Реферат Курсовая Конспект
Теоретические основы изучения СМК - раздел Социология, Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков. Теоретические Основы Изучения Смк. Смк Как Социальный Институт Термин «Инстит...
|
Теоретические основы изучения СМК. СМК как социальный институт Термин «институт» имеет множество значений.
В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования [8;333]. В энциклопедическом словаре институт имеет несколько значений: 1) модель действий и взаимодействий, фокусирующаяся на какой-либо центральной теме (напр в экономике - рынок, в религии - церковь); 2) назв. Различных специализированных учебных заведений; 3) в дореволюционной Росси - назв. Привилегированного среднего уч. заведения закрытого типа; 4)совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений (И. брака, И. наследования и т.д.). Социальный институт - это исторический сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение конкретных социально - экономических и культурных потребностей. [6;396]. Социальный институт - сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубиной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы.
Это семья, государство, его органы, партии, системы образования, здравоохранения, научное и культурное учреждения, СМК и другое. [21;452]. Массовая коммуникация (от англ. communication - массовое общение) - систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звука видео запись) с целью утверждение духовной ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [14;147]. Массовая коммуникация (от лат. Communicatio - сообщение, передача) - один из массовых совр. Процессов производства и распространения информации ,(через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись). Используеться правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политич эконом.
Или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [6;291]. Массовая коммуникация - опосредованное общение, то есть такая форма общения, при которой почти отсутствуют личный контакт, непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная обратная связь, но сохраняется такие элементы личного общения, как сопереживания, соучастие и некоторые другие.[10;452]. Средства массовой коммуникации в начале XXI века проникли во все виды жизнедеятельности людей.
Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество.
Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются печатные издания, теле/радио/видео/кинопрограммы или иные формы массового распространения информации. В широком смысле СМИ рассматриваются как средства массовой социализации и включают всю культурную информацию, рассчитанную на массового потребителя.
В последние десятилетия ХХ века появились качественно новые средства массовой информации - телекоммуникационные, в которых осуществляется обратная связь между субъектами и объектами информационного процесса.
Поэтому понятие «средства массовой коммуникации» (СМК, Медиа) включает и СМИ, и новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет). Медиа используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы.
Сегодня Медиа один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную. Масса исследований проводилась с целью определить эффект от телевизионных программ. Большинство из них касалось детей, и это вполне понятно, учитывая количество часов, отводимых ими для просмотра, и возможные социальные последствия этого.
Двумя наиболее исследуемыми является влияние телевидения на уровень преступности, а также характер новостей.[1;400] Оно может причинить детям вред, так как неумеренное потребление аудиовизуальной информации, содержащей натуралистические поданные сцены насилия: 1)внушает, что насилие приемлемый путь решения социальных конфликтов; 2)делает их равнодушными к человеческим страданиям; 3)вызывает страх стать жертвой насилия; 4)служит причиной применения насилия в реальной жизни.
Как отмечает, С.Р. Лэмсон, «дети приучатся к мысли, что насилие в обществе - это нормально, боятся стать жертвой преступника и менее готовы к тому, чтобы помочь жертве преступления. Они растут более агрессивными и жестокими». В некоторых работах социологов СМК является - один из важных институтов общества. И то, что СМК является «четвертой властью», знали давно. Как было, выше сказано СМК включает, в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, радо, реклама, видеоигры и компакт-диски. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение.
Радио Технический прогресс индустриальной эпохи невозможно представить без радио. Именно радио стало основой «галактики» Маркони, который стал основоположником радиотелеграфии и сыграл важную роль в распространении радио как средства коммуникации. В 1897 году Маркони получил патент на аппарат электросвязи без проводов и организовал АО «Маркони и К°» (параллельно с ним успешные опыты по проведению сигнала при помощи электромагнитных волн проводил русский изобретатель А. С. Попов). В 1901 году Маркони впервые осуществил радиосвязь через Атлантический океан.
В 1909 году ему была присуждена Нобелевская премия. [9;96] У радио, как и у других СМК, есть свои секреты, своя магия. Оно приходит к нам осязаемо, "с приватной и интимной прямотой взаимоотношений". У него есть магическая способность прикасаться к далекому и забытому через исторический или литературный текст; оно расширяет и наше восприятие современного мира. Будучи мощным фактором аудитной культуры, радио гораздо больше, чем телефон и телеграф, соперничает с письменной культурой и природой самой человеческой речи. По сути, в 1920-е -1940-е годы радио заметно потеснило «галактику Гутенберга» с ее письменными, визуальными ценностями.
С появлением радио произошли коренные изменения в драматургии и поэзии (как явлениях «высокой» культуры), в прессе, системе рекламы.
Нельзя проигнорировать и способность радио (наряду с кинематографом) «ретрайбализировать» человечество и почти мгновенно превратить индивидуализм в коллективизм социалистического или фашистского толка, нивелировать человеческую личность, превращая общество в «массы», «толпу». Впрочем, это особая тема нашего исследования, к которой мы еще вернемся. М. Маклюэн первым поднял вопрос о роли СМК, пытаясь обосновать человеческое равнодушие к социальным последствиям этих радикальных сил. Он недоумевал, почему фонетический алфавит и печатное слово, взорвавшие племенной мир и превратившие его из «закрытого» в «открытое» общество. Функционирующее в рамках специализированных знаний и действий, до сих пор не исследованы в роли «магического трансформатора», почему столь же малое внимание уделено электрической мощи «мгновенной информации», которая обращает социальный взрыв в организационного человека, в разрастающиеся вширь империи, почему, наконец, игнорируется психическое воздействие электронных технологий.[8;88]. Радиовещание продолжает сегодня довольно интенсивно развиваться. Число каналов растет, и все больше ориентируется на целевые аудитории (это молодежные каналы, различные каналы для любителей музыки и др.). Вместе с тем каналов радиовещания, транслирующих программы на всю Россию, немного.
И лишь несколько из них охватывают больше аудитории.
Это государственные каналы «Радо России», «Маяк», «Юность», «Орфей», а также коммерческие «Русское Радио», «Европа плюс», «Радио-1», «Доброе радио» и некоторые другие. Среди каналов, охватывающих сравнительно большие аудитории радиослушателей можно выделить лишь два, где представлены передачи связанные с книгой и литературой.
Это канал "Радио России" и "Радио-1". Наибольшая аудитория у "Радио России" - ведущего государственного канала, который охватывает 96% аудитории страны (в том числе 91,2% сельского населения). Этот канал любят многие радиослушатели в России, и особенно он популярен в сельской провинции.
На нем существует ряд передач, поддерживающих чтение и книжную культуру. Это, прежде всего, такие передачи, как "Что читать?", "Книговорот", "Воскресная лапша", "Из старых фолиантов", "Открытая книга", " Классика в полчасика", а также радиоспектакли и др. Есть и передачи с обзорами прессы: "Пресса по диагонали", "АиФ-радиоверсия". На этом канале представлены любимые детьми программы, которые сделаны с учетом детского восприятия.
В них действуют игровые и сказочные персонажи, звучат любимые детские песенки. Среди них популярная у детей передача "Детский остров", в которой довольно часто присутствуют представители издательства (и одноименного журнала) "Колобок и два жирафа". В передаче "Литературные чтения" периодически читают и сказки для детей (например, "Конек-горбунок" П. Ершова). Для подростков и юношества есть воскресная передача "Ловушка для подростков", которую любит эта аудитория. Однако издаваемые для подростков книги и повести в журналах в ней обсуждаются довольно редко (возможно, и в связи с тем, что у нас мало издается художественной литературы для этого возраста). В целом же, с нашей точки зрения, несмотря на то, что общая концепция и репертуар этого канала радиовещания гораздо гуманнее и ближе к интересам аудитории, чем, например, телевидение, тем не менее, и здесь число передач для детей и, особенно, подростков ограничено. [23;2]. Телевизионное вещание Телевидение особый вид CMК, оно формировалось в Западной Европе и США в условиях завоеванной всеми СМК свободы информации.
В СССР первые опыты по выпуску телепрограмм проходили в 1938 1940 годах в условиях тоталитарного режима; и хотя массовым телевещание становится в 1950-х 1960-х годах.
Телевидение сегодня - это главный источник информации, развлечения, арена для пропаганды взглядов и рекламы товаров, а также непременный атрибут дома, почти член семьи. Как взрослые, так и дети, час за часом проводят перед телевизором.
Нормы и ценности, модели социального поведения, стереотипы, которые мы видим на экране, так или иначе, влияют на формирование нашего представления о мире в целом и обществе. Телеведущие и актеры, играющие в «мыльных операх», становятся звездами наряду с киноактерами, поп-исполнителями и чемпионами спорта. Будучи мощной индустрией, телевидение часто бывает соблазнительной мишенью для критики. [3;397]. ТВ обвиняют в дезинформации, распространении ложных идеалов и мифов, в причастности к росту агрессии в обществе, падении интереса к чтению и психологическом манипулировании людьми.
В мире существует немало телевизионных систем: различные технические системы производства и распространения информации, региональные телевизионные системы, обслуживающие ту или иную территорию, национальные системы. При всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому глобальному информационному пространству. По способу трансляции телевидение (государственное и частное) разделяется на антенное (традиционное, классическое, трансляционное); спутниковое (национальное, региональное, глобальное); кабельное; титровое (видеотекст, телетекст). По типу деятельности телевизионные агентства делятся на вещательные (часто с собственным телепроизводством и эфирным каналом); программа производящие (продюсерские фирмы); дистрибьюторские.
По охвату аудитории - на межгосударственные, национальные, региональные. [9,103] Телевизионные программы можно дифференцировать по тематическому (информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.); аудиторному (для детей; для молодежи; для пенсионеров и т.д.); национальному; территориальному; временному признакам.
Вожен и источник финансирования канала: государственный бюджет, абонементная плата телезрителей, доходы от рекламы, взносы спонсоров и благотворительных фондов, общественных организаций); аренда (деньги партий, общественных движений, организаций, частных лиц и т.д.). В целом основные телевизионные жанры (новости, репортаж, интервью и др.) во многом соотносятся с аналогичными жанрами прессы и радио.
Как и в случае с прессой и радио, сетка телевещания регулируется в соответствии с общественными запросами - от передач «для всех» (развлечения и информация) до специализированных рубрик, адресованных меньшинствам (национальным, этническим, профессиональным, сексуальным и т.д.). Оптимальный выбор времени телепередачи обусловлен ее содержанием - темой, жанром, а также особенностями аудитории.
Среди наиболее популярных телевизионных текстов - сериалы и ток-шоу. Последние являются передачами, где присутствующие в студии зрители задают гостям программы вопросы. Ведущий шоу, как правило, выступает в роли посредника между зрительской аудиторией и гостями, хотя и сам активно задает вопросы, как гостям, так и аудитории. Тематика ток-шоу разнообразна (политика, спорт, культура, бизнес и т.д.). Сериалы (многосерийные телевизионные фильмы) в большинстве случаев рассчитаны на широкую аудиторию, хотя могут ориентироваться и на более узкий спектр публики.
Типичные жанры сериалов - мелодрама, полицейская/криминальная драма, детектив, фантастика, комедия и др. В отличие от кинофильмов сериалы могут иметь длительность до двухсот и более часов экранного времени, что позволяет им (в случае успеха) быть как бы «параллельным миром» жизни и оказывать существенное влияние на вкусы и предпочтения аудитории. Можно по-разному относиться к роли телевидения в современном мире, но нельзя не признать его огромный потенциал воздействия на аудиторию, особенно на детскую и подростковую [19;16] Интернет В последнее время развитие Интернета в России идет очень быстро.
И самой активной в работе с ним является молодежная, а также юношеская и подростковая аудитории. Так, не смотря на то, что Интернет доступен в основном в больших городах, и его аудитория составляла в начале 2000 г. в России около 4,3% , по данным всероссийского исследования "Подростки в информационном мире" (проведенного в 1997 г.) уже 4,6% подростков и юных пользователей путешествовало по сети. Сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой среды для потоков медиатекстов.
Форма организации таких каналов передачи информации получила название Интернет (компьютерная сеть, которая объединяет национальные, региональные сети, где происходит свободный обмен медиатекстами). Интернет - это глобальная коммуникационная интерактивная среда, включающая межличностную и публичную формы общения (как индивидуальную, так и групповую). Главное достоинство Интернета - интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.
В Интернете осуществляется общение по электронной почте, в форумах, сетевых конференциях и «чатах». Здесь можно пересылать факсимильные сообщения, скачивать файлы, играть в игры разной степени сложности, делать покупки товаров и услуг, слушать музыку, радиопередачи, смотреть фильмы и телепрограммы.
Таким образом, мы имеем дело с мультимедийной передачей информации, ранее поступавшей от отдельных видов Медиа (прессы, радио, кинематографа, телевидения и др.). [3;410] Существует огромное множество Интернет-порталов, как дублирующих информацию реальной прессы и телевизионных каналов, так и оригинальных, самобытных сетевых изданий, функционирующих только в виртуальном мире. Многие порталы содержат архивы (базы данных), где хранится разнообразная информация.
Они снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора найти необходимые медиатексты. В отличие от прессы, радио, кино и телевидения, Интернет, как правило, не контролируется и не цензурируется. Отсюда и использование некоторыми сайтами ненормативной лексики, генерации разнообразных компьютерных вирусов и пр. [19;18] Появление новых средств массовой информации всегда вызывает интерес у деятелей сферы образования, и Интернет не стал исключением. Процесс компьютеризации школ и высших учебных заведений и интернет-образования педагогов и учащихся приобрел значительные масштабы: проводятся курсы обучения компьютерной грамотности для преподавателей, школы и вузы получают доступ к сети Интернет, книжные магазины пополняются литературой по этой теме и т.д. Одним из позитивных аспектов использования компьютерных технологий в обучении стал доступ к небывалому до сих пор количеству аутентичной информации.
Если до недавнего времени главным источником знаний был учебник, то сейчас любой школьник и студент может виртуально посетить Музей Метрополитен в Нью-Йорке, послушать интервью с премьер министром Великобритании или посмотреть выпуск новостей CNN он-лайн. Еще одна возможность, которая открылась благодаря появлению компьютерных технологий, связана с их использованием как инструментов организации и коммуникации виртуальных курсов (on-line courses). Однако у интеграции новых Медиа в процесс обучения есть и свои недостатки, например, часто многообещающий CD-ROM оказывается лишь более красочной версией учебника с традиционными упражнениями, «упакованными» в новый формат.
А школьники, получив задание найти нужную информацию в Интернете, теряются в море различных сайтов, гиперссылок и не могут отличить главное от второстепенного, аутентичные данные от сомнительных, факты от пропаганды. Поэтому, наряду с использованием Интернета как источника материалов для образования, надо помочь учащимся перейти от роли пассивных потребителей к роли более активных, творческих личностей, умеющих находить, анализировать и передавать информацию с помощью современных технологий, и, будем надеяться, достаточно мотивированных и подготовленных для самостоятельного развития[19;18]. Газеты Современные газеты берут начало от памфлетов и информационных листов, печатавшихся и распространявшихся в 18 веке. Газеты стали «ежедневными», с тысячами, а порой и миллионами читателей, лишь начиная с конца 19 века. Газета - фундаментально важное явление в истории современных СМК, поскольку она включала в себя много различных типов информации в компактном и легко воспроизводимом формате.
В одном выпуске газеты содержалось информация о последних событиях, о развлечениях и товарах для потребителя.[2;397]. Доминанта телевидения в социуме заставляет прессу (столичную и региональную) все чаще дифференцировать целевую аудиторию, искать привлекательные форматы изданий.
Группа общенациональных газетных изданий представлена общественно-политическими или универсально-тематическими газетами.
Их универсальность проявляется в полифункциональности (то есть в реализации всех базовых функций Медиа) и в степени информационного охвата всех сфер социокультурной жизни.
Статус общенационального периодического издания зависит от ряда факторов, прежде всего - от степени распространения в географическом и социальном пространствах. На первый план тут выходят информационная и аналитическая функции.
Формат качественной общенациональной прессы предполагает неангажированный социальный диалог, свободные, аргументированные высказывание его участников - с четким разделением фактов, их анализа и комментариев. Грамотное построение «новостей дня» как панорамы состояния общества требует разнообразных надежных источников информации (специализированные агентства, корреспонденты и т.д.). [9;88] Главное преимущество локальной прессы - акцентирование положения дел именно в данном регионе, то, о чем столичная пресса или пресса мегаполисов, как правило, не пишет.
Анализ содержания как общих, так и тематических изданий дает основание сформулировать функции прессы в целом: коммуникативную, информационную, познавательную, аналитическую, просветительскую/образовательную, воспитательную, социализационную, организаторскую, развлекательную и др. Типологию прессы можно представить в соответствии со следующей систематизацией: а) пресса «для всех и обо всем» (общественно-политические газеты, информационно-рекламная пресса, развлекательная пресса); б) пресса для широких кругов публики, но вместе с тем - для определенного социального/возрастного/гендерного слоя, и потому менее тиражная: деловая, партийная, культурно-просветительная, национальная/этническая, молодежная, детская, женская и т.д.; в) узко специализированная по социальному адресу пресса: для автомобилистов, охотников, собаководов, спортсменов, ученых (как правило, дифференцированная по различным областям знаний) и т. д. [19;14] Рекламная пресса, рассчитанная на формирование спроса и стимулирование сбыта, также весьма престижная и доходная сфера бизнеса (рекламно-информационные издания; пресса частных бесплатных объявлений; пресса по оптовой торговле). Особое внимание в последнее время придается прессе для детей и молодежи (часть такого рода изданий выпускается самими школьниками и студентами). Здесь важен характер аудитории, для которой она предназначена: (дошкольники (от 3 до 6 лет); младшие школьники (от 7 до 10 лет); подростки (от 11 до 15 лет); старшеклассники (от 15 до 17 лет), студенты (от 17 до 22-25 лет) и т.д. Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического и социального развития, поэтому в зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяется его содержание, структура, форма и объем.
Дошкольники тянутся к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям.
Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, игровой форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.
Воспринимать содержание изданий им помогают «гиды» - обычно это сказочные или комиксные персонажи. [9;92] В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории.
У ребят в этом возрасте возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы. Их начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура.
Эти потребности в той или иной степени удовлетворяются (в том числе и так называемой бульварной или «желтой» прессой, использующей молодежный сленг). В прессе для молодежи в еще большей степени, чем в прессе для подростковой аудитории, главное место уделяется новостям шоу-бизнеса, видео, кино, спорта, моды, личной жизни звезд поп-музыки, кино и телевидения, спорта и т.п. Очень часто составной частью подобных изданий становятся игровые элементы, элементы соревнования на право называться самым находчивым, любознательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды и т.д.) [19;13]. Т. о средства массовой коммуникации (СМК) - это исторически сложившийся специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы.
Говорить о том, что СМК (а Интернет уже прочно занял свое место в этой системе) является четвертой властью в стране, думается, не только банально, но, если честно, и не совсем корректно. В нашей стране в силу определенных объективных причин СМИ являются более могущественной властью, чем официальные государственные структуры.
Если принять во внимание, что государство финансирует только 20% деятельности Всероссийской гостелерадиокомпании, а остальные средства добываются в основном с помощью рекламы, то становится понятно, почему рейтинговый фактор остается для СМК определяющим. 1.2 Механизмы влияния СМК на подростков В рамках социальной педагогики подростковый возраст - это этап от 10-11 до 15лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.
Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростках.
Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводит к отклоняющемуся поведению. [13;210]. В рамках психологии подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescent) период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью.
Был выделен в качестве особого периода развития в 21веке. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранней юношеский возраст, подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.[2;389]. Сегодня современный ребенок видит на телеэкране многочисленные "боевики" и "мыльные оперы", а также засилье рекламы.
Одной из характерных черт сегодняшнего телеэкрана является доминирование на нем насилия и эротики. Для западного телевидения этот вопрос был одним из самых острых в течение последних десятилетий.
Сейчас он стал крайне злободневным и в России. Статистические данные доказывают, что дети и молодежь сегодня - самая активная часть аудитории аудиовизуальных медиатекстов. Дети начинают активно смотреть телевизор в возрасте примерно двух лет. [3;400] Характерной чертой современной информационной среды является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация.
Это обусловлена как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованное как своеобразное орудие растление детских душ. Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМК о преступности и проституции в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками.
В зарубежных исследованиях психоаналитического толка принято считать, что СМК выступает в обществе в роли супер отца или сверх - сознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации», «идеальной рекламы», «популярной личности в журнале» и т.д. Т.о зрители, читатели ждут, что обществ, используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать, развивать в рамках нравственных норм и с уважением к достоинству человеку.
Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательные материалы апеллируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, а реальные фото- и видеоматериалы модифицируют картину миру. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями.
Вся нация оказалось под разрушительными зарубежным влиянием «бэтменов», «бригада» и пр. Они порождают чрезмерно унифицированные стереотипы и могут становиться психотравмирующими для тех, кто этим стереотипом не соответствует. [26;562] Низкий уровень жизни основной массы российского населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков и т.д. Однако в отличие от развитых западных стран, где существуют государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетней молодежи от негативного воздействия сцена насилия на экране, в России до сих пор все оставлено на самотек.
Американский исследователь Дж. Т.Хэмилтон пишет, что представители медиа индустрии часто парируют критику своих программ стандартным набором ответов, отрицающих вред насилия по ТВ: «Мы используем насилие для того, чтобы рассказать, а не продать историю.
Насилие по телевидению - это всего лишь отражение насилия в обществе. Телевизионные образы не влияют на поведение людей. В последнее время насилия по телевидению стало гораздо меньше.
Насилие показывается в фильмах высокого художественного качества, а в телепоказах такого типа фильмы занимают весьма скромное место». Опровергая эти тезисы, Дж. Т.Хэмилтон приводит результаты своих исследований: «Я обнаружил, что процент телесюжетов, посвященных преступлениям не соответствует размерам преступности в обычном городе. В 1984 году 51% сериалов, показываемых в прайм тайм, содержали сцены насилие. Эта цифра понизилась до 23% в 1993 году. Но насилие просто перекочевало на кабельные каналы Что же касается «высокохудожественности», то, сделав мониторинг 5000 фильмов с насилием по телевидению и кабельным каналам, было обнаружено, что только 3% из них имели рейтинг «четыре звездочки» (самая высокая оценка критиков)». [20;72] Радикальные сторонники вредности игр утверждают, что «игры заставляют убивать», «виноваты в убийствах», более того, они представляют собой «стимуляторы убийства» (Д. Бака, Д.Томпсон, Д. Гроссман). Американский психолог Давид Гроссман отмечает, что открыто продавая жестокие игры, «мы приучаем детей убивать, так же как армия муштрует солдат.
Телевидение скоро приравняет страдание и смерть к таким удовольствиям, как любимая газированная вода, шоколадка или духи. А видео- и компьютерные игры довершат зловещее образование, научат прицеливаться и стрелять, как учатся военные, тренируясь на мишенях.
Таким образом, «прицелься» - «стреляй» превратится в инстинктивное движение в стрессовой ситуации». Менее решительно настроенные исследователи отмечают, что компьютерные игры могут «повышать уровень агрессивности подростка», «приводить к выбору агрессивных стратегий поведения» (А. Сакамото, К. Дилл, К. Матиак, Л. Ловелле, К.Андерсен, И.Бурлаков). [4;11] Острота и актуальность первой точки зрения поддерживается рядом факторов.
Во-первых, участившимися заявлениями малолетних преступников о том, что компьютерная игра вызвала у них желание преступить закон. В некоторых случаях, может быть, это действительно так. Но чаще всего подобные заявления вызваны стремлением подростка избежать ответственности, переложить ее на третьих лиц: разработчиков игр, невнимательных к нему родителей.
Во-вторых, волнения в обществе вызывают многочисленные иски родителей, не желающих смириться с фактом, что их дети преступники. Эти иски подаются против компаний, разрабатывающих жестокие игры, якобы «научившие подростка как совершать преступление и толкнувшие на него». Хотя подобные иски и не удовлетворяются, тем не менее, вызывают широкий общественный резонанс. [20;71]. Т. о конечно, в медиаиндустрии всегда есть люди, которые говорят, что Медиа-насилие безвредно, потому что ни одно исследование не доказало зависимости между ним и агрессивным поведением подростков, а юные зрители знает, что ТВ, кино и видеоигры всего лишь фантазия.
К несчастью, это далеко не так. Во всяком случае во многих случаях не так. Свыше тысячи исследований в течение последних 30 лет подтверждают причинную связь между медианасилием и агрессивным поведением некоторых подростков.
Глава 2.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвязи, когда люди по всему земному шару стали участникам единого информационного миропорядка. Это во многом… Речь идет и о том, что те или иные СМК практически нарушают права ребенка,… Например, ежегодное количество убийств (на 100тысяч населения) в России - 20,5 человек.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретические основы изучения СМК
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов