Реферат Курсовая Конспект
Рационализация Проекция Перемещение Отрицание реальности - раздел Право, Социология ДЛЯ ЮРИСТОВ 5.6. «Психологическая Защита» И Преступное Поведение Использование П...
|
5.6. «Психологическая защита» и преступное поведение
Использование психологических защитных механизмов правонарушителями учитывается в некоторых социологических теориях преступности.
Из гл. 4 известно, что теория делинквентных субкультур объясняет нарушение преступниками общепринятых норм наличием у них особой, асоциальной, системы ценностей и норм, противостоящих официальным (это реальный факт). Но почему некоторые преступники, особенно несовершеннолетние, нарушают правовой запрет, необходимость которого они в принципе признают (и это тоже реальный факт)? Почему, не отрицая самого факта содеянного, преступник не признает свою вину'1 Один из возможных ответов на этот вопрос содержится в теории нейтрализации американских криминологов Грешэма Сайк-са и Дэвида Матзы.
Данная теория исходит из того, что социальные нормы, призывающие к должному поведению, в большинстве своем не выражаются в категорической форме. Нормативная система — отнюдь не жесткий свод правил, выполнение которых обяза тельно для любого в любых обстоятельствах, она обладает свойством гибкости. Есть заповедь «не лги». Но ведь морально оправдана и «ложь во спасение». Даже заповедь «не убий» не является абсолютной: она не распространяется на действия солдата на войне.
Подобного рода гибкость присуща и уголовному закону. В нем содержатся нормы, устраняющие ответственность по такого
рода основаниям, как невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость, неодолимая сила и т. д. Преступное поведение в значительной степени определяется сознательным или бессознательным расширением сферы действия подобных смягчающих обстоятельств. Правонарушители не вырабатывают свою систему норм, а используют особенности существующей нормативной системы для оправдания своего поведения. Распространяя смягчающие обстоятельства на свой конкретный случай, они «нейтрализуют» действие правовых норм в отношении себя. Оправдание своего поступка снимает для правонарушителя вопрос о собственной вине. Такое оправдание Г. Сайке и Д. Матза называют нейтрализацией и считают, что она осуществляется пятью способами, или приемами.
Отрицание ответственности. Правонарушитель рассматривает себя как объект чьего-либо воздействия, как жертву обстоятельств (плохая семья, плохие друзья, материальные затруднения и т. д.), и этим подготавливает почву для отклонения от нормы, которую он в принципе не отвергает. Отрицание ответственности как бы разрывает связь между субъектом и его действиями, снимает вопрос о вине и последствиях деяния.
Уголовное право отвергает принцип «объективного вменения» — ответственность без вины: какими чудовищными ни были бы последствия деяния, субъект не подлежит уголовной ответственности, если не установлена его вина (в виде умысла или неосторожности). Поэтому нарушитель, не отрицая факта содеянного и наступивших последствий, пытается доказать отсутствие своего злого умысла или переложить ответственность на других.
При опросе 74% осужденных ответили, что нельзя человека осуждать за плохой поступок, если в его основе лежали хорошие намерения. Вероятнее всего осужденные эту возможность «примеривают на себя», на свой реальный случай. И ответы типа «осуждать можно, но сажать не надо» этот вывод подтверждают.
Но когда вина слишком очевидна и ответственность за содеянное отрицать невозможно, нарушители применяют другой прием — отрицание вреда.
Отрицание вреда. Для нарушителя вопрос о преступности поведения тесно связан с наличием вреда или ущерба, причиненного его действиями. Причем этот вред может им толковаться самым Различным способом: хулиганство как озорство, драка как вы-
яснение отношений между своими, угон автомобиля соседа как неудачная шутка и т. д. Главное, что какого-либо ощутимого вреда его действия никому из посторонних не причинили Действительный вред, с точки зрения преступника, был причинен ему самому (попал в колонию) или его семье. На такой вопрос один осужденный ответил: «Своим преступлением я причинил вред только самому себе — у меня рухнули все планы на дальнейшую жизнь». Этот человек был осужден на 10 лет за изнасилование.
Интересно отметить, что в данном случае нарушители склонны рассматривать в качестве преступных только деяния, говоря юридическим языком, с материальным составом, т. е причиняющие конкретный реальный ущерб. Наличие же в законе формальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за действия независимо от наступивших послед ствий, ими игнорируется.
Если невозможно подвергнуть сомнению факт нанесения реального ущерба, нарушители прибегают к следующему приему — отрицание наличия жертвы.
Отрицание наличия жертвы. Даже если нарушитель признает свою ответственность за неправильные действия и готов допустить, что они причинили кому-нибудь вред, он пытается акцентировать внимание на личности жертвы, представляя свое деяние как вид справедливого возмездия или наказания: жертва превращается в злодея, а преступник — в благородного мстителя (вспомним Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля») Данный прием можно назвать комплексом Робина Гуда: если вор у вора дубину украл, то это уже и не воровство, а восстановление социальной справедливости. Среди опрошенных осужденных 45,4% считают, что не нужно быть справедливым с несправедливым человеком; 57,3% полагают, что нечестных людей нужно обманывать.
Широкому использованию такого способа самооправдания способствует его глубокая укорененность в обьщенной морали и народной культуре. Мораль любого народа порицает обман, но народный же фольклор утверждает, что обман обманщика не грех, а доблесть. Об этом говорят и шедевры мировой литературы — от «Декамерона» до «Золотого теленка». Существует даже самостоятельный литературный жанр — «плутовской роман».
Хотя снисходительное отношение к жуликам и мошенникам свойственно, видимо, любой национальной культуре (вспомним
героев Д. Лондона или О' Генри), но у русского народа это проявляется, пожалуй, наиболее ярко.
Своеобразную социальную солидарность с преступниками в этом отношении проявляют как простые граждане, так и сотрудники правоохранительных органов. В обьщенной морали оценка тяжести преступления во многом зависит от личности потерпевшего. Когда преступники сводят счеты друг с другом в многочисленных «разборках», когда подрывают в машине очередного «вора в законе», мы с удовлетворением говорим: туда им и дорога, воздух станет чище. Но это опасная позиция. И дело даже не в том, что она является по сути антихристианской, а следовательно, аморальной. Во-первых, она отрицает универсальность права и неделимость понятия прав человека. Во-вторых, надежды на очищение воздуха иллюзорны. В процессе такой социальной селекции, если ему не препятствовать, взращивается порода еще более опасных и жестоких преступников.
Если правонарушителю все же не удается опорочить жертву, то применяется следующий прием — осуждение осуждающих.
Осуждение осуждающих. Нарушитель может переместить внимание со своих действий на действия (или личность) осуждающих его людей: те, кто меня осуждает, сами плохие и несправедливые люди (судья — взяточник, милиционеры — садисты). Когда нарушитель видит явную (или мнимую) аморальность других людей, ему легче преуменьшить неблаговидность собственного поведения.
* Недаром в исправительных колониях наибольшей популярностью пользуются газетные статьи и телепередачи о преступлениях и аморальных поступках сотрудников правоохранительных органов и представителей власти. «Если чиновники берут многомиллионные взятки, строят роскошные дачи и при этом остаются безнаказанными, то почему в тюрьме оказался я? Ведь моя вина по сравнению с их виной ничтожна. Значит, общество поступило со мной явно несправедливо и тем самым освободило меня от всех моральных обязательств перед ним». Правильно замечено, что осужденным вина общества перед ними нужна не меньше, чем обществу раскаяние преступников.
Когда все перечисленные выше способы не срабатывают, нарушители прибегают к следующему приему — обращение к более важным обязательствам.
Обращение к более важным обязательствам. Внешний и внутренний контроль могут быть нейтрализованы также в ре-
зультате того, что требования общества в целом приносятся в жертву интересам группы, к которой принадлежит нарушитель. Он вовсе не обязательно отвергает официальную нормативную систему, а скорее рассматривает себя как человека, столкнувшегося с нравственной дилеммой, которая, к сожалению, может быть разрешена только нарушением «неразумного» закона (я не мог бросить друга, я не мог показаться трусом и т. д.). В гом проявляется прагматическое отношение к морали и праву: нормы следует соблюдать, но до тех пор, пока это выгодно, пока позволяют обстоятельства.
Правовой прагматизм подтверждают исследования правосознания преступников. При изучении правосознания обычно используют методику коллизий, или казусов. В этих коллизиях имеет место конфликт норм: общественных и групповых, групповых и личных и т. д. Конечно, выбор возможного поведения при решении казуса не предопределяет действительное поведение, но говорит о степени значимости той или иной ценности и, следовательно, показывает вероятность реального поведения в соответствии с этой ценностью.
Так, осужденным была предложена следующая коллизия: «Десятиклассник был свидетелем разбойного нападения своих приятелей, но никому ничего об этом не сказал». Осужденные должны были оценить поведение действующего лица коллизии и выбрать вариант своего поведения в аналогичной ситуации.
В решении казуса наблюдается закономерность: осужденные дают больше правильных оценок поведения других лиц и меньше правильных вариантов своего возможного поведения. Прагматическое отношение к морали в том и проявляется, что при положительном отношении к норме (выбор правильного варианта поведения для других) одновременно наблюдается готовность нарушить ее при неблагоприятных (с точки зрения нарушителя) обстоятельствах.
Утверждения типа «я не хотел этого», «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили», «я это сделал не для себя», часто применяемые правонарушителями в свое оправдание, сама потребность в нем говорят о том, что в противоправном поведении нарушители руководствуются не какими-то особыми ценностями и нормами. Они, как уже сказано выше, используют свойства существующей нормативной системы для обоснования и оправдания своего поведения.
Конечно, защитные механизмы, как бы ни были они сильны, недостаточны для того, чтобы полностью нейтрализовать воздействие усвоенных субъектом ценностей и неодобрительную реакцию на его поступки со стороны других лиц. Но широкое использование личностью защитных механизмов показывает ее неспособность к трезвой самооценке, объективному анализу своего характера и поведения. Самооценка, важнейший компонент самосознания личности, не только является показателем ее критичности, но и существенно влияет на регуляцию поведения. Исследования показывают, что
самооценка преступников отличается меньшей критичностью по сравнению с законопослушными гражданами, характеризуется неадекватностью, причем преобладает завышенная самооценка.
На первый взгляд может показаться, что теория субкультур и теория нейтрализации противоречат друг другу. Первая говорит о том, что преступники создают свою нормативную систему, в которой совершение преступления морально оправданно (или не требует такого оправдания вообще). Вторая — что преступники используют свойства официальной нормативной системы для оправдания своего поведения.
Но дело в том, что ни та, ни другая теория не является универсальной теорией преступного поведения, эти теории описывают отдельные стороны и закономерности такого поведения. Каждая из них истинна, но в пределах своей области. Поэтому они дополняют друг друга.
Как мы увидим в следующих главах, эти теории отражают особенности процесса социализации у разных категорий преступников.
Ключевые слова:
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Социология ДЛЯ ЮРИСТОВ"...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рационализация Проекция Перемещение Отрицание реальности
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов