Реферат Курсовая Конспект
Категории сферы целостности - раздел Социология, Категории Сферы Целостности Всеобщее, Особенное И Единичное. Для Того, Чтобы...
|
Категории сферы целостности Всеобщее, особенное и единичное. Для того, чтобы соединить две предыдущие сферы категорий (и стоящие за ними формы реальной действительности), т.е. всеобщее (сущность) и единичное (проявление сущности в бытии), необходимо идею единства мира соединить с идеей развития.А для этого любая отрасль человеческого знания необходимо переживает период поиска особенного опосредствующего звена: валентности в химии, информации при изучении живых систем, трудовой деятельности - при изучении социальной системы явлений.
В отличие от традиционного, формально-логического понимания особенного, которое можно изобразить в виде промежуточной окружности, вписанной в большую окружность (всеобщее) и вписывающей в себя маленький кружочек (единичное), особенное в диалектическом понимании - это такое единичное среди других единиц, которое обладает уникальной особенностью в силу того, что оно есть всеобщее для всей этой системы единичностей. Все три понятия совпадают в одной точке.
Таким образом, всеобщее - ив начальной стадии, и в развитом состоянии предмета - выступает не как "разлитая" по всем элементам системы схожесть, а как особенное, собирающее эти элементы в единую систему. Любая история при этом проявляет себя как переход единичного через особенное во всеобщее. Отрицание. Существует два вида отрицания. Первый вид - это уничтожение, отбрасывание, прекращение существования, смерть.Второй вид - это отрицание как момент развития и как момент связи этапов развития.
Первый вид отрицания входит во второй как подчиненный момент.Отрицание в диалектическом понимании - это самоотрицание, а последнее - это импульс развития, поскольку некое единичное, вызревающее в лоне некоего всеобщего, способно со временем отвергнуть породившую его всеобщую связь и превратить ее в рядовой орган своего собственного существования и функционирования. Так поступил в момент своего возникновения человек, разорвав связывающие его с природой чисто природные узы и превратив ее (натуру) в материал развития культуры.
В связи с вышесказанным, отрицание в диалектическом процессе выступает своей противоположностью - полаганием, утверждением нового качества. Развитие. Эта категория призвана характеризовать наиболее богатое понимание неотъемлемого способа существования материи-субстанции. Именно поэтому эта категория и завершает систему категорий содержательной логики.Категории "движение" и "становление", впрочем, как и все "обслуживающие" их категории, включаются в категорию "развитие" как "снятые" моменты.
Объективными формами направленности процесса развития являются прогресс и регресс.Универсальный критерий прогресса и регресса состоит в следующем: если линия развития форм движения материи ведет к возникновению субъекта, то эта линия прогрессивна; с другой стороны, прогресс деятельности любого субъекта (и человечества как совокупного субъекта) есть освоение универсальных характеристик материи-субстанции и превращение их в свои собственные формотворящие творческие силы. Из сказанного следует, что диалектика как теория развития есть логика творчества.
К тому, что уже было сказано о законах развития, следует добавить следующее: если закон перехода количественных изменения в качественные и обратно указывает на то, как возникает новое в ходе развития, а закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития, то закон отрицания отрицания охватывает процесс развития в его целостности и полноте, во взаимосвязи его основных фаз, осуществляющихся через разрешение внутренних противоречий.
Почему речь идет именно о двух отрицаниях? Дело в том, что если первое отрицание - это снятие первоначальной целостности, непосредственности предмета, возникновение противоречия, более того - предельное обострение его, то второе отрицание есть разрешение этого внутреннего противоречия, восстановление единства противоположностей.Таким образом, тройственный ритм здесь - это логическое выражение полного цикла развития: исходное единое- разнообразие многого, доведенное до резкого противоречия - и возврат в единое.
Завершенный цикл имеет не форму круга, а форму спирали, так как возвращение в единство есть фактически возвращение к нему на новой, обогащенной основе. (Закон отрицания отрицания неопровержимо доказывает: метод восхождения от абстрактного к конкретному (движение от непосредственного к опосредствованному, а затем к целостности) есть "слепок" с действительного процесса развития, демонстрирующий принципиальную возможность совпадения субъективной диалектики с диалектикой объективной.
– Конец работы –
Используемые теги: кат, рии, сферы, целостности0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории сферы целостности
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов