Реферат Курсовая Конспект
Основные права и свободы человека и их классификация - раздел Право, Философия права Канта Основные Права И Свободы Человека И Их Классификация. Основные Права И Свобод...
|
Основные права и свободы человека и их классификация. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств.
Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские личные, экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.
Гражданские личные права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др. Экономические права это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д. Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида.
Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности.
В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории.
Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями. Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества.
От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации. Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.
Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом. Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан.
Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 00 Конституции РФ. Наглядную трансформацию претерпевало право голоса американских граждан в XV 0000 г XIX 0000 г XXIV 0000 г XXVI 0000 г. поправках к Конституции США. В-третьих, права человека это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества.
В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.
В-четвертых, правам человека обязательно корреспондируют обязанности. Соответствие прав и свобод человека юридическим обязанностям является одним из важных условий их успешной реализации. 0. КАНТ И. О ГРАНИЦАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ И. Канта первый приступил к систематическому обоснованию либерализма. Труды Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения, К вечному миру, Метафизические начала учения о правде. Принцип социальных воззрений Канта каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов.
Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. К человечеству следует относиться только как к цели, а не как к средству. Разум спонтанно творит для себя собственный мыслимый мир определенных идей, к нему старается приблизить реальные условия.
Автономия воли ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого, обеспечивая ей осуществление свободы. Проблема в том, что индивидуальная свобода сплошь и рядом перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона Кант называет правом. Право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки.
Субъективными мотивами, строем мыслей занимается мораль. Призвание права - гарантировать морали то социальное пространство, где она могла бы нормально проявлять себя, в котором могла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. Общеобязательность права достигается принуждением. Государство - исконный и первичный носитель принуждения. Государство - множество людей, подчиненных правовым законам. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных нужд, труде, здоровье, просвещении и т.д. благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права Кант - один из главных создателей концепции правового государства. Государству необходимо опираться на право, ориентироваться на него, согласовываться с ним. Происхождение государства.
Гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе, что не случайно.
Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор. Условие заключения договора - обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения признавать в каждом индивиде лицо, которое безо всякого принуждени осознает долг не делать другого средством для достижения своих целей и способно данный долг исполнить. Все отдельные лица отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства.
Свобода - свобода критики. 0 категории права естественное право источник - априорные принципы, положительное право источник - воля законодателя, справедливость притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное принуждением. Естественное право частное право регулирует отношения индивидов как собственников и публичное право определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан государство, как членами политического целого.
Правопорядок опирается на общеобязательные законы. В частноправовых отношениях стороны равны. Объект частного права - не только вещи и поведение людей, но и сам человек власть мужа над женой. Народ участвует в принятии конституции, выражающей его волю. Граждане делятся на активных имеющие избирательное право и пассивные низы общества. Идея разделения властей. 0 власти законодательная принадлежащая только суверенной коллективной воле народа, исполнительная сосредоточенная у законного правителя и подчиненная законодательной, верховной власти, судебная назначаемая исполнительной властью.
Формы государства по числу законодательствующих лиц автократия абсолютизм, аристократия, демократия. Республиканская форма правления - отделение исполнительной власти от законодательной. Деспотическая власть - их слияние. Народ не вправе обсуждать вопрос о происхождении власти. Всякая власть происходит от Бога. Государь, правитель получает только права, но не обязанности. Осуждается право наказывать главу, право восстания.
Допускается лишь легальное сопротивление существующей власти. Политико-юридические учреждения путем плавных реформ сверху. Кант выдвигает проект установления вечного мира созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Это неминуемо. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бердяев Н.А. Самопознание. М 0000. С. 000 2. Кант И. Из Лекций по этике.
Этическая мысль .0000. М 0000. С. 000. 3. Кант И. Соч. Т.0.ч. 0.С.000 4. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С.000. 5. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М Аграф, 0000. С.000. 6. Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта метафизика свободы. Вопросы философии. 0000. 0.С.00. 7. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. Статут.0000. С.00. 8. Соловьев Э.Ю. И. Кант взаимодополнительность морали и права.
М 0000. 9. Теория права. Изд. 0. БЕК. С.000.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
И все же наиболее яркое и точное, на мой взгляд, определение ценности права выражено в кантовском положении о том, что право человека является самым… Вовсе не случайно в сочинениях Канта, затрагивающих вопросы права, неизменно… Этическая мысль М 0000.С.000 В последующих своих работах философ в ряде случаев использует указанное определение также…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные права и свободы человека и их классификация
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов