американский взгляд на массовое сознание 25 Заключение 30 Список использованной литературы 31 Введение Словосочетание массовое сознание сейчас знакомо всем. В последние годы оно получило весьма широкое хождение в газетной и журнальной публицистике, где употребляется на уровне привычной, повседневной, не требующей строгих определений фразеологии. Также встречается оно и в серьезной науке - книгах и статьях философов, социологов, социальных психологов, политологов.
О массовом сознании пишут и занимаются данной проблематикой такие отечественные авторы как Г.Г. Дилигенский, А.К. Уледов, Б.А.Грушин. Как же образуется и что собой представляет феномен массы - носители массового сознания? Поиски ответа на поставленный вопрос приведут нас к широким процессам массовизации, захватившим все без исключения типы существующих ныне обществ. Вопрос о массовизации современного общества стал в последние годы одной из ведущих и широко разрабатываемых проблем.
Описание социальной жизни в терминах массового общества, массовой психологии считается модным и современным, массовизация - вот основная и характерная черта современного общества толпа господствует на арене социальных и политических отношений, в ее действиях разум отступает на задний план, уступая место примитивным инстинктам толпа неуравновешенна, эмоциональна, подвержена манипуляциям со стороны элиты, владеющей средствами массового общения. Концепции массовизации современного общества включают в себя следующие основные тезисы 1. Рассмотрение современной эпохи как царства толпы, века масс, оставшихся без надлежащего руководства со стороны элиты 2. Утверждение об иррациональности масс описание поведения массы в терминах психопатологии 3. Рассмотрение массы как сниженного уровня человечества усреднение человека в массе 4. Стандартизация массового человека, порабощение его средствами массового общения, стандартизация массовой продукции, вкусов, образа жизни 5. Появление психологического типа человека, порабощенного коллективом, социально отчужденного, ориентирующегося на других. 6. Комформизм личности в массе, культурный униформизм и, как следствие этого упадок культуры, ставшей массовой 7. Кризис личности в массовом обществе, аномии личности, рост социальных болезней. Термин массы впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен 17-19 веков.
Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж.Де Местр назвали пугающую аристократов силу толпой или массой. Г. Ле Бон рассматривал толпу как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы.
Со временем Г. Тард требовал перестать смешивать толпу и публику. Тема же массового сознания непосредственно изучалась в работах З. Фрейда, Д.В. Ольшанского, Б.Ф. Поршнева, Х. Ортега-и-Гассета.
В современных условиях изучение массового сознания для социальной психологии приобретает особую значимость.
Это в первую очередь обусловлено тем, что действуют факторы, которые обособили людей от их локальных культур и локального группового окружения миграции, перемены места жительства, газеты, кино радио, образование все это способствует тому, что люди как бы отрываются от своей культуры и погружаются в новый более широкий мир. В наш век всеобъемлющей массовой коммуникации, управление и воздействие на массы стало более действенным.
Толпой нельзя руководить посредством правил, нужно искать то, что может производить на неё впечатление Сила толпы разрушительна Г. Ле Бон Психология народов и масс Терра 2008 г Поэтому сейчас, именно средства массовой информации, стали главным перевоплотителем толпы в массу. Массовое поведение даже в качестве совокупности индивидуальных линий может произвести важное воздействие, если эти линии поведения сходятся, то влияние массы может быть огромным.
Однако когда массовое поведение организуется, например, в какое-либо движение, оно перестает быть массовым поведением, оно по своей природе становится общественным. Для воздействия на общество самым удобным пунктом является масса, так как масса не толчётся, не взаимодействует, как это делает толпа, наоборот, в массе индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу.
Этот факт означает, что индивид в массе вместо того, чтобы лишаться своего самосознания, наоборот способен довольно сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушение и взволнованное возбуждение со стороны тех, кто состоит с ним в контакте, он действует, откликаясь на объект находящийся за пределами его локальной группы и культуры, который привлек его внимание и вызвал определенные порывы. В ином смысле, масса может рассматривать как нечто состоящее из обособленных и отчужденных индивидов, обращенных лицом к тем объектам и областям жизни, которые интересны, но сбивают с толку, и которые нелегко упорядочить.
Вот почему политика, новости, реклама, мода, жизнь звезд, и т.д вызывают в массовом сознании больший отклик и волнение, чем свои локальные проблемы. В нашей работе объектом является массовое сознание. Предметом массовое сознание как предмет социально- психологического исследования.
Целью данной работы было рассмотреть массовое сознание как предмет социально-психологического исследования. Задачи на основе теоретического и методологического анализа рассмотреть массы и массовое сознание, как явление, историю развития феномена массовое сознание, рассмотреть взгляды ученых на изучение массы и массового сознания как предмета социально-психологического исследования. 1. Массовое сознание, как явление. 1.1. Масса. При общей классификации больших социальных групп в учебнике Социальная психология Г.М. Андреевой, говорится о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать группой. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.
Такое образование никак нельзя считать субъектом совместной деятельности, но и недооценивать его значение также нельзя.
В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.
Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени начиналась именно с анализа таких групп Г. Ле Бон, Ж. Г. Тард и др В учебнике Социальная психология под ред. А.Л. Журавлева масса понимается как большая диффузная группа. Основные признаки большой диффузной группы. Под термином диффузная, понимается рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых являются следующие размытые, т. е. нечетко очерченные границы ее составляет неопределенная совокупность людей слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие для них характерны, во-первых, локальные связи например, между членами семей, близкими родственниками, соседями, по месту жительства или сослуживцами по работе, а во-вторых, опосредствованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям высокая динамичность, изменчивость, т.е. ее состав легко может меняться люди могут выходить и входить в диффузную группу без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп низкая интегрированность, слабая сплоченность однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям. Большая диффузная группа - это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.
Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения поселка, района города, города в целом и т. п постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач например зрители телефильма Санта-Барбара или телеигры Поле чудес и т. д постоянные читатели периодических издании газет, журналов, еженедельников и т. п спортивные болельщики конкретной команды, почитатели любители того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т. д. Когда говорят масса, речь идет не о классах и сословиях.
Класс - часть общества, соединенная устойчивой системой идеалов и интересов, занимающая определенное место в историческом процессе и обладающее культурой и идеологией. Масса и ее крайняя, временная и неустойчивая форма - толпа не есть часть общества, хотя и образует коллективы.
В ней отсутствует структура и устойчивые культурные системы, у нее другой разум и образ поведения, нежели у класса.
Г. Ле Бон в своей основополагающей для данной темы книге Психология масс перечисляет подмеченные им особенности этого краткоживущего человеческого коллектива.
Приведем его тезисы из раздела Душа толпы. В толпе сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин - неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Толпа - качественно новая система, а не конгломерат. В ней нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств. Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности.
Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Человек в толпе обладает удивительно высокой восприимчивостью к внушению В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.
Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Толпе знакомы только простые и крайние чувства всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям.
Так всегда бывает с верованиями, которые установились путем внушения, а не путем рассуждения Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение Сила чувств в толпе еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной. Толпа никогда не стремилась к правде она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой. Дав описание толпы, Г. Ле Бон не поднимает вопроса о том, почему не всякое скопление людей превращается в толпу и не подчеркивает того факта, что он писал именно о толпе индивидов - людей, живущих в атомизированном обществе и не связанных общими тоталитарными авторитетами и этическими нормами.
Процесс перестройки мышления был запущен протестантской Реформацией, которая положила начало философии Просвещения, заменившей народные догматы индивидуальным разумом по выражению Ж. Де Местра. Таким образом, главным признаком массового общества и массовой культуры является тот факт, что человек воспринимает себя и других как индивидов - неделимых атомов человечества.
Господствующей идеологией в массовой культуре стал индивидуализм, который был укреплен социал-дарвинизмом и идеей конкуренции как борьбы за существование.
Испанский историк Р. Граса пишет, что социал-дарвинизм вошел в культурный багаж западной цивилизации и получил широкую аудиторию в конце XIX - начале ХХ в. не только вследствие своей претензии биологически обосновать общественные науки, но, прежде всего благодаря своей роли в обосновании экономического либерализма и примитивного промышленного капитализма.
Самоутверждение индивидуума было восславлено и стало подсознательной частью культурного наследия Запада. Напротив, идея взаимопомощи была забыта и отвергнута. Масса Г.М. Андреевой описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции манифестации, демонстрации, митинга.
В этом случае более высока роль организаторов они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения.
Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым Г.М. Андреева Социальная психология изд. МПСИ 2009г Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения.
В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.
Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются.
С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации - различного рода слухи и сплетни. У них - свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды.
Образовавшийся таким образом сплав суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена здесь и теперь без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия. В социальной психологии XX в. психологические характеристики стихийных групп описываются как формы коллективного поведения.
Учитывая, что термин коллектив в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно выступают его субъектом. Важным фактором формирования стихийных групп является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества.
Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. 1.2. Массовое сознание Массовое сознание - один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения.
Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей массам. Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных классических групп общества больших и малых, однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадений отдельных фрагментов в психологии деструктурированных по каким-то причинам классических групп.
В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер. Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях. По структуре, массовое сознание включает основной первичный, эмоционально-действующий, и вторичный, рациональный уровни.
В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Основные характеристики массового сознания эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость.
Массовое сознание всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Массовое сознание возникает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные массовые индивиды, не в силу одной лишь одинаковости их индивидуального опыта. Оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствии непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени.
В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т.д компоненты общего для них массового сознания. Разрытие же массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и поведения.
В качестве макроформ массового сознания в определенные периоды развития выступают общественное мнение и массовые настроения. Общественное мнение-состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества.
О тотальном, в рамках всего общества, массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему общему знаменателю . 1.3.
Важный фактор формирования стихийных групп является общественное мнени... Именно поэтому при изучении внушения установлены некоторые закономерно... Авторитет суггестора и в том, и в другом случаях выполняет функцию так... Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского в... 2.
А.Я Гуревич История средних веков М. Ольшанского, Б.Ф. Поршнева, Х. В советской науке сложилось иное, хотя отчасти и аналогичное положение... Во-вторых, трудности субъективного характера, прежде всего в отечестве...
По началу, Б.А. В результате, Грушин пришёл к выводу о существовании в обществе некого... То есть, определить границы массового сознания очень трудно. Оно взаимодействует с другими типами общественного сознания и может бы... Массовое сознание Опыт определения и проблемы исследования М 1987 При ...
Механизмами психологического влияния массы на индивида являются зараже... Демонстрация пленки по телевидению шокировала нацию и ввергла её в про... Результатом становится ослабление самоосознания и повышенная реактивно... Затерявшись в толпе, мы становимся анонимами, склонными к социальной л... Группы людей, близких по религиозным взглядам, способствуют большей ду...
Заключение Как мы видим, изучение массового сознания началось сравнительно недавно, хотя проблема реального массового сознания появилась на рубеже 18-19 веков.
Множество видных ученых прикладывают свои усилия в изучении массового сознания. Существует много различных взглядов на природу этого феномена. И попытки изучить и проанализировать массовое сознание не безрезультатны. Можно сказать, что сегодня это явление более или менее исследовано и доступно для понятия всем. Массовое сознание специфический тип общественного сознания.
Носителем массового сознания является масса. Возникает массовое сознание с процессом массовизации общественной жизни, так как процессы общества требуют участия масс. Внедрение масс в различные сферы жизни это объективный процесс. Рассматриваемое явление имеет чрезвычайно важное значение в жизни человечества. Именно вовлечение в различные виды деятельности многих сотен и сотен миллионов людей, есть основная причина громадного ускорения мирового развития. Именно в этом резкое повышение роли народных масс в истории, усиления их участия в экономическом, социальном, культурном, политическом, идеологическом управлении.
В явлении массовое сознание можно выделить, во-первых, групповое сознание, виды и разновидности масс, актуализирующих групповое сознание, влияние различных факторов на формирование массового сознания. В ходе работы были сделаны следующие выводы во-первых, дано определение массового сознания как совокупности наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных групп общества больших и малых, однако не их суммы.
Во-вторых, обозначены основные факторы формирования массового сознания - средства массовой коммуникации и пропаганда. Таким образом, на современном этапе развития социума феномен массового сознания является весьма актуальным вопросом социально-психологического исследования. Список использованной литературы 1. Г.М. Андреева Социальная психология изд. МПСИ 2009г. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания - М. Аспект-Пресс, 2007 г. 3. Ашин Г.К. Миф об элите и массовом обществе - М. Международные отношения , 2006 г. 4. Ашин Г. К. Доктрина массового общества - М. Политиздат, 2006г. 5. Баталов Э.Я. Массовое политическое сознание современного американского общества Методология исследования. Общественные науки 2008 3 C. 87-120. 6. Барулин Социальная философия. М 2005г. 7. Бертран Расселл, Брак и мораль , 1929 исследование 8. Э.Берка Размышления о революции во Франции 9. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений Проблемы методологии исследования общественного мнения.
М. Политиздат, 2007 г 10. Грушин Б.А. Массовое сознание Опыт определения и проблемы исследования М. Политиздат 1987. 11. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры М 2008 г. 12. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания. Вопросы философии 1983 11 С.3-15. 13. Кашин В.В. Социальная философия Екатеринбург, 2005 г. 14. Г. Ле Бон Психология народов и масс Терра 2008 г 15. Д. Майерс Социальная психология 7 изд. Питер. 2007 г. 16. Ж. Де Местр Исследование Франции , О происхождении политических конституций 17. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб 2003. 18. Ольшанский Д.В. Актуальные тенденции в исследовании массового сознания М 2009. 19. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии Екат. 2001. 20. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Вопросы философии. 2008 г. 21. Ральф Валдо Эмерсон, Компенсация. Эссе. Первые выпуски, 1841 22. Социальная психология Отв. ред. А.Л.Журавлев М 2009 338с. 23. Г. Тард Общественное мнение и толпа 1902 г Личность и толпа 1903 24. Уледов А.К. Структура общественного сознания М. Политиздат, 2006 г. 25. Уледов А.К. Духовное обновление общества М. Мысль, 2008г. 26. Философская энциклопедия М. 2008г. т.5 27. F. W. Allport, 1920 Dashiell, 1930 Travis, 1925 28. Evans, 1979 29. Freedman et al 1979, 1980 30. Lippman W. Publik Opinion N. Y Современное политическое сознание в США Отв. ред. Ю.А. Замошкин и Э.Я. Баталов М 1980 - М 1980. 31. Orive, исследование 1984 г. 32. Risman D. The Lonely Crowd N. Y 1950г. 33. Smelser N.J. Theory of collective behavior N. Y 1963 г. 34. Schiffenbauer Schiavo, 1976 Storms Thomas, исследование 1977 г.
– Конец работы –
Используемые теги: Массовое, сознание, Предмет, социально-психологического, исследования0.068
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: «Массовое сознание как предмет социально-психологического исследования»
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов