рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры

Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры - раздел Социология, Социология Понятие «Культура» Имеет Достаточно Длительную Историю Своего Существования И...

Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю своего существования и происходит от латинского слова «cultura», означающего «возделывание», «уход», «обрабатывание». В дальнейшем его содержание постоянно расширялось в связи с появлением новых направлений и видов преобразовательной деятельности человека. Слово «культура» стало самостоятельно употребляться с XYIII в. До этого использовалось только в словосочетаниях, например, культура поведения, культура языка и т.п. Немецкий мыслитель-правовед С. Пуфендорф одним из первых употребил термин «культура» применительно к человеку, взращенному обществом, «искусственному» в противоположность человеку «естественному», несоциализированному. Идеолог немецкого просвещения И.Г. Гердер заострил внимание на «гуманном духе» культуры. Культурой он называл процесс социального созревания человека, приобщение его к социуму за счет усвоения и применения накопленного опыта, традиций. Он отождествлял культуру с развитием науки, с просвещением. Выдающийся немецкий философ И.Кант культурой считал только то, что служит благу человека. Цель культуры он видел в развитии природных задатков и способностей человека, в моральном совершенствовании, в преодолении в нем «грубости и животности».

В XIX-XX вв. понятие «культура» стало одним из самых употребительных в науке, да и в обыденной речи множества людей. Меняется и содержание понятия. В 1881 г. английский антрополог Э.Тэйлор предложил такое определение: культура – это «целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».[41] К середине XX в. существовало уже (по данным американских ученых А. Л. Кребера и К. Клакхона) 164 варианта определений культуры. Попутно заметим: более 70 формулировок процитировал в своей книге «Философия культуры» современный отечественный ученый М.С.Каган.

Не перечисляя всех дефиниций культуры остановимся на той, которая в большей степени отражает дух современности и ближе других стоит к социологии. Этому соответствует определение, данное В. М. Межуевым: «Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».[42]

В широком смысле слова культурой следует считать «общий объем творчества человечества» (мысль Д.Л.Андреева в его труде «Роза мира»).

В узком – духовные ценности общества: знания, язык, искусство, мифы, религии, моральные и правовые нормы, мировоззрение и т.д. Культура выступает в этом смысле как «царство духа», вместилище духовных, моральных, эстетических образцов.

Социологический подход к культуре несколько отличается от общего (культурологического). Общий подход дает интегративное знание о культуре, изучает культуру как целостность, ее теорию, историю, художественно-просветительскую, антропологическую, семиотическую стороны. А социологию интересуют закономерности развития культуры и формы их реализации в общественной жизни, роль культуры в функционировании и развитии общества. В рамках социологии имеется отраслевая дисциплина «Социология культуры». Она рассматривает строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами, объединяет различные элементы культуры в систему, воздействующую на личность, социальные группы, общество в целом. Культура выступает здесь как мера гуманизации и гармонизации общества, она во многом определяет социальные процессы, чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе. Социология отбирает в содержании культуры в первую очередь то, что способно выполнять функцию социальной ориентации в обществе, совершенствовать систему отношений между человеком и природой, человеком и оществом, человеком и человеком. [43]

Параллельно с понятием «культура» с античных времен используется понятие «цивилизация». В научный оборот в полной мере оно входит с середины XVIII в. Происходит от латинского слова «civilis» - гражданский, государственный, имеет следующие смысловые оттенки:

- синоним культуры в узком смысле – материальной культуры;

- уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, постиндустриальная и т.д.);

- этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л.Морган, Ф.Энгельс).

В настоящее время приоритет имеет точка зрения, связывающая цивилизацию с предметным ресурсом культуры и признающая ее противоречивое единство с культурой. Цивилизация указывает прежде всего на материальность, технологичность, практичность, а культура - в первую очередь на ценностность, а затем уже на функциональность, технологичность и т.п. Ряд специалистов, следуя позиции О.Шпенглера и Н.А.Бердяева, считает цивилизацию завершающей, технологической и «безбожной» стадией в развитии культуры, этапом ее умирания, видит в ней угрозу человечества в связи с неконтролируемым научно-техническим прогрессом. Думается, что это крайность. Значение цивилизации трудно переоценить.

«Цивилизация является той ступенью общественного развития , - писал Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющие оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе»[44]. Цивилизация, как видим сопряжена с высоким уровнем производительных сил, науки, техники, товарного производства, транспорта и т.п. В современной трактовке «цивилизация» - воплощение материально- производственной стороны общественной жизни, уровень материального и духовного развития общества, стадия культурно-технического прогресса человечества, тот или иной исторический тип общества со свойственной ему культурой. Цивилизации различаются не по эпохе (в одну и ту же историческую эпоху могут быть абсолютно непохожие цивилизации), а по духовной культуре, являющейся как бы «питательным раствором» для всех цивилизаций. Реализация творческих сил человека возможна лишь в единстве культуры и цивилизации. Итак, культура и цивилизация не должны противопоставляться. Они между собой неразрывно связаны, хотя цивилизация появляется после культуры.

Основные признаки культуры:

- все возделанное человеком, а не природой;

- порождение сознания;

- образец деятельности;

- средство социализации личности;

- носитель гуманизма.

Культура - сложное по структуре явление. К структуре культуры существуют разные подходы. В частности в американской социологической литературе выделяются следующие основные элементы культуры:

1. Понятия (концепты), содержащиеся в языке и помогающие людям организовать и упорядочить свою жизнь, научиться в ней ориентироваться. Язык служит сплочению общества, способствует пониманию друг друга, координации совместных действий. Язык выступает системой коммуникации и использует в качестве средств передачи информации звуки и символы.

2. Отношения– взаимосвязи между людьми с помощью понятий. Это помогает осознать, из чего состоит мир, как различные явления связаны друг с другом в пространстве и времен.

3. Ценности– общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, составляющие основу нравственных принципов (например, 10 заповедей в христианской морали). Ценности дают критерии оценки действий, идей, мнений, предметов и составляют главное в культуре.

4. Нормы (правила) – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры, выражающий представления о должном, желательном. В отличие от ценностей в нормах присутствует приказной момент, требующий обязательного выполнения конкретного правила[45].

По мнению известного английского социолога Э.Гидденса, культура включает в себя:

а) ценности, носителями которых являются члены определенной социальной группы;

б) нормы, которым они следуют – определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать: нормы представляют собой «можно» и «нельзя» социальной жизни;

в) материальные блага, производимые людьми и представляющие для них ценность;

г) виды творческой деятельности: искусство, литература, музыка, живопись и т. д,

д) образ жизни членов данного общества: их привычки, обычаи, манера одеваться, брачные ритуалы и семейная жизнь, религиозные церемонии, трудовая деятельность, проведение свободного времени[46].

Отечественные социологи также относят культуру к основным социологическим понятиям и включают в число базовых элементов культуры прежде всего ценности, в которых в концентрированном виде выражается смысл культуры, ее внутренний стержень, духовная квинтэссенция потребностей и интересов индивидов и социальных общностей, мотиваторы социального действия и поведения. Наряду с ними называются также нормы – императивное выражение ценностей; язык, верования, обычаи, техника, другие аспекты культуры (наука, искусство, философия, литература, политика)[47].

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции, поэтому многие считают, что на Земле нет ничего драгоценнее и священнее культуры. Прежде всего надо отметить функцию социализации человека. Ее можно назвать также и человекотворческой, гуманистической функцией. Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурного опыта в виде социальных норм , ценностей, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций, верований и т.п. Тот же смысл имеет термин «инкультурация», обозначающий процесс вхождения индивида в социокультурную систему. Он используется преимущественно в американской социологии. Тесно связана с социализацией ценностно-ориентационная функциякультуры, которая вооружает комплексом духовных детерминант (определителей) деятельности отдельной личности или социальных групп. С их помощью обозначаются жизненные цели, программы и методы их достижения. В основе ценностных ориентаций лежат потребности, интересы, мотивы, установки, идеалы, стереотипы, знания, представления, переживания людей. Примыкает к ценностно-ориентационной функции нормативно-регулирующая или управленческая. Ее задача – служить средством социального контроля за поведением человека. Назначение культурной нормы как регулятора поведения состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных вольностей, аффектированных психологических состояний, необоснованных мотивов деятельности и пр.

Важную роль играет коммуникативная функция культуры. Она закрепляет связь личности и общества, обеспечивает адекватность взаимопонимания в процессе социального общения, устанавливает связь времен , закрепляет прогрессивные традиции, проводит отбор самого культурного материала для тиражирования. Практически составной частью предыдущей функции является информационная. Чаще они употребляются вместе как единая коммуникативно - информациионная функция, выполняя задачу трансляции социального опыта, то есть передачи культуры в форме информации (знаний, норм, ценностей, традиций, теорий и т.п.) от поколения к поколению, от человека к человеку, группе, обществу и обратно, между группами, этносами, нациями.

Непреходящее значение имеет интегративная (объединяющая) функция культуры. Она идентифицируют людей , принадлежащих к одной нации, религии, социальной группе, приобщает их к культурному наследию прошлых поколений, способствуют постоянному духовному обогащению. А в конечном счете обеспечивает культурно-историческое и духовное единство общества. Особенно велика роль этой функции в «смутное время», в периоды социальных кризисов и разломов, а также в процессе трансформации – смене социокультурных сфер (П.А.Сорокин). Культура в эти тяжелые времена, как и общество, дезориентирована, дезинтегрирована. Поэтому многое зависит от мобилизующей силы культурно-государственной идеи в целях сохранения целостности общества и спасения базовых культурных ценностей от разрушения или подмены.

Иногда среди прочих называют функцию образования и воспитания. Она помогает формированию одухотворенной, ответственной, управляемой личности, настроенной на сознательную деятельность, овладевшей научными знаниями. Но отдельно ее можно не выделять, так как она фактически поглощена рассмотренными выше функциями.

При характеристике культуры следует обратить внимание на принципы – ее теоретические исходные положения. К их числу прежде всего относятся принцип преемственности, выступающий как объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития. На основе данного принципа действует так называемый «культурный консерватизм»- течение, утверждающее ценность и своеобразие национальной культуры и ставящее своей задачей сохранение в ней образцов «высокой культуры», которая не только сама по себе уже самоценна, но является вместе с тем одним из главных средств социальной, политической стабильности данного общества.

Второй принцип – единство материальной и духовной культуры. По другому и быть не может: материальная культура – воплощенная в форму вещи духовность человека, своего рода «хранилище» духовного. А духовная культура – совокупный духовный опыт человека, представленный в предметно-вещественной форме (книга, картина, кинопленка и т.п.), в акте творческой деятельности( лекция, спектакль, концерт и т.п.) и связанный, как правило, с компонентами материальной культуры. В реальной жизни эти стороны культуры слиты.

Третий принцип дополняет второй: проникновение культуры во все сферы социальной жизни, что указывает на ее творческий характер. Она объективируется как в вещественно-предметных, так и в символически-знаковых продуктах деятельности (чертежи, ноты, алфавит и пр.).

Четвертый принцип-способность к саморазвитию, к самовоспроизводству. Этот процесс протекает в основном в трех формах:

а) спорадической, стихийной, неосознанной;

б) полусознательной – методом проб и ошибок;

в) сознательной, связанной с инновациями, научным расчетом и контролем.

Пятый принцип – взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри одной отдельно взятой культуры (между поколениями, классами, нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие, порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах человечества – социокультурные системы и суперсистемы (Запад и Восток). В ходе взаимодействия происходят процессы ассимиляции (культурного поглощения), аккомодации (вынужденного приспособления),культурного отбора (избирательного добровольного освоения другой культуры).

Шестой принцип – зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и его обратное влияние на их изменение.

Седьмой принцип – неравномерность развития культуры; с одной стороны, наблюдается несовпадение расцвета или упадка культуры в сравнении с другими сферами, например с экономической, политической; с другой стороны, неравномерно развиваются виды культуры; нравственная отстает, а политическая вырывается вперед.

Указанные принципы можно считать закономерностями развития культуры, то есть объективными, повторяющимися, существенными связями между явлениями и процессами в данной области.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Тульский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология
Учебное пособие Под редакцией проф. И.А. Батаниной     Тула 2005 Авторский коллектив: Аипов А.Х (т. 12), Баженов А.М. (т. 4), Головатый Ю

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Данной темой открывается вузовский курс «Социология». Ее назначение - охарактеризовать социологию как особую, специфическую отрасль научного знания, дать общее представление о ней как отдельной, от

I. Объект и предмет социологии
Социология - это одна из множества существующих сегодня обществен­ных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя Огюста

Внутреннее многообразие социологии
  Социология представляет собой целостную, органическую систему зна­ний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, много­уровневым образованием. Сложность

Социология и жизнь общества. Функции социологии
Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Во-первых, - и, прежде всего, - она возникла и конституировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую

Тема 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Рост интереса к социологическим исследованиям и социологической науке является одной из характерных черт современного развития российского общества. Это закономерно и обусловлено ус

Социологического познания
  Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования соц

Программа социологического исследования
  Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа с

Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и

Программа социологического исследования
Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа социологического

Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации и

Анкета как инструмент социологического исследования
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование являе

Респондентов;
- навязывать мнение социолога; - быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются

Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Главный смысл социологической науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, и

Социальное действие и социальное взаимодействие
Любая наука строится на каких-то исходных, базисных, основополагающих понятиях и идеях, из которых логически вытекает следующая группа понятий и идей, из этой в свою очередь следующая и т.д. В тако

Социальные общности и социальные группы
К базисным элементам социальной жизни относят также понятие «социальная общность». Сразу следует заметить, что среди зарубежных и отечественных социологов нет единства в понимании этой категории. О

Социологические подходы к обществу как объекту познания
  Человеческое общество сложный – организм, где необходимость и случайность находятся во взаимосвязи, взаимной обусловленности. Исследователями предлагаются различные его дефиниции.

Механизм функционирования общества
Общество утверждает себя как целостность в постоянном противодействии окружающей среде. Процесс функционирования проявляется в способности системы удерживать свои основные структурные элементы, пос

Диалектическое единство гражданского общества и государства
В роли демократического компенсаторного механизма выступает гражданское общество как общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер жизни, где обеспечено поступательное движение о

Информационного общества
Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не

Современное информационное общество и его противоречия.
  Предложить чёткое определение дискуссионно ускользающему термину «информация» не очень-то легко. Равнозначно есть сложности в уточнении смыслового значения

Социальная стратификация и социальная мобильность
Все социально-классовые образования являются неоднородными и включают в себя множество социальных подгрупп, отличающихся друг от друга рядом социальных характеристик. Внутри классов существуют боле

Изменения в социальной структуре современного российского общества
Формирование социальной структуры в современной России-одна из наиболее важных проблем отечественной науки. Следует отметить, что эта тема чрезвычайно сложна для исследования. Во-п

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В жизни современного общества – общества 2-й половины XX – XXI -века возросло влияние национального (этнического) фактора. Одни ученые определяют это как «взбунтовавшуюся этничность», другие – как

Особенности этнической ситуации в современной России.
1. Этнонация: концепции сущности Этносы, как сложные социальные группы, связанные с разными сферами общественной жизни, исследуются различными науками. В социолог

Межэтнические отношения
Сложность структуры этноса определяет и многогранность взаимоотношений между этническими группами. Частью этой проблемы является понимание национализма в современном мире. В отечественной

Межэтнические конфликты и их типы
Межэтнические конфликты в конце XX столетия стали приметой мирового общественного развития - на их долю в 90-х годах XX в. приходилось две трети всех конфликтов в мире. Десятилетиями этнич

Особенности этнической ситуации в современной России
Этническая ситуация в современной России испытала на себе воздействие коренных перемен, происшедших в стране – слома советской цивилизации, распада многовековой империи, несоответствия между провоз

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕCТВО
Понятие«личность» отражает социально значимые черты и проявление сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Цель лекции - выявить социальные основы формировани

Понятие личности в социологии. Социологические концепции личности
Социология попыталась исследовать личность как реально действующего участника социальных взаимодействий, изучить конкретные механизмы обусловливания обществом, культурой социальных свойств личности

Макро - и микросоциологические концепции личности
Макросоциологические концепции личности. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продукт

Взаимодействие личности и общества
Социология, исследуя личность использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника соци

Социальная среда и социализация личности
Социализация – это процесс усвоения личностью образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок; процесс формирования личности, ее жизненной позици

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Понятие «культура», подобно понятию «общества», наиболее широко используется в социологии. Общество не может существовать без культуры, равно как и культура не может развиваться без общества. Культ

Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
В каждом обществе имеется своя неповторимая культура. Вместе с тем существуют культурные универсалии – некоторые понятия, идеи, взгляды, черты, общие всем культурам народов мира. Это – элементы, со

Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тема данной лекции является особенно актуальной. Это объясняется прежде всего тем, что отклонения в поведении и особенно те отклонения, которые рассматриваются как правонарушения, карающиеся законо

Девиации и нормы
Под девиацией /от лат. deviatio - уклонение, отклонение/ понимают отступление от принципов и норм морали и права. Различают негативные и позитивные

Причины и формы отклонений в поведении
Какие же причины вызывают отклонения в поведении индивидов, что заставляет людей нарушать нормы, выработанные и регламентированные обществом. Какие формы делинквентного поведения имеют место в обще

Основные тенденции мировой и российской преступности
Преступность стала мировой проблемой после Второй мировой войны. По данным ООН прирост преступности в мире составляет в среднем 5 % в год. Отмечается несколько тенденций, характеризующих м

Демографические основы общественной жизни
Приступая к рассмотрению первого вопроса важно обратить внимание на связь демографии и социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются одним из мощных факторов формиро

Мужчины женщины
численность населения (млн. чел.) 1 – снижение рождаемости в годы Первой мировой и гражданской войны и в годы военного коммунизма; 2 – компенсационное повышение рождаемости после

Основные социально-демографические формы движения населения.
  В демографии выделяют две основные формы движения населения: 1) естественную и 2) пространственную (территориальную или миграцию). Некоторые социологи выделяют третью форму движения

Изучения социологии семьи
Семья – объект исследования многих наук: социологии, социальной антропологии, семейного права, социальной психологии, демографии и медицины. В отличие от ряда других смежных дисциплин спец

Функции семьи
Со всеми сторонами общественной жизни семья соединена системой связей, проявляющих себя через функции. Под функциями семьи понимается осуществление определенных видов жизнедеятельности. На реализац

Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
При всем многообразии классификаций семьи цель их одна – при проведении социологического исследования и переписи населения каждая семья должна быть учтена только один раз в одном из типов. Типы сем

Основные направления изменения семьи
Во всем мире сохраняется разнообразие форм семьи. В некоторых регионах, например, в отделенных частях Азии, Африки и островах Тихого океана, почти неизменными сохранились традиционные семейные сист

Предметная область социологии молодежи
Социологию молодежи в последнее время называют ювенологией (от лат. Juventas - молодость, юность, юношество и logos - учение, слово). Понятие ювенология уже внедрено в научный оборот. В 1997

Молодежь как социально-демографическая группа
Что представляет собой молодежь как социально - демографическая группа? Что касается возраста как важнейшей демографической характеристики, то до сих пор нет однозначного мнения по этому вопросу. С

Молодежной политики (ГМП)
Многие исследования отечественных авторов отражают негативные влияния в молодежной среде. В сознании российского обывателя молодежь часто ассоциируется с «лавочниками», «новыми русскими», «крутыми»

Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
Многочисленные эмпирические исследования, проведенные на зарубежном материале, убедительно показывают, что в таких сложных системах, как общество, управление составляет самое существо почти всех пр

Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
Объем научно-теоретической литературы и разработанных на ее основе практических приложений по проблемам политического управления поистине огромен. Среди авторов — представители самых разных либерал

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология – (лат.societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменения, наука о становлении

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
Предсоциология – донаучный этап социологии, когда совокупность идей и знаний, объяснявших человека и общество, формировалась и развивалась в рамках социальной философии.

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  Эмпирические социологические исследования – комплексные социологические исследования, ориентированные на сбор и анализ конкретных фактов жизни с использовани

Тема 4. БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества. Присуще различным группам индивидуумов и является результатом интеграции

Тема 5. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
  Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, само

Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Социальная структура – определенный способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные со

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЪХ ОТНОШЕНИЙ
Этносоциология – специальная социологическая теория, рассматривающая социальные и этнические общности, явления в их единстве и взаимовлиянии. Изучает генезис, сущность, функции

Тема 8. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Человек – продукт и субъект общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры. В понятие «человек» включена совокупность всех человеческих качеств, свойс

Тема 9. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Цивилизация – этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (природы и общества, совокупности удобств и технических средств).

Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социальный контроль – совокупность норм и ценностей, а также санкций, применяемых обществом с целью предотвращения девиантного (отклоняющегося) поведения со стороны его членов.

Тема 11. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ
Демография – наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Население – совокупность людей, проживающих

Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Семья – малая первичная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость кото

Тема 14. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Управление социальное – в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы обществ

Рекомендуем прочитать
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.-М.,1993. 2. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996. 3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности.-М.,1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги