Реферат Курсовая Конспект
Социальная ответственность бизнеса - Конспект Лекций, раздел Социология, Социальная Ответственность Бизнеса...
|
Социальная ответственность бизнеса
Конспект лекций для студентов
Контрольные вопросы
1. Дайте определение социальной ответственности бизнеса.
2. Назовите основные задачи бизнеса с точки зрения общества.
3. Как и когда развивались представления о социальной ответственности? Кого можно считать основоположником современного подхода к данной концепции?
4. Как социально ответственный бизнес может приносить экономические выгоды?
5. Назовите и охарактеризуйте современные позиции рассмотрения социальной ответственности бизнеса.
6. Чем обусловлено партнерство бизнеса с некоммерческими организациями и как такое партнерство отражается на предпринимательской деятельности?
7. Какая международная организация и как решает вопросы регулирования социальной сферы?
8. Как в нашей стране решаются вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности?
9. Назовите основные выгоды и недостатки социальной отвественности.
10. С каких позиций анализируется и оценивается социальная ответственность бизнеса? Обоснуйте.
11. Раскройте сущность рыночного подхода к социальной ответственности.
12. Раскройте сущность подхода с точки зрения государственного регулирования к социальной ответственности бизнеса.
13. Что такое "корпоративная совесть"?
14. Раскройте понятие «заинтересованное лицо». В чем состоит концепция заинтересованных лиц?
15. Какие существуют стандарты социальной ответственности?
16. В чем состоят сущность, принципы и проблемы социальной отчетности? Обоснуйте.
17. Что такое общественный аудит? Каковы его задачи и принципы?
18. Что можно отнести к социальным программам бизнеса?
19. Назовите основные инструменты реализации социальных программ.
20. Что такое волонтерство? Как может осуществляться волонтерская деятельность?
21. В чем принципиальное отличие социальной рекламы от рекламы коммерческой? Для чего нужна социальная реклама?
22. В чем заключается экологическая политика бизнеса?
23. Кто является инициатором экологической отчетности?
24. Что такое социально ответственное инвестирование?
25. Как эволюционировала концепция социального инвестирования?
26. Назовите и охарактеризуйте основные стратегии социального инвестирования.
27. Проанализируйте тенденции развития социальных инвестиций в западных странах на начало XXI в.
28. Охарактеризуйте основные социальные фондовые индексы.
Задание для зачета.
Самостоятельно сформулируйте и проанализируйте основные проблемы и сложности развития социальной ответственности в регионе вашего проживания.
Приведите примеры конкретных компаний, использующих принципы социальной ответственности по региону. Охарактеризуйте основные направления КСО в этих компаниях ( от3 до 5 компаний).
Общественный аудит - элемент механизма социальной ответственности, который рассматривается как способ оценки достижений организации и основа для их распространения. Главная его задача – получение ответа на вопрос, достаточно ли эффективно работает фирма в данной области. Конечной целью процедуры аудита выступает улучшение взаимодействия компании и общества, а оценка взаимодействия и соответствующая отчетность позволяют оценить, происходит ли это на практике.
Ответственность социальная и этика— один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент — это не только экономический институт, ориентированный исключительно на получение прибыли, но и часть общества и по этой причине ответствен перед обществом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого поведения руководителей, в практике менеджмента используются в настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров: 1) принимать на работу следует только "правильных" людей. Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск' 2) разрабатывать и доводить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам; 3) менеджеры не должны стоять в стороне от ежедневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками, конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов; 4) менеджеры должны выступать в качестве ролевых моделей, предписывать и демонстрировать свои представления о том, как надо работать.
Открытый конфликт – это ситуация, когда существует полная информация систем друг о друге, то есть можно классифицировать объем и характер знаний.
Отчетность социальной ответственности - элемент системы, формирующей механизм социальной ответственности, основными принципами которого являются определение существенных показателей; указание временных границ расчетов; допущение неизменности существенных показателей; консерватизм или принцип осторожности; соответствие концепции существенности или значимости.
Официальная идеология— общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы, однако не оказывающие заметного воздействия на групповые ценности и действия. Имеет влияние на нравственные ценности или поведение.
Охрана здоровья и обеспечение безопасных условий труда – социальная программа бизнеса, направленная на создание и поддержание дополнительных по отношению к законодательно закрепленным нормам охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах;
Оценка(моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.
Переманивание кадров – классическое нарушение этики бизнеса, которое складывается из нескольких компонентов: устанавливаются возможные претенденты на вакантные должности либо на те направления деятельности в компании, которые функционируют недостаточно эффективно. На втором этапе осуществляется психологическая обработка претендентов, которым предлагают значительные моральные и материальные стимулы в случае перехода на новое место работы.
Поведение(моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Подход к анализу и оценке социальной ответственности бизнеса с позиций государственного регулирования – подход, при котором государство как высшая регулирующая сила должно осуществлять действия, направленные на стимулирование или принуждение производителей вести рациональную с точки зрения общества политику, а следовательно, осуществлять социальные мероприятия. Этичное поведение многих компаний является не внутренним свойством, а действием под влиянием юридических сил. Но большинство законов, действующих как в развитых, так и развивающихся государствах несовершенны с точки зрения морали либо игнорируют главные моральные принципы. Кроме того, множество законов преследуют цель ограничения членов сообщества и лоббируются определенными группировками в процессе из принятия. Законодательство, связанное с регулированием деятельности промышленности и других сфер экономики, создается во многих случаях в экстренных ситуациях, когда необходимо срочное вмешательство «третьей стороны». В разрешении проблем принимают участие заинтересованные лица, но не всегда результат соответствует провозглашенным благим намерениям.
Подход к анализу и оценке социальной ответственности бизнеса с позиций «корпоративной совести» – подход, при котором проявление корпоративной культуры является стремлением к развитию не только трудового коллектива, но и окружения. Внутреннее стремление – это важнейший фактор для роста ответственности за разрешение общечеловеческих проблем. Любой индивидуум, являясь сотрудником организации, одновременно остается членом человеческого сообщества. Его личный вклад в разрешение общественным проблем является кирпичиком, из которых затем возводится здание общественного благополучия. Аналогично, вклад каждой структурной производственной единицы также важен для подавления негативных тенденций современности и поддержания достижений цивилизации. Естественно, что необходимо четкое регулирование деятельности, координация и оптимизация, направленные на решение наиболее важных аспектов.
Подход к анализу и оценке социальной ответственности бизнеса с позиций «заинтересованного лица» (stakeholder) –подход, при котором корпорация для достижения своих стратегических целей должна согласовывать свои интересы с менеджерами, сотрудниками, акционерами, поставщиками, кредиторами и потребителями, а также обществом, вследствие чего разрешается множество социальных проблем.
Позиции рассмотрения социальной ответственности бизнеса:
1) позиция соответствия – бизнес-деятельность ориентирована на соответствие определенным установленным нормам (например, действие только в рамках закона без его нарушения);
2) позиция формирования – предполагается также работа по пониманию проблем деятельности и нахождению способа их решения. При этом акцентируется внимание бизнесмена не на контроле собственных действий относительно внешних правил (хотя это не означает, что правила эти прекращают быть регуляторами в бизнес-процессе), а на построение собственного действия, направленного на реализацию своей цели. Как правило, эти действия носят стратегический характер, то есть, ориентированы на отдаленное (или не очень близкое) будущее, могут связываться с отсроченным получением результата. Речь идет о формировании нового типа отношений с представителями общественности, партнерских отношений общества и бизнеса, определенного (нужного) отношения власти к бизнесу, а также о формировании гражданского государства через формирование гражданской позиции.
Поступок— элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Права потребителей— закрепленные в законодательных актах и общественном мнении нормы отношений бизнеса и потребителей.
Прагматизм(греч. pragma — действие, практика) — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х годов. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. По существу прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жизненных проблем. На словах прагматисты придают большое значение разуму в решении вопросов морали. Но с их точки зрения, с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей. Сами же цели не могут якобы обосновываться разумом, вообще вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.
Принципы(моральные) (лат. principium — основание) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие "моральные качества" характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
“Принципы международного бизнеса” – всемирный этический кодекс, принятый в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение – социальная программа бизнеса, направленная на сокращение вредного воздействия на окружающую среду, в рамках которого осуществляются мероприятия по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок, проводятся акции по озеленению, и восстановлению территорий;
Проблема "многих рук"— проблема определения личной ответственности в ситуации, когда в процессе принятия решения принимало участие множество людей.
Промышленный шпионаж – противозаконное получение информации о стратегических и тактических планах конкурентов, достижениях в области НИОКР, что во многом связано с ускоренным развитием специальных технических средств.
"Просеивание" – направление социально ответственного инвестирования; выбор для инвестиционного портфеля бумаг тех компаний, которые отвечают заданным социальным или экологическим критериям.
Профессиональная этика(мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
Пуританство(англ. puritan, от позднелат. puritas — чистота) — стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования системе взглядов, элементами которой являются аскетизм, фетишизация строгости нравов, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историческом плане этот термин ведет свое происхождение от названия религиозно-политического, радикально-реформационного движения в Англии XVI—XVII вв., известного как пуританизм. Для пуританской этики характерна проповедь накопительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсолютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регламентация жизнедеятельности индивида.
Развитие местного сообщества – социальная программа бизнеса, направленная на поддержку социально незащищённых слоев населения, оказание помощи детству и юношеству, сохранение и развитие жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально значимых исследований и кампаний и т.п.
Развитие персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников – социальная программа бизнеса, направленная на обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и др.
Рационализм(этический) (лат. rationalis — разумный) — методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобщую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.
Реальный конфликт – это комплекс мер регулирования и контроля, включающий действия ограничения и запрета на определенные действия или деятельность.
Рейтинговая оценка деловой репутации на национальном и международном уровне – инструмент общественной оценки организации, которая формирует общественное мнение; анализ соблюдений организацией этики в отношениях с внешними и внутренними партнёрами, репутации топ-менеджеров, качества продукции, эффективности бизнеса, отношения к персоналу и развитию социальной инфраструктуры.
Релятивизм(этический) (лат. relativus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограниченны в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл (см. Абсолютизм).
Ригоризм(лат. rigor — строгость) — разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновению долгу даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.
Рыночный подход к анализу и оценке социальной ответственности бизнеса – подход, при котором потребитель заинтересован использовать продукцию предприятия, которое нацелено на удовлетворение потребностей, рост прибыли и не распыляет средства на социальную благотворительность.
Сексуальные домогательства— представляют собой неспровоцированные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие словесные и физические действия сексуального характера, обращенные на работника, которые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего С.д. направлены от начальника к подчиненному.
Скептицизм(греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — 1) С. моральный — воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность; 2) С. этический — воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.
Служебное разоблачение— информирование сотрудником организации вышестоящих органов об имеющихся в организации нарушениях.
Совесть— категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.
Современный социальный контракт – контракт, который учитывает уже не только две стороны – сторону наемных работников и владельцев, – но и всех вкладчиков или заинтересованных лиц, которые, так или иначе, влияют на бизнес.
Сокрытие фактов и неверная информация в отчетности и при проведении проверок – нарушение этики бизнеса, которое в некоторых случаях приводит к катастрофическим результатам, как для организаций, так и для акционеров. Скандалы с отчетностью заставляют государственные органы ужесточать требования к учетной информации и увеличивать число проверок.
Социальная ответственность бизнеса – максимальное использование его преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом; добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума: создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом.
Социальная ответственность и цели– постановка целей организации как исходный момент в рассуждениях о социальной ответственности бизнеса. В конечном счете цели суть факторы, которые позволяют нам непосредственно понять ценности и приоритеты, стоящие перед организацией. К числу важнейших целей организации относятся задачи юридического, технического, персонального и социального характера, но в первую очередь получение прибыли. Руководители, стремящиеся создать эффективно действующую организацию, должны иметь в виду все эти цели, а не только получение прибыли, так как, игнорируя вторичные, но не менее важные цели, нельзя достичь и первичной цели — прибыльности.
Социальная реклама – реклама, которая по форме подачи напоминает рекламу коммерческую, но служит не производителю продукции с целью навязать свой товар потребителю, а обществу в целом: заставляет задуматься о значимых вещах (здоровье, экология, дети, родители). Цель такой рекламы — изменить отношение публики к какой-либо проблеме (проблемы психологии общения, защита окружающей среды, здоровье, образование, социальные болезни общества и пр.), а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности.
Социально значимый маркетинг — инструмент реализации социальных программ; форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ предприятий.
Социально ответственная организация – организация (фирма, компания, предприятие), которая как гражданское лицо соблюдает законы, нормы общественной жизни; как производитель производит безопасные надежные товары и устанавливает справедливые цены; как работодатель заботится о материальном положении работников, о недопущении их дискриминации; как субъект управления ресурсами эффективно их использует; как объект инвестирования защищает интересы инвесторов и дает правдивую информацию о своем положении; как конкурент не участвует в нечестной конкуренции и необоснованном ограничении конкуренции; как участник социального развития стимулирует и поддерживает инновации, признает ответственность за воздействие на качество жизни окружающих.
Социально ответственная реструктуризация – социальная программа бизнеса, направленная на процедуры, призванные обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, учитывая положение и проблемы всех заинтересованных лиц;
Социально ответственное инвестирование – процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций. В его основе лежит изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих определенным критериям корпоративной ответственности.
Социальное партнерство – сложный, многоплановый общественный процесс, направленный на предотвращение конфликтов во взаимоотношениях между работодателями, работниками и государством, объектом которых выступают условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов.
Социальные инвестиции — инструмент реализации социальных программ; форма финансовой помощи, выделяемой предприятием на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах расположения предприятий и его филиалов повышение уровня жизни различных слоев общества.
Социальные ревизии— один из способов повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников организации. С. р. существуют для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники С. р. полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Вместе с тем практика показывает, что проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены в полной мере.
Социальный контракт – неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения.
Социальный конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, мнений, взглядов или позиций субъектов взаимодействия, которые зафиксированы в жесткой форме.
Способы повышения этического уровня организации— к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.
Справедливость— понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.
Стандарты социальной ответственности - документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, определяющие социальную ответственность бизнеса в первую очередь в областях, определенных Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других международных организаций. Первый международный стандарт – “Социальная ответственность 8000" (SA 8000: 1997), идеологической основой которого являются заложенные в документах международных организаций принципы, касающиеся принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, свободы создания объединений, техники безопасности, здравоохранения и т.д. Требования стандарта распространяются на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия (независимо от их размера). Последние должны соблюдать эти требования (как и национальное законодательство), разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными выше проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям стандарта.
"Стеклянный потолок"— ограничение продвижения по службе женщин выше определенного уровня.
"Стукачество"см. Служебное разоблачение.
Традиционная филантропия или благотворительность – помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры, выделяемая в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя.
Требование(моральное) — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования, которые находят отражение в соответствующих формах морального сознания.
Уклонение от уплаты налогов в полном объеме – нарушение этики бизнеса, которое заключается в использовании самых разнообразных способов сокращения налогооблагаемой базы, а также использования льгот по уплате налогов.
Управляющая идеология– общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы и оказывающие существенное воздействие на групповые ценности и поведение индивидов.
Уровень нравственного развития— показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие принципы).
Утилитаризм(лат. utilitas — польза) — 1) этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма в этике. В основе этики У. лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствий капиталистической конкуренции; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.
Утилитарная этика— направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения У.э. в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого.
Филантропия(греч. philanthropia — человеколюбие) — благотворительность как историческая форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи социально незащищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении.
Формализм(моральный) — разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
Ценности(моральные) — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. понимается, во-первых, общественное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы.
Цинизм— моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям. Термин Ц. обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеном в IV до н. э.; при переводе на латинский слово стало звучать как циники), которые проповедовали презрение к общепринятым нормам поведения, полную независимость человека от общества, возврат к "естественному" состоянию. Впоследствии Ц. стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности.
Честь— понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.
Эвдемонизм(греч. eudaimonm — счастье) — часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Э. во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического приАципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности.
Эгоизм(лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.
Эквивалентное финансирование — инструмент реализации социальных программ; форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ предприятий органами государственного управления и некоммерческим сектором.
Этика – совокупность норм поведения, мораль (правила нравственности) определенной группы.
Этика бизнеса — научная дисциплина, представляющая собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких, как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.
Этика бизнеса – совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному поведению. То есть, это свод правил и законов бизнеса, которые основываются на общепринятых ценностях. Этика бизнеса включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных исторически сложившихся условий конкретной страны. Формирование этических норм – сложный и длительный процесс, основными условиями которого являются политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильное законодательство.
Этика выгодных связей — решение деловых и личных проблем в нарушение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам.
Этика личной ответственности – направление в этике бизнеса, согласно которому необходимо соблюдать права всех лиц, прямо или косвенно связанных с бизнесом.
Этика нейтралитета — этическая концепция, согласно которой администраторы (управленцы) обязаны выполнять распоряжения своего начальства, проводить в жизнь политику организации и не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений.
Этика справедливости – направление в этике бизнеса, согласно которому отношения между сотрудниками и государством, принимающим зарубежную корпорацию на своей территории, должны быть основаны на принципах справедливости и равенства.
Этика структуры — этическая концепция, согласно которой моральная ответственность администраторов (должностных лиц) распространяется только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распространяется на действия организации в целом.
Этика филантропии– направление в этике бизнеса, согласно которому благотворительная деятельность в бизнесе обязательна, так как любое добро увеличивает результаты;
Этикет(фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. — составная часть внешней культуры общества.
Этическая политика – система мер, правил и процедур, направленных на реализацию целей организации на основе соблюдения задекларированных этических принципов.
Этическое поведение в бизнесе– это приверженность корпорации к корректной конкуренции, основанной на отказе от монопольного положения и активного использования административного ресурса; неучастие в конфликтах, связанных с внеэкономическим переделом собственности; отсутствие агрессивности при осуществлении стратегического курса; транспарентность.
Этичное потребление – намеренная политика не потребления крупных мультинациональных брэндов, замеченных в использовании труда детей, жестоком обращении с животными, нарушении экологии и других неэтичных действиях.
EBEN(European Business Ethics Net) — Европейская сеть этики бизнеса, входящая в Интернет.
ISBEE(International Society for Business Ethics and Economics) — Международное общество этики бизнеса и экономики. Проводит международные конференции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития и т. п. Последний из них состоялся в июле 2000 г. в г. Сан-Паулу (Бразилия).
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551с.
2. Апресян P. Ценностные контраверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. - 1993. - №2.
3. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в 4 т. – М., 1983. – Т. 4
4. Астахова Т. Хорошие идеи в Америке рекламируют // www.socreklama.ru
5. Бегма Ю., Вінніков О., Редько О. Якісне дослідження методів впровадження соціальної відповідальності бізнесу в Україні. – К.: Факт, 2006. - 130 с.
6. Белбелян С.С. Стандарт SA 8000. Сертификация на соответствие социально-этическим нормам // Сертификация. – 1998. – №3. – С. 29 – 30.
7. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М.:Финансы и статистика, 2001. - 208с.
8. Ботторф Д. Этика в организации: от обеспечения соответствия к результативности // Стандарты и качество. - 2007. - №1. - С. 102-108
9. Буренков И. Public Interest в России // www. socreklama.ru
10. Бюллетень Network 2002, Issue 21, May 2002, материал Earth Summit 2002 Online Poll Results
11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990
12. Венедиктов. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. - М., 1996
13. Вогель Д.Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее // Уроки организации бизнеса. – СПб., 1994
14. Гах Й. Етика ділового спілкування. - К.:Центр навч. л-ри, 2005. - 160с.
15. Гусейнов А.А. , Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998
16. Дедюхина А. Мода быть русским. – Эксперт. - 2003. - №10.
17. Джурело Ю.И. Современные механизмы управления корпоративной культурой // Пищевая промышленность. - 2007. - №3. - С.34 - 36
18. Евгеньева Т. "Позвони родителям!" или "Проголосуй за мистера Х!". - Со-общение. - 2000. - №10
19. Ефимова Н. Вот такая сложилась репутация // Наш век. - 04.09.2000.
20. Закирова О. Социальная ответственность бизнеса // Рынок. - 2001. - №44
21. Закон Украины "О предпринимательстве" (от 7.02.1991г.)
22. Закон Украины "О предприятиях в Украине" (27.03.1991г.)
23. Запатрина И.В. Этика предпринимательства // Теория и практика управления. - 2005. - №1. - С.56-59
24. Зарубина Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. - 2004. - №1. - С.96-105
25. Йонас Ганс. Принцип відповідальності: У пошуках етики для технологічної цивілізації. – К., 2001
26. Капто А. Этика бизнеса // Международная экономика. - 2007. - №4. - с.53-61
27. Кизилова Л. Социализм на отдельно взятом предприятии // Известия. - 27.10.2000.
28. Кияшко Ю.И. Этика регулятора: [Деловая этика в органах гос. управления и регулирования] // Теория и практика управления. - 2005. - №1. - С.60-62
29. Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. - 1994. - №6.
30. Комаров И. Имидж и социальная ответственность // Персонал. – 2001. - №9. - С.64-68
31. Корпоративная этика: практические рекомендации для лидера // Персонал. - 2001. - №2. - С.72-73
32. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
33. Кузьменков М.. Так блеск или нищета? (полемическое размышление о социальной рекламе) // www.statya.ru
34. Кэтлин Д. Макарти. Входной билет в международное бизнес-сообщество // Со-общение. - 2001. - №7-8
35. Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии. – 1998. - №11. – с.30-42
36. Ленский Е.В., Цветков В.А.. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998.
37. Лучко М. Социальная ответственность: Этика бизнеса // Коммерческий вестник. - 1993. - №9. - С.18-19
38. Лучко М. Уважение к закону: Этика бизнеса // Коммерческий вестник. - 1993. - №5-6. - С.16-17
39. Лучко М. Цена честности: Имидж. Этика бизнеса // Коммерческий вестник. - 1993. - №1-2. - С.16-17
40. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 1999
41. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. - 1996. - №6
42. Майер Дж., Олесневич Д. Міжнародне середовище бізнесу: Конкуренція та регулювання у глобальній економіці / Пер. з англ.- К.: Либідь, 2002. – 703 с.
43. Макашева М.А. Этические основы экономической теории. – М., 1993
44. Макашова Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. - 1992. - №3.
45. Макеева В.Г. Культура предпринимательства. - М.:ИНФРА-М, 2002. - 218с.
46. Материалы Круглого стола "Социальная ответственность бизнеса. Проблемы и решения" 25.11.2000 // www.ane.ru
47. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1996
48. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика. – М., 2001.
49. Молчанова А.Ю. Социальная ответственность бизнеса: глоссарий. – Донецк: ДонГУЭТ, 2005. – 17 с.
50. Мулярчук Е. Бизнес-этика как социальное явление // Персонал. - 2000. - №5. - С.70-73
51. Мур Д.Э. Принципы этики. – М., 1984
52. На пути к социальному партнерству. – М., 1993.
53. Опорні конспекти з курсу "Етика ділового спілкування". - К., 1998. - 63с.
54. Палеха Ю.І. Ділова етика. - К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2001. - 180с.
55. Пермские предприниматели пришли к пониманию социальной ответственности бизнеса // Вестник НКО "Вместе". – 2002. - №3
56. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.- 280 с.
57. Пивоваров И.С. Стратегический менеджмент холдинга. - СПб.: Печатный двор, 1994
58. Политическая и экономическая этика. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 368с.
59. Пономарев И. Основой должны стать этические стандарты // Красное знамя. - 19.09.2000.
60. Психология и этика делового общения. - М.:ЮНИТИ, 2001. - 326с.
61. Репутация: как это делается в России // Эксперт. - 2003. - №38. - С.82-101
62. Ричард Т. Этика бизнеса: учебный курс для колледжей и университетов. - М., 2005. - 1 электрон. опт. диск
63. Рожков И. Призвать рекламу к …ответственности // Рекламный мир. – 2002. - №7(114)
64. Роик Т. Бизнес-галантность: [Деловой этикет, его национальные особенности] // Инвестгазета. - 2006. - №41. - С.64-66
65. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995
66. Сабат Э.М. Бизнес-этикет. - М.: Агенство "ФАИР", 1999. – 240с.
67. Саймон Д., Пауэрс Ч., Ганнеманн Д. Ответственность корпораций и их владельцев // http://www.academy-go.ru/Site/EconomEtica/EticaPr/ElUniv.shtml
68. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб.пособие. - М.: Изд.-торг.корпорация "Дашков и К", 2002. – 200 с.
69. Сен Амартия. Об этике и экономике. – М., 1997
70. Социальная ответственность нефтяного бизнеса // Новый Компаньон. - 2001. - №23 (174)
71. Социальная психология и этика делового общения: учеб.пособие. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 161 с.
72. Социально отвественные инвестиции - веяние моды или результат трансформации капитализма // http://fundmanager.bip. ru/anonce/36.htm
73. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001
74. Стратегії економічного розвитку в умовах глобалізації: Монографія / За ред. д-ра економ. наук, проф.Д.Г. Лук’яненка.-К.: КНЕУ, 2001. – 538 с.
75. Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций / Под ред. В.А.Гвозданного. – М., 1995
76. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
77. Устиян И. Экономическая этика //Экономист. – 1995. - №3. - с.91-96
78. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: ЭКМОС, 2000
79. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М., 1998. – 256 с.
80. Ученова В. В, Старуш М. И. "Философский камешек" рекламного творчества. Культурология и гносеология рекламы. – М., 1996
81. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. - К.: Вища шк. Изд-во. при Киев. ун-те, 1983. – 215 с.
82. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России – СПб.: Издательство "Питер", 2000
83. Фритцше Дэйвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. — М.: «Олимп-бизнес», 2002
84. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М., 1988
85. Хамитов, Н. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. - К.: КНТ, 2009. - 329 с.
86. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобальной экономики: повестка для МОТ: Доклад Ген. директора Международ. конференция труда, 81-я сессия – Женева, 1994. - С. 44-45
87. Чернега О.Б., Молчанова А.Ю. Социальная ответственность бизнеса. – Донецк: ДонГУЭТ, 2004. – 151 с.
88. Шихирев П. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современность. - 1992. - №3.
89. Этика в меняющемся мире. – М., 1992
90. Bauman Postmodern ethics. - Oxford: Blackwell, 1994. - 255p.
91. Bowen Howard R. Social Responsibities of the Businessman. NY. – Harper. – Rom. – 1953.
92. Breybrooke D. Ethics in the World of Business. N.Y., 1983
93. Business and society: ethics and stakeholder management. 2nd ed. Archie B.Carroll. Cincinnati, Ohio: South-Western Publishing, 1993
94. Business ethics: concepts and cases. 3rd ed. Manual G.Velasquez. Engelwood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1992
95. Cederblom J., Charles J.D. Ethics at Work. Wadsworth, Inc., 1990
96. Cederblom J., Dougherty C.J. Ethics at Work. Wadsworth, 1990.
97. DeGeorge R. The Status of Business Ethics: Past and Future // Journal of Business Ethics, Vol 6, No 3(1987). P 201-211
98. Ethical Theory and Business / edited by T. L. Beauchamp, N. E. Bowie. — 6th ed. — Prentice Hall International, 2001
99. Fridman A., Fridman R. Free to Choose. Aven Press, 1980.
100. Fritzsche D.P. Business Ethics. A Global and Managerial Perspective. – New York: The McGrow-Hill Co. – 1997. – P. 105.
101. George Chryssides, John Kaler. Essentials of business ethics. McGraw-Hill, London, 1996
102. Goodpaster R. Ethics of Management. Cambridge. Mass , 1984
103. Goodpaster R., Kenneth E., Laura L. Nash, and John B. Bowers. Policies and Persons: A Casebook in Business Ethics. McGraw Hill, 1998
104. Green Paper: Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility, Commission of the European Communities
105. Hoffman S. The European Sisyphs. Essays on Europe, 1964-1994// Westview Press,1995
106. Hoffman W.M., Moore J.M. Business Ethics. N.Y., 1984
107. Kohlberg L. Continuities in Childhood and Adult Moral Development Revisited // Life-Span Develomental Psychology/ Ed. by P. Baltes and K.W. Schaie. N.Y., 1973.
108. Layton E.T., jr. The Revolt of the Engineers. Social Responsibility and American Engineering Profession. Cleveland; London, 1971
109. Lewis Ph. V. Defining "Business Ethics" Like Nailing Jelly to a Wall // Journal of Business Ethics. Vol 4, No 5 (1985). P 377-383
110. Managing Corporate Ethics: Learning from America’s Ethical Companies: How to Supercharge Business Performance. Francis J.Aguilar. New York: Oxford University Press, 1994
111. McAdams T., Freeman J., Pincus L. Law, Business and Society. – Chicago: Irwin, 1995
112. Milgram S. Obedience to Authority. N.Y., 1974.
113. Nash L. Good Intention Aside: a Manager's Guide to Resolving Ethical Problems. Cambridge (Mass.), 1990.
114. Preston L. Social Issues in Public Policy in Business & Management. – College Park, 1986
115. SA 8000 // http://www.isocentre.ru
116. Schwartz, Peter, and Gibb, Blair. When Good Companies Do Bad Things. — John Wiley & Sons, Inc., 1999
117. Sikula A. Applied Management Ethics. – Chicago: Irwin, 1996
118. Sinqer Practical ethics. - Cambridqe:University press, 1993. - 395p.
119. Teichman Social ethics: A student’s guide. - Oxford: BLACKWELL PUBLISHERS Inc., 1996. – 193 p.
120. Thomasma David C. Birth to death. Science and bioethics. - Cambridge: University Press, 1996. - 382p.
121. Towards a global ethics: an initial declaration. – 1993 Parliament of the world’s relgions (Chicago: Council for a Parliament of the world’s religions, 1993)
122. Velasquez, Manuel G. Business Ethics: Concepts and Cases. — 4th ed. — Prentice Hall International, 1998
123. Weigel В V. Business Ethics. Eastern Colledge. St. Davids, Pennsylvania, 1992.
124. Winch, V., Watson R. Responsibility in business. Decisions, issues and ethics:a case-study approach. - London: Hodder & Stoughton, 1992. – 95 p.
125. Worty J. C. Shapingan American Institution. – Urbana, 1984
* По материалам http://publicity.kiev.ua
* Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организаций, – это FTSE4Good, Dow Jones Sustainable Index и др., которые подробно рассматриваются далее (см. Социальные фондовые индексы)
* Эксперт. – 2003.- №3
* Гудпастер К.Э., Мэтьюз Дж.В. Является ли корпорация морально обязанным лицом?
* см. www.CorporateRegister.com
* http://berg.com.ua/strategies/socially-responsible-investing
* Эксперт. – 2003. – №46.
– Конец работы –
Используемые теги: Социальная, ответственность, бизнеса0.064
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная ответственность бизнеса
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов