Реферат Курсовая Конспект
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел Социология, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ Начало Xx В. В Духовной Жизни России Было Ознаменовано Появл...
|
Начало XX в. в духовной жизни России было ознаменовано появлением сильной религиозно-философской школы, идеи которой восходят к концепциям таких русских мыслителей, как И. Киреевский, А. Хомяков, П. Юркевич, К. Леонтьев, Вл. Соловьев. По словам С. Булгакова, философские идеи последнего послужили импульсом для окончательного формирования целостного и последовательно развитого христианского миросозерцания [17, 264]. Мировоззрение представителей этой школы складывалось и под влиянием идей многих западных мыслителей — от античных до современных. Люди высочайшей культуры, получившие блестящее воспитание, энциклопедически образованные, отличавшиеся разносторонними художественными интересами, они вобрали в себя знание всей мировой культуры, выделив в ней предмет своего главного интереса — отечественную и зарубежную религиозную мысль. Усвоение духовного наследия прошлого давало «вдохновляющие» импульсы к творчеству, пробуждая для собственной интуиции [34, 2, 265]. Философы, писатели, публицисты, они явились выразителями наиболее острых социальных проблем своего времени. Продолжая своим творчеством генеральную линию мировой культуры,они представили в своих концепциях ту особую квинтэссенцию духа, которая получила название русского ренессанса.
Направление русского религиозного идеализма объединил в своих рядах ярких личностей, мыслителей, каждый из которых создал свою антропологию, свою гносеологию и свою метафизику. Объединяющим началом их оригинальных трудов была этическая проблематика, которой подчинено обсуждение широкого круга проблем социальной жизни и философского сознания. Антипозитивистская направленность их взглядов проявилась в критике тех направлений социальной мысли, которые опирались на исключительную веру в науку, — позитивизма, неокантианства, марксизма. Основываясь на опыте развития духовной жизни России, они пришли к идее создания новой формы религиозного сознания, потребовавшей отступления ог ортодоксальной православной позиции, чем закрепили за собой название «русских светских богословов». Развитие этого течения прошло нелегкий путь — через запреты властей и синода к официальному признанию, что обращает на себя внимание как свидетельство и сложной ситуации в обществе, и неоднозначности отношения этой группы философов к существующим: порядкам.
Знакомство с деятельностью религиозных философов начала века требует знания общей обстановки в российском обществе, для которой было характерно нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни, сопровождавшихся, с одной стороны, возрастающей активностью народных масс, а с другой — распространением настроений пессимизма и растерянности в. интеллигентской среде. Многие представители общественной мысли начинают отказываться от материалистического объяснения мира и человеческой истории. Этот процесс, охвативший все стороны общественного сознания, вызвал к жизни движение, получившее название «борьба за идеализм». Крушение просветительских идеалов, еще недавно служивших символами веры передовой интеллигенции, приводит к бурному выражению протеста против материалистического мировоззрения под лозунгом преодоления материализма как догматического, метафизического учения. Это сопровождалось небывалым взрывом мистических настроений, усилением экзистенциалистских мотивов в. философии, распространением фаталистического взгляда на историю. В конечном счете во всех этих процессах как в зеркале отразились серьезные противоречия в обществе, резкое расхождение устремлений различных общественных групп и их представлений о гуманистических идеалах и путях движения к ним.
В это время на Западе, тоже как результат преодоления кризисной ситуации, появляется «философия жизни» (В. Дильтей) с ее главным акцентом на процессы понимания и интроспекцию. В центре философских исследований оказываются душевно-духовные явления как важнейший элемент жизнедеятельности индивида. Сознание и поведение человека начинают исследоваться как целостный процесс с помощью понятий «сопереживание», «вчувствование», «вживание». В трудах философов-идеалистов начала века центральное место занимала этическая проблематика: личность, ее сознание, моральная жизнь, отношение права и морали. Эта тематика по-своему преломлялась в концепциях разных представителей этого течения: отношение личности и индивидуальности в контексте соборности сознания и метафизического начала (С. Трубецкой), взаимоотношение права и морали (Франк). С. Трубецкой занимался исследованием того, как отдельное сознание обосновано во «вселенском сознании» («универсальном субъекте»), как соотносятся вселенская человечность и «безличное, родовое, инстинктивное сознание как базис человеческого сознания, его нижний слой».
В философской мысли России идея целостности духовно-душевного мира получает свое особое выражение уже в конце 70-х — начале 80-х годов, у Вл. Соловьева, начиная с его «Чтений о Богочеловеке». Идея Богочеловека и философия всеединства составили основу учения этого мыслителя о Правде как форме реализации христианского идеала и его концепции вечной женственности. Вл. Соловьев был предтечей тех более поздних религиозно-идеалистических учений, которые складывались в русской мысли на рубеже столетий. Метафизика всеединства стала объединяющим элементом для всех этих очень разных по своему содержанию учений.
Завершение философских исканий русских философов-идеалистов относится к самому началу XX в.; этот момент получил отражение в опубликованном в 1903 г. сборнике статей С. Булгакова «От марксизма к идеализму», в ряде других работ авторов, перешедших к этому времени с позиций «легального марксизма» и радикального демократизма в стан борцов за идеализм. «Русская жизнь в параличе — и духовная, и политическая, и экономическая» [15, 19], — воскликнул С. Булгаков в то время, когда он пришел к убеждению, что найти выход из тупика и указать путь к духовному раскрепощению может лишь идеалистическая философия — единственная истинная форма сознания. Человек становится человеком благодаря религиозному сознанию, ибо оно составляет то высшее, что.у него есть. А это означает, что главной задачей русской культуры должно стать пробуждение в нашем обществе «свободной и потому искренней и бескорыстной религиозной мысли», и решение ее представлялось С. Булгакову состоящим из четырех частей: политическое раскрепощение, экономическое возрождение, культурный ренессанс и религиозная реформация [21].
В философии Н. А. Бердяева эсхатологические мотивы приобрели форму учения о конечных судьбах мира, об утрате смысла истории. Наследуя традиции иудаизма с его идеей конца человеческой истории, идею Шопенгауэра о вечности субстанционального всепронизывающего волевого начала, претерпевающего перевоплощение с появлением каждого нового «Я», и концепцию «вечного возвращения» Ницше, Бердяев создает свою теорию «нового христианства», или «нового гуманизма». Провозгласив в качестве основной реальности человеческое существование, он основную цель своего учения видит в объяснении творческого начала в человеке. Бог Бердяева утрачивает значение внешней упорядочивающей силы, он лишь наделяет человека свободой и творчеством. Все остальное человек делает сам.
Таким образом, каждая личность, обладающая божественным даром свободы и творчества, реализует себя в контексте глобального кризиса культуры, философии, искусства. Конкретизация этого положения строится на основе идеи Богочеловека, под которым разумеется индивид, наделенный божественным духом. Каждая личность, согласно Бердяеву, несет в себе божественное начало. Его новый Бог обладает качествами простых смертных: он лишен могущества, он не карает грешников и, сойдя на землю, он страдает как любой человек. И содержание божественного в нем тоже имеет вполне человеческие черты: свобода и творчество.
Считая неосуществимой любую попытку человека воплотить свои идеалы на земле, Бердяев ищет выход в создании «нового христианства», с победой которого, как он думает, задача духовного самосовершенствования личности вытеснит из сознания людей ложную цель, именуемую революционным преобразованием общества. «Божье творчество с человеком, человеческое творчество с Богом» — эта бердяевская формула подразумевает и творение человеком своей собственной судьбы, и непрерывно совершаемый им выбор между добром и злом, т. е. она выражает сущность деяний Богочеловека, реализуемую в процессе миротворения.
Персоналистическая этика Бердяева представляет собой детально разработанную концепцию, в основу которой положена идея сугубо личностной природы нравственных суждений. Согласно этой концепции любые акты нравственного поведения могут быть охарактеризованы с точки зрения трех соответствующих видов этики: этики закона, этики искупления и этики творчества. Этика закона есть свод правил, норм, установлений, принятых в данной среде и служащих основой повседневного общения и поведения. Подчинение общей для всех норме делает несущественными индивидуальные особенности людей, которые согласно абстрактной идее делятся на добрых и злых. Этика искупления базируется на идее благодати, любви. Здесь уже больше возможностей для выявления индивидуальности. Этика творчества, позволяющая рассматривать нравственный облик человека через связь с творческим актом, обладает наибольшими возможностями раскрытия его во всей уникальности и неповторимости.
реди выдающихся русских мыслителей начала XX столетия одно из первых мест принадлежит Семену Людвиговичу Франку. В основе его метафизики всеединства лежит установка на целостность (всеединство) живого бытия. Путь к новому, праведному социальному устройству он видит в уходе от власти космических сил, ибо достижение неомраченного блаженного бытия возможно лишь при условии сохранения его целостности. Конкретный идеализм Франка строится не на идее предметного; бытия, а на принципе единства субъекта и объекта. То есть процесс самораскрытия бытия происходит в форме творчества реальных человеческих индивидов по приобретению ими живого знания. Отказ от признания этого единства, уход от влияния космических сил чреваты поистине катастрофическими последствиями: практически это становится источником бесконечного неумолимого уничтожения самой жизни и тем самым возможности ее морального совершенствования.
В своей статье «Онтологическое доказательство бытия Бога» Франк, развивая идею Блаженного Августина («Бога через себя познаем»), обращается к анализу мистической интуиции как к остатку живого знания. Духовная жизнь, пишет он, есть откровение, процесс самораскрытия реальности. Сама идея Бога совпадает с его существованием, а подлинная сущность бытия заключена не в знании объективного мира, а в недрах его духовности. Так Франк приходит к отрицанию самочинности человеческого разума. Человеческое поведение, взаимоотношения между людьми, культуру, отраженную в формах поведения и языка, Франк рассматривал в контексте отношений права и нравственности, придавая этой традиционной теме русской социологии и философии свое особое звучание. Чтобы понять смысл этих отношений, говорит он, необходимо выйти на уровень чистого закона и «чистой формы» — это единственный путь к общечеловеческой культуре. Его метафизика человеческого бытия основана на идее, согласно которой человек, вмещая в себе Бога как абсолютную ценность, способен преодолеть свою самоизоляцию и ощутить в себе движение духовного начала.
Философскими взглядами Франка определяется и предложенная им трактовка событий, происходящих в современном ему мире. В своей статье «Ересь утопизма» он рассматривает фашизм и тоталитаризм как результат гордыни, как мировую трагедию человечества. Воля, утверждает он, в основе своей даже самая благая, может сочетаться с безмерностью и дерзновенным своеволием. И тогда она оказывается злой волей, превращаясь в ересь утопизма. Отсюда вывод: совершенство жизни не может быть обеспечено людьми, берущими на себя роль спасителей, если они находятся под воздействием идеи утопизма. Они заблуждаются, считая, что не власть греха, а неправильное устройство мира является причиной несчастий. И что построить новый мир можно, лишь разрушив мир старый. Чисточеловеческая воля, замечает Франк, разбивается об эту непреклонность искателей истины. И в этом как раз заключен источник универсального террора.
Русская религиозная мысль начала века, оказавшая огромное влияние на развитие науки об обществе и духовную жизнь в стране, нуждается в глубоком и всестороннем изучении как одно из наиболее значительных явлений в истории социологического знания.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Раздел I ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов