Реферат Курсовая Конспект
Общественно-политическая мысль в России в XIX веке - раздел Политика, Содержание 1.введение 1 Критика Просвещенного Абсолютизма Екатерины Ii М.м. Щ...
|
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 1 Критика просвещенного абсолютизма Екатерины II М.М. Щербатовым . .3-2 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова.4-3 Борьба двух тенденций в критике крепостничества. Формирование просветительства в России 6-4 Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии .9-6 Новиковский период в истории просвещения 11-12 7 Деятельность С. Е. Десницкого 12-8 Масонство.13-9 Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева 15-10 Французская буржуазная революция и русская общественная мысль.17-19 Заключение .19 Список использованной литературы 20 Введение XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского.
Реформы Петра Великого, просвещенный абсолютизм Екатерины II и многое другое обуславливают пристальное внимание историков на этот период.
В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России. Какие же проблемы поднимают российские общественные деятели Самый главный вопрос получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостничества, крепостного права не было. М.М. Щербатов, дворянин, помещик-практик, экономист и публицист немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян.
Щербаков критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Обличал он и нравы императрицы, называя ее славолюбивой и любострастной. Однако, Щербатов резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян. Другой видный деятель И.И. Панин в своей деятельности выступал против крайнего ущемления крестьянства и помещичьего произвола, однако и он остается сторонником крепостничества.
Д.А. Голицын предлагал нереальную идею самовыкупа крестьян из рабства. И.П. Елагин работал над проектом освобождения крестьян, но был убежден в невозможности его реализации в то время. Другая часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов это Сумароков, А.Д. Поленов, Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. Если большинство деятелей главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И. Новиков, наносила основной дар по моральным устоям крепостничества.
Несомненно, атикрепостническая мысль была не единственной актуальной темой общественных деятелей. Поднимались многие другие вопросы, очень важным из которых являлась и смена политического строя. 1
Однако общая линия императрицы основывалась на учете баланса всех сил. Щербатовым. 2 . В силу этих условий земледелие России находится в критическом состояни... Олицетворяя стремление возвратить времена предков, князь Щербатов мног...
Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством.
Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины. Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами.
Нужна была поморская упрямка славная и большое презрение к персонам высокородным, чтобы в письмах к всесильному фавориту Елизаветы заявлять, что не намерен быть шутом не только у вельмож, но и у самого бога. На взгляды Ломоносова оказали влияние теория просвещенного абсолютизма и мужицкая вера в хорошего царя. Не понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды на реформы сверху. Буржуазная направленность взглядов Ломоносова отчетливо выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все просветители, придавал решающее значение. В области образования Ломоносов выдвигал буржуазный принцип бессословной школы и требование обучения крестьян.
В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды, смело утверждал он и добился того, что первый в России университет стал бессословным учебным заведением, рассчитанным на генеральное обучение разночинцев. Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу.
Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского факультета. Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории русской общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость.
Непонимание органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли. 3 Борьба двух тенденций в критике крепостничества.
Формирование просветительства в России. Что же касается другого крыла общественной мысли России второй половины XVIII в именуемого в нашей литературе просветительством, то его появление было во многом итогом иных процессов. Реальным итогом развития России в XVI XVIII вв. при всей отталкивающей жестокости крепостничества были весьма существенные достижения. Среди них обширная территория, создавшая в конечном счете минимально приемлемые условия для развития экономики и роста народонаселения. Более того, Россия стала великой европейской державой.
Начиная с эпохи Петра Великого и его реформ, российская дворянская элита восприняла европейскую культуру в самых разнообразных ее проявлениях. Российская общественная мысль и общественное сознание в немалой степени имели в качестве эталонов своего развития европейские стандарты Жизни, культуры, науки и т.п. Отсюда и развитие демократических, либеральных, просветительских идей, которые лишь Постепенно обретали прочность бытия своего на русской почве.
Однако во второй половине XVIII в. эти идеи имели в большей мере лишь нравственную основу. Драматург и поэт А.П. Сумароков был одной из влиятельных фигур придворного общества, к его советам прислушивалась и Екатерина II. Вместе с тем Сумароков был одним из критиков крепостничества. В его сочинениях и. в частности, в записке О домостроительстве была дана резкая критика вопиющих злоупотреблений крепостным правом.
Но позиции критика четки и недвусмысленны он защищает крепостное право от злоупотреблений, он доказывает заинтересованность помещика в благополучии своих крестьян. Однако среди группы критиков, охраняющих крепостничество, были и такие, которые предлагали реформы. Одним из них был П.И. Панин. П.И. Панин, брат воспитателя цесаревича Павла Н.И. Панина, был крупным военным деятелем. После участия в работе комиссии о несостоятельных должниках он подал в 1763 г. на имя императрицы записку по крестьянскому вопросу.
В ней были изложены советы по борьбе с крайними злоупотреблениями помещиков. П.И. Панин предлагал, в частности, прекратить практику продажи крепостных поодиночке и продавать их только семьями, запретить торговлю рекрутами, установить губернаторский надзор над наиболее жестокими помещиками. Наконец, П.И. Панин предлагал установить максимум в крестьянских повинностях. В проекте И.П. Елагина, поданном царице в январе 1767 г выдвигалась идея передачи крепостным крестьянам земли в потомственное владение и определения объема их повинностей в пользу помещика.
Но все это Елагин предлагал сделать лишь в будущем. Весьма интересными были соображения о судьбах крепостного права, высказанные Д.А. Голицыным в его письмах к брату А.М. Голицыну, поскольку сам Д.А. Голицын почти четыре десятка лет был на дипломатической службе. В 50-х годах, живя в гуще общественно-политической жизни парижских салонов, водя дружбу с Вольтером, Дидро и другими философами и общественными деятелями Франции, Д.А. Голицын был наиболее радикален в своих взглядах. Тогда он писал о необходимости безусловной отмены крепостного права как экономически невыгодной формы организации хозяйства и предоставлении крестьянам полного права собственности, т.е. собственности на имущество и землю.
Однако позже Д.А. Голицын резко меняет свои взгляды. Он считает, то крестьяне должны выкупать свою свободу за огромные деньги по 200 руб. за душу. Земля остается у дворян, и богатые крестьяне могут ее арендовать или купить у помещика Безвозмездно крестьянам дается лишь право собственности на движимое имущество.
Людей, обладающих лишь движимым имуществом и занимающихся торгово-промышленной деятельностью, Д.А. Голицын называл третьим сословием. Так же как и другие прожектеры, Д.А. Голицын предполагал установить государственный контроль над помещиками для пресечения злоупотреблений властью. А все дело облегчения положения крестьянства осуществлять лишь постепенно. В качестве объекта для эксперимента Д.А. Голицын, как и И.П. Елагин, предлагал Екатерине II ее домен, т.е. дворцовых крестьян.
Все упомянутые выше прожекты реформ явились, пожалуй, единственным реальным плодом распространения идей французского Просвещения в среде, окружавшей Екатерину II. Дворянская аристократия в подавляющем большинстве лишь играла с трудами французских философов. Для них это была мода. Беспрепятственное издание произведений французских философов способствовало проникновению просветительских идей в широкие круги дворянской и разночинной интеллигенции.
Сочинения французских просветителей ходили по рукам в студенческой среде Петербурга и Москвы, в среде дворянской молодежи. Довольно большими тиражами издавались лучшие произведения Вольтера, Монтескье, Руссо и др. Их можно было найти в Оренбурге, Казани, Симбирске, Орле. С 1767 по 1777 г. было переведено и издано отдельными сборниками свыше 400 статей из знаменитой Энциклопедии Дидро и ДАламбера. Исключительно важную роль для широкого русского читателя сыграли сочинения Вольтера, написанные в простой и доходчивой форме.
Широкое распространение идей Просвещения способствовало выдвижению целой плеяды оригинальных русских мыслителей, произведения которых олицетворяли иную тенденцию в критике крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, эти мыслители стояли прежде всего на позициях человеческой нравственности и морали, их резко отличали беспредельная ненависть к крепостничеству, горячая забота о несчастном положении крепостных крестьян.
Солдатский сын, питомец Академии, продолживший образование за границей, Алексей Яковлевич Поленов 1749 1816 гг. в работе О крепостном состоянии крестьян в России, представленной на конкурс Вольного экономического общества, исходил из общих положений французских просветителей. Крепостнической теории об извечном существовании рабства он противопоставлял положение о том, что свободные крестьяне были насильственно превращены в крепостных.
Невозможно поверить, писал Поленов, чтобы свободные люди добровольно предпочли рабское состояние благородной вольности и тем вечно себя посрамили, а потомство свое сделали несчастливым. Крестьяне, от которых зависит наша жизнь, наша безопасность и наши выгоды лишились всех почти приличных человеку качеств. У них отняли право собственности и заставили работать на других, их продают и больше жалеют скот, нежели людей, производя человеческою кровию бесчестный торг. Крепостного крестьянина Поленов сравнивал с свободным тружеником, который сам распоряжается плодами своего труда, работает усердно, расширяет свое хозяйство, хорошо одевается и питается, создает семью, производит товары для продажи, обогащается сам и обогащает государство.
Как и французские просветители, Поленов утверждал, что крепостничество приведет страну к гибели, доведенный до отчаяния крепостной крестьянин выступит с решительным протестом.
В этом же ряду следует назвать одного из первых критиков крепостничества в Лифляндии Иоганна-Георга Эйзена. Пастор в приходе Торма, а потом профессор елгавской Петровской академии, Эйзен был автором интереснейшей работы, в которой он доказал непродуктивность барщинного труда, столь стремительно распространявшегося в Прибалтике. В этой работе предлагалась отмена крепостного права и передача земельных наделов в собственность крестьянам. Ярким представителем передовой общественной мысли был и Я.П. Козельский автор Философических предложений, явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России.
Козельский протестует против распространенного в дворянском обществе понятия о крестьянах как о низшей породе людей. Следуя теории естественного права, он считает, что люди равны от природы Подлым является не тот, кто беден, а тот, кто совершает подлые дела. Одним из глубоких русских мыслителей этой поры был профессор Московского университета С.Е. Десницкий.
Он осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ политического строя учреждение выборного сената как высшего законодательного и судебного органа,
Введение бессословного, гласного суда с адвокатурой и присяжными, устройство купеческого самоуправления, равноправие мужчин и женщин, устранение вмешательства церкви в просвещение и науку и т.д Основная направленность предложений носила буржуазный характер. Если упомянутые нами деятели русского просветительства свое главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И. Новиков, наносила основной дар по моральным устоям крепостничества.
В острой сатирической манере Новиков дал яркие обобщенные образы чудовищных столпов крепостничества. А их у Новикова целая портретная галерея Змеяны, Глупомыслы, Плутовы, Брюжжаловы, Бранниковы, Недоумы, Злорады. Наряду с острейшей критикой и развенчанием крепостничества важнейшим звеном просветительской деятельности Н.И. Новикова была его издательская работа.
Книгоиздательская деятельность его была весьма многообразной. Тут были и сатирические журналы Трутень, Пустомеля, Живописец, Кошелек. Тут были и исторические издания, вроде многотомной Древней Российской вивлиофики, и журналы научно-популярного характера, типа Экономического магазина, который вел А.Т. Болотов. Новиков издавал огромное количество французской просветительской литературы.
Наконец, он издавал ряд газет в частности, Московские ведомости. Ненавидя всей душой самодержавно-крепостнический строй, Новиков объяснял его язвы чисто моральными причинами, падением нравственности помещиков, общей темнотой и невежеством. Выходом из этого тупика, по мысли Новикова, было широкое просвещение народных масс. Мучительные поиски путей развития способствовали тому, что в конце 70-х годов Новикова увлекли в свои ложи масоны. Масонство являло собой своеобразную форму идеологической реакции, форму борьбы с рационализмом идей Просвещения.
Вместе с тем среди масонов удивительно уживались набожность и вольнодумство, просветительство с крепостнической идеологией. 4
Вяземского и А. П. 90-91 Ликвидировать побеги можно не жестокими наказаниями крестьян, а ... Однако позиция прогрессивных депутатов и участников конкурса была непо... Плеханов.
Не выяснено, кто писал отдельные статьи Новиков, Фонвизин, Радищев или... Новиковские журналы дали целую галерею портретов помещиков. Третьи гордились своим правом за всякий пустяк всем людям кожу спустит... В ряде вопросов буржуазная направленность общественно-политических взг... Выступления журналов Новикова свидетельствовали о его определенной сим...
Десницкий требовал равноправия всех народов Российской империи, равноп... Говоря о равенстве людей, масоны переносили это понятие в абстрактный ... Лопухин писал в 1780 г что французские просветители разум свой соделыв... Соч. М 1780, стр.
Революционные общественно-политические взгляды А. Н. 273 Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный пу... Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти звери алчные, пиявиц... Н.
В. В событиях во Франции они видели претворение в жизнь тех дум, которые,... Один вологодский помещик заметил, что все крестьяне имеют оставшегося ... Наметились истоки революционно-демократического течения, определившего... Приближавшийся кризис феодально-крепостнической идеологии даже в ее пр...
Заключение. Что ж, подведем итоги. Мы видим зарождение в России мощнейшего движения, мощнейшей мысли. Виднейшие общественные деятели указывают на отсталость России как в экономическом, ток и социальном плане. Важно, что они обращают пристальное внимание на истоки этой проблемы, совершенно верно указывая на две важнейших причины этих негативных явлений крепостничество и ничем неограниченную абсолютную монархию.
Столь мощное движение не могло остаться только на бумаге. И век XIX тому свидетельство. CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. История России с начала XVIII до конца XIX века А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев М. Издательство АСТ, 1996. История России с древности до наших дней пособие для поступающих в вузы И.В. Волкова, М.М. Горинова, А.А. Горский и др.под ред. М.Н. Зуева М.Высш. шк. 1997 История СССР с древнейших времен до наших дней М.Наука. 1967. т.3.
– Конец работы –
Используемые теги: Общественно-политическая, мысль, России, XIX, веке0.085
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественно-политическая мысль в России в XIX веке
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов