Реферат Курсовая Конспект
Социология в системе социальных наук - раздел Социология, Социология Функции Социологии. 3 ...
|
СОЦИОЛОГИЯ
Функции социологии. 3
Объект и предмет социологии. 3
Уровни социологического знания. 3
Социология в системе социальных наук. 4
Предпосылки и условия возникновения социологии. 6
О.Конт – основатель социологии. 6
Классическая западная социология. Спенсер, Маркс, Дюркгейм, Вебер, Паретто 7
Дюркгейм.. 9
Макс Вебер. 10
Социологическое исследование, типы социологических исследований, все про соц. исследование 11
Опрос. 17
Анкетирование. 18
Интервью.. 20
Анализ документов и контент-анализ. 21
Наблюдение. 24
Социальная система, социальные институты.. 28
Стабильность общества. 31
Подсистемы общества. 32
Уровни организации общества. 32
Культура, субкультура, контркультуа. 33
Культурно-исторический процесс, преемственность и новаторство, единство и многообразие 36
Ценности как основное ядро культуры.. 36
Социальные нормы и их классификации. 37
Социальные организации. 38
Управление в организациях. 40
Социальные общности. 41
Социальные группы, отличия от общности, общие признаки, типология. 44
Функции социологии.
Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.
Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная).Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.
Мировоззренческая.Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Классическая западная социология. Спенсер, Маркс, Дюркгейм, Вебер, Паретто
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г. Спенсер (1820-1903). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч. Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические, т.е. социальные. Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что, собственно, нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.
По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: на этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки хотя и разные – революционные и реформистские вмешательства в естественный ход эволюции.
Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности – простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.
С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени их число значительно возросло. В зависимости от своих научных ориентаций и идейных пристрастий группы социологов руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных теоретических положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории или ряда родственных теорий, обладающих единым категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых, называется парадигмой. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его понимание. Все парадигмы условно можно разделить на три большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого системного целого и в основном на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения, его мотивов главным образом на микроуровне. К третьей группе относятся объединительные (диалектические) парадигмы, представители которой анализируют социальные реалии через призму единства объективного и субъективного, структуры и индивида.
К основным структурным парадигмам относятся структурный функционализм и марксизм. Социологи функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. При этом общественные институты истолковываются с точки зрения их предназначения для общества в целом. Согласно взглядам функционалистов (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон), такие институты как государство, семья, религия и другие являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы общества. Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по воспитанию подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.
В социологии много конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами, одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления. Весьма распространена марксистская парадигма. К Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. В качестве основного метода Маркс руководствовался материалистическим объяснением общественных отношений, согласно которому противоречия общества встроены в его структуру. Из этого следовало, что противоречия, особенно экономические и социальные, являются исходным пунктом для объяснения любых конфликтов, возникающих в обществе.
К другим конфликтным парадигмам можно отнести неомарксизм Д. Лукача и Г. Грамши, критическую социологию Франкфуртской школы, главными теоретиками которой были Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и немарксистскую социологию конфликта Р.Дарендорфа и Л. Козера. Они использовали сделанное Марксом с целью превзойти его достижения, дать более углубленные представления о новых общественных реалиях, их противоречиях. Именно так двигается наука в отличие от идеологии, подгоняющей канонизированные догмы под интересы конкретных социальных групп людей.
Развитие социологии в 20 веке, во многом исходившее из принципов, выработанных Вебером и Дюркгеймом, характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений. Ни одна из этих школ не может дать абсолютно непротиворечивого, универсального теоретического объяснения всего многообразия социального мира, но сквозь призму своего подхода рисует свою картину общества. Среди них чаще всего выделяют три парадигмы: функционализм, конфликтологический подход и символический интеракционизм.
Важно отметить, что предмет социологии находится в постоянном изменении и развитии, что обусловлено двумя решающими факторами: прогрессом самого научного знания, который открывает новые и новые перспективы для научного исследования общества; и изменение, усложнение самой социальной реальности и как следствие этого – меняющиеся потребности общества, появление новых и новых социальных запросов.
Основу теории социального поведения у Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические.
Общепризнано, что Парето принадлежит к числу классиков социологии. Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы. Последнее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.
Опрос
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей[1].
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
1) Количество опрошенных.Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.
2) Достоверность и объективность.
Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист.
3) Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.
Существует две основные разновидности опроса:
- анкетирование;
- интервьюирование.
Типы семейных структур.
Форма семьи
Форма брака
Выбор предположительного партнера
Правила ведения родословной и наследования имущества
Подсистемы общества
Экономическая, социальная, духовная. (примерно понятно, что можно наболтать)
Дисфункция ведет к дестабилизации и системному кризису.
Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
Язык
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Ценности
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:
Нормы
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
Функции культуры
Коммуникативная
Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
Регулятивная
Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая
Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.
Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Элитарная культура
Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.
Народная культура
Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
Контркультура
Противопоставляет себя какой-либо культуре. Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.
Процессы изменений в культуре
Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами.
Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.
Культурно-исторический процесс, преемственность и новаторство, единство и многообразие
Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.
Социальные нормы и их классификации
Социальные ценности – разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.
Социальные нормы – образцы поведения в обществе, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей и общества в целом.
Ценность – это свойство того или иного общественного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, желания, интересы. Она формируется у каждого человека в процессе осознания своих потребностей и соотнесения их с окружающими предметами и явлениями. Как только ценности одобряются институтами общества, институционализируются и становятся правилами регуляции и управления поведением человека, социальных групп и общностей, они превращаются в социальные нормы.
Социальная норма – это 1) определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) она является типовым или эталонным образцом действия, предписывающим отдельному индивиду или группе, что им надлежит делать; 3) в основе нормы в качестве механизма действия лежат ожидания со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека, т.е., что человек будет действовать по правилам и предписаниям.
Нормы можно классифицировать по разным основаниям: нормы хозяйственной и научной деятельности; нормы поведения военнослужащих, деятелей искусства. Особое значение имеет деление на моральные (опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, совесть) и правовые нормы (в виде закона, контролируются властью). Могут быть также выделены нормы- правила и нормы – ожидания; нормы запрещающие и нормы поощряющие.
Система регуляторов поведения людей включает в себя и механизм социального контроля за соблюдением принятых в данном обществе, социальной группе, семье ценностей и норм поведения. Механизмы социального контроля прежде всего включают в себя различные санкции – т.е. способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздаяния, поощрения и наказания. Они применяются за уже осуществленные действия, но ожидание применения санкции становится важнейшим элементом социальной регуляции поведения, его контроля. Девальвация санкций, как негативных, так и позитивных, ведет к существенному снижению результативности механизмов социального контроля, а вместе с этим – всей системы регуляции поведения в обществе, может стать причиной дезорганизации общества. Санкции бывают формальными (на основе закона) и неформальными (общественное мнение, мнение товарищей, они имеют силу морального осуждения или поощрения).
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
Социальные организации
Социально экономическое разделение труда
Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства (в социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводства определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения).
Виды общественного разделения труда:
Соц. экономическая неоднородность труда, т.е. разделение труда на организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный, ...
Различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда.
Власть -способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии.
Социально экономическое разделение труда формирует социальные различия и таким образом создает основу социального неравенства.
Соц. дифференциация - различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков.
Основные:
Признак | Показатель | Выделяемые группы |
Экономический | Наличие/отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние. | Собственники и не имеющие частной собственности; Высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои; богатые, средне обеспеченные, бедные. |
Разделение труда | Сфера приложения труда, вид и характер труда, уровень квалификации. | Работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные. |
Объем властных полномочий | Возможность оказывать влияние на окружающих через должностное положение. | Рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней |
Дополнительные признаки:
Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.
Социальные группы, отличия от общности, общие признаки, типология
Малая социальная группа -объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы
Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей(набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида
Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
– Конец работы –
Используемые теги: Социология, системе, Социальных, наук0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология в системе социальных наук
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов