рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА

АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА - раздел Астрономия, Астрономия Стран Ислама Б. А. Розенфельд (Историко-Астрон...

АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА
Б. А. Розенфельд
(Историко-астрономические исследования, вып.XVII, вып.1984 )

Багдадский халифат

В течение первых столетий после арабского завоевания территорий, вошедших в состав арабского халифата, ученые завоеванных стран могли работать… Особенно оживилась астрономическая деятельность при халифе ал-Ма`муне… При дворе ал-Ма`муна и его преемников работали также уроженцы Средней Азии Мухаммед ал-Хорезми (ок. 783-ок. 850) из…

Государства бундов

Фарс, древняя Персида,-- область Ирана, в которой находилась древняя столица Ирана Персеполис (Тахт-и Джемшид), был старинным центром иранской… В IX в. проводил астрономические наблюдения в Нишапуре один из интереснейших… Астрономические наблюдения и исследования производились во всех государствах, в которых правили буидские султаны. В…

Фатимидский Египет

При халифе ал-Хакиме и его преемниках в Каире paботал знаменитый ученый-энциклопедист Абу `Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам (965--1039). Уроженец Басры,… В X-XI вв. в состав государства Фатимидов входила Сицилия, отвоеванная у…

Хорезм

Мы уже упоминали уроженца Хорезма ал-Хорезми, работавшего в Багдаде. Астрономические исследования в Хорезме имели давние традиции, исследование раскопок астрономической обсерватории IV в. в хорезмском памятнике VI в. Кой-Крылган-кала известно читателям ИАИ [26]. В X в. астрономические исследования в Хорезме возобновляются, их проводит двоюродный брат последнего хорезмшаха из династии Бану `Ирак (`Иракидов), царствовавшей в столице Хорезма Кяте (ныне г. Бируни Кара-Калпакской АССР) с доисламских времен, Абу Наср Мансур ибн `Ирак (ум. 1036). Астрономическое творчество Ибн `Ирака также знакомо читателям ИАИ [27]. Ибн `Ирак был автором посвященного хорезмшаху "Шахского Альмагеста" (ал-Маджисти аш-шахи) -- обработки "Альмагеста" Птолемея, "Книги азимутов" (Китаб ас-сумут), "Математического воспитания" (Тахзиб ат-та`алим), "Книги о шарообразности неба" (Китаб фи куриййа ас-сама') [28, ч.9], "Трактата об исправлении упущений Абу Джа`фара ал-Хазина в Зидже тимпанов" (Рисала фи тасхих ма вака`а ли Аби Джа`фар ал-Хазин мин ас-сахв фи Зидж ас-сафаих) [28, ч. 3], "Трактата о таблицах минут" (Рисала фи джадвал ад-дакаик) [28, ч. 5] и др.

Учеником Ибн `Ирака был крупнейший астроном мусульманского средневековья, знаменитый ученый-энциклопедист, уроженец Кята, носящего ныне его имя, Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973-1048).

Многим астрономическим трудам ал-Бирунй посвящены специальные статьи в ИАИ: [29] -- о "Геодезии" -- "Книге определения границ для уточнения расстояний между поселениями" (Китаб тахдид нихайат ал-амакин ли таских масафат ал-масакин); [2], [30] -- о "Каноне Мас`уда об астрономии и звездах" (ал-Канун ал-Мас`уди фи-л-хай'а ва-н-нуджум); [13], [31] -- об "Индии" -- "Книге, содержащей разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых" (Китаб фи тахрир ма ли-л-Хинд мин макала макбула фи-л-`акл ау марзула); [32], [33] -- о "Науке о звездах" -- "Книге вразумления в начатках науки о звездах" (Китаб ат-тафхим ли аваил сина`а ат-танджим); [34], [35] -- о "Гномонике" -- "Книге об обособлении всего сказанного по вопросу о тенях" (Китаб фи ифрад ал-ма-кал фи амр ал-азлал); [36], [16, с. 171-178] -- об "Астролябиях" -- "Книге исчерпания возможных способов конструирования астролябий" (Китаб ал-исти`аб ал-вуджух ал-мумкина фи сан'а ал-астурлаб). Мы упоминали также "Хронологию" -- "Памятники, оставшиеся от минувших поколений" (ал-Асар ал-бакиййа мин ал-курун ал-халий-йа) [8] (раздел "Хронологии" о движении Солнца знаком читателям ИАИ [37]).

Ал-Бируни учился и первоначально работал в Кяте, после взятия в 995 г. Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж ал-Бируни едет в Рей, где работает у ал-Худжанди, затем он работает в Гургане при дворе Шамс ал-Ма`али Кабуса, которому он около 1000 г. посвящает "Хронологию", затем возвращается в Хорезм и работает в Гургандже при дворе хорезмшахов `Али (997--1009) и Ма'муна II. После завоевания в 1017 г. Хорезма Махмудом Газневи он вынужден переехать в столицу Газневидов Газну (ныне Газни в Афганистане), где работает при дворе Махмуда (998--1030) и его сына Мас`уда (1031--1041), которому он посвятил "Канон Мас`уда" и, после разгрома в 1040 г. империи Газневидов сельджуками, при дворе Маудуда (1041--1050), сына Мас`уда, в небольшом княжестве, оставшемся от этой империи. Ал-Бируни участвовал в походах Махмуда Газневи в Индию, где прожил несколько лет и собрал материал для своей "Индии". Из всех перечисленных трудов ал-Бируни раньше всех написаны "Астролябии", упоминающиеся в "Хронологии", "Геодезия" написана в Газне в 1025 г., "Наука о звездах" закончена в 1030 г., "Канон Мас`уда" в 1036 г. При дворе Маудуда написаны известные труды ал-Бируни "Минералогия" и "Фармакогнозия". Крупнейший из астрономических трудов ал-Бируни--"Канон Мас`уда", являющийся подлинной энциклопедией всех вопросов, относящихся к астрономии. План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с прецессией, ал-Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. В "Каноне Мас`уда" ал-Бируни остается на птолемеевой точке зрения о неподвижности Земли, считая, что гипотеза о движении Земли математически равноправна с гипотезой о ее неподвижности, но противоречит физическим фактам. В "Астролябиях" он обращает внимание на то, что "челнообразная астролябия", которую показывал ему ас-Сиджизи, основана на предположении о неподвижности небесного и движении Земли; о котором он писал в "Индии": "Выдающиеся астрономы древности и современности... пытались отрицать вращательное движение Земли. И мы думаем, что мы не на словах, а по сути стали выше этих ученых в решении вопроса о движении Земли в нашей книге "Мифтах`илм ал-хай'а" [32, с. 255]. В трактатах ал-Бируни часто ссылается на свои астрономические наблюдения, как в Кяте и Гургандже, так и в Газне и различных местах Индии.

После пребывания в составе империй Газневидов и Сельджуков Хорезм становится вновь независимым в XII в., а в начале XIII в. он становится центром империи, простирающейся от Индии до Малой Азии. В это время здесь работает Махмуд ал-Чагмини (ум. 1221), уроженец селения Чагмин в Хорезме. Его "Краткое изложение астрономии" (ал-Мулаххас фи-л-хай'а), изданное в немецком переводе Г. Рудловым и А. Хоххеймом
[38], было очень популярно в Средней Азии и Иране. Трактат состоял из введения об элементах и эфире и двух книг--"О небесных сферах" и "О Земле"; в первой из этих книг излагалось, вслед за ал-Фаргани, ал-Хазином и Ибн ал-Хайсамом учение о массивных эфирных орбитах планет. Год смерти ал-Чагмини совпадает с годом завоевания Хорезма монголами, и весьма возможно, что ал-Чагмини был одной из жертв этого завоевания.

При дворе хорезмшаха 'Ала ад-Дина Мухаммеда (1200-1220) работал Хусам ад-Дин `Али ас-Салар аш-Ша'ми (ум. 1262), уроженец Сирии (Ша`м). Ас- Салар был автором посвященного хорезмшаху "Шахского зид-жа" (Зидж-и шахи), написанного по-персидски. Когда хорезмшах начал поход на Багдад, ас-Салар пытался отговорить его от этого, говоря, что халиф -- священная личность, и рассматривал разгром Хорезма ордами Чингиз-хана как божью кару за это святотатство. Видимо, поэтому после победы Чиигиз-хаиа ас-Салар становится астрологом монгольского великого хана, который назначил его главным астрологом внука Чипгиз-хапа Хулагу-хана перед его походом на Персию. Впоследствии, когда Хула-гу-хан задумал поход на Багдад, ас-Салар пытался его отговорить. Ас-Салар был автором трактата о параллельных линиях и сочинения по сферической тригонометрии, цитировавшегося Насир ад-Дином ат-Туси (об отношениях которого с ас-Саларом мы расскажем ниже) в его "Трактате о полном четырехстороннике".

В Хорезме родился также 'Али-Шах ал-Хорезми ал-Бухари (1226--1300), работавший в Бухаре, автор "Хо-резмшахского зиджа" (Зидж-и и Хорезмшахи), комментариев к "Ильханскому зиджу" Насир ад-Дина ат-Туси и трактата "Деревья и плоды" (Ашджар ва асмар), содержащего изложение основ астрономии и астрологии.

Империи Газневидов и Сельджуков

Войска султана Мас`уда были разбиты Сельджуками, предводительствуемыми Тогрул-беком (ум. 1063), в 1040 г. под Данданаканом, в 60 км от Мерва. После… `ОмарХаййам (1048--1131), уроженец Нишапура, учился в Балхе, и в молодости ему… Хайям был приглашен ко двору Малик-шаха в 1074 г. Историк Ибн ал-Асир (1160--1232) в своей "Совершенной книге…

Сельджукский Ирак

При дворе халифа ал-Мустанджида (1160--1170), во время правления Сельджуков, работал Абу-л-Баракат Хибаталлах ал-Балади ал-Багдади (ок. 1095--1175),… В Багдаде в XII в. работал также ас-Самав'ал ал-Магриби (ум. 1175), сын… В Багдаде работал Шараф ад-Дин ал-Музаффар ат-Туси (ум. ок. 1210), уроженец Туса. Шараф ад-Дин ат-Туси был автором…

Испания

При дворе князей Мухаммада I (1023--1042) и `Аббада ал-Мутадида (1042--1069) одного из княжеств, на которые распался Кордовский халифат, в Севилье,… В Толедо и в Севилье при дворе князя Мухаммада II ал-Му`тамида (1069--1091),… В Севилье, Тунисе и Египте работал Абу-с-Салт Умаййа ал-Андалуси (1068--1134), уроженец Дении, известный также как…

Государство Ильханов

Существенную роль в сдаче Аламута монголам сыграл выдающийся астроном XIII века Насир ад-Дин ат-Туси (1201--1274), уроженец Туса в Хорасане пли Саве… Мы уже упоминали, что когда Хулагу-хан задумал поход на Багдад, его главный… В Марагинской обсерватории ат-Туси уже при сыне Хулагу-хана Абака-хане (1265--1282), закончил "Ильханский…

Магриб

Из астрономов Магриба, т. е. Марокко, Туниса и Алжира, упомянем прежде всего марроканца ал-Хасана ал-Марракиши (ум. 1262) из Марракеша. Ал-Марракиши был автором "Книги собрания начал и результатов, охватывающей все трактаты и построение" (Китаб джами` ал-мабади ва-л-гайат аш-шамил ли джами` ар-расаил ва-л-вад`иййат), представляющей собой подлинную энциклопедию по всем вопросам, связанным с изготовлением и пользованием астрономическими инструментами. Первая часть этого труда опубликована вместе с французским переводом Ж. Ж. Седийо его сыном Л. А. Седийо [53], вторая часть кратко изложена в "Мемуаре об астрономических инструментах" Л. А. Седийо [54]. Книга ал-Марракиши состоит из четырех частей. В 1-й части приводятся необходимые сведения из математики и астрономии, 2-я часть посвящена построению астрономических инструментов, 3-я часть -- действиям с этими инструментами, 4-я часть -- задачам по математической географии, решаемым с помощью арифметики, геометрии и алгебры. Называя свою книгу "охватывающей все трактаты", ал-Марракиши имел в виду, что в его книге изложена большая часть книги ал-Бируни "Исчерпание всех возможных способов построения астролябии", изложено сочинение аз-Заркали об астролябии аз-заркала, сочинение Шараф ад-Дина ат-Туси о "линейной астролябии" и целый ряд других сочинений об астрономических инструментах. Здесь описаны измерительные инструменты -- "винты", "цилиндры", "конусы", "копыта", "ноги саранчи" и другие, различные виды солнечных часов, "сферические инструменты" -- небесные глобусы и сферические астролябии, "инструменты, основанные па проектировании сферы на плоскость",-- различные виды астролябий, описанных ал-Бируни, астролябии аз-заркала, разновидность астролябии аз-заркала -- астролябия аш-шиказиййа и "линейная астролябия" Шараф ад-Дина ат-Туси и, наконец, "наблюдательные инструменты" -- армиллярные сферы, трикветры, квадрант Птолемея, "Фахриев секстант" ал-Худжанди, инструменты типа планетария для определения затмений и инструменты для наблюдения новолуний.

Из поздних астрономов Магриба отметим Мухаммеда ар-Рудани (1627--1683), уроженца Таруданта (Марокко), работавшего во всех трех странах Магриба, Египте, Сирии, Аравии и Турции. Ар-Гудани был автором ряда трактатов об астролябиях и астрономических наблюдениях, но наиболее интересен его трактат об изобретенном им "универсальном инструменте" -- "Утоляющий жажду трактат об универсальном инструменте" (ан-Наки`а `ала-л-ала ал-джами`а), недавно изданный с французским переводом Ш.Пелла [55] (см. также [56]). Инструмент, изобретенный ар-Рудани, представляет собой комбинацию сферической астролябии с земным глобусом. Подобно сферической астролябии этот инструмент обладает шарообразным тимпаном, на котором изображены горизонт и альмукантараты, а также несколько вертикалов, и "пауком" в виде резной сферы, надевающейся на тимпан; на "пауке", как обычно, изображены эклиптика со знаками зодиака и наиболее яркие звезды. Альмукантараты заполняют одну четверть поверхности шарообразного тимпана, на другой четверти этой поверхности изображена "обитаемая четверть Земли" с важнейшими' городами; на тимпане помещены также градуированные линии для определения синусе в и тангенсов, играющие ту же роль, что "синус-квадранты" и "квадранты теней" на спинках обычных астролябий, и для определения времени важнейших молитв, а также зари и сумерек. Роли алидады обычной астролябии играют два диоптра на внешней сфере. "Универсальный инструмент" ар-Рудани, как и "универсальная астролябия" аз-заркала, пригоден для любых широт: на его шарообразном тимпане имеется несколько отверстий, соответствующих различным широтам.

При наблюдениях на какой-либо широте инструмент подвешивается за соответствующее отверстие, которое играет роль полюса мира, и круг, полярный по отношению к этому полюсу, пересекает круг, изображающий горизонт, под углом 90° -- f, где f -- широта местности. С помощью инструмента ар-Рудани можно решать те же задачи, что и с помощью обычной астролябии, а также ряд аналогичных задач, связанных не с небесной сферой, а с земным шаром.

Мамлюкский Египет

С 1250 по 1517 г. Египтом правили мамлюки -- выходцы из тюркских солдат Айюбидов. В это время в Египте астрономия развивалась главным образом… Мастер астрономических инструментов Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Тибуга ибн… Муваккитом Муаййидской мечеть в Каире работал также `Изз ад-Дин ал-Вафаи (ум. в 1469), бывший автором многих трактатов…

Сирия

Мы уже упоминали об астрономах, работавших в Сирии во время арабского халифата. В XII в., когда Сирия входила в государство Фатимидов со столицей в Каире, в городах Багдаде и Дамаске работал Наджм ад-Дин Абу-л-Футух Ахмад ибн ас-Сура ибн ас-Салах (ум. 1153), уроженец Хамадана, автор трактата "О причине ошибок и описок, имеющих место в таблицах VII ц VIII книг "Альмагеста" и исправлении того, что можно исправить из этого" (Фи сабаб ал-хата' ва-т-тасхиф ал-`аридин фи джадавил ал-макалатайн ас-саби`а ва-с-самина мин китаб ал-Маджисти ва тасхих амкана тасхи-хуху мин залика), посвященной критике и исправлениям координат звезд в упомянутых книгах "Альмагеста"; эта книга недавно была издана с немецким переводом П. Куницшем [58].

В XIII в., когда Сирией и Египтом управляли Айюби-ды, в обеих этих странах работал Наджм ад-Дин Йахйа ибн ал-Лубуди ад-Димашки (1210 -- ок. 126.5), уроженец Алеппо, учившийся в Дамаске, автор "Шахского зиджа" (аз-Зидж аш-шахи) и "Зиджа, основанного на экспериментальных наблюдениях" (аз-Зидж ал-мубни `ала-р-расад ал-муджарраб); мы уже упоминали уроженцев Сирии Хусам ад-Дина ас-Салара и Муаййид ад-Дина ал- `Урди ад-Димашки.

Мардин в Северной Сирии (ныне в Турции), из которого произошли упомянутые выше Джамал ад-Дин ал-Маридини и его внук Сибт ал-Маридини, в XII--XIIIвв. был столицей туркменской династии Артукидов. Здесь родились братья Тадж ад-Дин Ахмад ибн ат-Туркумани (1282--1343) и `Ала' ад-Дин `Али ибн ат-Туркумани (1284--1349) (ибн ат-Туркумани--"сын туркмена"), авторы комментариев к "Введению в науку астрономии" ал-Хараки, и Камал ад-Дин ат-Туркумани (XIV в.), автор комментариев к "Краткому изложению астрономии" ал-Чагмини, написанных в 1354 г. в столице Золотой Орды и посвященных хану Золотой Орды Джанибеку (1341-1357).

Муваккит Омейядской мечети в Дамаске Шамс ад-Дин Мухаммад ал-Миззи (1291--1349), учившийся в Каире, был автором многих трактатов об астролябиях и квадрантах; один из изготовленных им квадрантов хранится в музее М. В. Ломоносова в Ленинграде [59, с. 42].

Муваккитом той же мечети был `Ала' ад-Дин `Али ибн аш-Шатир ад-Димашки (1306--1375), автор упомянутого нами зиджа и большого числа астрономических трактатов, в большинстве -- о действиях с. астролябией и квадрантами. Важнейшим астрономическим трудом Ибн аш-Шатира является "Предел желания и исправления элементов" (НихХайа ас-су`л фи тасхих ал-усул). Сходство названия этого трактата с названием труда аш-Ширази указывает на преемственность этого трактата по отношению к "Памятке" Насир ад-Дина ат-Туси и "Пределу постижения" аш-Ширази: здесь Ибн аш-Шатир также предлагает новые схемы движения Солнца, Луны и планет. В отличие от ат-Туси и аш-Ширази Ибн аш-Шатир полностью отказался от идей Птолемея об эксцентричном деференте и об экванте, из которого движение центра эпицикла по-деференту видно как равномерное и возвращается к идее Аристотеля о том, что всякое небесное движение должно быть составлено из равномерных круговых движений. Ибн аш-Шатир заменяет схему Птолемея и ее модификации ат-Туси и аш-Ширази движением, состоящим из равномерного вращения эпицикла по деференту с центром в центре мира и равномерного вращения второго эпицикла по первому эпициклу, к которым добавлено движение "охватывающей сферы", и, в наиболее сложном случае движения Меркурия, движение, описываемое теоремой ат-Туси. Схема планетного движения Ибн аш-Шатира с двумя эпициклами впоследствии применялась в схеме движения Лупы Коперником, который, по-видимому, но был знаком с работами Ибн аш-Шатира (см. [51, с. 277-286]).

Муваккитом той же мечети и мечети Сайф ад-Даулы в Дамаске был Мухаммад ал-Халили (XIV--XV вв.), автор "Таблиц горизонтов" (ал-Джадвал ал-афаки) и многих трактатов о квадрантах. Муваккитами Омейядской мечети в Дамаске были также упоминавшийся вышь Джамал ад-Дин `Абдаллах ал-Маридини (ум. в 1406), автор многих трактатов о квадрантах, Шараф ад-Дин Муса ал-Халили (XIV--XV вв.), уроженец Хеброна в Палестине, автор "Краткого изложения об определении времен молитв и направления кыблы без инструментов" (Талхис фи ма`рифа авкат ас-салат ва джиха ал-кибла `инда `адам ал-алат) в 7 томах и трактатов об астролябии и квадрантах, и Шамс ад-Дин Мухаммад ал-Халаби ат-Тизини (XV--XVI вв.) из Алеппо (Халаб), автор "Таблицы неподвижных, звезд на конец 940 г. хиджры" (Джадвал ал-кавакиб ас-сабита би зхир сана 940 мин ал-хиджра) -- на 1533/34 г., опубликованной Т. Хайдом вместе с таблицами Улугбека [60], и нескольких трактатов о квадрантах.

Аравия

Уроженцем священного города Мекки на Аравийском полуострове был Мухаммад ал-Макки, автор, цитируемых ал-Бируни "Введения в искусство предсказаний" (ал-Мадхал или сина`а ал-ахкам) и "Доказательства округлости неба и Земли" (ал-Худжжа `ала истидара ас-сама' ва-л-ард), производивший наблюдения высоты Солнца в день весеннего равноденствия в 852 г. в Ниша-пуре [2, с. 267].

Астрономические исследования на самом Аравийском полуострове начинаются позже, чем в других арабских странах. Одним из первых астрономов, работавших здесь, был Бадр ад-Дин Мухаммад ал-Фариси (ум. в 1232), происходивший из Фарса, работавший в Йемене при дворе расулидского короля ал-Малика ал-Музаффара Йусуфа I (1249--1295). Он посвятил королю "Предел познания тайн наук о небесных сферах" (Нихайа ал-идрак фи асрар `улум ал-афлак), "Элементов науки о звездах" (Усул `илм ан-нуджум) и "Воанесение пламенной мысли о решении трудностей зиджа" (ал-Ма`аридж ал-фикр ал-вахидж фи халл мугакилат аз-зидж).

Абу Бакр ал-Йамани (конец XIV в.) из Йемена был автором "Математического введения в терпеливое построение и вопросы календаря" (Мадхал ат-та`лим фи инша ат-та `сиййа ва амр ат-таквим).

`Али аз-Замзами ал-Макки (XV в.) из Мекки был автором "Трактата о визуальном определении начал месяцев" (Рисала фи ма`рифа аваил аш-шухур би-р-руй'а), т. е. об определении начал месяцев с помощью наблюдения появления новой Луны.

`Абдаллах Мусанпа аш-Шарджи (ум. в 1686) из Йемена был автором зиджа, довольно широко известного под названием "Предел совершенства движений семи планет" (Гайа иткан ал-харакат ли-с-саб`а ал-кавакиб ассийарат).

Отметим выдающегося морехода Ахмада ибн Маджи-да ан-Наджди (XV в.), уроженца `Омана, которому часто приписывают то, что он привел в 1498 г. корабли Васко де Гамы из Малинди (Восточная Африка) в Каликут (Индия). Написанная aн-Наджди "Книга польз о познании морской науки и правил" (Китаб ал-фаваид фи ма`рифа `илм ал-бахр ва-л-кава`ид), недавно изданная в английском переводе Г. Б Тиббетcом [61], содержит, наряду с географическими и специфическими мореходными главами, 3 астрономические главы: "О стоянках Луны", "О географах и астрономах прежних времен", "Об астрономических наблюдениях и о расстояниях между звездами, близкими к Полярной звезде". Лоции ан-Наджди изданы с русским переводом Т. А. Шумовским [62].

Тимуридские государства

Наиболее знаменит в истории астрономии сын Шахруха Улугбек (1394--1449), правивший в Самарканде. В 1417 г. Улугбек открыл в Самарканде медресе, куда… Кази-заде ар-Руми был известен своими комментированными изданиями… В Герате при дворе тимуридских султанов Хусайна Байкары и Бади` аз-замана работали Фасих ад-Дин Му-хаммад ан-Низами…

Сефевидский Иран

При дворе сефевидского шаха `Аббаса I (1587--1629) был шейх-ал-исламом известный математик и астроном Баха ад-Дин Мухаммад ал-`Амили (1547--1622),… При дворе `Аббаса I работал также Музаффар ал-Джунабади (1588--1629), уроженец… При дворе шаха Сафи I работал ученик ал-`Амили Мухаммад Бакир ал-Йазди (ум. 1637) из Йезда, автор популярного…

Турция

До того как турки-османы взяли Константинополь, их столицами были Бурса (Брусса) и Эдирне (Адрианополь). Мы уже упоминали Кази-заде ар-Руми из Бурсы (термином Рум арабы называли сначала Византийскую (Восточную Римскую) империю, а затем турецкое государство в Малой Азии). В Эдирне при дворе султанов Байазида I (1389-1402) и Мухаммеда I (1402-1403) работал Сиди `Али ал-Кумнати ас-Сиваси и его сын Сиди Хасан, авторы комментариев к "Объемлющему зиджу" Абу-л-Вафы.

Вазир султана Мухаммеда II Завоевателя (1444-1446, 1451-1481), взявшего в 1453 г. Константинополь, переименованный турками в Стамбул (от Констанпул -- турецкого произношения слишком длинного греческого названия) Синан ад-Дин Йусуф ибн Хидрбек или Синан-паша (ум. в 1486), работавший в Эдирне и Стамбуле, был автором комментариев к "Пределу познания" аш-Ширази, суперкомментариев к комментариям ар-Руми к "Краткому изложению астрономии" ал-Чагмини и трактата "Разъяснение времен в учении альмукантаратов" (Мудих ал-авкат фи ма'рифа ал-мукантарат) -- об определении времени с помощью астролябии или алъмукантаратных квадрантов.

При дворе султана Мухаммеда II работал также ученик Улугбека ал-Кушчи, работавший в его обсерватории и участвовавший в составлении его зиджа. Султану-завоевателю он посвятил "Мухаммедов трактат об арифметике" (ар-Рисала ал-Мухаммадиййа фи-л-хисаб) и астрономический "Трактат завоевания" (Рисала ал-фатхиййа); широко распространены и персидские версии этих сочинений "Трактат о науке арифметики" (Рисала дар `илм-и хисаб) и "Трактат о науке астрономии" (Рисала дар `илм-и хай'ат) [68]. Ал-Кушчи написал также комментарии к "Зиджу Улугбека" и "Лестнице небес" ал-Каши. Ал-Кушчи организовал медресе при стамбульской мечети Айя София, в которую турки преобразовали византийский храм Св. Софии, где он воспитал целый ряд турецких ученых.

Ближайшим сотрудником ал-Кушчи и продолжателем его дела был его внук по дочери, приходившийся одновременно внуком Кази-заде ар-Руми по сыну, Махмуд ибн Мухаммад ибн Кази-заде ар-Руми, известный под именем Мирим Челеби (ум. в 1525). Приехав в Турцию вместе с ал-Кушчи, Мирим Челеби преподавал в Галлиполи, Эдирне и Бурсе и был личным учителем султана Байази-да II (1481--1512). Мирим Челеби написал комментарии к зиджу Улугбека и "Трактату завоевания" ал-Кушчи, "Трактат об исследовании азимута кыблы" (Рисала фи тахкик самт ал-кибла), "Трактат об [астролябии] аз-зар-кала" (Рисала аз-заркала) и несколько трактатов о квадрантах.

Большое число трактатов об астрономических инструментах написано муваккитом мечети Салимиййе в Стамбуле Мустафой ас-Салими (ум. в 1538). Отметим из этих трактатов написанный, по-турецки (в отличие от сочинений ал-Кушчи и Мирима Челеби, написанных по-арабски и по-персидски) "Стремительный трактат о разъяснении инструмента с троном [сделанного по правилам] искусства" (Рисала-йи сувари фи байан-и зат ал-курси ас-сина`и), посвященный одной из разновидностей астролябии ("троном" астролябии называется деталь, за которую астролябия подвешивается для измерения высоты светил). Во второй половине XVI в. в Стамбуле работал уроженец Дамаска Таки ад-Дин Абу Бакр Мухаммад аш-Ша'ми ар-Расид (1526--1585), основатель Стамбульской обсерватории (расид -- "наблюдатель"). Мы уже упоминали его трактат о Солнечных часах "Благоухание духа о черчении часов на плоских поверхностях" (Райхапа ар-рух фи раем ас-са`ат `ала мустави ас-сутух). Важнейшим астрономическим трактатом аш-Ша'ми является "Лотос предела мысли о царстве вращающихся сфер" (Сидра мунтаха ал-афкар фи малакут ал-фалак ад-даввар). В этом трактате изложены вопросы математического аппарата астрономии, основы астрономии и астрономические инструменты. Аш-Ша'ми был также автором большого числа трактатов о различных астрономических инструментах, в том числе о квадранте астролябии аш-шиказиййа и об "универсальном трактате" Ибн аш-Шатира. Важное значение имеет также его трактат "Величественные методы в духовных приборах" (ат-Турук ас-саниййа фи-л-алат ар-руханиййа), посвященный водяным часам, водоподъемным и оросительным приспособлениям, фонтанам, постоянно играющим флейтам и приборам для поднятия грузов.

При дворе султана Мустафы II (1695--1703) работал уроженец Кайсери `Абд ал-Халим ал-Кайсари Сейлем-заде, автор нескольких трактатов об астролябиях и квадрантах. Из турецких астрономов XVIII в. отметим муваккита Большой мечети в Манисе (Магнесии) Мухаммада Михалиджи, происходящего из боснийской семьи Миха-личей, переведшего на турецкий язык "Введение в искусство приговоров звезд" Кушйара ибн Лаббана.

Знатоками астрономии были многие турецкие мореходы, из которых отметим Сулеймана ал-Махри (XVI в.), автора "Опоры ал-Махри в обосновании морских наук" (ал-`Умда ал-Махриййа фи дабт ал-`улум ал-бахриййа), содержащей "основы морской астрономии", главу "о звездах" и главу "об определении широт по звездам", и "Книги славного пути к познанию бурного моря" (Китаб ал-минхадж ал-фахир фи `илм ал-бахр аз-захир), и адмирала Сиди `Али Катиб-и Руми (ум. в 1563), автора "Сущности астрономии" (Хуласа ал-хай'а) -- турецкой обработки "Трактата завоевания" ал-Кушчи -- и "Объемлющего о науке о небесных сферах и морях" (ал-Мухит фи `или ал-афлак ва-л-абхар) -- изложения астрономии и морской науки по "Книге польз" ан-Наджди и "Опоре" ал-Махри, изданного с французским переводом Г. Ферраном [69].

Мусульманская Индия

Следуя традициям Улугбека, астрономией занимались и основатели династии Великих Моголов в Индии Бабур (1483--1530), автор "Подарка эмира"… При дворе императора Шах-Джихана I (1628--1657) работали математики и… Императору Щах-Джихану I посвятил "Шах-Джиха-нов зидж" (Зидж-и Шах-Джихани) Фарид ад-Дин Мас`уд ад-Дихлави…

Кавказ

Ширван, государство на территории нынешнего Советского Азербайджана, был родиной нескольких астрономов. Фарид ад-Дин `Али аш-Ширвани (XII в.) был автором шести зиджей; "Блестящего зиджа" (аз-Зидж аз-захир), "Верного зиджа" (аз-Зидж ал-мухкам), "Ровного зиджа" (аз-Зидж ал-мустави), "Соразмерного зиджа" (аз-Зидж ал-му`аддал) и "Зиджа `Ала [ад-Дина], основанногс на наблюдениях" (аз-Зидж ал-`Ала'и ар-расади). Шах Фатхаллах аш-Ширвани (ум. в 1486) был автором комментариев к "Памятке" Насир ад-Дина ат-Туси и суперкомментариев к "Краткому изложению" ал-Чагмини.

Тифлис, ныне Тбилиси, в котором в средние века, да и позже, жило много азербайджанцев, также был родиной нескольких мусульманских астрономов. Упомянем из них работавшего в Конье Шараф ад-Дина Хубайша ат-Тифли-си (ум. в 1230), автора знаменитого "Описания ремесел" (Байан ас-сина`ат) и астрономических трудов "Введение в науку о звездах" (Мадхал ила `илм ан-нуджум) и "Разъяснение звезд" (Байан ан-нуджум).

Из Черкесии происходили Мухаммад ибн Ийас ал-Чиркаси (1448--1524), работавший в Египте и написавший астрономо-географический трактат "Аромат цветов о редкостях вселенной" (Нашк ал-азхар фи `аджаиб ал-актар), изданный Ланглем [71], и Мустафа аш-Ширкаси, работавший в Египте в XVII в. и написавший три трактата о квадрантах.

У нас нет сведений об астрономических исследованиях черкесов на своей родине, но такие сведения имеются о трех народах Дагестана -- аварцах, лезгинах и рутулах. Наиболее известным ученым Дагестана был аварец Мухаммад ибн Муса ал-Кудуки ал-Авари (1633--1717) из , аула Кудутль (Кудук). Ал-Кудуки был разносторонним ученым, учившимся вначале на родине, а затем в Аравии. Из его астрономических сочинений сохранились комментарии к "Первой опоре щедрости в науке определения времени, и кыблы в Дагестане" ар-Раззаза ал-Мисри. Современник ал-Кудуки лезгин Дамадан ибн Йа`куб ал-Мухи (ум. в 1718) из аула Мегеб перевел с персидского на арабский комментарии ал-Бирджанди к зиджу Улугбека и был автором трактата "Действия с синус-квадрантом" (ал-'Амал би руб< ал-муджаййаб) и комментариев к сочинениям Насир ад-Дина ат-Туси. В XVII в. уроженец рутульского аула Шиназ Исма'ил аш-Шинази прославился изготовляемыми им астролябиями. Махад ибн Аййуб ал-Чухи (ум. в 1770) из аварского аула Чох, учившийся в Каире, был разносторонним ученым и автором ряда сочинений по астрономии. Учениками ал-Чухи были братья Махди-Мухаммад и Шайтан-`Абдаллах ас-Суграти из аварского аула Согратль; первый из них был автором комментариев к "Первой опоре щедрости" ар-Раззаза ал-Мисри, а второй прославился предсказанием затмений, за что и получил прозвище шайтан -- "дьявол".

ЛИТЕРАТУРА

1. Gunther R. Т. Chaucer and Messahalla on the astrolabe.-- Oxford, 1929.
2. Бируни Абурайхан. Геодезия; перев. П. Г. Булгакова.-- Избранные произведения. Т. 3.-- Ташкент, 1963.
3. Suter Н. Die astronomischen Tafeln des Muhammed ibn Musa in der Bearbeitung des Maslama ibn Ahmed al-Madjriti und der lateinischer tlbersetzung des Athelard von Bath.-- Memoires de l'Academie des sciences de Danemark, section des lettres, vol. 3, Copenhague, 1914. Neugebauer O. The Astronomical Tables of al-Khwarizmi, translation with commentaries.--Historisk-filoso-fiske Skrifter ungivet at del Kong. Danske Videnskabernes Sels-kab, t. 4, Nr. 2.-- Kobenhavn, 1962.
4. Frank J. Die Verwendung des Astrolabes nach al-Khwarizmi.-- Abhandlungen zur Geschiclite der Naturwissenschaft und Medizin, Nr. 3, Erlangen, 1922.
5. Розенфелъд Б. А., Сергеева Н. Д. Об астрономических трактатах ал-Хорезми.-- ИАИ, 1977, вып. XIII, с. 201--218.
6. Muhammedis fil. Ketiri Fergariensis, qui vulgo Alfraganus dicitur, Elementa astronomica, Arabice et Latine. Opera Jacobi Golii.-- Amstelodami, 1669.
7. Розенфельд В. А., Добровольский И. Г., Сергеева Н. Д. Об астрономических трактатах ал-Фаргани.-- ИАИ, 1972, вып. XI, с. 191-- 210.
8. Бируни Абурайхан. Памятники минувших поколений; перев. М. А. Салье.-- Избранные произведения. Т. 1.-- Ташкент, 1957.
9. Nallino С. Al-Battani sive Albategnii Opus astronomicum. Vol. 1--3.-- Mediolani, 1899--1907.
10. Rescher N., Khatchadurian H. AL-Kindi's epistle on the fini-tude of the Universe.-- Isis, vol. 56, 1965, No. 4, pp. 426--433.
11. Аль-Фараби. Комментарии к "Альмагесту" Птолемея; перев. А. К. Кубесова и Дж. ад-Даббаха.-- Алма-Ата, 1975.
12. Аль-Фараби. Математические трактаты; перев. А. Кубесова и др.-- Алма-Ата, 1972.
13. Беруни Абурайхан. Канон Мас`уда; перев. П. Г. Булгакова, Б. А. Розенфельда, А. Ахмедова, М. М. Рожанской и др.-- Избранные произведения. т.5, ч. 1.-- Ташкент, 1973; ч. 2.-- Ташкент, 1976.
14. Al-Sufi Abd-al-Rahman. Description des etoiles fixes; Trad. H. C. F. C. Schjellerup.-- St.-Petersbourg, 1874.
14a. Матвиевская Г. П. Абд ар-Рахман ас-Суфи и его роль в истории астрономии.-- ИАИ, 1983, вып. XVI, с. 93--136.
15. Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайяма и ат-Туси; перев. Б. А. Розенфельда, С. А. Красновой и М. М. Рожанской.-- ИАИ, 1962, вып. VIII, с. 83--192.
16. Таги-заде 4. К., Вахабов С. А. Астролябии средневекового Востока.--ИАИ, 1975, вып. XII, с. 169-225.
17. Булгаков П. Г. Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри.-- ИЛИ, 1972, вып. XI, с. 211--219.
18. Wiedemann E., Juynboll Th. W. Avicennas Sclirift iiber em von ihm ersonnenes Beobachtungsinstrument.-- Acta Orientalia, 1927, Bd. 5, S. 81-167.
19. Le livre de grande Table Hakemite par Ebn Iounis. Ed. et transl. par J. J. Gaussin de Parseval.-- Notices et Extraits do manuscrits de la Bibliotheque Imperiale. -- 1801, vol. 7, pp. 16-240.
20. Delambre J. B. Histoire de l'astronomie du Moyen Age.-- Paris, 1819.
21. Ибн ал-Хайсам. Трактаты о зажигательных зеркалах; перевод Н. В. Орловой п И. О, Мохаммеда.-- ИЛИ, 1980, выи. XV, с. 305-- 338.
22. Kohl К. Ubor die Atifbau dor Welt nach Ibn al-Haitam.-- Sitzungsberichte der Phys.-Med. Sozietiit, Erlangen, 1924, Bd. 54--55 (1922--1923), S. 140-179.
23. Ибн ал-Хайсам. Расаил.-- Хайдарабад, 1367 х. [1948].
24. Schoy С. Abhandlung des Schaychs Abu 'Ali al-Hasan ibn al-Hasan ibn al-Haitham: Uber die Natur der Spuren (Flecken) die man auf den Oberflach des Mondes sieht.-- Hannover, 1925.
25. Розенфелъд Б. А. Важная находка по истории математики, астрономии и оптики.-- Вопросы истории естествознания и техники, 1974, № 2-3 (47-48), с. 123-124.
26. Воробьева М. И., Рожанская М. М., Веселовский И. Н. Древнехорезмский памятник IV в. до н. э. Кой-Крылган-кала с точки зрения истории астрономии.-- ИАИ, 1969, вып. X, с. 15--34.
27. Матвиевская Г. П., Тллашев X. О научном наследии астронома X--XI вв. Абу Насра ибн Ирака.-- ИАИ, 1977, вып. XIII, с. 219-- 232.
28. [Ибн 'Ирак]. Расаил Аби Наср ила-л-Бируни.-- Хайдарабад, 1365 х. [1946].
29. Булгаков П. Г. "Геодезия" Бируги как историко-астрономический памятник.--ИАИ, 1972, вып. XI, с. 181--190.
30. Розенфелъд Б. А., Рожанская М. М. Астрономический труд ал-Бируни "Канон Масуда".-- ИАИ, 1969, вып. X, с. 63-95.
31. Джалалов Г. Д. Индийская астрономия в книге Бируни "Индия".-- ИАИ, 1962, вып. VIII, с. 195-220.
32. Бируни Абурайхан. Индия; перев. А. Б. Халилова и 10. Н. Зава-довского.-- Избранные произведения. Т. 2.-- Ташкент, 1962.
33. Розенфелъд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни "Книга вразумления начаткам науки звезд".-- ИАИ, вып. XII, 1975, с. 205-226.
34. Бируни Абурайхан, Книга вразумления начаткам науки о звездах; перев. Б.А.Розенфельда, А. Ахмедова. М. М. Рожанской, А.Абдурахманов, Н.Д.Сергеевой.-- Ташкент, 1975.
35. Розенфельд Б. А., Уцеха Л. Г. Астрономический трактат ал-Бируни "Выделение сказанного по вопросу о тенях" -- ИАИ 1978 вып. XIV, с. 303--314.
36. Al-Biruni, Abu al-Rayhan. The exhaustive treatise on shadows; Translation & Commentary by E. S. Kennedy.--Aleppo, 1976.
37. Джалалова З. Г. Учение ал Бируни о движении Солнца.-- ИАИ, вып. XII, 1975, с. 227-236.
38. Hudloff G., Hochheim A. Die Astronomie des Mahmud ibn Muhammed ibn 'Omar al-Gagrnini.-- Zeitschrift der Deutschen Morgenland. Gesellschaft.-- 1893. Bd. 47, S. 213-275.
39. Хайретдинова Н. Г. Тригонометрический трактат исфаханского анонима.-- Историко-мате.м. исследования, 1966, вып. XVII, с. 449--464.
40. Хаййам 'Омар. Трактаты: перев. Б. А. Розенфельда.-- М., 1962.
41. Ibn al-Athirus. Chronicon quod perfectissime inscribitur. T. 10.-- Leiden, 1894.
42. Рожанская М. М. Астрономические часы ал-Хазини.-- ИАИ, вып. XIV, 1978, с. 189--198.
43. Villuendas M. A. La trigonometria europea en el siglo XI: Estudio de la obra de Ibn Mu'ad El Kitab Maylralat.-- Barcelona, 1979.
44. Maimonides Moses. The Guide of the Perplexed; Transl. by S. Pines.-- Chicago, 1963.
45. Al-Bitruji. On the principles of astronomy; Arabic and Hebrew versions with translations, analysis and glossary by B. R. Gold-stein. Vol. 1--2.-- New Haven; London, 1971.
46. Мамедбейли Г. Д. Основатель Марагинской обсерватории Мухаммед Насирэддин Туей.-- Баку, 1961.
47. Seemann II. J. Die Instrumente der Sternwarte zu Maragha nach der Mitteilungen von al-`Urdi.-- Sitzungsberichte der Phys.-Med. Sozietat, Erlangen, 1928, Bd. 40, S. 15--126.
48. Мамедбейли Г. Д. Марагинская обсерватория и Пекинская обсерватория XIII в.--ИАИ, 1957, вып. III, с. 517--530.
49. Туси Мухаммед Насирэддин. Трактат о полном четырехстороннике (Шаклул гита); перев. под ред. Г. Д. Мамедбейли и Б. А. Розенфельда.-- Баку, 1952.
50. Weidler F. Historia astronomiae.-- Vitembergae, 1741.
51. Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке.-- М., 1976.
52. Таги-заде А. К. Квадранты средневекового Востока.-- ИАИ, 1977, вып. XIII, с. 183-200.
53. Traite des instruments astronomiques des Arabes compose au troizieme siecle par Aboul Hhassan Ali, de Maroc, intitule Collection des commencements et des firis; Trad, par J. J. Sedillot et publ. par L. A. Sedillot. Vol. 1-2.-- Paris, 1834--1835.
54. Sedillot L. A. Memoire sur les instruments astronomiques des Arabes.-- Paris, 1845.-
55. Pellat Ch. L'astrolabe bpherique d'ar-Rudani.-- Bulletin d'Etudes Orientales, Damas, 1974, vol. 26, pp. 7--82; 1977, vol. 28, pp. 83-165.
56. Большакова К. Г., Невская Н. И., Розенфелъд Б. А. "Сферическая астролябия" ар-Рудани.-- ИАИ, 1983, вып. XVI, с. 235-255.
57. Samso J., Catala M. A. Un instrumento astronomico de raigambre Zarqali: el cuadrante sakkazi de Ibn Tibuga.-- Memorias de la Real Academia de Buenas letras de Barcelona, 1971, vol. 13, No. 1, pp. 5-31.
58. Ibn as-Salah. Zur Kritik der Koordinatenuberlieferung im Sternka-talog des Almagest. Arabischer Text nebst deutscher Ubersetzurg, Einleitung und Anhang, herausg. von P. Kunitzsch.--Gottingen, 1975.
59. Майстров Л. Е. Научные приборы: Приборы и инструменты научного значения.-- М., 1968.
60. Tabulae long, ас lat. stellarum fixarum ex observatione Ulugh Beighi Tamerlani Magni nepotis... ac Latio donavit et commentariis illustravit Thomas Hyde.-- Oxoniae, 1665.
61. Ah mad ibn Majid al-Najdi. Arab navigation in Indian Ocean before tiie coming of the Portuguese being a translation of Kitab al-Fawaid fi usul al-bahr wa'l-qawa`id, with introduction and a glossary by G. B. Tibbets.-- London, 1971.
62. Шумовский Т. А. Три неизвестные лоции Ахмада ибн Маджида, арабского лоцмана Васко де Гамы.-- М.; Л., 1957.
63. Ахмедов А., Розенфелъд Б. А. Кто был автором "Трактата об определении синуса одного градуса?" -- Общественные науки в Узбекистане, 1975, N10, c.51-53
64. Prolegomenes des Tables astronomiques d'Oloug-Beg. Publies avec notes et variantes par L.A.Sedillot. -- Paris, 1847; Traduits et commentes par L.A.Sedillot. -- Paris, 1853. 65. Нары-Ниязов Т. И. Астрономическая школа Улугбека.--М., 1950.
66. Kennedy E. S. The planetary equatorium of Jamshid Ghiyath al-Din al-Kashi.-- Princeton, 1960.
67. Джалалов Г. Д. Некоторые замечательные высказывания астрономов Самаркандской обсерватории.-- ИАИ, 1958, вып. IV, с. 381--386.
68. Кушчи Али. Астрономический трактат; перев. А. У. Усманова.-- Самарканд, 1970.
69. Ferrand G. L'amiral Sidi Аli et le Muhit. Introduction a 1'astronomie nautique arabe.-- Paris, 1936.
70. Johanni Gravii Astronomia quedam ex traditione Shah Cholgii Persae.-- Londini, 1652.
71. Mohhamed ben Ahmed ben Ayas, de Circassie. Cosmographic. Ed. par L. Langles,-- Notices et exlraits de manuscrits de la Bibliotheque Imperiale, 1810, vol. 8, pp. 1-131.

Вернуться на страницу "Фоменкология"

 

– Конец работы –

Используемые теги: Астрономия, стран, ислама0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Страны НИС (новые индустриальные страны)
Новые индустриальные страны из развивающихся стран превратились в экономически развитые и, наряду с США, Японией и Европейским союзом, соперничают… Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет… Республика Корея. Государство на Корейском полуострове к югу от 38-й параллели. Территория 99,6тыс. км2. Столица Сеул…

Роль ислама в общественно-политической жизни современных стран Ближнего и Среднего Востока
Тем не менее религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни… Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно… Правящие элиты в государствах со значительным мусульманским населением при выстраивании приоритетов внешней политики,…

Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны
Роль географической науки в решении важных проблем развития страны Необходимость комплексного географического изучения страны... Национальный состав населения страны Основные языковые семьи и группы их... Определение по климатической карте и объяснение различий климата в районах городов Сочи и...

Предмет, метод и периодизация истории государства зарубежных стран ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Санкт Петербургский университет Государственной противопожарной службы...

Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.
Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития... Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей и ее влиянии на природу Нельзя определить...

Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.
Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития...

ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА
Древнейшие художественные традиции Аравии Минейское и Сабейское царство государство набатеев Специфика культуры кочевых народов роль устной... Сана... узкие улицы этажные пирамидальные здания верхние этажи отступают вглубь образуя террасу крыши окружены...

обьдёнными усилиями стран нато и евросоюза страны бунтовщики былити побеждены империя была разгромлена и уничтожена.
год полное разоружение всех стран в связи с фактом вреда оружия экологии... год закрыты большинство заводов производящих автомобили Был изобрет н... обострение ситуации вновь ид т воружение стран главным образом из за мелких государств готовящихся к войне...

Характеристика развивающихся стран на примере Индии
В литературе эту обширную область часто называют Индийским субконтинентом. Хотя длина морских границ Индии значительно меньше сухопутных, именно они… В природном отношении Индия - одна из богатейших стран мира. Недаром в… Обширны земельные ресурсы Индии, территория которой лишь ненамного меньше площади всех стран Западной Европы. Обилие…

Россия и страны Латинской Америки
В результате долгой борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость еще в… Недаром латиноамериканцы говорят, что когда в США свозняк, Латинская Америка… Это связано прежде всего с тем, что они раньше других государств развивающегося мира вступили на путь…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Международная торговля и торговая политика стран Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более… Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных… Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров.Напротив,…
  • Экономическое сканирование страны: Швеция НАСЕЛЕНИЕ - 8,7 млн. человек, 93% населения шведы. ГЕОГРАФИЯ - Швеция расположена в Северной европе, в восточной и южной части Скандинавского… Температура летом редко поднимается выше +22С. Зимой температура не опускается… ВРЕМЯ - Отстает от московского на 2 часа. Экономика Швеции ВВП на душу населения исчисляется в 23630 долларов. По…
  • Классификация стран по экономическому признаку В рамках международной экономики страной считаются не только территориальные единицы, являющиеся государством, но и некоторые территориальные… Стандартная классификация Наиболее полное представление о группах стран в… Например, из классификации МВФ выпадают Куба, КНДР и некоторые другие небольшие по размеру страны, которые не являются…
  • Государство и право зарубежных стран Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их различия связаны, прежде всего с положением главы государства.В монархии… В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в современном пони¬мании монархия – не просто…
  • Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах Форма правления имеет основополагающее значение для изу¬чения конституционно- правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем,… Единоличная власть принадлежит монарху (царю, им¬ператору, королю, шаху), поэтому и форма правления в таком…