Реферат Курсовая Конспект
По ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века - раздел Государство, ...
|
М.К.ЛЮБАВСКИЙ
ЛЕКЦИИ
Ю.В. КРИВОШЕЕВ, Т. П. РИСИНСКАЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1910 году мной был издан, преимущественно в учебных целях, «Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно», составленный из лекций, читанных в Московском университете. В тех же, главным образом, целях издаются и настоящие «Лекции по древней русской истории», читанные в университете и на Высших женских курсах в Москве. Эти «Лекции», содержащие очерки по истории Киевской и Северо-Восточной, т. е. Суздальско-Московской Руси, связаны с прежним «Очерком» и внешне, и внутренне. «Очерк» является собственно дополнением к ним, и если он издан раньше, то только потому, что издание его представлялось автору как более настоятельная потребность в учебном обиходе. Но в своей научной концепции он связан с представлениями автора о ходе истории Киевской Руси, по отношению к которой Русь Литовская была как бы прямым продолжением, непосредственной преемницей, и о ходе истории Суздальско-Московской Руси как противоположном течении, хотя и вышедшем из одного с литовско-русской историей русла. Эта внешняя и внутренняя связь исторических перспектив и склонила меня к решению напечатать также и лекции по истории Киевской и Суздальско-Московской Руси и таким образом дать общее построение русской истории во всех ее главных течениях, до конца XVI века, т. е. до того великого перелома, с которого ныне принято начинать уже новую русскую историю.
В объяснение эскизности и неравномерности изложения считаю должным указать, что это изложение велось в расчете на обязательное изучение слушателями классического «Курса русской истории» В. О. Ключевского. Мой собственный курс был в некоторых случаях расширением и дополнением этого курса, а с другой стороны, кратко касался того, что у Ключевского изложено с особой полнотой и обстоятельностью. Само собой разумеется, что помимо этих отличий состав и содержание моего курса определились в зависимости от разных точек зрения на некоторые стороны русского исторического процесса.
При печатании я счел полезным в учебных целях снабдить каждую лекцию указаниями на литературу, по которой можно ближайшим образом расширить изучение вопроса, прежде чем погружаться в специальное изучение его.
Лекция первая.
Доисторическое население Восточной Европы* и его культура
* В написании имен собственных сохранена орфография источника. — Ред.
Лекция вторая
Скифы и сарматы и вопрос об их народности
Лекция третья
СКИФО-САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ; СОСЕДИ СКИФОВ И САРМАТОВ
Лекция Четвертая
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В ВОСТОЧНОЙ
ЕВРОПЕ И СЛАВЯНСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ
Лекция пятая
МАТЕРИАЛЬНАЯ
И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН В ЭПОХУ ИХ РАССЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
КУЛЬТУРНОЕ развитие восточной Европы, прерванное разрушительным вторжением диких азиатских орд в конце IV, в V и VI веках, возобновилось и пошло вперед с расселением в ее южных и северных областях славянских племен.
Лекция шестая
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ
ПО ВОПРОСУ о том, в какой общественной организации жили восточные славяне непосредственно перед объединением своим под властью русских князей, в исторической литературе были высказаны разнообразные мнения. Чтобы подойти к истине, необходимо так или иначе разобраться в этих мнениях, взвесить аргументы, приводившееся учеными в их защиту.
Общие выводы.
Итак, общественная организация восточного славянства накануне его политического объединения была, несомненно, сложная и разнообразная. В ней можно наблюдать наслоения разных эпох, разных стадий общественного развития. Жива была еще и родовая организация; кое-где уцелела организация племенная; но наряду с этим образовались уже чисто политические союзы людей, объединенных соседством и общностью интересов. Наряду с родовыми старейшинами и племенными князьями у восточного славянства появились уже пришлые вожди с дружинами, навязывавшие свою власть населению. Рядом с простотой социального состава в родоплеменных союзах появились и сложные социальные организации в больших городах, где уже отложился богатый класс, появились большие и меньшие люди, купцы, житьи люди, рабы и челядь.
В таком предположении нет ничего невероятного. Разнообразие, сложность общественной организации и быта наблюдается во все исторические эпохи. Тем более могли иметь место эти разнообразие и сложность у восточных славян в ту эпоху, когда они не слились еще в один народ, не объединились под одной государственной властью, представляли ряд местных союзов, раскиданных на огромных пространствах восточной Европы.
* * *
Для дальнейшего изучения вопроса в первую очередь можно рекомендовать:
Н. П. Загоскин. История права русского народа. Т. 1. Казань, 1899.
I. Ph. Ewers. Das älteste Recht der Russen. Dorpat, 1826 (есть и русский перевод).
С. М. Соловьев. История отношений между князьями Рюрикова дома. М.,1847.
К. Д. Кавелин. Взгляды на юридический быт древней России // Собрание сочинений. Т. 1. М., 1897.
К. С. Аксаков. О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности // Полное собрание сочинений К. С. Аксакова. Т. 1. М., 1861.
И. Д. Беляев. Русская земля перед прибытием Рюрика // Временник Московского Общ. Истории и Древности Российских. Кн. 8. Он же. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879.
В.Н. Лешков. Общинный быт древней России // ЖМНП. 1851. Ч. 12. Он же. Русский народ и государство.
Н. И. Костомаров. Мысли о федеративном начале в древней Руси // Исторические монографии и исследования. Т. 1.
В. И. Сергеевич. Вече и князь. М., 1867.
Ф. И. Леонтович. Задружно-общинный характер политического быта древней Руси // ЖМНП. 1874. Ч. 173, 174.
А. И. Никитский. Теория родового быта в древней Руси // Вестник Европы. 1870. № 8. Он же. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.
В. О. Ключевский. Боярская дума древней Руси. 4-е изд. М., 1909.
Лекция седьмая
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РУССКОГО;
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ РУССКОГО государства
Лекция восьмая
ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ
И КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА РУССКОГО
СЛИЯНИЕ варягов и славянских купцов; «русь» как общественный класс.
Утверждение варягов в нашей стране и образование Великого княжества Русского вызвали крупные перемены в социальном строе восточного славянства. До появления норманнов этот строй, как можно думать, отличался большой простотой. В сущности в среде восточного славянства были два класса — свободные и рабы из пленных, которых, впрочем, не задерживали подолгу, а либо отпускали за ненадобностью, либо обменивали или продавали. Кроме того, по всему вероятию, наметилось деление свободных людей по месту жительства и господствующим занятиям на торговцев — горожан, и на землевладельцев и промышленников — сельчан. С утверждением в стране варягов среди восточных славян оказался третий класс — пришлый и державшийся более или менее обособленно от остальных — русь. Этот класс был зараз и военный, и торговый. Варяг в нашей стране явился не столько в качестве вооруженного насильника, от которого надо было откупаться, сколько в качестве гостя, прибывшего с добрыми намерениями купить и продать и предложить свои услуги по обороне от нападений других врагов. Естественно, что к этим варягам примкнули очень скоро и отважные, предприимчивые люди из среды самих славян, которые вместе с варягами стали ездить в Царьград, Хазарию и Болгарию для торговли, стали предпринимать сообща с ними далекие военные походы. Вследствие этого, и имя гость, обозначавшее первоначально иноземца, стало прилагаться ко всем крупным торговцам, ездившим торговать на сторону. Эти славянские гости по источникам Х века являются всюду вместе с русью, т. е. варягами, норманнами: и в Византии, и в Хазарии, и в Болгарии. С другой стороны, и варяги зажились среди восточных славян, сделались старожильцами, вследствие чего должно было происходить известное слияние пришлого и туземного элементов, и русь в конце концов получила значение туземного военно-торгового класса. Так как этот класс господствовал среди восточных славян и политически, и экономически, то и земля их и в собственном их сознании, и у других народов стала считаться землей Русской.
Люди.
Все остальное свободное население составляли люди, называвшиеся либо своими племенными именами — словене, кривичи, радимичи, вятичи, либо топографическими: новгородцы, полочане, смолняне и т. д. Эти люди составляли местные городские и сельские миры, имевшие своих старцев или старость, свои веча или сходки, связанные круговой порукой и ответственностью (вервь) за преступления.
Лекция девятая
МЕЖДУКНЯЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В XI И XII ВЕКАХ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА РУСИ ОБЛАСТНОГО СТРОЯ
Лекция десятая
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
КИЕВСКОЙ РУСИ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА В СТЕПЯХ ПОЛОВЦЕВ
Оседание княжеской дружины в областях и превращение ее в высший земский класс.
Развитие боярского и княжеского землевладения сопровождалось и весьма важными политическими последствиями в жизни Киевской Руси. Владение делами стало крепко привязывать княжеских дружинников к данной земле, и они обыкновенно стали оставаться в ней даже тогда, когда уходил их князь. Мы видели, с каким чувством говорил князь Изяслав Мстиславич своим дружинникам, что они вышли за ним из Русской земли, своих «сел и жизней» лишившись. Видно, что такой поступок был уже большим самопожертвованием. Обыкновенно же бояре, владевшие селами, предпочитали оставаться в земле и по уходе из нее князя. Эти оседавшие бояре по инстинкту самосохранения должны были тесно примыкать к местному обществу и становились земским классом. Вот почему и летопись же бояре, владевшие селами, предпочитали оставаться в земле и по уходе из нее князя. Эти оседавшие бояре по инстинкту самосохранения должны были тесно со второй половины XII века начинает говорить о боярах черниговских, ростовских, смоленских, полоцких и др.
Как высший класс, правивший обществом при князьях и по их уполномочию, бояре стали руководить обществом и без князей, а иногда и против них. Они стали принимать деятельное участие в городских вечах, участвовать в призвании князей, в заключении с ними договоров, причем, конечно, не забывали и своих интересов. Это участие в некоторых землях, например Галицкой, было таково, что за ним уже не видно деятельности остального населения, которым руководили бояре. В Галицкой земле бояре прямо сделались хозяевами земли, и князья, приходившие со стороны княжить, попадали во власть боровшихся боярских партий. Одни из таких князей, намекая на всесилие бояр, сравнивал их с пчелами в улье, которых надо предварительно подавить, чтобы поесть меду.
Существование этих бояр наряду с подвижной, неусевшейся на местах, княжеской дружиной дало повод некоторым исследователям различать два ряда бояр — княжеских и земских, выводя это различие из различия самого происхождения этих разрядов боярства. Первые де пошли от княжеских дружинников, а вторых выделила сама земщина. Бояре земские — это вящие, лучшие, передние мужи земщины, самые богатые и самые знатные и потому самые сильные и влиятельные в земщине. Что в XII веке и начале XIII века можно различать среди боярства два слоя — осевший на местах и кочевавший с некоторыми князьями вроде Мстислава Мстиславича Удалого из волости в волость — это несомненный факт. Несомненно также, что лучшие, передние мужи земщины входили в состав боярства. Но неправильно думать, чтобы эти люди составляли какой-то особый разряд, отдельный от княжеской дружины. С самого начала образования княжеской дружины мы видим, что в состав ее входят «мужи лучшие от славян, кривич, чуди и мери».
Неправильно, с другой стороны, думать, что княжеские дружинники все время оставались изолированными от местных обществ, не устраивались среди них на постоянное житье, не входили с течением времени в их состав. Княжеские и земские бояре — это не два класса, отличных по происхождению, а два разряда одного и того же класса — княжеской дружины, которых разделила друг от друга оседлость и развитие землевладения. Те, которые не успели скопить капиталов и приложить к земле, продолжали жить службой, другие, не прекращая службы, начинали жить самостоятельной экономической жизнью — сельским хозяйством.
Лекция одиннадцатая
УПРАВЛЕНИЕ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ В ЭПОХУ
Областного строя
Лекция двенадцатая
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА С ПОЛОВИНЫ XI ВЕКА И ДО НАШЕСТВИЯ ТАТАР
Переводная церковная и светская литература.
Какие же книги распространялись в русском обществе в рассматриваемое время? На первый план, конечно, надо поставить Священное писание — Библию. Впрочем, едва ли вся Библия целиком находилась в распоряжении наших предков. Псалтырь, евангелие и апостол стоят в данном случае вне всяких сомнений. Остальные священные книги известны были преимущественно по паремейникам, т. е. по выдержкам из них, которые читаются в церкви в известные дни. Рядом со Священным писанием можно поставить некоторые экзегетические, истолковательные труды греческой богословской литературы и труды догматические. Самым замечательным экзегетическим произведением, обращавшимся на Руси, был «Шестоднев» Иоанна, пресвитера и экзарха Болгарского. Эта книга, содержащая шесть слов о творении мира, служила для наших книжников целой энциклопедией знаний по всем отраслям естествознания, ибо в словах Иоанна содержатся разнообразные сведения и объяснения природы. Из догматических сочинений в Киевской Руси обращалось «Слово о правой вере» или «Уверие» Иоанна Дамаскина, поучения Кирилла Иерусалимского, слова против ариан Афанасия Александрийского и др. Очень много вращалось переводных произведений греческой нравоучительной литературы, в частности «слова» Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, пространные жития святых или «минеи», сокращенные жития или «прологи» и «синаксари». По отделу историческому в дотатарское время на Руси вращались прежде всего две «Палеи», пространная, или толковая, и краткая. Это собственно популярные изложения священной истории, наполненные апокрифами; пространная палея, излагая историю творение мира, попутно сообщает разнообразные данные по астрономии, физике, зоологии, ботанике, минералогии и т. д. Затем большим распространением пользовались хронографы Георгия Амартола и Иоанна Малалы Антиохийского. Первый, доведенный автором до 842 года и затем его продолжателями до половины Х века, содержит священную историю Ветхого и Нового завета и древнюю гражданскую и церковную историю; второй, начиная от сотворения мира, содержит преимущественно гражданскую историю, но переводчиком дополнен Палеей. К хронографам в переводе прилагалась еще «Книгы Александр», или так называемая «Александрия», исторический роман о происхождении Александра Македонского от египетского бога, о его подвигах, о виденных им на Востоке чудесах; в качестве вставной статьи в хронографах фигурировала так называемая «Троянская история», т. е. подробный рассказ о взятии греками Трои, составленный Доресом Фригийским. Из книг поучительного содержания, быть может, уже в XII веке читалась русскими людьми так называемая «Пчела», сборник изречений или «Речи мудрости от евангелия и от апостол и от святых муж и разум внешних философ». Этот сборник составлялся постепенно в Византии и под названием Μέλισσα в редакции инока Антония появился в XI веке. К числу книг, откуда русские люди почерпали жизненные научения, принадлежала и так называемая кормчая книга, или по-гречески «Номоканон». К нам на Русь первоначально перешел «Номоканон» в болгарской редакции. Но уже при Ярославе этот «Номоканон» заменен был другим, именно сделан был перевод с того греческого «Номоканона», который был в обращении в греческой церкви в IX веке. В этом номоканоне свод церковных правил святых апостол и святых отец и постановлений вселенских и поместных соборов дополнен следующими статьями: 1) извлечение из законов Моисеевых; 2) эклога — выборка законов, составленная при иконоборческих императорах Льве Исавре и его сыне Константине Копрониме (законы семейного, гражданского и частью уголовного права); 3) закон судный людям, славянская переделка эклоги относительно наказаний за уголовные деяния; 4) прохирон Василия Македонянина, или закон государственный (jus civile). Кормчая книга предназначалась как руководство для церковных правителей. Но из нее могли черпать наставления о том, как судить, и гражданские правители.
Самостоятельная церковная и светская литература.
Какими же последствиями для духовной жизни русского общества сопровождалось распространение всей этой литературы? В нашем распоряжении есть данные, указывающие на то, что распространение этой литературы, внося в духовный оборот русского общества известный запас новых идей и знаний, содействовало в нем пробуждению сознательности, стремлению к осмысливанию жизни, самостоятельному умственному творчеству. И у нас на Руси появилась известная интеллигенция со вкусами к высшим вопросам жизни и с попытками к самостоятельным их решениям. Первый митрополит из русских Илларион, как было уже сказано, написал сочинение «О законе и благодати», представляющее первый русский труд по догматическому богословию. Вопросы христианской нравственности особенно заняли внимание русских книжных людей и вызвали написание целого ряда поучительных слов, например Кирилла Туровского, Луки Жидяты, преп. Феодосия Печерского, наконец, известное поучение Владимира Мономаха. Так же, как и греки, и русские книжники рассматриваемого времени стали составлять с нравоучительными целями житие русских святых. Кроме произведений упомянутого уже монаха Иакова, здесь нужно назвать: «Чтение о житии и погублению блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» препод. Нестора летописца, «Житие Феодосия Печерского» его же, «Сказание о св. Леонтии Ростовском и обретении его мощей» и, наконец, два собрания повестей о печерских угодниках, составленные епископом владимирским и суздальским Симоном и монахом Печерского монастыря Поликарпом и образовавшие так называемый Печерский Патерик. Изложение всемирной истории в так называемых хронографах или «временниках» вызвало и у нас на Руси желание написать «Повесть временных лет, откуда пошла есть Русская земля, кто в Киеве первое нача княжити, и откуду Русская земля стала есть». Эта повесть появилась в Киеве. Но одновременно с ней стали вестись летописные повествования в Новгороде. В XII веке и первой половине XIII уже в разных областях Русской земли: Киевской, Волынской, Суздальской, Галицкой и др. — велись летописные записи и составлялись своды, которые во главу угла ставили так называемую начальную летопись, доведенную до 1110 года игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта начальная летопись является чисто искусственным, ученым произведением. Составитель воспользовался для ее написания не только погодными записями событий, но и разнообразными сведениями из греческих хронографов, внес в нее некоторые отдельные повести и сказания, например, похвалу князю Владимиру и сказание о убиении Бориса и Глеба монаха Иакова, сказание об основании Печерского монастыря и первых печерских подвижниках и др.; воспользовался даже некоторыми официальными документами, вроде договоров Олега и Игоря с греками; в летописи можно заметить и разные народные предания и былины в пересказе. Весь этот материал, разнородный по содержанию и духу, составитель постарался связать известной общей идеей, так или иначе объяснить ход событий. Но это объяснение далеко от того, которое мы называем прагматическим и которое выводится из естественного хода вещей. Такого вывода ни составитель начального свода, ни его продолжатель не делали. Для них Русская земля строится Промыслом Божиим, молитвами ее угодников и добродетелями живущих русских людей. Поэтому и в своем повествовании, развертывая картину прошлого Русской земли, составители летописных сводов имели главной целью своей дать не простое удовлетворение любознательности, а житейское поучение. Все удачи, все успехи русских людей находят объяснение в их личных добродетелях — христианском благочестии, смирении, братской любви, нищелюбии, расположении к иноческому или духовному чину. Все беды, все напасти посылаются Богом для вразумления людей, для наказания и исправления: «Бог бо казнит рабы своя напастьми различными, огнем и водой, и ратью и иными различными казньми: хрестьянину бо многими напастьми внити в царство небесное». Бог не сразу наказывает людей, а посылает иногда предупреждения в виде разных знамений. Это чисто религиозное объяснение истории составляло отличительную черту и тех исторических произведений, которые перешли к нам в переводах из Греции, и которые до известной степени послужили для наших книжников образцами. Но вместе с этим такое объяснение гармонировало вполне с общим миросозерцанием русских людей, недавних христиан, незадолго перед тем язычников, которые всю свою жизнь ставили в зависимость от внешних таинственных существ, распространенных вокруг них в природе.
Подражание греческим образцам проявилось и в составлении жизненных руководств чисто практического характера. В кормчих книгах после церковных правил и законов греческих царей стали помещаться церковные уставы Владимира Святого и Ярослава. В настоящее время можно считать уже доказанным в науке, что эти уставы не подлинные узаконения князей Владимира и Ярослава, а литературные попытки кодифицировать действовавшее на Руси церковное право, причем за исходные пункты взяты были законы Владимира и Ярослава. Такими же попытками являются и обе редакции Русской Правды, краткая и полная. Мнение, что обе эти редакции являются памятниками официального законодательства, в настоящее время уже оставлено в исторической науке. Анализ содержания Русской Правды в обеих редакциях показал, что мы имеем дело с памятником, содержащим в себе не законы в их обычной формулировке, а изложение, пересказ законов и юридических обычаев, действовавших в XI и XII веках, с историческими комментариями о времени и даже поводах установления той или иной юридической нормы. Вот, например, образчики таких комментариев: «А в княжи тивуне 80 гривен; а конюх старый у стада 80 гривен, яко уставил Изяслав в своем конюхе, его же убили Дорогобудьцы». Или: «По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячко, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, по кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». «А се покони были вирный при Ярославе»... «Володимер Всеволодичь, по Святополце, созва дружину свою на Берес-товемь (следует перечень дружины) и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны» и т. д. Против официального происхождения Русской Правды говорит не только описательно-повествовательная форма многих ее статей, но и различные неясности, недомолвки и противоречия, содержащиеся в памятнике и произошедшие от неопытности ее составителей, которые собирали разнородный и разновременный материал. Русская Правда в краткой редакции сохранилась в Новгородской летописи. Здесь после описания под 1016 годом войны Ярослава с Святополком, бегства и смерти последнего, стоит следующий рассказ: «Ярослав иде к Кыеву, седе на столе отца своего Володимира, нача вой свои делити: старостам по 10 гривен, а смердом по гривне, и Новгородцем по десяти гривен всем, и отпусти их всех домов, и дав им правду и устав списав, глаголав тако: по сей грамоте ходите, якоже писах вам, тако же держите», а вслед за этим помещена Русская Правда краткой редакции. Но очевидно, что Русская Правда вставлена сюда составителем летописного свода, и притом не кстати, ибо в ней содержатся законы не только Ярослава, но и его сыновей. Ясное дело, что этот памятник составился отдельно и независимо от летописи. Полная редакция Русской Правды является большей частью в составе кормчих или юридических сборников, известных под именем «Мерила праведного». Здесь она представляет известную параллель греческим законам Льва Исавра, Константина Копронима и Василия Македонянина. На основании нахождения Русской Правды в составе кормчих и «Мерил праведных» в русской исторической науке высказано мнение, что этот юридический сборник возник в церковной среде и для потребностей церковного суда, которому приходилось судить мирян по нецерковным делам. Таково мнение Ключевского. Что составителями Русской Правды были духовные лица, это едва ли может подлежать сомнению. Но едва ли можно признать, что Русская Правда составлена для практических целей именно церковного суда. Русская Правда говорит все время только о княжеском суде над людьми, которые не входили в категорию церковных людей, подробно перечисляет виры, продажи, судебные уроки, или пошлины, вознаграждения потерпевшим и т. д. Если бы составители Правды имели в виду практические потребности церкви, это обстоятельство так или иначе должно было бы отразиться на самом содержании этого юридического сборника. Все эти соображения заставляют нас отвергнуть прямые практические цели за составлением Русской Правды. Это не кодекс законов и обычного права в собственном смысле, а описание юридической практики, действовавшей в то время на Руси, описание, вызванное теоретическим стремлением русских книжников придать ходившим на Руси юридическим сборникам известную полноту и законченность. В этих сборниках читатели находили церковные каноны и законы греческих царей. Но так как на Руси были свои церковные правила и свои мирские законы и обычаи, то наши книжники и стали дополнять греческие статьи кормчих и «Мерил праведных» церковными уставами князей Владимира и Ярослава и Русской Правдой («А се Правда Росьская»), Русская Правда, таким образом, является скорее памятником древнейшей юридической литературы, чем памятником древнейшего русского законодательства.
ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ
ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАСПАДЕНИЕ РУСИ ;
УСТАНОВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ПОРЯДКА В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИЕЙ
Образование класса перехожих крестьян и дальнейшее развитие княжеского землевладения и хозяйства.
В своем месте было указано, что уже в дотатарскую эпоху появились у нас земледельцы, возделывавшие чужую землю из платы по найму, которую они нередко получали вперед, — наймиты и ролейные закупы. В наймиты шли те земледельцы, которые не могли вести собственное хозяйство или могли вести его только с помощью заработков у других хозяев. Татарское нашествие еще дальше подвинуло социальную эволюцию в этом направлении, содействовало образованию класса безземельных земледельцев, съемщиков и возделывателей чужой земли. Эти перехожие земледельцы стали называться крестьянами — в отличие, очевидно, от поганых, т. е. татар. Класс этот, незаметный до нашествия татар, как-то вдруг появился в огромном количестве после прибытия татар. И это вполне понятно. Татарские погромы XIII и начала XIV века должны были уничтожить огромное количество самостоятельных земледельческих хозяйств, лишить многих земледельцев их крова, скота, хлеба и земледельческих орудий. Вследствие этого многие земледельцы, спасшиеся от смерти или полона, не могли уже вернуться на покинутые пепелища и обзавестись на них вновь самостоятельным хозяйством: для этого у них не хватало нужного капитала. Поневоле им пришлось подсаживаться на землю к тем, у кого имелось хоть какое-либо обзаведение и хозяйственные средства. Часть их садилась к зажиточным людям из своей же братии во дворы в качестве подворников и подсуседков и кормилась около них, помогая им в хозяйстве и получая за это известную долю урожая. Другая часть шла к князьям, боярам и духовенству и садилась на их земли, в их села и деревни, получая от них необходимое для заведения хозяйства вспомоществование деньгами и натурой. За пользование землей и угодьями такие крестьяне пахали на своих государей, косили, жали, рубили лес, дрова, строили хоромы и разные хозяйственные постройки и т. д. Крестьяне получали от владельцев участки земли не на вечность, а во временное владение, до тех пор пока крестьяне находили для себя удобным оставаться на этих участках, а землевладельцы находили для себя выгодным держать их. Урочные годы устанавливались только для отработки получаемой подмоги. Но крестьянин мог уйти и раньше, заплатив эту подмогу. С течением времени в чисто хозяйственных интересах установился известный срок в году для выхода и отказа крестьян — Юрьев день. Таким образом, мы имеем перед собой арендаторов владельческих земель, уплачивавших аренду своим трудом, а название таких крестьян изорниками в Псковской земле указывает на главный только, но не исключительный род труда, которым оплачивалась аренда, — пахоту (орати). Некоторые землевладельцы предпочитали брать арендную плату с крестьян не трудом, а сельскохозяйственными продуктами. Крестьяне снимали у них землю исполу или из трети и потому и назывались либо половниками, либо третниками. Умножение числа крестьян, которые не в состоянии были без посторонней помощи завести хозяйство, и давало возможность князьям, как и другим зажиточным землевладельцам, все более и более расширять эксплуатацию своих земель и угодий. С другой стороны, с установлением татарской дани князья стали не добирать своей, и потому старались возместить недобор наложением на податное население издельных повинностей по своему хозяйству. Поэтому даже и земледельцы, удержавшие свои собственные земли и самостоятельные хозяйства, так называемые черные люди, стали работать на дворец, хотя не так много, как крестьяне-арендаторы. Усилить денежные повинности их не было возможности. С расстройством внешней торговли, с ежегодным отливом денег в Орду народное хозяйство сделало крупные шаги назад по сравнению с хозяйством Киевского периода. Деньги почти что исчезли из народного оборота, хозяйство стало чисто натуральным, и земледельцу приходилось расплачиваться с князем преимущественно своим трудом и натуральными продуктами этого труда. При таких условиях князю ничего не оставалось делать, как только расширить по возможности свою запашку и эксплуатацию своих угодий. Княжеское владение в силу всего этого все более и более приобретало характер частной вотчины, крупного землевладельческого хозяйства. Но раз уже создалась такая тенденция, она должна была, в свою очередь, влиять в своем направлении на положение народной массы. Сделавшийся хозяином князь естественно стал стремиться превратить все подвластное ему земледельческое население в своих работников. Так как и у черных крестьян не было настоящего права собственности на землю, которая считалась государственной, княжеской, то князья и стали превращать черных крестьян в дворцовых, т. е. приравнивать их к тем, которые сели в княжеские села в качестве съемщиков-арендаторов. Эти съемщики-арендаторы, засиживаясь подолгу на арендованной земле, с течением времени становились такими же наследственными пользователями ее, как и черные крестьяне. Вся разница между черными волостями и дворцовыми княжескими селами с течением времени оказалась только в повинностях. Черные люди остались государственными тяглецами преимущественно, не будучи избавлены и от повинностей хозяйственных на князя; дворцовые крестьяне работали преимущественно на дворец, не будучи избавлены и от государственных повинностей.
Но раз создался такой порядок вещей, раз основой материального благосостояния князей стало владение селами и деревнями, непосредственная эксплуатация земли и угодий, собственное хозяйство, князья должны были неизбежно прикрепляться к своим владениям, прежние их временные наделки превращаться в постоянные, наследственные уделы.
Лекция четырнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В УДЕЛЬНУЮ ЭПОХУ
Лекция пятнадцатая
Лекция шестнадцатая
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Литература удельной эпохи.
Творчество это проявлялось в составлении поучений, житий святых, канонов, и церковных песнопений, исторических сказаний, описаний разных стран и т. д. Поучения на религиозно-нравственные темы дошли от епископов суздальских Серапиона и Дионисия, от Стефана Пермского, от митрополита Петра, Алексея, Киприана, Фотия, от преп. Кирилла Белозерского. Что касается житий святых, то по примеру патерика киевского стали составляться циклы житий и по другим областям — ростовские, муромские, новгородские, смоленские, а с XIV века кроме того, московские, тверские и суздальско-нижегородские. Все эти жития, хотя и содержали немало чудесного или легендарного и успели выработать некоторые общие литературные приемы, все же содержали простой, краткий рассказ, довольно верно воспроизводивший разные обстоятельства времени и жизни святого, местные черты быта и природы. Митрополит Киприан своим «Житием митрополита Петра» открыл новую серию житий, искусственно и витиевато составленных. Таковы были жития преподобного Сергия и Стефана Пермского, составленные Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия, и переделанные сербом Пахомием Логофетом. Этот ученый инок Афонской горы, как говорили о нем современники, «от юности усовершенствовавшийся в писании и во всех философиях, превзошедшей всех книжников разумом и мудростью», прибыл в Москву в княжение Василия Темного. Кроме переделанного жития св. Сергия, Пахомий, по поручению митрополита Ионы, описал житие, подвиги и чудеса митрополита Алексея, а по кончине Ионы и открытии его мощей написал канон и этому святителю. По поручению великого князя он ездил в Кирилло-Белозерский монастырь собирать сведения об его основателе и написал житие Кирилла Белозерского. По вызову новгородского владыки Ионы он ездил в Новгород и там отчасти переделал и украсил, отчасти вновь написал жития и каноны для некоторых новгородских святых, каковы Варлаам Хутынский, Савва Вишерский и др. Этот Пахомий главным образом и установил те однообразные приемы и выражения для жизнеописания и прославления святых мужей, тот холодный и риторический стиль, которому следовали потом составители житий.
Что касается исторических сказаний, то их надо различать два сорта. В удельную эпоху так же, как и в предшествующую Киевскую, составлялись отдельные сказания о событиях, которые попадали потом в общие летописные своды. Таковы сказания: новгородское — о победе Александра Невского над шведами, псковское — о князе Довмонте, рязанское — о нашествии Батыя и Евпатии Коловрате, тверское — об убиении в Орде Михаила Тверского, ростовское — о Петре царевиче ордынском, ярославское — о князе Федоре Черном, муромское — о князе Петре и супруге его Февронии, московское — о начале Москвы, о Мамаевом побоище, о разорении Москвы Тохтамышем, о нашествии Тамерлана и т. д. Наряду со сказаниями, содержащими более или менее подробный рассказ о событиях, велись и летописи в собственном смысле, краткие погодные записи о происшествиях. Летописи велись по отдельным местностям. Так, епископ Симен в своем «патерике» упоминает о «летописце старом ростовском»; до нашего времени дошел «Летописец Переяславля Суздальского». Но с XIV века стали предприниматься попытки составления общерусского летописного свода — «великого летописания». Около 1423 года в канцелярии митрополита из этих сводов, из местных летописей, из хронологических сборников, произведений духовной литературы, грамот, посланий, юридических актов и произведений словесности был составлен первый законченный общерусский летописный свод, так называемый «Владимирский Полихрон». В 1448 году в Новгороде составлен был на основании «Владимирского Полихрона» другой свод, в котором преобладали новгородские известия (это известная теперь «Новгородская 4-я летопись»). Этот свод перерабатывался в Новгороде в последующее время, а во второй половине XV и в первой половине XVI века в Москве возникло несколько переделок «Владимирского Полихрона», известных теперь под именем двух Софийских летописей, Воскресенской и Никоновской. В XV веке составлен был и прототип русского хронографа, так называемый «Еллинский и Римский летописец».
Литературное творчество возбуждалось на Руси не только знакомством с чужими книгами, но и знакомством с чужими странами. В удельную эпоху, как и в Киевскую, довольно много русских людей ходило на поклонение святыням в Царьград, на Афон, в Иерусалим. Некоторые из этих богомольцев описывали все виденное и слышанное частью для того, чтобы ознакомить, с этими странами и путями к ним будущих русских путешественников, а частью просто для удовлетворения любознательности читателей. Таким образом, в половине XIV века описал свое путешествие в Царьград новгородец Стефан, с великим удивлением повествующий о святынях и великолепии Царьграда, так что «и ум сказати не может». В его описании чрезвычайно интересно указание, что Студийский монастырь в Царьграде был приютом русских паломников и книжников. Стефан встретил там двух новгородцев, которые занимались списыванием книг. От того же XIV века сохранились: «хождение» архимандрита Агрефения, описавшего святые места Палестины, «хождение» епископа Пимена в Царьград, описанное его спутником смоленским иеродиаконом Игнатием. От XV века имеем путешествие иеродиакона Троицкой Лавры Зосимы, посетившего Царьград, Афон и Иерусалим, и записки суздальского иеромонаха Симеона, одного из спутников митрополита Исидора на флорентийский собор. Эти любопытные записки проникнуты великим удивлением автора ко всему, что ему пришлось увидеть в Западной Европе, и в частности в Италии, — к городам, их прекрасным каменным зданиям, фонтанам, статуям, часозвонам с хитрым механизмом. Тому же Симеону принадлежит любопытная повесть об осьмом, или Флорентийском, соборе. Самое же дальнее и самое необычное путешествие совершено было тверским купцом Афанасием Никитиным и описано им в «Хождении за три моря». Увлекаемый торговой предприимчивостью и жаждой видеть новые страны, Никитин Волгой и Каспийским морем пробрался в Персию, а оттуда в Индию, где прожил целых три года. Он вернулся на родину в 1472 году, после многих приключений и опасностей, которые и описаны им в его путешествии.
Лекция семнадцатая
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОКРУГ НЕЕ СЕВЕРО-
ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Лекция восемнадцатая
УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОДЕРЖАВИЯ
В МОСКОВСКОЙ РУСИ ВОЗВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ
Лекция девятнадцатая
БОРЬБА С ПЕРЕЖИТКАМИ УДЕЛЬНОЙ ЭПОХИ ПРИ ИВАНЕ III И ВАСИЛИИ III И УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
ПРЕКРАЩЕНИЕ удельного дробления не знаменовало еще собой полного уничтожения порядков удельной эпохи. В качестве наследия этой эпохи оставались еще договорный характер отношений между государем и боярами и соединение некоторых политических прав с землевладением. Новая верховная власть на Руси в лице Ивана III и его сына Василия вступила в борьбу и с этими пережитками старого порядка и одержала ряд крупных побед над ними.
Лекция двадцатая
МОНАРХИЧЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ И МОСКОВСКОЕ БОЯРСТВО
В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО
РАЗГРОМ БОЯРСТВА И УПАДОК ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО
И ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Лекция двадцать первая
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОЕННО-СЛУЖИЛОГО КЛАССА МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВА
СОЦИАЛЬНОЙ базой образовавшейся великорусской монархии стал огромный военно-служилый класс, образовавшийся одновременно и в связи с объединением Великой Руси. При посредстве монархической власти этот класс подчинил себе огромную часть народной земледельческой массы и, в свою очередь, помогал ей держать в руках эту народную массу и править ею.
Набор военно-служилого класса и общественные элементы, пошедшие на его образование.
При таких обстоятельствах, когда внешняя борьба стала постоянной, непрерывной, и притом на огромном пространстве, стало уже не мыслимо стягивать народные ополчения как в удельную эпоху, а требовалось организовать особый, удо-боподвижный и достаточно многочисленный военный класс (враги выступали десятками тысяч и даже сотнями). Эта организация и началась в последней четверти XV века. В состав организуемого класса вошли все военно-служилые элементы, унаследованные от удельной эпохи. Таковы были прежде всего многочисленные потомки бояр, не достигшие положения своих предков, так называемые дети боярские. В военно-служилой иерархии они заняли на первых порах положение, непосредственно
следующее за боярами, так что и государевы грамоты в начале XVI века писались: «бояром, детем боярским и всем служилым людям». За ними следовали различные дворовые слуги удельных князей, или дворяне. Дворовые слуги в удельную эпоху были не только у князей, но и у бояр. Московское правительство воспользовалось и этим элементом. «Как Бог поручил великому князю Ивану Васильевичу под его державу Новгород, — говорит Разрядная книга, — и по его государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служилые люди, и тут им имена, кто чей бывал, как их испоместил государев писец Дмитрии Китаев». В состав служилого класса Московского государства вошли и новгородские землевладельцы, так называемые своеземцы или земцы, т. е. горожане, обзаведшиеся вотчинами, земельными владениями вне городской черты, ведшие сельское хозяйство и имевшие своих крестьян. Военно-служилый, класс пополнялся и выходцами из-за рубежа. При Василии III вместе с князем Михаилом Львовичем Глинским выехала из Литвы толпа западно-руссов, которые испомещены были в Муромском уезде и назывались «людьми Глинского» или литвой. К 1535 году, в правление Елены, выехало на службу государя Московского 300 семейств литвы с женами и детьми, которые испомещены были в разных уездах. Обильный прилив военных слуг был и с татарской стороны. Еще при Василии Темном приехал на службу в Москву казанский царевич Касим с отрядом татар. Касиму и его дружине быль отдан Городец Мещерский с уездом, получивший после того имя Касимова. При Грозном были испомещены многие татарские мурзы около Романова на Волге. Многие из этих татар, став русскими помещиками, принимали крещение и затем сливались с русскими служилыми людьми.
Из всех этих элементов и создался класс конной милиции, который по своему основному ядру и получил имя детей боярских. С второй половины XVI века, когда началась колонизация степей и понадобилось для защиты украинных городов увеличить еще более количество конной милиции, правительство стало пополнять этот класс и другими элементами. Таким образом, например, в 1585 году в Епифани было набрано из казаков 300 детей боярских и испомещено в уезде этого города. К концу XVI века общая численность московского военно-служилого класса достигала, по сообщению Флетчера, до 80 тысяч человек, а по туземным свидетельствам — далеко превосходила эту цифру (до 400 тысяч человек).
Но одной конной милицией не ограничилась организация военно-служилого класса Московского государства. По известию Флетчера, кроме конницы, на службе Московского царя состояло 12 тысяч пехоты — стрельцов, из которых 5 тысяч находились в Москве, составляя ее постоянный гарнизон, 5 тысяч были расставлены по другим городам и 2 тысячи состояли при особе государя (стремянной полк). Этот род войска существовал уже при Иване Грозном. Кроме стрельцов, гарнизоны городов составляли пешие казаки, пищальники, воротники, кузнецы, плотники и разные другие служилые, люди по прибору, вербовавшиеся главным образом среди посадского населения.
Кроме своих, русских людей Московское правительство уже в XVI веке стало пользоваться услугами наемных иноземных войск. Наемных солдат при Флетчере было 4300 человек: 4 тысячи черкас, т. е. малороссийских казаков, 150 голландцев и шотландцев и смешанный отряд в 150 человек из греков, турок, датчан и шведов. Кроме иноземцев. Московское государство при случае пользовалось для войны отрядами инородцев — татар, черемис и мордвы.
Разделение военно-служилого класса на чины.
Выбрав из общества годные к военной службе элементы, правительство в конце концов сделало им разборку, поделило их на разряды или чины, смотря по их общественному положению и служебной годности. В 1550 году царь с боярами приговорили набрать тысячу лучших детей боярских из разных уездов государства и наделить их поместьями около Москвы, не далее 70 верст по радиусу. Из этих детей боярских вместе с знатными родами бояр и детей боярских московских предполагалось создать контингент лиц для постоянной службы в Москве и для исполнения всевозможных, преимущественно военных, правительственных поручений. Так создался чин московских дворян, или служилых людей «московского списка», в противоположность городовым или провинциальным. Знатнейшие из этих дворян становились боярами, окольничими, стольниками, стряпчими, отправляли приказные и придворные должности в центре государства. Другие служили в «начальных головах» вместе с провинциальными служилыми людьми, командовали уездными отрядами, стрельцами и т. д. По степени пригодности провинциальные служилые люди с течением времени были также разбиты на группы. В конце концов создалась целая иерархия чинов в недрах военно-служилого класса. Высшее место занимали чины думные: бояре, окольничие и думные дворяне; среднее — чины московские: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы, низшее — чины провинциальные: дворяне выборные, дети боярские дворовые и дети боярские городовые. Выборные дворяне были наиболее зажиточные и исправные по службе из детей боярских. Их вызывали на известный срок в Москву для службы при дворе; когда царь отправлялся в поход, они входили в состав его полка, служили младшими офицерами в уездных отрядах и т. д. Дворовые дети боярские выступали в дальние походы, а городовые служили на месте. В пределах этой иерархии совершалось известное движение, не для всех одинаковое. Люди знатных боярских родов начинали свою службу в московских дворянах и поднимались выше, жалуемые в стряпчие, стольники, окольничие и бояре. Городовые дети боярские переводились в дворовые, выборные дворяне и т. д., дослуживаясь до чина жильца или дворянина московского, редко выше.
Лекция двадцать вторая
ОРГАНИЗАЦИИ
ТЯГЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В МОСКОВСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ В XVI ВЕКЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ северо-восточной Руси в Московском государстве отразилось и непосредственно на положении трудового населения, как посадских людей, так и крестьян.
Лекция двадцать третья
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ
В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI века
Лекция двадцать четвертая
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI века
ПОЛИТИЧЕСКОЕ объединение Великой Руси и одновременное освобождение ее от татарского ига не могли не сказаться известным образом на культурном ее развитии, как материальном, так и духовном.
ОГЛАВЛЕНИЕ
М.К.ЛЮБАВСКИЙ....................................................................................................................................................... 3
К ЧИТАТЕЛЯМ..................................................................................................................................................................... 6
М. К. ЛЮБАВСКИЙ (1860-1936)..................................................................................................................................... 7
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................. 13
Лекция первая.............................................................................................................................................................. 14
Доисторическое население Восточной Европы* и его культура......................................................... 14
Ледниковый период в восточной Европе и первые следы человека............................................................ 14
Культура палеолитической эпохи........................................................................................................................ 14
Культура неолитической эпохи............................................................................................................................. 15
Трипольская культура.............................................................................................................................................. 17
Начатки металлической культуры; медь и бронза.......................................................................................... 19
Железная культура.................................................................................................................................................... 19
Вопрос об этнографической принадлежности доисторических культур восточной Европы........... 20
Лекция вторая.............................................................................................................................................................. 22
Скифы и сарматы и вопрос об их народности............................................................................................... 22
ГРЕЧЕСКИЕ колонии................................................................................................................................................ 22
Известия Геродота о Скифии................................................................................................................................ 22
Скифы и славяне. Иранские элементы в Скифии.............................................................................................. 23
Сарматы в Скифии; их племена............................................................................................................................ 26
Сарматы и славяне.................................................................................................................................................... 27
Народность сарматов............................................................................................................................................. 28
Лекция третья.............................................................................................................................................................. 30
СКИФО-САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ; СОСЕДИ СКИФОВ И САРМАТОВ 30
СКИФО-САРМАТСКИЕ курганы........................................................................................................................... 30
Кульобская могила..................................................................................................................................................... 31
Чертомлыцкая могила.............................................................................................................................................. 31
Быт скифов и сарматов.......................................................................................................................................... 33
Греческое влияние на быт скифов и сарматов.................................................................................................. 34
Обратное влияние скифов и сарматов на быт греческих колоний.............................................................. 35
Северные соседи скифов и сарматов................................................................................................................... 36
Славянская прародина.............................................................................................................................................. 36
Местожительство литвы...................................................................................................................................... 37
Область распространения финнов. Иранское влияние................................................................................... 37
Лекция Четвертая..................................................................................................................................................... 39
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В ВОСТОЧНОЙ.............................................................................. 39
ЕВРОПЕ И СЛАВЯНСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ................................................................................................ 39
НАШЕСТВИЕ гуннов и вытеснение населения степей.................................................................................... 39
Известия современников о наружности и быте гуннов.................................................................................. 39
Аттила и его стан..................................................................................................................................................... 40
Распадение державы Аттилы; болгары и авары в южных степях восточной Европы....................... 40
Начало расселения славян........................................................................................................................................ 41
Вопрос о народности гуннов; мнение Д. И. Иловайского................................................................................ 42
Разбор мнения Д. И. Иловайского.......................................................................................................................... 43
Хазары и подчинение им славян............................................................................................................................. 45
Район славянской оседлости в восточной Европе, по летописи................................................................. 46
Лекция пятая................................................................................................................................................................ 49
МАТЕРИАЛЬНАЯ........................................................................................................................................................... 49
И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН В ЭПОХУ ИХ РАССЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 49
Материальный быт славян в эпоху их совместной жизни............................................................................ 49
Иранское и готское влияние на быт славян до их расселения....................................................................... 50
Материальный быт славян по расселении в восточной Европе.................................................................. 51
Торговля восточных славян..................................................................................................................................... 51
Религия славян............................................................................................................................................................. 52
Славянские языческие праздники........................................................................................................................... 53
Нравы славян............................................................................................................................................................... 54
Общение с иноплеменниками и его последствия............................................................................................... 55
Финское влияние......................................................................................................................................................... 55
Родо-племенной быт................................................................................................................................................. 56
лекция шестая............................................................................................................................................................ 58
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ................................................................................................................... 58
Теория родового быта............................................................................................................................................. 58
Теория общинного быта у славянофилов............................................................................................................ 58
Теория племенного быта.......................................................................................................................................... 59
Теория Сергеевича относительно образования земель.................................................................................. 60
Теория задружно-общинного быта...................................................................................................................... 60
Теория торгового происхождения городовых волостей............................................................................... 62
Односторонность всех теорий.............................................................................................................................. 62
Остатки родового быта......................................................................................................................................... 63
Остатки племенных организаций......................................................................................................................... 65
Городовые волости и варяжские княжения...................................................................................................... 65
Общие выводы............................................................................................................................................................ 66
Лекция седьмая.......................................................................................................................................................... 67
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН..................................................................................................... 67
ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РУССКОГО;................................................................................. 67
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ РУССКОГО государства....................................................... 67
ПЕРВЫЕ достоверные известия об объединении восточных славян......................................................... 67
Подготовка этого объединения. Владычество хазар..................................................................................... 67
Прорыв кочевников в южные степи восточной Европы в IX веке............................................................... 68
Последствия этого вторжения для славян........................................................................................................ 68
Объединение восточных славян под властью киевских князей..................................................................... 69
Вопрос о варягах-руси.............................................................................................................................................. 69
Мнение о славяно-балтийском происхождении варягов и руси................................................................... 70
Теория туземного происхождения руси.............................................................................................................. 70
Теория готского происхождения руси................................................................................................................ 71
Данные источников о скандинавском происхождении варягов-руси.......................................................... 71
Научные заслуги антинорманистов...................................................................................................................... 73
Роль варяжских князей в объединении восточных славян.............................................................................. 74
Внешняя деятельность первых князей.................................................................................................................. 74
Внутренняя деятельность первых князей............................................................................................................ 76
Слабость государственного объединения восточных славян....................................................................... 77
Начало объединения национального..................................................................................................................... 78
Лекция восьмая......................................................................................................................................................... 79
ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ....................................................................................................... 79
И КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА РУССКОГО........................................................................................................................................... 79
СЛИЯНИЕ варягов и славянских купцов; «русь» как общественный класс.............................................. 79
Выделение княжеской дружины; старшая и младшая дружины................................................................ 79
Начало княжеского землевладения; княжеские холопы.................................................................................. 80
Люди.............................................................................................................................................................................. 81
Христианство у восточных славян и причины его распространения....................................................... 81
Синкретизм верований............................................................................................................................................. 82
Общие последствия распространения христианства................................................................................... 83
Церковь и ее задачи; воздействие на княжескую власть............................................................................... 83
Начатки просвещения.............................................................................................................................................. 84
Культурное влияние Византии; церковное искусство..................................................................................... 85
Лекция девятая........................................................................................................................................................... 88
МЕЖДУКНЯЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ......................................................................................................... 88
В XI И XII ВЕКАХ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА РУСИ ОБЛАСТНОГО СТРОЯ.............................. 88
ОБЩИЙ характер политического объединения восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века. 88
Родовое владение Русской землей......................................................................................................................... 88
Разложение родового порядка княжеского владения..................................................................................... 89
Власть великого князя над родичами и ее упадок............................................................................................. 90
Новое географическое размещение русского населения................................................................................. 92
Политическое и экономическое разобщение разных частей Руси............................................................... 93
Обособление областей и возвышение веч главных городов........................................................................... 94
Общие итоги политического формирования Руси к концу XII века............................................................ 96
лекция десятая........................................................................................................................................................... 98
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.................................................................................. 98
КИЕВСКОЙ РУСИ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА В СТЕПЯХ ПОЛОВЦЕВ.................................. 98
РАССТРОЙСТВО внешней торговли.................................................................................................................... 98
Развитие княжеского сельского хозяйства и землевладения........................................................................ 98
Зарождение боярского и церковного хозяйства и землевладения............................................................... 99
Зарождение и укрепление идеи частной собственности на землю........................................................... 100
Развитие института рабства............................................................................................................................ 100
Закупы и изгои.......................................................................................................................................................... 101
Оседание княжеской дружины в областях и превращение ее в высший земский класс..................... 102
Роль оседлого боярства в установлении областного строя...................................................................... 103
лекция одиннадцатая........................................................................................................................................ 105
УПРАВЛЕНИЕ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ В ЭПОХУ................................................................................... 105
областного строя....................................................................................................................................................... 105
ВЕЧЕ, его состав и функции................................................................................................................................. 105
Функции князя............................................................................................................................................................ 107
Княжеские доходы с населения........................................................................................................................... 107
Должностные лица по центральному управлению; княжеская дума....................................................... 107
Должностные лица по местному управлению; начало кормления............................................................. 108
Древнерусский суд; его формализм..................................................................................................................... 109
лекция двенадцатая............................................................................................................................................ 111
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА С ПОЛОВИНЫ XI ВЕКА И ДО НАШЕСТВИЯ ТАТАР 111
ДАЛЬНЕЙШЕЕ распространение христианства и его организация на Руси....................................... 111
Церковное зодчество, живопись и скульптура.............................................................................................. 111
Чеканное и ювелирное дело................................................................................................................................... 114
Образованность князей и их заботы о просвещении.................................................................................... 116
Переводная церковная и светская литература.............................................................................................. 116
Самостоятельная церковная и светская литература................................................................................. 117
Христианские идеалы, национальное самосознание и действительность............................................. 120
ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ............................................................................................................................................ 122
ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАСПАДЕНИЕ РУСИ ;........................................... 122
УСТАНОВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ПОРЯДКА В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИЕЙ 122
БАТЫЕВ погром....................................................................................................................................................... 122
Окончательное разъединение северо-восточной и юго-западной Руси................................................... 124
Ослабление западной и юго-западной Руси...................................................................................................... 125
Новый, удельный порядок княжеского владения............................................................................................ 126
Экономическая жизнь северо-восточной Руси с прибытием татар....................................................... 127
Образование класса перехожих крестьян и дальнейшее развитие княжеского землевладения и хозяйства. 129
Развитие боярского землевладения.................................................................................................................... 130
Развитие церковного землевладения.................................................................................................................. 131
Иммунитеты церковных и боярских имений; сближение их с княжествами......................................... 132
лекция четырнадцатая.................................................................................................................................... 135
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В УДЕЛЬНУЮ ЭПОХУ............................... 135
ПРЕКРАЩЕНИЕ деятельности городских веч............................................................................................... 135
Зависимость князей от татарского хана; порядок княжеского владения............................................. 135
Власть великого князя Владимирского до конца XIV века........................................................................... 136
Эмансипация Рязани и Твери от подчинения великому князю Московскому и Владимирскому........ 137
Подчинение великим князьям Московскому, Тверскому и Рязанскому удельных князей....................... 138
Внутренняя самостоятельность уделов........................................................................................................... 139
Сближение княжеств с частными вотчинами............................................................................................... 140
Элементы государственности в удельном порядке....................................................................................... 141
Черты феодализма в удельном строе северо-восточной Руси XIII-XV веков; раздробление государственной власти. 142
Происхождение феодальных отношений на Руси.......................................................................................... 143
Закладничество и патронат................................................................................................................................ 144
Переходы бояр и слуг; жалования и кормления.............................................................................................. 145
Черты феодализма в воззрениях, языке и быте удельной эпохи................................................................ 146
лекция пятнадцатая........................................................................................................................................... 148
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ НОВГОРОДА И ПСКОВА 148
Заселение и устроение Новгородской земли силами общества................................................................. 148
Экономические связи Новгорода со своей землей;значение внешней торговли..................................... 149
Состав новгородского общества....................................................................................................................... 149
Возвышение веча и умаление княжеской власти в Новгороде.................................................................... 150
Договоры Новгорода с князьями.......................................................................................................................... 152
Положение князя в Новгороде; кормленые князья.......................................................................................... 153
Вече в Новгороде и Пскове, как орган верховной власти............................................................................. 153
Правительственные советы в Новгороде и Пскове...................................................................................... 154
Должностные лица в Новгороде и Пскове....................................................................................................... 155
Органы местного управления в Новгороде и Пскове..................................................................................... 156
Органы областного и колониального управления........................................................................................... 157
Внутренняя политическая рознь и борьба в Новгородской и Псковской республиках........................ 157
лекция шестнадцатая....................................................................................................................................... 160
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ............................................................................. 160
В УДЕЛЬНУЮ ЭПОХУ............................................................................................................................................... 160
Зодчество в удельную эпоху.................................................................................................................................. 160
Живопись................................................................................................................................................................... 161
Литейное, чеканное, ювелирное и другие художественные ремесла........................................................ 161
Образованность....................................................................................................................................................... 162
Прилив греческих и славянских книг в XIV и начале XV века........................................................................ 163
Литература удельной эпохи................................................................................................................................ 164
Общий уровень духовного развития русского общества в удельную эпоху............................................ 165
Ересь стригольников.............................................................................................................................................. 166
Распространение научных званий....................................................................................................................... 168
лекция семнадцатая........................................................................................................................................... 170
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОКРУГ НЕЕ СЕВЕРО-.................................................... 170
ВОСТОЧНОЙ РУСИ..................................................................................................................................................... 170
ПОДГОТОВКА нового государственного порядка......................................................................................... 170
Собирательная деятельность московских князей......................................................................................... 170
Причины возвышения Москвы. Прилив населения в бассейн реки Москвы.............................................. 172
Содействие ханов Золотой орды и общественных сил................................................................................ 175
Слабое противодействие Москве со стороны других княжеств............................................................ 176
лекция восемнадцатая.................................................................................................................................... 178
УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОДЕРЖАВИЯ................................................................................................................ 178
В МОСКОВСКОЙ РУСИ ВОЗВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ......... 178
ОБЩИЙ характер собирательной деятельности московских князей..................................................... 178
Излишек на старейший путь................................................................................................................................ 178
Иван III и установление единодержавия........................................................................................................... 179
Отстройка резиденции великого князя............................................................................................................. 181
Новые титулы великого князя и венчание на великое княжение................................................................ 183
Содействие духовенства возвеличению Московского государя................................................................ 183
Новые взгляды на власть Московского государя........................................................................................... 185
Успех новых идей в московском обществе....................................................................................................... 185
лекция девятнадцатая...................................................................................................................................... 187
БОРЬБА С ПЕРЕЖИТКАМИ УДЕЛЬНОЙ ЭПОХИ ПРИ ИВАНЕ III И ВАСИЛИИ III И УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА.......................................................................................................................................................... 187
Уничтожение права отъезда бояр и вольных слуг........................................................................................ 187
Установление обязательной службы с вотчин.............................................................................................. 188
Государственные права княжат и их уменьшение........................................................................................ 188
Изменение значения великокняжеской думы.................................................................................................... 189
Общественная среда как благоприятное условие для развития московского абсолютизма............ 190
Политическое бессилие московского боярства; местничество................................................................ 190
Общая политика московских государей в отношении боярства.............................................................. 191
лекция двадцатая.................................................................................................................................................. 193
МОНАРХИЧЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ И МОСКОВСКОЕ БОЯРСТВО....................................................... 193
В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО............................................................................... 193
РАЗГРОМ БОЯРСТВА И УПАДОК ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО....................................................................... 193
И ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ.......................................................................................................................... 193
ПРОИЗВОЛ и насилия в малолетство Ивана Грозного................................................................................. 193
Воспитание Ивана Васильевича Грозного........................................................................................................ 194
Первые проявления тирании................................................................................................................................ 195
Пожар 1547 года и перемена в настроении и поведении царя.................................................................. 196
Избранная рада........................................................................................................................................................ 197
Первый Земский собор и издание нового Судебника..................................................................................... 197
Разрыв царя с избранной радой.......................................................................................................................... 198
Опалы и казни........................................................................................................................................................... 199
Учреждение опричнины и ее эволюция.............................................................................................................. 200
Новые опалы и казни............................................................................................................................................... 201
Перетасовка землевладения княжат и последствия этого факта.......................................................... 202
Объединение боярства........................................................................................................................................... 203
лекция двадцать первая.................................................................................................................................. 205
ОРГАНИЗАЦИЯ............................................................................................................................................................ 205
ВОЕННО-СЛУЖИЛОГО КЛАССА МОСКОВСКОГО....................................................................................... 205
ГОСУДАРСТВА............................................................................................................................................................ 205
Военные потребности Московского государства......................................................................................... 205
Набор военно-служилого класса и общественные элементы, пошедшие на его образование.......... 206
Разделение военно-служилого класса на чины................................................................................................ 207
Денежное жалование и поместья....................................................................................................................... 207
Обязательная служба с вотчин и поместий и ее наследственность....................................................... 208
Успехи церковного землевладения...................................................................................................................... 210
Литературная полемика по вопросу о церковных имуществах................................................................ 210
Соборные определения о церковных имуществах.......................................................................................... 212
Изменение положения крестьян в связи с развитием военно-служилого землевладения.................... 212
лекция двадцать вторая.................................................................................................................................. 214
ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................................................................................................ 214
ТЯГЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В МОСКОВСКОМ............................................................................................ 214
ГОСУДАРСТВЕ В XVI ВЕКЕ.................................................................................................................................... 214
Сосредоточение торговли на посадах.............................................................................................................. 214
Посадские люди и их разряды.............................................................................................................................. 214
Начало прикрепления посадских к своему тяглу............................................................................................ 215
Крестьяне-старожильцы и порядчики............................................................................................................. 215
Прикрепление к тяглу крестьян-старожильцев............................................................................................. 216
Прикрепление крестьян перехожих................................................................................................................... 217
Указ 1597 года и его смысл................................................................................................................................... 218
Значение писцовых книг в деле прикрепления крестьян................................................................................ 219
Крестьянская вечность.......................................................................................................................................... 219
Развитие кабального холопства......................................................................................................................... 220
лекция двадцать третья.................................................................................................................................. 222
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................................................. 222
в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI века.................................................................................................... 222
ВОЗНИКНОВЕНИЕ приказов; перечень главнейших из них......................................................................... 222
Увеличение и усложнение состава думы.......................................................................................................... 224
Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины........................................ 224
Таксация кормов и установление порядка суда и управления в областях.............................................. 225
Губные учреждения................................................................................................................................................. 225
Земские учреждения Ивана Грозного................................................................................................................. 226
Земские соборы........................................................................................................................................................ 227
Успехи в развитии государственного начала................................................................................................. 229
лекция двадцать четвертая......................................................................................................................... 230
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI века.................................................................. 230
Подъем потребностей государя и государства............................................................................................ 230
Иноземный ввоз и иноземные мастера в Москве............................................................................................. 230
Зодчество................................................................................................................................................................... 231
Живопись................................................................................................................................................................... 233
Образованность....................................................................................................................................................... 234
Подъем национального чувства........................................................................................................................... 234
Общерусские летописные своды и хронографы............................................................................................. 235
Идея святой Руси и ее критика, рационалистическая и ученая; ересь жидовствующих.................. 235
Канонизация русских святых............................................................................................................................... 237
Великие Четьи Минеи митрополита Макария............................................................................................... 238
Влияние протестантизма; ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого................................................ 239
ОГЛАВЛЕНИЕ.................................................................................................................................................................. 242
– Конец работы –
Используемые теги: древ, Русской, истории, конца, XVI, века0.076
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: По ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ до КОНЦА XVI века
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов