Реферат Курсовая Конспект
Право в его соотношении с моралью - раздел Право, Философия права Канта Право В Его Соотношении С Моралью. Категория Правовой Долг. Путь Понимания В ...
|
Право в его соотношении с моралью. Категория правовой долг. Путь понимания в общественном мнении и в науке взаимоотношений между правом и моралью оказался в представлениях людей довольно сложным, порой причудливым с переносом центра тяжести то на одну, то на другую категорию и даже с действительными или кажущимися поворотами назад.
С давних пор в общественном и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете морали над правовыми критериями поведения.
Идеалы добра, взаимопомощи, а также моральные ценности и нормы равного общественного бремени, родительской любви, уважения к старшим и др. почитались как нечто более высокое и значимое, чем формальные установления закона, судебные решения, легистские рассуждения и требования неукоснительного соблюдения буквы. Довольно часто право под таким углом зрения рассматривалось и нередко рассматривается сейчас в качестве всего лишь известного минимума морали. Подобные представления обрели глубокие корни в России.
Определяющую роль здесь сыграли не только устойчивость общинного сознания и общинного, соборного образа жизни, но и постулаты той ветви восточно христианской культуры, которая в византийском обличье утвердилась на российской земле в виде православия. Особенно позднего православия, слившегося с идеологией имперской державности. И хотя в самом наименовании этой культуры, казалось бы, присутствует право православие, такого рода право понималось и в немалой степени понимается ныне в качестве приоритета и абсолютной значимости религиозных канонов, церковных законоположений, а в житейских делах приоритета совести и веры. Время глобального сдвига в истории человечества время перехода от традиционных к либеральным цивилизациям потребовало переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и морали, такого переосмысления, которое отвечало бы объективно назревшим и объективно происходящим процессам возвышения права в жизни общества, в жизни людей.
И здесь, как и по ряду других проблем, родоначальником правовой концепции, отвечающей требованиям либеральных цивилизации, стал Кант с его науковедческой ориентацией, направленной на придание учению о праве самостоятельного, суверенного статуса, на высвобождение идей о праве из-под эгиды господствующей в то время философской традиции, из общих этических воззрений.
Выражением такого поворота в научных воззрениях на соотношение права и морали стала идея строгого права, представляющая собой одну из сторон другой, более общей методологической категории, ранее уже освещенной чистого права.
Кант, характеризуя взаимосвязь права и принуждения, пишет Как вообще право имеет своим объектом внешнюю сторону поступков, так и строгое право, т.е. такое, к которому не примешивается ничего этического, не требует никаких определяющих оснований, кроме внешних тогда оно чисто и не смешано ни с какими нравственными представлениями Кант И. Соч. Т.0. ч. 0. С. 000 Очищение права от всего, что к нему примешивается и со стороны фактических отношений, и со стороны этики, нравственных представлений позволяет увидеть право в его собственной плоти, со всеми его собственными особенностями.
И именно потому понятие строгого права стало одним из важных выводов, характеризующих итог развития идей Канта по данному кругу проблем формирование высокозначимого самостоятельного учения о праве, и отсюда выступает в качестве смыслового центра его правовой концепции, предопределяющего с философской стороны все другие его черты.
Оно же, понятие строгого права, является исходным пунктом для понимания ряда новых сторон соотношения права и морали. Одна из таких сторон - парадоксальные грани соотношения права и морали. В общественной мысли последних десятилетий такое направление в развитии науки, исходным пунктом которого стало представление о строгом праве, нашло выражение в ряде идей, обосновываемых в философской и юридической литературе. В том числе о том, что мораль и право занимают самостоятельное и равновеликое положение в составе социальных механизмов, опосредствующих общественные отношения и более того о том, что правовые начала играют в ряде случаев передовую роль, нередко в большей степени соответствуют требованиям общественного прогресса Теория права.
Изд. 0. БЕК. С.000 и след В рассматриваемом контексте в философской литературе был выдвинут перспективный в научном отношении взгляд о взаимодополнительности права и морали примечательно при этом, что истоки философского обоснования такого взгляда и были найдены именно у Канта Соловьев Э.Ю. И. Кант взаимодополнительность морали и права. М 0000 Надо полагать, однако, что в нашей науке глубина подхода Канта к проблеме соотношения права и морали, построенного на выделении строгого права, еще не получила должной оценки.
Этот подход позволяет не только вывести право в регулятивной плоскости на один уровень с моралью, но и и это главное придать морали такое качество, которое на первый взгляд снова возвышает мораль над правом и даже будто бы возвращает нас назад, но которое, в действительности, и притом как это ни парадоксально именно через моральные идеалы и ценности качественно возвышает право, сообщает ему значение священной категории - цели в жизни человеческого сообщества самого святого из того, что есть у Бога на земле.
Здесь нужно учесть, что функции морали как регулятора как и функции права-регулятора ограничены ее регулятивным назначением. Для морали они сводятся к функциям критерия, на основе которого определяется оценка событий и поступков под углом зрения таких категорий, как - правильно-неправильно, правда неправда, хорошее плохое, доброе недоброе.
Но мораль не только регулятор он одновременно выступает в качестве идеалов и ценностей. А это уже не только категории высокого, трансцендентного духовного мира, законы его духовной свободы, но и в этой связи принципы, призванные придавать надлежащий духовный ранг, духовный статус тем или иным явлениям в области внешних отношений, внешней свободы, и прежде всего - придавать им качество священного явления.
Отсюда и следует, что священность права во многом раскрывается через мораль мораль, которая утверждается в гражданском обществе и через свои высшие идеалы, ценности возвышает право. Обратим внимание не заменяет право, не становится более высоким и более значимым, чем право, критерием при оценке поведения людей, а напротив, действуя как духовный фактор, возвышает объективное право, придает ему не только регулятивную, но и самую высокую духовную значимость. И такой эффект достигается, как мы увидим, не только путем настойчивых деклараций, использования соответствующих определений, эпитетов, но и путем выработки особых категорий, выражающих моральную оценку права.
Эта категория - правовой долг. Приведу сначала выдержку из сочинения Канта К вечному миру, а затем в ходе разбора суждений философа попытаюсь обосновать мысль о том, что именно через категорию правовой долг реализуется высшая моральная оценка права. Вот что пишет Кант И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг первое, однако, только обусловленный, второе же напротив безусловный, абсолютно повелевающий долг и тот, кто захочет отдаться приятному чувству благосклонности, должен вначале полностью убедиться, что он не нарушил этого долга.
И вслед за тем Политика легко соглашается с моралью в первом смысле с этикой, когда речь идет о том, чтобы подчинить право людей произволу их правителей, но с моралью во втором значении как учением о праве, перед которой ей следовало бы преклонить колени, она находит целесообразным не входить в соглашение, предпочитая оспаривать всю ее реальность и всякий долг истолковывать лишь как благоволение.
И здесь, замечает Кант дает о себе знать коварство боящейся света политики Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 Необходимо сразу же заметить, что, по Канту, уважение к праву для людей не просто долг, а долг безусловный, абсолютно повелевающий.
Более того, Кант противопоставляет его долгу любить человека одному из центральных постулатов христианской религии, рассматривает его в качестве лишь обусловленного долга, словом, возвышает долг людей в плоскости права в другом месте он прямо называет его правовым долгом Там же. С. 000. даже над важнейшим религиозным началом, относящимся к самой сути христианства. Почему же именно правовой долг имеет, как полагает Кант, безусловный, абсолютно повелевающий характер Тем более в условиях, когда происходит разъединении морили и права.
И вот здесь обретает глубокий смысл то обстоятельство, что конструирование понятия правовой долг оказывается возможным и оправданным только в гражданском обществе - том обществе, где в силу природы и логики его экономической, политической и духовной жизни право, раскрывая смысл либеральной цивилизации, становится целью общественной жизни. В том обществе, в котором право возвышается над властью политикой, ставит в центр общественной жизни человека, его достоинство, высший статус и неотъемлемые права.
И именно тогда в сфере морали право и реализуется в долге, имеющем безусловный, абсолютно повелевающий характер. Выходит, мораль, выраженная в правовом долге, есть мораль гражданского общества - высшая мораль, мораль-максима. Но долгие века в человеческом сообществе в условиях традиционных цивилизаций, в которых доминировали власть и ритуальные религии, господствующее положение имела адекватная им традиционная мораль, в которой первое место занимают власть политика и ритуальная религия, во многом поглощающие и право.
И стало быть, мораль, открывающая путь к тому, чтобы по словам Канта - подчинить право людей произволу их правителей, когда господствует с точки зрения современных представлений - право власти. И когда Кант вполне справедливо говорит о том, что политика должна преклонить колени перед правом человека Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 то пусть не пройдет мимо нашего внимания, что речь идет не вообще о праве, а именно о праве человека.
И не менее примечательно то обстоятельство, что это строгое, недвусмысленно определенное выражение в отношении политики власти преклонить колени - Кант слово в слово применяет и в отношении морали, выраженной в правовом долге, в учении о праве Там же. С. 000 Красноречива и такая деталь с точки зрения Канта и здесь вполне обоснованной, последовательной политика, а значит и власть легко соглашается с моралью, когда она освещает подчинение права людей произволу их правителей.
А вот перед правом человека и моралью, выражающейся в правовом долге моралью гражданского общества, власть, политика тушуются, робеют, понимая, что это большая, могучая, по логики общества доминирующая сила - явление ей, власти, глубоко органически чуждое, претендующее на первенство. Потому-то в отношении такой морали или учением о праве политика не спешит преклонять колени, а переводит дело в иную плоскость находит целесообразным не входить в соглашение, предпочитая оспаривать всю ее реальность и всякий долг истолковывать как благоволение Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 когда, по Канту, и раскрывается коварство боящейся света политики.
В другом месте Кант, в уже приведенном ранее комментарии древнеримской формулы - Fiat iustitia, periat mundus обращает внимание на такую грань соотношения права и морали, связанную с правовым долгом.
Он пишет, что политические максимы должны исходить .из чистого понятия правового долга из долженствования, принцип которого дан a priori чистым разумом Там же. С. 000 Подчеркивая таким образом приоритет правовых категорий по отношению к политическим, он поясняет суть правового долга через моральное понятие долженствование, но - такое долженствование, основу которого образует принцип, данный a priori чистым разумом. То есть принцип чистого права, высоких чистых правовых начал. И теперь такое соображение.
Одной из трудных проблем жизни современного общества, начиная со времен Канта до наших дней это проблема взаимоотношения политики власти и морали, моральность политики. Сам по себе спор морали и политики бесперспективен политика и мораль имеют свои основания общественной значимости, свои особые ниши бытия и могут каждая в своей сфере с немалым успехом отстаивать свой приоритет. Но этот спор находит удовлетворительное решение, как только в него включается право, притом именно право человека как цель общества.
В таких условиях мораль, призванная придавать священный характер праву, занимает должное высокое место по отношению к власти, к политике. И тогда, по словам Канта, истинная политика не может сделать шага, заранее не воздав должного морали. И тогда в любых жизненных перипетиях право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 Достоин упоминания еще один штрих, характеризующий моральность власти, политики.
И вновь толчок к размышлениям по данному вопросу дают идеи Канта о праве. Для Канта, как и многих других мыслителей эпохи Просвещения, были очевидными негативные стороны, коварство и тяготы власти. И вытекающая отсюда необходимость умирения власти и даже коль скоро речь идет о правителе как наместнике Бога - смирения в его душе. И вот при обосновании такой необходимости, когда философом и была высказана мысль о праве как о самом святом, что есть у Бога на земле, Кант, как уже отмечалось, и говорит о наиболее тяжкой миссии для правителя блюсти право людей Там же. С.000 Отсюда предположение.
Не в этой ли миссии блюсти право людей, когда недопустимо даже чем-либо задеть со стороны правителя эту святыню - надо видеть высшее предназначение государственной власти в обществе Если это предположение справедливо, то оно может служить еще одним подтверждением того высокого предназначения права, когда природа неодолимо хочет, чтобы право получило в конце концов верховную власть Там же. С.000 И еще один знаменательный момент, выражающий жесткую позицию Канта в отношении людей, попирающих неотъемлемые права человека.
По обоснованному утверждению Канта, нарушение прав человека явление отвратительное. Такое нарушение, по его словам, есть зло и им остается, в особенности, в преднамеренном взаимном нарушении самых священных человеческих прав, которое нельзя не ненавидеть Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 Но какой должна быть реакция на подобное нарушение прав человека В свою очередь причинить нарушителям зло Нет, говорит Кант, признание нарушение прав человека явлением отвратительным не означает причинять людям зло, это значит как можно меньше иметь с ними дело Там же Да, именно так. Именно такой с философской, истинно человеческой, глубоко моральной стороны должна быть реакция на нарушителей священных прав человека.
Как можно меньше иметь дело с нарушителями прав людей.
И прежде всего, надо добавить, с властью, которая по самому своему назначению призвана утверждать и охранять права людей как незыблемую святыню. Итак, краткий итог изложенному в области внешних отношений вровень с правом правом человека как самым святым, что есть у Бога не земле, рядом с ним должен быть поставлен правовой долг - долг безусловный, абсолютно повелевающий, выражающий высший моральный принцип отношения людей к праву в гражданском обществе. 0.0.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
И все же наиболее яркое и точное, на мой взгляд, определение ценности права выражено в кантовском положении о том, что право человека является самым… Вовсе не случайно в сочинениях Канта, затрагивающих вопросы права, неизменно… Этическая мысль М 0000.С.000 В последующих своих работах философ в ряде случаев использует указанное определение также…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Право в его соотношении с моралью
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов